Что делать, если уже в 35 лет память стала дырявой? Какие лекарства пить, как тренировать?

 

Мне 35 лет. Последнее время замечаю: положу что-­то, а потом не могу вспомнить — куда? Вижу на экране знакомого актера, а фамилия его «всплывет» минут через 20. Уже пора пить лекарства или можно как-­то потренировать память?   Память бывает двух видов. В так называемой актуальной (оперативной) информация хранится не более 40 минут; латентная, или долговременная, может держать ее сколько угодно — это то, что мы называем копилкой памяти. «Дырявой» она становится потому, что ухудшается кровоснабжение мозга, разрушаются нейронные связи (нейрон — нервная клетка), и, как следствие, возникает проблема с ассоциативной и с памятью вообще. Реальная возможность укрепить ее — разгадывать кроссворды, побольше размышлять, читать книги и стараться в течение дня «держать равновесие», тогда никакие стрессы сразить не могут.   Многие думают, что кроссворды — блажь, занятие бесполезное. Но разгадывая их, человек всякий раз обращается к своей долговременной памяти, вытягивает оттуда разную информацию и тем самым подпитывает нейронные связи, отвечающие за ее хранение. Если образно, то это наша библиотека, которую надо постоянно приводить в порядок: доставать, протирать книги, пролистывать, чтобы убедиться в их целостности, вспоминать прочитанное, расставлять тома по местам. В ухоженной библиотеке издания хранятся лучше и выглядят привлекательно. То же можно сказать и о нашей памяти. Когда она ясная, глаза человека сияют. Советую выбирать кроссворды посложнее, заставляющие думать, заглядывать в энциклопедии, справочники, словари. Легкие сканворды, ребусы, шарады специальных знаний не требуют, но все же развивают другие механизмы мышления — ассоциативное, логику, способность к счету, воображение. Они не тренируют память, зато помогают ее укреплять. Разгадывать кроссворды или учить стихи надо в охотку: когда процесс доставляет удовольствие, информация запоминается лучше. Пользы от механического заучивания мало, ведь память всегда ловит смысл. Нужно понимать, о чем читаешь, и перепроверять себя: осталось ли что­то в голове? Научно доказан такой сценарий запоминания: сначала познакомьтесь с материалом (прослушайте или прочитайте). Через 40 минут закончится срок хранения этой информации. Проделайте то же самое снова, а через 12 часов пробегите по знакомому тексту глазами. Такая схема довольно быстро делает из ученика отличника.   Люди думают, будто проблемы с памятью — удел пожилых. Но, по статистике, на провалы в ней жалуется каждый десятый в возрасте 35 лет. Дело в том, что наш мозг активно поглощает информацию, пока молод. Эффективное запоминание — до 25 лет. Потом усваивается информация, связанная с жизненным опытом, а в 40 мозг начинает психологически защищаться от поступления новых сведений. По аналогии с библиотекой — вначале на ее полки попадают все книги без разбора, потом только те, что необходимы, а затем она закрывается для новых поступлений и работает лишь на выдачу. Вот то­гда люди в возрасте, которые перестают читать, путешествовать, не стремятся что-­либо познавать, начинают жаловаться на «неработающие мозги».