Михалевич П.Н. Новый этап – новые задачи

09.10.2013
10
0
Михалевич П.Н. Новый этап – новые задачи

5-й съезд Белорусской ассоциации врачей (25.02.2000 г.) обсудил итоги деятельности своего общественного объединения,  рассмотрел проект новой редакции Закона "О здравоохранении", провел перевыборы руководящих органов и сформулировал основные задачи на следующее пятилетие. Предлагаем первое выступление в печати вновь избранного председателя П.Н. Михалевича

Новый этап – новые задачи  (Журнал «Медицина», 2000, №2, с. 8-9)

                Михалевич Павел Никанорович, президент Белорусской ассоциации врачей, проректор по учебной работе БелГИУВ.

25 февраля 2000 года состоялся V съезд Белорус­ской ассоциации врачей (БАВ). Пятый съезд в обычной практике общественных объединений - это уже период ста­бильности и зрелости, период укрепления и расширения задач и направлений в работе. Так ли это на самом деле?

Немного истории. БАВ как общественное объедине­ние организована в 1992 г. при достаточно активной под­держке врачей республики и Министерства здравоохране­ния. Перспективы были самые радужные. Тем более, мировой опыт свидетельствовал, что аналогичные ассо­циации в большинстве стран - это серьезные обществен­но-экономические объединения, без участия которых не­возможно обеспечивать стабильную и устойчивую работу систем здравоохранения, обсуждать вопросы реформиро­вания системы здравоохранения.

В условиях нашей республики сработала известная поговорка: «Хотели, как лучше – получилось, как всегда». Пер­воначальный и короткий период активности и поддержки сменился длительным периодом существования Ассоциа­ции на грани «быть или не быть». Нельзя сказать, что за этот период ничего не было сделано. Со стороны руковод­ства БАВ предпринимались достаточно активные меры по повышению статуса организации. БАВ стала членом Евро­пейского союза национальных врачебных ассоциаций, был организован и издается интересный журнал Ассоциации - «Медицина», по инициативе Ассоциации на I съезде вра­чей Республики Беларусь был принят Кодекс врачебной этики, во многих учреждениях здравоохранения созданы врачебные комиссии по этике и т.д. Однако БАВ так и не стала общественно, а тем более - экономически, значимой организацией.

Причин этого много. Но прежде чем анализировать их, необходимо ответить на ключевой вопрос: нужна ли бе­лорусской системе здравоохранения национальная ассо­циация врачей?

Среди множества организационных вариантов сис­тем охраны здоровья, в том числе и оказания медицинс­кой помощи населению, белорусская система здравоохра­нения занимает особое место. На сегодняшний день Беларусь оказалась единственной наследницей советской системы здравоохранения (социализированной по класси­фикации ВОЗ). Плохо это или хорошо? В нынешних эконо­мических условиях можно однозначно ответить: хорошо. Существующая система здравоохранения позволяет даже в тяжелых экономических условиях обеспечить важнейшие социальные потребности населения: доступность, равен­ство, социальную справедливость и др. Вместе с тем в рамках данной системы совершенно невозможно решить несколько ключевых проблем, без реализации которых го­ворить о положительной динамике развития здравоохра­нения, в том числе и организации медицинской помощи, невозможно. Прежде всего, это касается обеспечения ка­чества медицинской помощи, повышения производитель­ности труда работников системы здравоохранения и установления баланса: оклад равен вкладу. Основными сдерживающими моментами решения ключевых проблем белорусского здравоохранения являются консерватизм и замкнутость системы здравоохранения и отсутствие эко­номических отношений в ней.

Здоровый консерватизм (если такое выражение уме­стно) - это положительный фактор. Но здоровым он может быть только в том случае, если преобразования иницииру­ются сверху, - в таких случаях это называется реформой; если же снизу, - это революция, притом в данном случае стремление что-либо изменить реализуется на фоне гипер­болизированных ссылок на лучшее прошлое, о чем свиде­тельствует исторический опыт.

Замкнутость системы здравоохранения при любом от­ношении к ней - это крайне отрицательная составляющая. Получается, что система здравоохранения сама готовит себе кадры, сама организовывает работу, сама анализиру­ет, контролирует и т.д. Наивно думать, что в таких условиях возможны объективность или внесистемный контроль. Даже если работу системы здравоохранения анализирует и проверяет другое ведомство, все равно в этих комиссиях проверяющие, работавшие или планирующие работать в системе здравоохранения. Я никоим образом не ставлю под сомнение объективность и профессионализм аналитиков и проверяющих, однако, в данном случае важную роль иг­рают очень много объективных и субъективных взглядов, мнений и причин. Замкнутость системы, кроме того, что спо­собствует формированию худших форм консерватизма, не позволяет объективизировать оценку и контроль качества медицинской помощи и производительности труда работ­ников системы здравоохранения. Наряду с отсутствием эко­номических отношений в здравоохранении, это - основная причина низкой производительности труда и социальной напряженности в медицинских коллективах, т.к. именно эти причины нарушают принцип: оклад равен вкладу.

