Михалевич П.Н. Новый этап – новые задачи
5-й съезд Белорусской ассоциации врачей (25.02.2000 г.) обсудил итоги деятельности своего общественного объединения, рассмотрел проект новой редакции Закона "О здравоохранении", провел перевыборы руководящих органов и сформулировал основные задачи на следующее пятилетие. Предлагаем первое выступление в печати вновь избранного председателя П.Н. Михалевича
Новый этап – новые задачи (Журнал «Медицина», 2000, №2, с. 8-9)
Михалевич Павел Никанорович, президент Белорусской ассоциации врачей, проректор по учебной работе БелГИУВ.
25 февраля 2000 года состоялся V съезд Белорусской ассоциации врачей (БАВ). Пятый съезд в обычной практике общественных объединений - это уже период стабильности и зрелости, период укрепления и расширения задач и направлений в работе. Так ли это на самом деле?
Немного истории. БАВ как общественное объединение организована в 1992 г. при достаточно активной поддержке врачей республики и Министерства здравоохранения. Перспективы были самые радужные. Тем более, мировой опыт свидетельствовал, что аналогичные ассоциации в большинстве стран - это серьезные общественно-экономические объединения, без участия которых невозможно обеспечивать стабильную и устойчивую работу систем здравоохранения, обсуждать вопросы реформирования системы здравоохранения.
В условиях нашей республики сработала известная поговорка: «Хотели, как лучше – получилось, как всегда». Первоначальный и короткий период активности и поддержки сменился длительным периодом существования Ассоциации на грани «быть или не быть». Нельзя сказать, что за этот период ничего не было сделано. Со стороны руководства БАВ предпринимались достаточно активные меры по повышению статуса организации. БАВ стала членом Европейского союза национальных врачебных ассоциаций, был организован и издается интересный журнал Ассоциации - «Медицина», по инициативе Ассоциации на I съезде врачей Республики Беларусь был принят Кодекс врачебной этики, во многих учреждениях здравоохранения созданы врачебные комиссии по этике и т.д. Однако БАВ так и не стала общественно, а тем более - экономически, значимой организацией.
Причин этого много. Но прежде чем анализировать их, необходимо ответить на ключевой вопрос: нужна ли белорусской системе здравоохранения национальная ассоциация врачей?
Среди множества организационных вариантов систем охраны здоровья, в том числе и оказания медицинской помощи населению, белорусская система здравоохранения занимает особое место. На сегодняшний день Беларусь оказалась единственной наследницей советской системы здравоохранения (социализированной по классификации ВОЗ). Плохо это или хорошо? В нынешних экономических условиях можно однозначно ответить: хорошо. Существующая система здравоохранения позволяет даже в тяжелых экономических условиях обеспечить важнейшие социальные потребности населения: доступность, равенство, социальную справедливость и др. Вместе с тем в рамках данной системы совершенно невозможно решить несколько ключевых проблем, без реализации которых говорить о положительной динамике развития здравоохранения, в том числе и организации медицинской помощи, невозможно. Прежде всего, это касается обеспечения качества медицинской помощи, повышения производительности труда работников системы здравоохранения и установления баланса: оклад равен вкладу. Основными сдерживающими моментами решения ключевых проблем белорусского здравоохранения являются консерватизм и замкнутость системы здравоохранения и отсутствие экономических отношений в ней.
Здоровый консерватизм (если такое выражение уместно) - это положительный фактор. Но здоровым он может быть только в том случае, если преобразования инициируются сверху, - в таких случаях это называется реформой; если же снизу, - это революция, притом в данном случае стремление что-либо изменить реализуется на фоне гиперболизированных ссылок на лучшее прошлое, о чем свидетельствует исторический опыт.
Замкнутость системы здравоохранения при любом отношении к ней - это крайне отрицательная составляющая. Получается, что система здравоохранения сама готовит себе кадры, сама организовывает работу, сама анализирует, контролирует и т.д. Наивно думать, что в таких условиях возможны объективность или внесистемный контроль. Даже если работу системы здравоохранения анализирует и проверяет другое ведомство, все равно в этих комиссиях проверяющие, работавшие или планирующие работать в системе здравоохранения. Я никоим образом не ставлю под сомнение объективность и профессионализм аналитиков и проверяющих, однако, в данном случае важную роль играют очень много объективных и субъективных взглядов, мнений и причин. Замкнутость системы, кроме того, что способствует формированию худших форм консерватизма, не позволяет объективизировать оценку и контроль качества медицинской помощи и производительности труда работников системы здравоохранения. Наряду с отсутствием экономических отношений в здравоохранении, это - основная причина низкой производительности труда и социальной напряженности в медицинских коллективах, т.к. именно эти причины нарушают принцип: оклад равен вкладу.
