К мощам святого Луки в Минске приходят поклониться и врачи, и пациенты

05.10.2014
24
0
К мощам святого Луки в Минске приходят поклониться и врачи, и пациенты

В свои 74 года Лидия Яковлевна несколько раз в неделю ходит в храм. К утренней молитве встает и в четыре утра, а проводит на ней 1,5 часа. На Крещение она окуналась в прорубь при минус 32. Женщина старается прикоснуться ко всем святым мощам, которые привозят в Минск, и получить благодать. 3 октября мы сходили с ней к мощам святого Луки, которые пробудут в столичном Доме милосердия две недели.

У Лидии дома 47 икон, 6 литров святой воды (жировицкая, из кафедрального собора, из монастыря в Лядах Смолевичского района, из храма иконы Божией Матери "Всецарица" и оттуда же - с водосвятия). Воду женщина пьет утром натощак с просфорой. А еще есть масло, освященное у мощей Тихона Задонского, Николая Чудотворца, блаженной матушки Валентины, Ефросиньи Полоцкой. На все, что связано с верой, говорит женщина, уходит почти вся пенсия.

"Святой Лука был хирургом, профессором медицины. 11 лет провел в ссылках. На него были большие доносы, обвиняли во всем, - рассказывает о мирской жизни святого Лидия. - Жена его, операционная медсестра, не выдержала скорби, которая навалилась на семью (имеется в виду ссылка мужа. – СМИ), и ушла в мир иной. А он по Божьей милости избежал расстрела".

В Минске частичка мощей архиепископа Симферопольского и Крымского Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961) уже шестой день. Рака с мощами святителя Луки находится в Симферополе, в Свято-Троицком женском монастыре. В Беларусь мощи прибыли в рамках проекта "Дни святителя Луки".

"Святитель Лука написал книгу о гнойной хирургии и анестезии. И получил за нее сталинскую премию. Половину денег отдал сиротам", - рассказывает Лидия. - Он даже во время лекций не снимал креста, хотя тогда это было запрещено. Однажды исцелил совершенно слепого человека. А потом тот привел к нему целую вереницу больных – и Лука всех исцелил".

Лидия знает историю святого из аудиокассет, которые ее родственнику в Свято-Елисаветинском монастыре дал парень - реставратор икон. Две кассеты о жизни и учебе Луки Лидия слушала несколько раз. Есть на них и проповеди архиепископа, но слов не расслышать.

На операции святой Лука мог обращаться с пятью инструментами одновременно, рассказывают в Доме милосердия. "Без Божией помощи такое невозможно".  Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, выступал с беседами, толкованием Священного Писания, поэтому ему предложили стать священником, на что он сразу согласился. И в больницу, и в университет отец Валентин (это мирское имя святителя) стал приходить в рясе, с крестом на груди. А в операционной он установил иконы Божьей Матери и молился перед началом каждой операции.

Дорога к Дому милосердия лежит вдоль улицы Кирилла Туровского. Как пройти к мощам, понятно уже около выхода со станции метро "Восток": по направлению движения людей. Лидии путь к Дому милосердия знаком. В прошлом году она ходила сюда прикоснуться к Дарам волхвов.

"Прямо здесь, - машет рукой в сторону Лидия (до пункта назначения еще далеко), - умерло двое мужчин. Был сильный мороз, а стоят же немощные". Нашей героине тогда повезло: к дарам Волхвов удалось пройти практически без очереди - через служебный вход провели волонтеры.

Самая большая очередь к святыне, в которой стояла Лидия, - к частице Креста Господня и мощам Марии Магдалины и великомученицы Варвары - весной 2012 года. В ту субботу пришлось стоять на подступах к храму святой равноапостольной Марии Магдалины почти три часа (с половины двенадцатого ночи). Теперь на случай долгого ожидания Лидия предусмотрительно взяла с собой термос с чаем и печенье.

Сейчас вдоль улицы, ведущей к Дому милосердия, стоят биотуалеты (целых 29!), а людей нет. Дело в том, что раньше святыню сюда привозили всего на четыре дня, и желающих прикоснуться было много. Теперь мощи святого Луки пробудут в Минске больше двух недель.