Система здравоохранения Беларуси, являясь одной из составляющих народного хозяйства республики в целом, имеет как общие для всех отраслей характеристики, так и специфические. Из множества специфических характери­стик особое место занимает высокая степень затратности, отсутствие механизма экономической оценки большинства выполняемых работ в медицине. Это является еще одним сдерживающим фактором развития белорусского здраво­охранения.

В мировой практике именно на смягчении этих нега­тивных факторов сконцентрированы основные усилия в со­трудничестве органов государственного управления здра­воохранением и ассоциаций врачей. Принцип соучастия врачей в про­цессе реформирования реализуется привлечением врачеб­ной общественности к обсуждению планируемых законо­проектов или принятию управленческих решений. Государство, делегируя ассоциациям врачей функции эти­ческого и дисциплинарного контроля, разработку и конт­роль за соблюдением стандартов обследования, лечения и реабилитации, размыкает замкнутую систему здравоох­ранения на уровне общественного участия и контроля, ко­торый, как показывает мировой опыт, гораздо эффектив­нее государственного, т.к. базируется на профессионализме и независимости.

И наконец, вовлечением врачей в процесс принятия уп­равленческих решений, контроля качества медицинской помо­щи, соблюдения врачебной этики и деонтологии реализуется важнейшее условие для развития экономических отношений в системе здравоохранения - творческая активность и инициати­ва.

Реальна ли подобная схема взаимоотношений ассоциа­ции и государственных органов управления в нашей стране? Ответ однозначный - реальна. Надо только обеим сторонам понять, что это выгодно и удобно для всех. С одной стороны, органам государственного управления системой здравоохра­нения выгодно делегировать часть своих функций и полномочий ассоциации. С другой стороны, от повышения профессио­нальной и гражданской активности врачей во многом зависит развитие системы здравоохранения и, в конечном счете - их социально-правовой статус в обществе.

На сегодняшний день понимание всех сторон есть. Пред­ставители врачей всех регионов республики и представители Министерства здравоохранения на съезде однозначно заявили: Белорусской ассоциации врачей - быть. Следовательно, надо начинать конкретные шаги по совместной работе. С по­мощью и при поддержке органов управления необходимо уже в этом году завершить создание первичных организаций БАВ во всех лечебно-профилактических учреждениях. На их основе должны функционировать комиссии по врачебной этике. Именно эти комиссии должны оценивать деонтологические и этические аспекты при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах, появление жалоб и нареканий со стороны па­циентов и больных в прямой взаимосвязи с уровнем профессионального мастерства.

Необходимо также пересмотреть состав аттестационных комиссий и положение о них, включив в состав комиссий представителей Совета БАВ, дополнив их функции и права рассмотрением вопросов профессиональных требований, стандартов обследования, лечения и реабилитации.

Второй по значимости задачей во взаимодействии органов управления и БАВ является участие в регулировании экономических, правовых и иных взаимоотношений между медицинскими учреждениями и органами местного самоуправления. Только включив в эти отношения Ассоциацию врачей, можно уменьшить формализм, бюрократизм и другие негативные явления в этих взаимоотношениях. Являясь общественным объединением, БАВ независима в анализе и экспертной оценке складывающейся в регионе ситуации в системе здравоохранения, независима в своих рекомендациях по улучшению ситуации как в профессиональном, так и в социально-экономическом плане.

Третья задача БАВ на сегодняшний день - это упорядочение взаимоотношений с другими общественными объединениями и организациями в системе здравоохранения как в организационном, так и правовом плане. Равноправный и цивилизованный диалог об общих проблемах и задачах, безусловно, будет полезным для всех. На мой взгляд, только объединив усилия, никоим образом не ущемляя интересов и прав друг друга, можно успешно решать сложные задачи развития, повышения роли и значения общественных объединений и организаций в системе белорусского здравоохранения. БАВ готова выполнить эту объединяющую и консолидирующую функцию.

Белорусское здравоохранение сегодня ищет свой путь развития и совершенствования. Отрадно, что при обсуждении любого направления реформ в основу ставится сохранение социальных прав и гарантий в области медицины для граждан. Несколько хуже то, что социально-экономические интересы врачей и других работников системы здравоохранения откладываются на второй план. Поиск паритета интересов всех - это основа деятельности БАВ в тесном сотрудничестве с органами государственного управления, другими общественными объединениями и организациями.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...