Что необходимо знать врачу о профессиональных изданиях?

Анализируя медицинские научные издания, выходящие в той или иной стране, можно приблизиться к пониманию развития системы здравоохранения этой страны, считают аналитики. Наше интервью с директором издательства «Профессиональные издания» Людмилой ЕВТУШЕНКО касается этой и других тем.

- В портфеле возглавляемого Вами издательства 14 научно-практических журналов. Большинство из них появилось на информационном медицинском рынке в последние пять лет. С какими объективными трудностями приходится сталкиваться на пути организации и продвижения научного журнала?

- Развитие – это всегда преодоление трудностей. Должна признать, что по количеству выпускаемой периодики и ряду других показателей издательство «Профессиональные издания» действительно занимает лидирующие позиции на медицинском информационном рынке Беларуси. И мы много для этого сделали. Тем не менее, я бы выделила одно и главное условие успешного запуска и развития любого из наших проектов – это правильный выбор кандидатуры  главного редактора – лидера мнений, авторитетного специалиста, признанного в Беларуси и за ее пределами. Я бы сказала, на имени главного редактора держатся конструкция проекта. Далее – кропотливая работа редакции.

- Журналы издательства имеют широкую географию распространения – Беларусь, Украина, Россия, Казахстан и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Чем выделяются они среди научных журналов этих стран?

- Следует назвать несколько отличий, сложившихся, если так можно выразиться, исторически. Во-первых, нестандартный формат, соответствующий размеру кармана врачебного халата. Предполагалось, что именно в нем врач будет носить или держать журнал. Этот маркетинговый ход вполне себя оправдал, став настоящей находкой в 1998 году, когда вышел первый номер журнала «Рецепт». Сегодня мы используем для «Инновационных технологий в медицине» и «Евразийского онкологического журнала» иной нестандартный формат, с моей точки зрения, тоже интересный и соответствующий задаче.

Во-вторых, обложки наших журналов. Необычные, красивые, смысловые, запоминающиеся. Все они имеют выразительную  художественную концепцию, ассоциирующуюся c тем или иным медицинским направлением. В их основе – художественные произведения: живопись, скульптура, ювелирные изделия, архитектура… Они также выполняют образовательную функцию.

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное – мы впервые создали структуру национальных редакционных коллегий во главе с главным редактором в рамках каждого из журналов. А это уже международное сотрудничество представителей разных медицинских школ и направлений на одной информационной площадке. Естественным и последовательным шагом в этом направлении выглядит система слепого перекрестного рецензирования, которое проходят авторские материалы. Предложенная нами модель вначале некоторыми специалистами воспринималась с недоверием и насторожено. Потребовалось время для того, чтобы доказать ее прозрачность, открытость и эффективность. Теперь она хорошо принимается главным редакторами и редакционными коллегиями во всех странах, где мы работаем.

- От чего зависит высокое качество публикуемых статей в научном журнале?

- От высокого научного уровня авторов, пишущих эти статьи и от их умения излагать тему. Яркие авторы – украшение журнала, это всем известно. Но любое издание можно «испортить» легковесным и сомнительным материалом. Также как и псевдо- или “чересчур научным”. Мы все-таки работаем на аудиторию, для которой практические рекомендации, профессиональные советы,  исследования с привязкой к конкретной работе врача  имеют ключевое значение. И вот здесь принятая нами система рецензирования в несколько уровней, играет определяющую роль. Новизна, научность, актуальность, практическая направленность – основные критерии отбора материалов. Случается, автор не согласен с мнением рецензента. Решения в таких ситуациях принимаются на заседаниях редакционных коллегий, состоящих из практиков высшего звена.

Хотела бы подчеркнуть: мы очень дорожим творческими связями с нашими авторами, рецензентами, читателями. Среди них есть немало постоянных - ради которых мы стремимся быть лучшими - профессиональными.

- При каких условиях научный журнал может быть рекламной площадкой?

- При условии соблюдения законодательных актов, регулирующих размещение рекламы в СМИ. Это первое и основное. Второе и важное – при условии эффективной отдачи рекламных размещений. Публикуемые нами рекламные материалы, которые зачастую носят научно-исследовательский характер,  рецензируются на общих условиях. Думаю, подача информации с позиции доказательной медицины лучший из аргументов в пользу рекламируемого лекарства или метода. Так, по меньшей мере, считают наши читатели.

- Какие перспективы для издательства вы видите в ближайшее время?

- Планы есть, их много и  все они подчинены главной задаче: издательство «Профессиональные издания»  нацелено на формирование единого информационного пространства для беспрепятственного профессионального общения медицинских работников стран Восточной Европы и Азии, а также гармонизации и развитию медицинских школ разных стран. Хотела бы от имени издательства и наших редакционных коллегий пригласить всех медицинских работников принять участие в этой благородной и созидательной миссии.

Беседовала Марина ВОРОНИЧ