Неисправная машина, ребенок без автокресла: 4-летний мальчик выпал на трассу и умер по пути к ортопеду в областную детскую больницу в Боровлянах

"Я бы отдал все, чтобы вернуть то время и все это предотвратить", - позже говорил отец. Но вернуть убитого родительско-водительской беспечностью ребенка уже нельзя.

Сообщение о трагедии, произошедшей в августе 2014 года на трассе в Смолевичском районе, вряд ли оставило равнодушным хоть кого-то. Когда в авариях погибают дети - окружающие обычно винят в этом водителей. Иногда - родителей. В этом случае - и по закону, и морально, и эмоционально - ответственность за смерть собственного ребенка несет папа. И он это признаёт.

Около 10 часов утра 26 августа на 22 км дороги Р53 Слобода - Новосады вблизи поселка Дорожного Смолевичского района на проезжей части опрокинулся Opel Kadett. За рулем был 34-летний Алексей, житель Борисова, на заднем сиденье - 4-летний Егор, его сын. Папа вез малыша на плановый осмотр ортопеда в областную детскую больницу в Боровлянах. Во время опрокидывания машины ребенок вылетел из салона на проезжую часть. Машина, как выяснилось позже, была неисправна - что и привело к ДТП.

Егор погиб.

Сразу после аварии высказывались различные предположения: мол, малыша придавило упавшей машиной, или же он умер от удара о проезжую часть. Позже эксперты сделают однозначный вывод: страшные травмы, которые, собственно, и привели к смерти, ребенок получил еще в автомобиле, во время перемещения по салону и ударов о конструктивные элементы кузова.

Если говорить проще: пока машина кувыркалась по проезжей части, непристегнутого 4-летнего ребенка беспорядочно бросало по салону, пока в какой-то момент он не выпал на дорогу через вылетевшее стекло.

- За месяц до аварии в автомобиле произошла поломка - потек тормозной шланг правого переднего колеса, - рассказывает об обстоятельствах, предшествующих трагедии, следователь по особо важным делам УСК по Минской области Виктор Калинников.

Владелец автомобиля об этом знал - более того, он сам заглушил этот шланг. Говоря простым языком, после такого "ремонта" правое переднее колесо переднеприводного автомобиля перестало тормозить. При движении на невысокой скорости, аккуратном стиле вождения с такой неисправностью тормозной системы, в принципе, можно было бы ездить. Мы не говорим, что это правильно - но можно было бы.

- На этом Opel после обнаружения неисправности и попытки ее "ликвидировать" водитель уже ездил - по городу. Но, по собственному признанию, понимал, что автомобиль неисправен. Поэтому, когда зашла речь везти ребенка в Боровляны, поначалу собирался ехать на маршрутке. А потом задержался на работе, понял, что не успевает ко времени записи, и решил все же взять машину.

Именно возможным опозданием к врачу Алексей позже объяснит то, что превышал скорость: установлено, что в момент ДТП он ехал немногим более 100 км/ч на участке, где разрешено 90.

- Он выполнил обгон попутного микроавтобуса, вернулся в свою полосу, видимо, нажал на тормоз - и машину понесло.

Как позже расскажет очевидец аварии, во время опрокидывания машины он увидел, что из нее что-то выпало. Что это был ребенок, стало понятно, когда из стоявшего на крыше автомобиля вылез водитель, подбежал к малышу, поднял его на руки и понес на обочину.

- В ДТП 4-летний пассажир получил тяжелейшие травмы головы, которые и привели к его смерти.

Осознав, что сын мертв, отец впал в истерику. "Никогда не забуду, как кричал над тельцем водитель-папа. Как он лег на пол скорой и в страшной истерике бился о него головой. Приехала мама - ее долго откачивали медики, женщина от горя едва не сошла с ума", - рассказывал AUTO.TUT.BY ранее начальник ГАИ Смолевичского района Виктор Ротченков.

Маме по просьбе водителя позвонил очевидец: "Он не смог сказать правду. Сообщил лишь, что машина попала в ДТП, отец жив, ребенок без сознания", - вспоминает следователь. Мама на автомобиле знакомых примчалась на место аварии.

- Она тоже была в курсе неисправности автомобиля, знала, что ребенок перевозится без кресла. Водитель потом говорил, что чаще всего в поездках Егора на руках держала мама, - следователь Калинников рассказывает о том, что мама в процессе следствия не требовала наказания для мужа: мол, он сам себя наказал больше, чем кто-либо мог. - По ее словам, они собирались купить автокресло, но машина все время ремонтировалась, ездили они мало, так что на тот момент острой необходимости не видели.

Позже следствие придет к выводу - несмотря на все сопутствующие нарушения водителя, Егор мог выжить.

- Если бы было кресло, если бы он был зафиксирован и не перемещался по салону, ударяясь о кузов, - он бы при опрокидывании повис в этом кресле вниз головой. Возможно, получил бы ссадины, синяки. Но не те тяжелейшие травмы. И не выпал бы на дорогу.

Папа свою вину признал полностью. Снисхождения не просил. Жалел лишь о том, что ничего нельзя изменить.

- Он все время повторял, что готов сделать все что угодно, чтобы не допустить, предотвратить, вернуть все обратно. Что он бы взял другую, исправную, машину у друзей, что купил бы ранее детское автокресло... Но произошло непоправимое.

...Суд Смолевичского района Минской области признал 34-летнего Алексея А. виновным в нарушениях ПДД и правил эксплуатации транспорта, повлекших по неосторожности смерть человека, и приговорил к 5 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также к 5 годам лишения прав, сообщили AUTO.TUT.BY в Верховном суде. 

Потерпевшей стороной в этом процессе была признана мама погибшего Егора, иски о компенсации морального вреда не заявлялись.

Приговор не был обжалован, он вступил в законную силу.

- Жизнь наказала несчастного отца гораздо больнее, чем суд. В момент, когда произошла эта трагедия, ПДД еще не требовали обязательной перевозки маленьких пассажиров в специальных детских удерживающих устройствах - водителям лишь рекомендовали возить детей в автокреслах. Поэтому вменить Алексею А. нарушение правил перевозки пассажиров было нельзя. По закону. По-человечески же все понимали, что именно отсутствие автокресла погубило ребенка, - считает Виктор Калинников.

Напомним, изменения в ПДД вступили в силу 16 января - для перевозки детей до 12 лет или ниже 150 см требуются специальные удерживающие устройства (автокресла или бустеры). А буквально за пару дней до этого под Минском произошла еще одна трагедия: по дороге в аэропорт на трассе М2 24-летний водитель Renault Laguna врезался в столб. От травм, полученных в этой аварии, в больнице умер его 7-месячный сын, которого мама на заднем сиденье держала на руках. Уголовное дело в отношении этого несчастного отца находится в завершающей стадии расследования.

Берегите своих детей.

Другие материалы по темам: "Ребенок проглотил батарейку, Травматизм детей "