В Беларуси пока не стоит ждать повышения эффективности работы участкового врача

С углублением специализации в медицине участковый врач перестал заниматься нетерапевтическими заболеваниями и, по сути, в полной мере не отвечает за здоровье пациента. Узкий специалист, обладая «тоннельным» взглядом, видит лишь «свой» орган (или систему) и также не в состоянии оценить всю информацию о больном. В итоге пациент с ворохом анализов, результатов исследований и консультаций ищет доктора, способного их объединить и в сердцах заявляет: «Специалистов много, а толку мало».

Участковая служба практически исчерпала свой ресурс и показала беспомощность в диспансеризации населения.

Цель проводимых реформ в здравоохранении Беларуси — организация участковой сети по принципу общеврачебной практики (семейная медицина) — модели, по которой работает весь мир. Врач общей практики обладает знаниями и навыками по терапии и педиатрии, координирует действия узких специалистов, в перспективе сам оказывает некоторые виды специализированной помощи. Но этого недостаточно.

Недовольство населения, наряду с медицинскими, зачастую обусловлено социальными проблемами, с которыми постоянно сталкивается врач первичного звена. На приеме его осаждают толпы престарелых пациентов — выписать льготный рецепт, что-то выяснить, уточнить и часто — получить консультацию в решении социального вопроса. При обслуживании вызовов на дому врача ожидают еще более престарелые пациенты, находящиеся на постельном и полупостельном режиме, опять-таки требующие решения социальных вопросов.

Количество людей преклонного возраста увеличивается, а старение, как известно, сопровождается драматическими изменениями здоровья — снижается двигательная активность и способность к самообслуживанию, растет число хронических заболеваний и одиноких людей. Обслуживание старого человека на дому — непростая задача. Одна из трудностей связана с тем, что медико-социальную помощь оказывают разные ведомства — министерство здравоохранения и министерство труда и социальной защиты. Врач первичного звена не может рассчитывать на помощника по социальным вопросам, так как многочисленная армия этих специалистов трудится на благо его пациентов, но в другом ведомстве. А должна работать непосредственно с ним, как у его коллеги — врача общей практики за рубежом. Тогда социальные проблемы, которые связаны со здоровьем пациента и нередко доминируют в его жизни, будут решаться комплексно.

Жизнь заставляет общество идти по пути, оправдавшему себя во многих странах — первичное звено здравоохранения должно социализироваться. Врачу общей практики необходимы два помощника. Один из них (медсестра) осуществляет доврачебный прием, связь с лечебно-диагностическими, экспертными и реабилитационными учреждениями. Социальная помощь в ведении другого помощника, который получает задания непосредственно в кабинете врача, а не из социального ведомства вместе с грудой бумаг после множества согласований. Такое изменение работы первичного звена приведет к сокращению чиновников министерства труда и соцзащиты. На смену многоступенчатым и не всегда слаженным действиям двух министерств придет новая структура — врач общей практики и его помощники. По их направлению будет осуществляться квалифицированная медицинская и социальная помощь (больницы, диспансеры, дома-интернаты, хосписы и др.). Эти специалисты, находящиеся в основе оказания медико-социальной помощи, будут своевременно подавать сигналы о «сбоях» в ее функционировании. При таком подходе врач общей практики наполнит смыслом и будет определять качество медико-социальной помощи вместо существующей громоздкой системы. Тогда и будет реализован принцип «одного окна».

Основа деятельности медика — обеспечение здоровья человека. В преамбуле Устава ВОЗ написано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Эксперты ВОЗ сформулировали определение исходя из того, что социальная составляющая проблем пациента — сфера деятельности медика, которую нельзя игнорировать.

В кабинете врача общей практики пациент должен получить не только медицинскую помощь, но и содействие в решении социальных вопросов.

Из этого вытекает задача государства — обеспечить условия для эффективной и творческой работы — главной диагностической и лечебной линии здравоохранения.

А пока врач первичного звена будет находиться под прессом постоянно увеличивающейся нагрузки, администрирования и необоснованных жалоб - эффективной работы ждать не следует.

Комментарии

mihailkiselev
вс, 17 Июл 2016 13:02:00

Спасибо, ознакомились с мнением авторитетного коллеги. Есть резон. Но почему же тогда Российская Федерация в ходе реформ своего здравоохранения отказалась от «Минсоцразвития» и перешла опять к «Минздраву»? Думается, что введение «врача общей практики» в городе тоже не прибавит помощи и содействия в решении социальных вопросов. Второй помощник врача для социальных функций вне системы «соцразвития» может оказаться в роли еще одного бесправного просителя. А каково мнение Ассоциации общей врачебной практики?

Организатор здравоохранения в Минске Киселев Михаил Петрович

Председатель Белорусской ассоциации врачей (1992-1999). Основал научно-практический журнал «Медицина» в 1994 г. Главный редактор журнала «Медицина» (с 1994 г. по 30.09.2011 г.). Награжден значком «Отличник здравоохранения».

(4 нравится)
нажмите, если нравится
Нажмите, если нравится