Постановление № 48 от 15.09.2015 (к Постановлению №666 от 06.08.2015): Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе

10.09.2015 № 47 (в редакции постановления заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от  15.09.2015г. №48) ПОСТАНОВЛЕНИЕ  №47 заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь

Об утверждении перечня продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе

На основании пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156», Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь
от 11 августа 2011 года № 360» и Инструкции о порядке взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2012 г. № 100, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе согласно приложению.

2. Установить, что:
утвержденный Перечень не применяется в отношении продукции, произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза и безопасность которой подтверждается в порядке, определяемом решениями Комиссии Евразийского экономического союза; пищевых продуктов  с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующих специальных температурных условий хранения
(+6 градусов Цельсия и ниже), за исключением продукции, в отношении которой одним из государств – членов Евразийского экономического союза введены ограничительные меры; продукции, реализуемой или предназначенной для реализации индивидуальными предпринимателями (плательщиками единого налога, работающими по упрощенной системе налогообложения) в розничных торговых объектах, на торговых местах на рынках и др.; продукции, ввозимой субъектами для собственных нужд; выставочных и рекламных образцов продукции, не предназначенных для реализации и использования на территории Республики Беларусь; продукции, бывшей  в потреблении, в том числе реализуемой через магазины и отделы комиссионной торговли; продукции, реализуемой в магазинах беспошлинной торговли и помещаемых под режим беспошлинной торговли; гуманитарной помощи; продукции, обращенной в доход государства; продукции, на которую не установлены требования гигиенической безопасности и отсутствуют соответствующие методики их определения;
в случае выявления в ходе государственного санитарного надзора  фактов несоответствия иной продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения либо  при получении такой информации от контролирующих (надзорных) органов такая продукция включается в  утвержденный Перечень и будет подлежать государственной санитарно-гигиенической экспертизе.

3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Заместитель Министра – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь И.В.Гаевский

Приложение к постановлению заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача от  10.09.2015 № 47

ПЕРЕЧЕНЬ продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе

1. Пищевые продукты:

1.1. жировые продукты:
жиры, масла из рыб или морских млекопитающих;
жиры и масла растительные;
жиры и масла животные;
маргарины;
смеси животных, растительных жиров или масел;
майонезы;

1.2. вкусовые вещества, приправы:
горчица готовая различных видов, горчичный порошок;
кетчупы и прочие томатные соусы;
приправы;
специи и пряности;
уксусы для пищевых целей;
соль;
другие соусы, кроме томатных;

1.3. пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, технологические вспомогательные средства, ароматизаторы;

1.4. рыбные продукты и продукты моря:
готовые продукты из рыбы;
икра рыб и заменители икры;
консервированные продукты из рыбы;
консервированные продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных;
готовые продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных;
прочие морепродукты готовые;

1.5. концентрированные продукты:
концентраты;
экстракты, эссенции и концентраты кофе, чая или мате;
цикорий, заменители кофе;
супы и бульоны готовые, заготовки для их приготовления; гомогенизированные смеси пищевых продуктов;

1.6. заквасочные культуры, дрожжи, стартовые культуры;

1.7. напитки безалкогольные:
воды, включая минеральные, натуральные или искусственные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих веществ, не ароматизированные;
тонизирующие напитки;
прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков;

1.8. напитки алкогольные и слабоалкогольные, пиво;

1.9. плодофруктоовощная продукция:
сушеные, вяленые, жареные: овощи, фрукты, плоды, семя, орехи, грибы;
овощи, фрукты, плоды, грибы консервированные;
джемы, желе плодово-ягодные, мармелады, пюре плодово-ягодные или ореховые и аналогичные продукты (варенья, конфитюры и так далее);
соки, нектары и напитки фруктовые, овощные;
томатная паста;

1.10. молочные продукты:
консервы молочные;
продукты молочные сухие;
йогурты и прочие ферментированные молочные продукты;
масло сливочное и прочие молочные жиры;
сыры сычужные;
молочные продукты прочие;

