Опыт работы Ассоциации врачей Республики Беларусь Тезисы доклада на международной конференции медицинских ассоциаций Беларуси, России и Украины 18 декабря 1993 г.

09.10.2013
5
0

История нашего общественного объединения начинается с создания Ассоциации врачей г. Минска, которая была учреждена в декабре 1990 года и явилась главным инициативным ядром дальнейшего нашего развития.

В феврале 1992 года состоялось учредительное собрание Ассоциации врачей Республики Беларусь. Из более 150 человек, принимавших участие в этом собрании, 65 врачей по данным мандатной комиссии соответствовали требованиям для учредителей.

В числе основных целей Ассоциации названы:

совершенствование медицинской помощи населению на основе различных форм собственности и рыночных отношений,
поддержка творческих и предпринимательских инициатив в сфере охраны здоровья народа,
повышение профессионализма и престижа медицинских профессий,
защита прав членов Ассоциации.
В течение первого года численность организации увеличилась почти в 10 раз. Появились новые первичные организации, в том числе объединяющие целые районы. Накапливался опыт. Постепенно созрела необходимость изменения Устава, в основном для включения права о предоставлении структурным подразделениям статуса юридического лица.

Второй съезд Ассоциации принял новую редакцию Устава. На этом же съезде также обсуждался проект нового Закона о здравоохранении Республики Беларусь. Съезд внес предложения Верховному Совету о включении в Закон ряда новых статей и положений.

В частности, предлагалась статья о компетенции Ассоциации вра­чей Республики Беларусь и других общественных медицинских объединений. При этом мы опирались на мировой опыт.

Предлагались также статьи об оплате медицинских услуг по месту фактического их оказания с учетом желания граждан, о налогах в здравоохранении, о народном целительстве. К сожалению, Верховный Совет не был информирован о предложениях нашего съезда. Они были заблокиро­ваны на этапе предварительной подготовки проекта.

Говоря об опыте работы нашей ассоциации, мы считаем целесообразным разде­лить весь комплекс проблем на 3 основные направления:

внутренняя организационная работа,
идеология здравоохранения и
практическая медицинская деятельность.
Касаясь организационных проблем ассоциации, мы самокритично признаем, что не смогли ещё привлечь в свои ряды большинства врачей. Здесь суще­ствует множество причин.  Во-первых, это влияние общей апатии населения в нынешнем политическом и экономическом хаосе. Во-вторых, это боязнь конфликтов с вышестоящим руководством. В-третьих, присущая современ­ному этапу тяга к обособлению и суверенитету. У нас в Беларуси уже учреждено около десятка узкопрофильных общественных объединений, кото­рые пока ещё не насладились своей обособленностью, но уже познали горечь апатии.

Вместе с тем у нас растут ряды коллективных членов. Это и общест­венные организации и медицинские учреждения различных форм собствен­ности: научно-практическая ассоциация !'Гастросана", ассоциация ’'Психо-сана”, общества с ограниченной ответственностью "Олди","БАФЛ","Салекс” (Рига),"Дева‘’ (Германия), Дорожная станция переливания крови.

Среди причин малой численности индивидуальных членов ассоциации можно назвать размер годовых членских взносов, которые у нас привязаны к минимальной заработной плате (10%), а также недостаточную отдачу такого членства.

Чтобы не ограничиваться чистой идеологией и по возможности приобретать опыт организации негосударственных форм собственности в здра­воохранении, мы учредили хозрасчетный медицинский центр на правах собственности общественного объединения.

Многое и очень многое зависит от положения Ассоциации врачей в обществе, от тех функций, которые она выполняет, и от её прав. То есть, состав организации во многом зависит от политики государства в облас­ти здравоохранения.

Под идеологическим разделом работы Ассоциации врачей мы понимаем дея­тельность, направленную на развитие всей системы охраны здоровья на­селения, на поиск оптимальных форм организации, финансирования, управления, контроля, развития медицинской науки.

