Здравоохранение Беларуси и России. Status quo nunc*

02.02.2017
57
0

Предисловие. В двух предыдущих публикациях мы разместили тексты нашего обращения в Администрацию Президента РБ и ответ Минздрава по вопросам развития системы белорусского здравоохранения. В ответе отмечен ряд положительных организационных решений и достижений. Но не нашла отражения тема о государственно-общественном сотрудничестве.  В данной публикации еще приведена дополнительная академическая информация об организации белорусского здравоохранения (выдержки из опубликованных лекций –  <http://lektsii.org/3-126898.html>) и информация из российского опыта <http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>.

В Республике Беларусь действуют 2 формы здравоохранения (ЗО): государственная и частная.

Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическую направленность здравоохранения;

- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

1) государственный характер ЗО – государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства здравоохранения).

2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к  населению) медицинской помощи.

3) профилактическая направленность с-мы ЗО – один из ведущих принципов:

- организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;

- формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);

- широкий охват населения диспансеризацией;

4) единство ЗО – единство лечения и профилактики, науки и практики;

5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение;

6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья;

7) прогнозирование;

8) интернационализм в ЗО – помощь другим странам, координация действий.

Страховой медицины в РБ нет, имеется страхование определенных случаев, а не перечня медицинских услуг. Монополия принадлежит Белгосстраху, остальные не составляют и 1%.

Платные услуги в РБ – 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление Совета министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.

Значимые принципы развития систем ЗО (резолюция ВОЗ принята в 1973г.):

а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения,

б) развитие индивидуальной и общественной профилактики,

в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи,

г) широкое использование медицинской науки,

д) участие во внедренных программах всего населения.

4 направления реформирования ЗО в мире (по данным ВОЗ):

а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша;

б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной медицине): Испания;

в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды;

г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания.

(Источник - http://lektsii.org/3-126898.html )

В Российской Федерации в настоящее время проводится комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для формирования системы саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников):

- разработка перечня функций, предполагаемых к передаче некоммерческим профессиональным организациям;

- заключение договоров о сотрудничестве;

- оказание методической помощи медицинским организациям и медицинским работникам по вопросам вступления в профессиональные некоммерческие организации врачей (медицинских работников);

- повышение квалификации кадров для организации и управления профессиональными некоммерческими организациями;

- включение представителей профессиональных некоммерческих организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии Минздрава России;

- привлечение профессиональных некоммерческих организаций к решению вопросов социально-экономического развития здравоохранения;

- создание при Министерстве здравоохранения координационных советов по взаимодействию с профессиональными некоммерческими организациями;

- привлечение представителей профессиональных некоммерческих организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.

В рамках саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников) предполагается передача отдельных функций и полномочий органов исполнительной власти:

1.     Процедура допуска к специальности: сертификация, аккредитация и пр.;

2.     Организация и обеспечение совершенствования врачами профессиональных знаний и навыков, включая непрерывные формы обучения, и аттестации для получения квалификационной категории;

3.     Разработка, утверждение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи и контроль за их исполнением;

4.     Досудебное урегулирование споров, включая проведение независимой медицинской экспертизы;

5.     Страхование рисков врачей (медицинских работников) при оказании медицинской помощи гражданам;

6.     Согласование нормативов объемов медицинской помощи, устанавливаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования, а также порядка и структуры формирования тарифов на медицинскую помощь и способов ее оплаты;

7.     Анализ объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации, стоимости объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевых нормативов финансирования в субъектах Российской Федерации, и выработка предложений по оптимизации расходов системы обязательного медицинского страхования;

8.     Ведение учета и анализа деятельности некоммерческих профессиональных организаций врачей (медицинских работников).

Разрабатываются способы законодательного закрепления саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников): постановлений правительства и специального федерального закона; создание общественно-государственной организации, объединяющей врачей (медицинских работников) по аналогии с РОСТО «ДОСААФ» (обязательное членство). Ссылка:

<http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>

Два вышеприведенных перечня пунктов, кроме основного смыслового содержания,  вызывают еще и ряд других попутно возникающих вопросов: а каковы будут  образование и квалификация «общественных» работников (исполнителей), кто и из каких источников будет оплачивать их труд, какова ответственность? Если работы выполняются на общественных началах, то кто и как будет оценивать трудозатраты по основному месту работы? Каков юридический статус общественных работников?

Сравнение систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации показывает значительные различия, которые взаимно не учитываются, включая Договор о Союзном государстве (за исключением  статьи 18 «Обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий»).  

Белорусское правительство не проявляет интереса к идеям о «саморегулировании профессиональной деятельности врачей», о создании единой в республике национальной государственно-общественной организации врачей с обязательным членством и с передачей им отдельных прав и полномочий. На вопрос о сотрудничестве с общественными объединениями Министерство здравоохранения ответило: «В настоящее время активно функционирует Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения, добровольное членство медицинских работников в котором составляет 98%. Кроме того, в Республике Беларусь созданы и активно функционируют ряд общественных врачебных организаций (ассоциация врачей, ассоциация врачей общей практики и др.)».

В настоящее время Министерство здравоохранения монопольно выполняет все свои обязанности. При этом показываются многочисленные успехи и преимущества в сравнении с Российской Федерацией. Тем не менее в этой системе, кроме успехов, есть свои огрехи, которые в большой степени относятся к сфере медицинской этики и деонтологии. Принято считать, что такими проблемами должны заниматься  профессиональные общественные объединения. И действительно на заре государственной «незалежности» Беларуси первый Кодекс врачебной этики разрабатывался общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей». Он был одобрен Первым съездом врачей Беларуси, объявлен в приказе Минздрава и даже (в порядке контроля) обсуждался Коллегией Министерства здравоохранения (1997 г). Все последующие годы в составе Совета ОО БАВ постоянно функционирует Комиссия по медицинской этике и деонтологии. Беда только в том, что в Ассоциации врачей состоит всего лишь около ¼ всех практикующих врачей и в большинстве медицинских учреждений отсутствуют первичные организации БАВ, бездействуют комиссии по этике, не чувствуется атмосферы  коллективизма, взаимопомощи, коллективной совести.

Таково в общих чертах состояние систем здравоохранения в Республике Беларусь и в Российской Федерации (Status quo nunc*). Тема очень сложная и дискуссионная. Давайте опять подумаем и посоветуемся. Приглашаю вас высказать свое мнение (в комментариях в конце публикации). Пусть будет очень коротко, но уважительно. При большинстве отрицательных отзывов может быть принято решение о прекращении дальнейшего обсуждения и закрытии этой темы в блоге.

Михаил Киселев

_________________

*status quo nunc – (лат.) положение, в котором дела находятся ныне 

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...