1.11. мясные продукты:
колбасы и изделия из мяса сырокопченые и сыровяленые;
консервы из мяса, субпродуктов, мясорастительные;
прочие готовые продукты из мяса;

1.12. сахар и кондитерские изделия:
сахар тростниковый или свекловичный, сахароза;
прочие виды сахара, лактоза, мальтоза, глюкоза и фруктоза;
сиропы сахарные без добавления ароматических или красящих веществ;
карамельный кулер;
кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао (включая белый шоколад);
какао-паста, какао-порошок;
шоколад и прочие пищевые продукты, содержащие какао;
печенье, вафли и прочие мучные кондитерские изделия;
плоды, орехи, консервированные в сахаре (пропитанные сахарным сиропом, глазированные);
карамели и аналогичные сладости;
прочие кондитерские изделия;

1.13. мукомольно-крупяные и зернобобовые продукты:
изделия макаронные, в том числе с добавками;
готовые пищевые продукты, полученные путем вздутия или обжаривания зерна хлебных злаков;
мука, крупы;
хлопья, гранулы, чипсы;
крахмалы;
зернобобовые;

1.14. кофе, чай:
кофе;
заменители кофе, содержащие его в любой пропорции;
чай, чай-мате, чайные и другие напитки на основе растительного сырья.

2. Товары детского ассортимента

2.1. детская одежда с вложением химических и искусственных волокон:
изделия верхние для новорожденных;
изделия бельевые и костюмы купальные;
белье постельное;
изделия трикотажные второго слоя;
изделия швейные платьево-блузочного, сорочечного и костюмного ассортимента;
изделия перчаточные, шарфы, головные уборы;
чулочно-носочные изделия;

2.2. детская обувь с вложением химических волокон:
обувь полимерная, в том числе резиновая и резинотекстильная;
обувь с верхом из текстильных материалов;                        
обувь детская комбинированная;                                         

2.3. детские игрушки и игры;

2.4. мебель для детей:
мебель для детей дошкольная;                                     
мебель для детей школьная;
мебель для детей бытовая;

2.5. предметы личной гигиены для новорожденных и детей: пеленки, подстилки, трусики   гигиенические, зубные щетки, мочалки, ванночки, горшки;

2.6. школьные принадлежности:
материалы для лепки (включая пластилин для детской лепки), краски;
школьные рюкзаки, портфели, сумки;

2.7. средства передвижения, несущие на себе массу тела ребенка:
коляски, рюкзаки для переноса детей, автокресла;
манежи, качели, бегунки;

3. Материалы, оборудование, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, предназначенные для непосредственного контакта с питьевой водой:
антикоррозийные покрытия; 
изделия из полимерных материалов (в том числе из резины);
реагенты;
ионообменные ткани, смолы;
сантехническое оборудование, за исключением сантехприборов;
изделия из стеклопластика (на полиэфирной основе, эпоксидно-фенольной смоле);
фильтрующие материалы и устройства;

4. Косметическая продукция, средства гигиены полости рта:
декоративная косметика;
средства для ухода за ногтями;
средства по уходу за кожей лица и тела;
средства по уходу за волосами;
косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и так далее);
дезодоранты и средства от потения (антиперспиранты);
средства для и после бритья;
средства для ванны и душа (пены, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и так далее);
средства гигиены полости рта (зубные пасты, гели, порошки, ополаскиватели, эликсиры, деодоранты, зубные щетки, нити, ершики, флоссы, ирригаторы, зубочистки и так далее);

5. Средства личной гигиены:
бумага туалетная, полотенца, платочки, салфетки бумажные;
косметические салфетки (диски);
другие предметы гигиенического назначения;

6. Товары бытовой химии и приравненные к ним:
средства моющие и чистящие;
средства ухода за ковровыми покрытиями, обувью, одеждой, мебелью, посудой, сантехническим оборудованием, транспортными средствами и прочие;
освежители, ароматизаторы воздуха;

7. Химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для непосредственного контакта с пищевыми продуктами:
пищевые «смолы», покрытия, клеи;
изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов;
бумага и изделия из нее;
изделия из резины;
картоны и изделия из них;
изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов;
изделия из металлов, сплавов, защитно-декоративные покрытия;
изделия из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
изделия из стекла;
изделия из фарфора, фаянса и керамики;
изделия кухонные столовые;
посуда столовая и кухонная;
приборы столовые;
целлофаны и изделия из них;
фольга;
мойки и моечные ванны из полимерных материалов;

8. Технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания.