У ворот Дома милосердия дежурит ОМОН, на радостное "с праздником!" отвечает так же и проверяет сумки. Проход к мощам святителя Луки огражден от остальной территории Дома милосердия турникетами.
 
В палатке, специально установленной для паломников, Лидия купила масло от лампадки самого Луки и заказала акафист (песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых. – СМИ) с молебном (богослужение с хвалебным, благодарственным или просительным обращением к Богу, Богородице или святым. – СМИ) на 12 имен. Имена зачитают у мощей святого Луки.
 
Фотокорреспонденту Дарье женщина советует снять шапку ("ты когда-нибудь видела, чтобы Матерь Божья была в шапочке?!") и повязать на голову шарф, а из запасного делает элегантную юбку поверх джинсов.

"Ну что – будем стоять?" – смотрит Лидия на чтеца местного прихода Анатолия Сущеню, который взялся нас сопровождать, и улыбается. "Как скажете!" – отвечает Анатолий. А потом добавляет: "Давайте постоим. Я сам постою в очереди".

Женщина рассказывает, с чем идет к мощам: "С покаянием, просьбой о прощении всех своих грехов, совершенных от юности по сегодняшний день. Просить, чтобы даровал здоровье и укрепил как душевные, так и телесные силы".

В это время к нам присоединяется Ирина – знакомая Лидии. Женщине 42 года, к мощам она идет с просьбой о создании семьи и с одним вопросом о здоровье. Ирина - в очках и поэтому немного оправдывается: "Надела, потому что у меня целое утро плачет левый глаз. Не понимаю, что с ним делать. Ничего не попадало – плачет, и всё тут. Представляете?"

Лидия подхватывает: "Кто-то из посторонних о тебе плачет. Создашь ты семью, вымолишь". В прошлом году, рассказывает Ирина, она четыре раза была у мощей блаженной Матроны Московской. "И у меня там произошло чудо. Буквально через неделю моя 23-летняя дочь поехала за границу и познакомилась с молодым человеком. А еще через две недели он предложил ей выйти замуж. Вы представляете?! Все так быстро решилось, что я и ожидать не могла".

Ирина – визажист, консультант по подбору косметики, психолог и нумеролог, год пела в кафедральном соборе. Женщина рассказала, как пришла к вере: "После большой психологической травмы года два я была бездейственна. Работать не могла, все время спала: не было сил. Вставала и плакала. Потом пошла к исповеди, к причастию, стала соблюдать посты… Теперь все хорошо, я много работаю, сплю по 6 часов - хватает, учусь каждый день".

Ожидание в очереди заняло не больше 15 минут (первая половина дня пятницы). "И все эти дни очередь была небольшая. Хорошо. Люди могут спокойно помолиться, постоять у святыни столько, сколько хотят – никого не торопим. Хотя в выходные ожидаем больший поток", - делится Анатолий.

Паломники спокойно заходят в храм, прикасаются к святыне губами, лбом, прикладывают крестики и иконки. Здесь же матушка протирает стекло белым платочком.

Клирик отец Николай предполагает, что люди просят у святителя Луки Войно-Ясенецкого исцеления физического, потому что Лука – хирург, а людей страждущих много.
"Когда солнышко светит, кажется, все нормально, но когда начинаешь общаться с людьми, у каждого есть своя проблема, часто - физического здоровья. Но важно просить о духовном, потому что духовное преображение преображает и тело", - говорил священник.

Лидия часто ездит на автобусах с организованными группами в паломничества по Беларуси (обычно в поездку отправляется около 70 паломников, костяк – 10 человек. И тоже может рассказать,что несут в душе люди.

"Горя хоть ты лопатой греби, все идут-спасаются. Если со здоровьем ничего, то нелады в семье. Если в семье хорошо – на работе плохо. Часто молятся за спившихся детей.

Многие девочки хотят создать семью. Но повымаливают себе мужиков, гляжу – и уже забыли про церковь".