Система здравоохранения Беларуси, являясь одной из составляющих народного хозяйства республики в целом, имеет как общие для всех отраслей характеристики, так и специфические. Из множества специфических характеристик особое место занимает высокая степень затратности, отсутствие механизма экономической оценки большинства выполняемых работ в медицине. Это является еще одним сдерживающим фактором развития белорусского здравоохранения.
В мировой практике именно на смягчении этих негативных факторов сконцентрированы основные усилия в сотрудничестве органов государственного управления здравоохранением и ассоциаций врачей. Принцип соучастия врачей в процессе реформирования реализуется привлечением врачебной общественности к обсуждению планируемых законопроектов или принятию управленческих решений. Государство, делегируя ассоциациям врачей функции этического и дисциплинарного контроля, разработку и контроль за соблюдением стандартов обследования, лечения и реабилитации, размыкает замкнутую систему здравоохранения на уровне общественного участия и контроля, который, как показывает мировой опыт, гораздо эффективнее государственного, т.к. базируется на профессионализме и независимости.
И наконец, вовлечением врачей в процесс принятия управленческих решений, контроля качества медицинской помощи, соблюдения врачебной этики и деонтологии реализуется важнейшее условие для развития экономических отношений в системе здравоохранения - творческая активность и инициатива.
Реальна ли подобная схема взаимоотношений ассоциации и государственных органов управления в нашей стране? Ответ однозначный - реальна. Надо только обеим сторонам понять, что это выгодно и удобно для всех. С одной стороны, органам государственного управления системой здравоохранения выгодно делегировать часть своих функций и полномочий ассоциации. С другой стороны, от повышения профессиональной и гражданской активности врачей во многом зависит развитие системы здравоохранения и, в конечном счете - их социально-правовой статус в обществе.
На сегодняшний день понимание всех сторон есть. Представители врачей всех регионов республики и представители Министерства здравоохранения на съезде однозначно заявили: Белорусской ассоциации врачей - быть. Следовательно, надо начинать конкретные шаги по совместной работе. С помощью и при поддержке органов управления необходимо уже в этом году завершить создание первичных организаций БАВ во всех лечебно-профилактических учреждениях. На их основе должны функционировать комиссии по врачебной этике. Именно эти комиссии должны оценивать деонтологические и этические аспекты при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах, появление жалоб и нареканий со стороны пациентов и больных в прямой взаимосвязи с уровнем профессионального мастерства.
Необходимо также пересмотреть состав аттестационных комиссий и положение о них, включив в состав комиссий представителей Совета БАВ, дополнив их функции и права рассмотрением вопросов профессиональных требований, стандартов обследования, лечения и реабилитации.
Второй по значимости задачей во взаимодействии органов управления и БАВ является участие в регулировании экономических, правовых и иных взаимоотношений между медицинскими учреждениями и органами местного самоуправления. Только включив в эти отношения Ассоциацию врачей, можно уменьшить формализм, бюрократизм и другие негативные явления в этих взаимоотношениях. Являясь общественным объединением, БАВ независима в анализе и экспертной оценке складывающейся в регионе ситуации в системе здравоохранения, независима в своих рекомендациях по улучшению ситуации как в профессиональном, так и в социально-экономическом плане.
Третья задача БАВ на сегодняшний день - это упорядочение взаимоотношений с другими общественными объединениями и организациями в системе здравоохранения как в организационном, так и правовом плане. Равноправный и цивилизованный диалог об общих проблемах и задачах, безусловно, будет полезным для всех. На мой взгляд, только объединив усилия, никоим образом не ущемляя интересов и прав друг друга, можно успешно решать сложные задачи развития, повышения роли и значения общественных объединений и организаций в системе белорусского здравоохранения. БАВ готова выполнить эту объединяющую и консолидирующую функцию.
Белорусское здравоохранение сегодня ищет свой путь развития и совершенствования. Отрадно, что при обсуждении любого направления реформ в основу ставится сохранение социальных прав и гарантий в области медицины для граждан. Несколько хуже то, что социально-экономические интересы врачей и других работников системы здравоохранения откладываются на второй план. Поиск паритета интересов всех - это основа деятельности БАВ в тесном сотрудничестве с органами государственного управления, другими общественными объединениями и организациями.