9. Строительные материалы и приравненные к ним:
плиты древесноволокнистые, древесностружечные для внутренних работ; 
обои;
изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов для внутренних работ;
средства защиты древесины;
изделия из пластмассы для внутренних работ;
резиновые изделия;
краски, лаки, эмали;
клеевые составы;
облицовочные материалы для внутренних работ;
напольные, потолочные и стеновые покрытия;
отделочные материалы для внутренних работ;

10. Химические и биологические вещества, материалы и соединения, используемые в народном хозяйстве и в быту:
средства моющие, чистящие и отбеливающие в том числе с дезинфицирующим эффектом;
средства против накипи (антинакипины);
средства химической чистки и крашения одежды;
растворители и разбавители сложные органические; составы для удаления красок и лаков;
смазочно-охлаждающие жидкости, антикоррозионные средства, средства для удаления ржавчины;
средства для мытья и очистки технологического оборудования;
вспомогательные материалы, используемые в текстильном, трикотажном, кожевенном, обувном, меховом производствах.

***

Главный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский заявил 16 сентября, что постановление Совета министров №666 было принято не для создания дополнительных проблем бизнесу, а для безопасности потребителя. По словам специалиста, белорусский рынок просто захлестнул некачественный товар с декларациями и сертификатами, выданными в России и Казахстане.

Остается открытым вопрос по продукции, которую распространяют через сетевой маркетинг, уточнил Игорь Гаевский. Кроме того, некоторые предприниматели продолжают продавать товар без документов. "Для сетевого маркетинга пока эта норма не предусмотрена (проведение экспертизы. - Прим. FINANCE.TUT.BY). Так же, как и для предпринимателей. До 1 января 2016 года они могут работать как раньше. Но после этой даты все будут торговать на равных", - заявил Игорь Гаевский.

Главный санврач также уточнил, что перечень товаров, которые подлежат санитарно-гигиенической экспертизе, является подвижным. "Он может быть как расширен, если мы будем находить нарушения среди других товаров, так и сокращен", - уточнил главный санврач.

По его словам, постановление №666 - это временная мера. "Как только она заработает, будет рассмотрена возможность принятия иного решения", - уточнил Игорь Гаевский. При этом главный санврач добавил, что государство не заинтересовано в том, чтобы создавались дополнительные барьеры для бизнеса.

"Те, кто докажет, что у него нормальный товар, получит заключение без лишних испытаний"

Главный санврач очень недоволен тем, что "начались спекуляции".

"Якобы мы придумываем дополнительные барьеры и тому подобное, – негодовал Игорь Гаевский. – Санитарная служба никогда таким не занималась и заниматься не будет".

По словам специалиста, тем импортерам, которые имеют документы испытаний в аккредитованных лабораториях, переживать нечего. "Они могут привезти свои протоколы испытаний, документы на товар, мы посмотрим, оценим и выдадим заключения без экспертизы, – сказал главный санврач страны. – Если мы убедимся, что и два, и три раза это все подтверждается, то выдадим серийный документ, и тогда импортер даже не будет у нас появляться. Те, кто ничего не боится, не будет бояться и дальше. Забеспокоились сейчас только те, у кого, извините, рыльце в пушку. Они испугались того, что им придется предъявить все документы. Я думаю, что в самое ближайшее время все урегулируется".