Анатолий сетует, что часто народ идет неподготовленный. "Когда у нас были Дары волхвов, был целый поток, люди шли и не понимали даже, куда прикладываться. Стояли столы – они к столам прикладывались". Анатолий говорит, что не надо относиться к мощам как к чему-то магическому. Святыня должна только подталкивать к тому, чтобы мы пришли в храм, к Богу, на таинство причастия. "Через духовный пример Луки мы можем прийти к Господу".

Пока беседуем, Лидия советует родителям прикладывать к мощам и детишек. Мамы покорно слушаются и наклоняют младенцев к ковчегу (специальный красивый ларец для хранения мощей. - СМИ), в котором под стеклом лежит частичка мощей святого Луки.

На выходе Анатолия ждет каверзный вопрос от паломников. Две женщины – врачи-стоматологи – надеются, что Лука, тоже врач, поможет им укрепиться в вере. И спрашивают: нормально ли это, что святого разобрали на части и возят по храмам?"Весь процесс происходил по канонам, - отвечает Анатолий. - А возят по храмам, чтобы каждый желающий человек мог прикоснуться к святыне: благодатная сила, исходящая от мощей, помогает прийти к вере, а также исцелиться от физических немощей".

Сейчас в закрытом показе в Минске проходит двухчасовой полнометражный художественный фильм "Лука". На фестивале "Листопад" он получил премию президента Беларуси "За гуманизм в кино".

6 октября фильм покажут в кинотеатрах "Аврора", "Беларусь", "Берестье", "Мир", "Комсомолец". Билеты можно получить у Дома милосердия и в выставочном павильоне "Буквица".

Представитель проекта "Дни святого Луки" Ольга Войтович рассказала о чудесной истории написания саундтрека к фильму."Человек увидел, как монтируются кадры фильма, и был настолько впечатлен, что за ночь у него родилась мелодия". Слова написала девушка у которой родственница заболела тяжелой формой рака. "Для врачей картина былая ясной. Но девушка идет к мощам святителя Луки и очень искренне молится о выздоровлении. Утром врачи делают анализы и видят, что опухоли нет. Под сильным эмоциональным впечатлением девушка написала слова, которые сразу легли на музыку".

Марина Воробей / СМИ / Фото: Дарья Бурякина

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

‡агрузка...

Аборты, обжорство, наркомания. В каких грехах белорусы признаются на исповеди?

Христиане верят, что, покаявшись, они получают прощение грехов от Бога. Мы спросили у священников, с какими проблемами белорусы приходят на исповедь и всегда ли искренне раскаиваются в том, что считают греховным.

В храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" не предусмотрено специальной кабинки для покаяния – их можно встретить только в костелах. Верующие подходят к аналою (употребляемый при богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом. –  СМИ) и становятся спиной к другим прихожанам, выстроившимся в очереди за исповедью. Разделяет их всего несколько метров, и нет никаких стен – можно ли в такой обстановке быть достаточно искренним? Священники уверяют, что да. Если кому-то из верующих требуется остаться с духовником наедине, это также возможно, но о времени нужно договариваться отдельно.

Как правило, исповедь проходит в первой половине дня: в будни за прощением грехов сюда обращаются несколько десятков человек. В праздничные дни речь идет о сотнях верующих, желающих исповедоваться. Из-за многолюдности и нехватки времени исповедь обычно длится всего несколько минут, поэтому священники советуют концентрироваться на главном. Претендующие на более пространное общение могут прийти на исповедь в будний день или посетить сельский приход.

Поскольку большая часть прихожан – женщины пожилого возраста, то и на исповеди их можно встретить чаще всего. Приходят в церковь сегодня за прощением грехов и дети. Духовники говорят, что с 7 лет ребенок уже достаточно осознает происходящее, чтобы обратиться к Богу.

Сегодня в Беларуси исповедовать имеют право все священники. Считается, что служитель церкви в момент исповеди выполняет лишь роль "свидетеля", а само таинство происходит между верующим человеком и Богом. Православные верят, что Сам Христос даровал своим ученикам (а затем и их наследникам – священникам) право прощать людям грехи.

Поговорить с журналистами СМИ об исповеди, не раскрывая ее тайн, согласились: Настоятель Преображенской церкви деревни Раков, протоиерей Сергий Лепин (служит в церкви 15 лет, исповедуется 4-6 раз в год); Протоиерей храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Александр Пронин (служит 17 лет, исповедуется 1-2 раза в неделю); Священник того же храма, иерей Сергий Пыск (служит 4 года, исповедуется раз в 2 недели).

