Опыт работы Ассоциации врачей Республики Беларусь Тезисы доклада на международной конференции медицинских ассоциаций Беларуси, России и Украины 18 декабря 1993 г.
История нашего общественного объединения начинается с создания Ассоциации врачей г. Минска, которая была учреждена в декабре 1990 года и явилась главным инициативным ядром дальнейшего нашего развития.
В феврале 1992 года состоялось учредительное собрание Ассоциации врачей Республики Беларусь. Из более 150 человек, принимавших участие в этом собрании, 65 врачей по данным мандатной комиссии соответствовали требованиям для учредителей.
В числе основных целей Ассоциации названы:
совершенствование медицинской помощи населению на основе различных форм собственности и рыночных отношений,
поддержка творческих и предпринимательских инициатив в сфере охраны здоровья народа,
повышение профессионализма и престижа медицинских профессий,
защита прав членов Ассоциации.
В течение первого года численность организации увеличилась почти в 10 раз. Появились новые первичные организации, в том числе объединяющие целые районы. Накапливался опыт. Постепенно созрела необходимость изменения Устава, в основном для включения права о предоставлении структурным подразделениям статуса юридического лица.
Второй съезд Ассоциации принял новую редакцию Устава. На этом же съезде также обсуждался проект нового Закона о здравоохранении Республики Беларусь. Съезд внес предложения Верховному Совету о включении в Закон ряда новых статей и положений.
В частности, предлагалась статья о компетенции Ассоциации врачей Республики Беларусь и других общественных медицинских объединений. При этом мы опирались на мировой опыт.
Предлагались также статьи об оплате медицинских услуг по месту фактического их оказания с учетом желания граждан, о налогах в здравоохранении, о народном целительстве. К сожалению, Верховный Совет не был информирован о предложениях нашего съезда. Они были заблокированы на этапе предварительной подготовки проекта.
Говоря об опыте работы нашей ассоциации, мы считаем целесообразным разделить весь комплекс проблем на 3 основные направления:
внутренняя организационная работа,
идеология здравоохранения и
практическая медицинская деятельность.
Касаясь организационных проблем ассоциации, мы самокритично признаем, что не смогли ещё привлечь в свои ряды большинства врачей. Здесь существует множество причин. Во-первых, это влияние общей апатии населения в нынешнем политическом и экономическом хаосе. Во-вторых, это боязнь конфликтов с вышестоящим руководством. В-третьих, присущая современному этапу тяга к обособлению и суверенитету. У нас в Беларуси уже учреждено около десятка узкопрофильных общественных объединений, которые пока ещё не насладились своей обособленностью, но уже познали горечь апатии.
Вместе с тем у нас растут ряды коллективных членов. Это и общественные организации и медицинские учреждения различных форм собственности: научно-практическая ассоциация !'Гастросана", ассоциация ’'Психо-сана”, общества с ограниченной ответственностью "Олди","БАФЛ","Салекс” (Рига),"Дева‘’ (Германия), Дорожная станция переливания крови.
Среди причин малой численности индивидуальных членов ассоциации можно назвать размер годовых членских взносов, которые у нас привязаны к минимальной заработной плате (10%), а также недостаточную отдачу такого членства.
Чтобы не ограничиваться чистой идеологией и по возможности приобретать опыт организации негосударственных форм собственности в здравоохранении, мы учредили хозрасчетный медицинский центр на правах собственности общественного объединения.
Многое и очень многое зависит от положения Ассоциации врачей в обществе, от тех функций, которые она выполняет, и от её прав. То есть, состав организации во многом зависит от политики государства в области здравоохранения.
Под идеологическим разделом работы Ассоциации врачей мы понимаем деятельность, направленную на развитие всей системы охраны здоровья населения, на поиск оптимальных форм организации, финансирования, управления, контроля, развития медицинской науки.
Политические и экономические процессы последних лет меняют убеждения народа и законодателей. По аналогии с другими сферами деятельности общества теперь уже высказываются идеи многоукладности здравоохранения. В новом Законе о здравоохранении Республики Беларусь, в статье №2 "Государственная политика в области охраны здоровья" в числе основных принципов записаны "равные возможности развития предприятий, учреждений и организаций здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности".