Игорь Гаевский заверил, что добросовестный поставщик, который проверил все, например, в немецкой лаборатории и может это доказать, получит документ и будет три года по нему работать. "Надо просто набраться смелости и прийти к нам", – подчеркнул специалист.

"90% проверенных российских деклараций имели нарушения"

Игорь Гаевский считает, что после принятия постановления правительства №666 ничего необычного не произошло: "Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 7 января 2012 года №340-3 процедура гигиенической экспертизы уже была предусмотрена. С начала года выдано 1283 таких гигиенических заключений (в том числе около 300 после вступления в силу постановления). В прошлом году такая же экспертиза стала обязательной для импортного алкоголя – и никто не возмущается".

Договором о создании ЕАЭС предусмотрено три варианта подтверждения соответствия товара – сертификация, декларирование и государственная регистрация. "Большая часть товара подлежит декларированию, – говорит главный санврач. – Оно предусматривает проведение соответствующих обязательных процедур, но, к сожалению, мы видим, что определенная часть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей восприняла декларирование как вседозволенность".

По словам Игоря Гаевского, в Беларусь поступает товар с декларациями из России или Казахстана: "В 90% просмотренных деклараций из Российской Федерации – фальсифицированы или выданы без доказательной базы. Оценив ситуацию и увидев, что сертификация и декларирование не работает, мы принимаем санитарные меры". По словам специалиста, именно поэтому было принято нашумевшее постановление.

Кроме того, главный санврач утверждает, что с начала года проведено "определенное количество испытаний" и при выборочной проверке отечественных и зарубежных товаров оказалось, что из всего объёма несоответствий 80% пришлось на импортный товар. Но уточнить, сколько точно проверок проводилось Игорь Гаевский не смог: "Проверок было проведено достаточно много. Точных цифр у нас нет с собой".

"Некачественный товар приходит из Литвы, Украины, Польши, Турции"

На вопрос о возможном росте цен из-за дополнительного исследования Игорь Гаевский ничего не ответил. "Это вне моей компетенции", – сказал он. Зато стали известны сроки проведения экспертизы: "В основном исследование будет занимать около 5 дней. Максимум – 24 дня, когда будут проверять на токсичность. Но можно и за день все сделать, если импортер сможет нас убедить, что у него хороший товар".

При ввозе на территорию Беларуси одинаковых партий товара можно будет проводить испытания только одному импортеру. "Дальше все будет зависеть взаимоотношений между этими поставщиками – если смогут договориться, то остальным не надо будет проводить испытаний".

Для того, чтобы оперативно проводить испытания и не задерживать надолго реализацию товара, лабораториям, возможно придется работать сверхурочно. "Если где-то у кого-то будут проблемы с проведением экспертизы, звоните на "горячие линии". Мы все будем решать в режиме ручного управления. Если кто-то не понимает, что он должен продлить свой рабочий день, выйти в субботу и воскресенье на работу, то мы ему подскажем", - уточнил Игорь Гаевский.

***

В минской санслужбе не наблюдают наплыва обращений из-за нашумевшего постановления Совмина № 666. Об этом со ссылкой на главного санитарного врача столицы Наталью Жукову сообщает агентство «Минск-Новости».

«Все консультации оказываются по телефону в режиме реального времени, специально для этого выделена группа сотрудников, — отметила Наталья Жукова на оперативном совещании в Мингорисполкоме. — Наплыва обращений по постановлению № 666 в Минске нет. Обращаются все те, кто и раньше завозил товары».

Государственная гигиеническая экспертиза проводится по заявительному принципу в течение 15 дней. «В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии проводят исследования в течение 5−9 рабочих дней в зависимости от объема исследований», — уточнила главный санврач столицы.

Кроме того, она сообщила, что все субъекты хозяйствования, которые «работали в рамках действующего до этого законодательства и добровольно декларировали свою продукцию, проводя исследования в необходимом объеме, сегодня приходят только за гигиеническим заключением и не проводят исследования».

По словам Натальи Жуковой, уже обратились более 40 заявителей, часть из которых получили документы, не проводя испытания.