В чем каются белорусы?

Этот вопрос несколько смутил священников. По их словам, белорусам свойственны все те грехи, которые характерны для человека в целом – любого, независимо от национальности. Но в то же время, для людей разного возраста, разных социальных групп могут быть более свойственны одни грехи и менее – другие.

Женщины старшего возраста часто приходят к священнику Александру Пронину с раскаянием о совершенных абортах. Как правило, речь идет о событиях советского времени, когда большинство белорусов были далеки от религии.

Священник хорошо запомнил случай, как исповедовал врача-гинеколога, которая была при смерти в больнице. Она покаялась в том, что за свою жизнь сделала много абортов и именно в этом видела причину своих мучений.

Часто прихожане исповедуются в том, что верят в различные суеверия, приметы, гороскопы, ходят к гадалкам и целителям. По мнению священника, это один из самых распространенных грехов.

Отец Сергий Пыск считает, что основная проблема нынешней молодежи – "блудные сожительства". Люди приходят и рассказывают, что живут с гражданским мужем или женой год-два-три, а потом расходятся. "Какая же это семья?" – задается вопросом священник. По его мнению, мораль в нашем обществе в последние годы очень сильно упала. В костеле, приводит пример собеседник, человека, который живет в гражданском браке, даже не допустят к причастию.

Кроме того, по мнению священника, люди грешат незнанием православной веры. "Идут крестить ребенка – и даже почитать "Символ веры" не могут. А христианин православный должен ее (молитву. - Прим. СМИ) знать наизусть, потому что это краткое описание того, во что мы должны верить. Если я неправильно верую в Бога, то и духовную жизнь я правильно построить не смогу", – считает он.

По наблюдению протоиерея Сергия Лепина, больше всего белорусов сегодня волнуют грехи, связанные с агрессией, – гнев, раздражительность, злость, ненависть, осуждение. С покаянием приходят алкоголики или наркоманы.

Много грехов плоти: блуд и прелюбодеяние. Кроме того, люди жалуются на зависимость от еды (обжорство, избирательность или нерациональное  использование еды, неумение или нежелание соблюдать посты). "В принципе неверие – это главное, а все остальное – следствие", – заключает священник.

Рассказывают ли об убийствах?

Священнослужители сходятся во мнении, что заниматься "доносительством" и обращаться в милицию, если им вдруг станет известно о каком-либо совершенном преступлении, нельзя под угрозой низвержения из сана.

Отец Сергий Пыск рассказывает, что к нему на исповедь не раз приходили в прошлом самые настоящие "бандиты" – сегодня им уже за 70, и они ведут образцовый образ жизни. Случалось ему исповедовать солдат, которые служили на войне, – они просят прощения за вынужденные убийства.

Отцу Александру Пронину однажды довелось выслушать исповедь человека, который в России совершил несколько убийств, но не понес за них наказания. "Он изначально подвергал себя опасности потому, что я мог бы рассказать об этом сотрудникам администрации. Но он доверился мне как священнику, покаялся в тех грехах, за которые мог понести еще большую ответственность. И тайна исповеди осталась неприкосновенной".

Особенными являются случаи, когда священнику становится известно о преступных намерениях, которые могут угрожать чьей-то жизни. Здесь служитель церкви, не называя имя злоумышленника, может предупредить или жертву, или органы власти о готовящемся преступлении. Но в практике опрошенных нами священников таких случаев не было.

Часто служителей церкви зовут в тюрьмы, в том числе перед исполнением смертного приговора.

На что обращают внимание, а на что предпочитают закрыть глаза?

По мнению отца Сергия Лепина, иногда убийцы и прелюбодеи раскаиваются в своих грехах охотнее, нежели люди "с так называемым комплексом среднестатистической святости". Священник имеет в виду тех, кто считает, что "никого не убивал, ничего не крал и никому не изменял, а значит, безгрешен". Нет людей, которые не согрешили бы, уверяет собеседник, но есть те, "кто, пребывая в духовной слепоте, не видит своих грехов или же не находит в себе веры для покаяния".