На практике реализовать этот тезис очень непросто. Мешает обычный консерватизм и отсутствие опыта. Мешает инерция, присущая всем монопольным системам. И в этой ситуации Ассоциация врачей стремится взять на себя роль конструктивной оппозиции.
К чести руководства Министерства здравоохранения мы видим нормальное отношение к такому процессу. У нас заключен двусторонний договор о сотрудничестве. Но это совсем не говорит о соглашательстве. Мы добивались и будем добиваться демонополизации системы охраны здоровья. Мы по-прежнему будем настаивать на передаче нам ряда функций в системе здравоохранения. Ассоциация врачей может и должна принимать участие в повышении квалификации, в аттестации и лицензировании медицинской деятельности, в контроле профессионального уровня и, особенно в негосударственных медицинских учреждениях.
Опираясь на решения 2-го съезда Ассоциации, мы по-прежнему будем добиваться выполнения принципа равных возможностей развития медицинских учреждений. Право граждан на охрану здоровья должно обеспечиваться бесплатной медицинской помощью не только в своих территориальных учреждениях, но и в других, выбранных самими пациентами. А государство обязано оплачивать эти услуги по крайней мере в размере бесплатных государственных программ.
Мы также сохраним настойчивость, предлагая изменения налоговой политики в сфере здравоохранения, ибо считаем недопустимым пополнение бюджетных фондов за счет налогообложения медицинских услуг. Нет никакой нужды закладывать в цену медицинских услуг дополнительные суммы, чтобы, собрав их, опять направлять на нужды здравоохранения. Это касается и сферы производства и реализации лекарственных веществ. Мы убеждены, что проблема лекарственного дефицита в значительной мере может быть решена изменением налоговой политики и системы государственных дотаций.
Однако, выдвигая все эти требования, мы хорошо понимаем, что не можем претендовать на право абсолютной истины. Мы готовы искать другие решения, хотели бы услышать мнения своих коллег, в том числе из других государств. Именно это явилось причиной настоящего форума.
В сфере практической медицинской деятельности Ассоциация врачей стремится поддерживать инициативы научно-практических обществ и отдельных специалистов в государственных медицинских учреждениях, предлагает свою помощь предприятиям иных форм собственности, а также и сама организует свои практические медицинские предприятия. В частности, мы учредили хозрасчётный медицинский центр "МЕДИКАЛ”. В соответствии с действующим законодательством получили лицензии на амбулаторную медицинскую практику, на оптовую и розничную реализацию лекарственных препаратов.
Не имея собственной недвижимости и стартовых оборотных средств, мы испытали на себе все фактические сложности. Начинаем работу на площадях медсанчастей, рассчитываясь за аренду бесплатными услугами и льготными ценами. Торгуем лекарствами на консигнационной основе. Ищем мелкооптовые партии медикаментов.
В этих условиях особенно остро опушается нелепость налоговой системы, при которой нас приравнивают к коммерческим предприятиям, заставляя увеличивать цены для пополнения госбюджета. Конечно же, равные условия для различных форм собственности в здравоохранении пока остаются лишь на бумаге.
Через деятельность нашего медицинского центра мы ещё ближе познаём практические проблемы и в том числе - проблемы цен на медицинские услуги. Здесь в нашем обществе преобладают явно искажённые представления. Мы приучены к бесплатному, не понимая, что фактически всё оплачиваем своими налогами.
Рассчитывая цены в нашем Медицинском центре, мы увидели, что если в них закладывать все фактические расходы и амортизационные начисления, то получаются астрономические числа.
С другой стороны, мы считаем нелепым брать арендную плату за так называемую общенародную собственность, созданную опять же за счёт нашего населения.
В общем, круг проблем, стоящих перед нами, очень велик.
Не все из них мы сможем быстро решить. Надеюсь, что сегодняшний обмен информацией и мнениями сослужит нам добрую службу.