Вообще, слово "грех" верующие понимают по-разному. Исповедуясь, рассказывает настоятель, люди часто путают не только настоящее и мнимое, главное и второстепенное, причину и следствие, но и добро со злом. "Иногда, например, человек может искренне каяться в том, что он сократил вечернее правило или выпрашивать для себя суровую епитимью (исполнение по назначению духовника продолжительных молитв, усиленного поста, паломничества и др. – СМИ) за съеденное по незнанию скоромное печенье в пост, а при этом не замечать в себе лютую ненависть и бесовскую гордыню".

Бывают и те, кто приходит на исповедь не для того, чтобы покаяться в грехах, а для того, чтобы рассказать, что "сам не грешит, а вот его все вокруг обижают". Исповедь, на которой человек не может назвать в себе ни одного греха даже после соответствующих стараний священника, обычно считается несостоявшейся.

Бывает, что человек, напротив, без меры корит себя, находится в отчаянии. Типичный пример: прихожанин теряет близкого и начинает винить в этом себя. В таких случаях, считает протоиерей Сергий Лепин, "покаяние способно разрушить верующего изнутри", поэтому вместо осуждения ему нужно пастырское воодушевление.
 
Меняются ли верующие после исповеди?

Многие совершают таинство покаяния впервые – перед крещением или венчанием – и больше в храм не возвращаются. Немало и тех, кто приходит изливать душу каждую неделю. Их жизненные истории уже хорошо знакомы священникам. "Я служу далеко за городом. Я знаю в лицо (а многих – и по имени) почти всех своих прихожан. Если человек стоит в храме и плачет, как правило, я знаю, почему он плачет", – рассказывает отец Сергий Лепин.

По его словам, исповедь изменила многих людей. Священник вспоминает бывших преступников, обратившихся к Богу, наркоманов, на которых медицина поставила крест, и больных смертельными болезнями, которые остались жить. "Понятно, что после исповеди не значит вследствие исповеди, но такое происходит постоянно".

Отца Александра Пронина до глубины души потрясла история женщины, которая работала в ночном клубе танцовщицей. "Естественно, там обнажаются. И она мучилась от этого, ходила в церковь, но не могла найти другую работу. Но с Божьей помощью как-то все-таки поменяла образ жизни. Она уже этим не занимается".
 
Как относятся к откровениям белорусов священники?

С опытом, говорит отец Сергий Лепин, он стал менее болезненно относиться к признаниям прихожан. "Это, наверное, как врач, который привыкает к виду крови. Сам грех уже не удивляет. Удивляет тяжесть человеческих судеб: истории тех, кто потерял детей одного за одним, кто болеет ужасными болезнями, кто стал жертвой вопиющей несправедливости… Вот, говоришь людям слова поддержки, а сам думаешь о себе: "Как они все это выносят? Смог бы ли я перенести подобное и утешиться теми словами, которые я сейчас говорю? Очень противоречивые чувства: с одной стороны, ты, как никогда, в такие моменты ощущаешь свою нужность, с другой стороны – свою беспомощность".

У отца Сергея Пыска совершенно иное отношение к исповеди. По его словам, он вообще не запоминает, что говорят ему люди, потому что человек приходит рассказывать свою историю Богу, а не ему. "Человек пришел, покаялся – и слава Богу. Мне остается лишь молиться, чтобы Господь его покаяние принял". Духовник не имеет права судить, насколько искренне вел себя верующий во время исповеди, уверен собеседник. "Священник не судья, я никому не судья. Священник – такой же грешный человек".

По мнению отца Александра Пронина, многие прихожане сегодня бросаются в крайности: либо вообще никак не готовятся к исповеди и не знают, что говорить, либо, напротив, составляют длинные списки из мелочей, которые для них же самих не имеют значения. Священник считает, что "исповедь – это уже венец внутреннего покаяния, которое началось в человеке еще до того, как он пришел в храм. Покаяние от греческого – это "перемена", расставание со своей прошлой жизнью".

Светлана Белоус / Фото: Сергей Балай / СМИ



‡агрузка...