Политические и экономические процессы последних лет меняют убеж­дения народа и законодателей. По аналогии с другими сферами деятель­ности общества теперь уже высказываются идеи многоукладности здраво­охранения. В новом Законе о здравоохранении Республики Беларусь, в статье №2 "Государственная политика в области охраны здоровья" в числе основных принципов записаны "равные возможности развития пред­приятий, учреждений и организаций здравоохранения независимо от ве­домственной принадлежности и форм собственности".

На практике реализовать этот тезис очень непросто. Мешает обыч­ный консерватизм и отсутствие опыта. Мешает инерция, присущая всем монопольным системам. И в этой ситуации Ассоциация врачей стремится взять на себя роль конструктивной оппозиции.

К чести руководства Министерства здравоохранения мы видим нор­мальное отношение к такому процессу. У нас заключен двусторонний договор о сотрудничестве. Но это совсем не говорит о соглашательстве. Мы добивались и будем добиваться демонополизации системы охраны здоровья. Мы по-прежнему будем настаивать на передаче нам ряда функций в системе здравоохранения. Ассоциация врачей может и должна при­нимать участие в повышении квалификации, в аттестации и лицензирова­нии медицинской деятельности, в контроле профессионального уровня и, особенно в негосударственных медицинских учреждениях.

Опираясь на решения 2-го съезда Ассоциации, мы по-преж­нему будем добиваться выполнения принципа равных возможностей развития медицинских учреждений. Право граждан на охрану здоровья должно обес­печиваться бесплатной медицинской помощью не только в своих террито­риальных учреждениях, но и в других, выбранных самими пациентами.  А государство обязано         оплачивать эти услуги по крайней мере в размере бесплатных государственных программ.

Мы также сохраним настойчивость, предлагая изменения налоговой политики в сфере здравоохранения, ибо считаем недопустимым пополнение бюджетных фондов за счет налогообложения медицинских услуг. Нет никакой нужды закладывать в цену медицинских услуг дополнительные суммы, чтобы, собрав их, опять направлять на нужды здравоохранения. Это касается и сферы производства и реализации лекарственных веществ. Мы убеждены, что проблема лекарственного дефицита в значительной мере может быть решена изменением налоговой политики и системы государст­венных дотаций.

Однако, выдвигая все эти требования, мы хорошо понимаем, что не можем претендовать на право абсолютной истины. Мы готовы искать дру­гие решения, хотели бы услышать мнения своих коллег, в том числе из других государств. Именно это явилось причиной настоящего форума.

В сфере практической медицинской деятельности Ассоциация врачей стремится поддерживать инициативы научно-практических обществ и от­дельных специалистов в государственных медицинских учреждениях, предлагает свою помощь предприятиям иных форм собственности, а также и сама организует свои практические медицинские предприятия. В част­ности, мы учредили хозрасчётный медицинский центр "МЕДИКАЛ”. В соответствии с действующим законодательством получили лицензии на амбулаторную медицинскую практику, на оптовую и розничную реализа­цию лекарственных препаратов.

Не имея собственной недвижимости и стартовых оборотных средств, мы испытали на себе все фактические сложности. Начинаем работу на площадях медсанчастей, рассчитываясь за аренду бесплатными услугами и льготными ценами. Торгуем лекарствами на консигнационной основе. Ищем мелкооптовые партии медикаментов.

В этих условиях особенно остро опушается нелепость налоговой системы, при которой нас приравнивают к коммерческим предприятиям, заставляя увеличивать цены для пополнения госбюджета. Конечно же, равные условия для различных форм собственности в здравоохранении пока остаются лишь на бумаге.

Через деятельность нашего медицинского центра мы ещё ближе познаём практические проблемы и в том числе - проблемы цен на меди­цинские услуги. Здесь в нашем обществе преобладают явно искажённые представления. Мы приучены к бесплатному, не понимая, что фактически всё оплачиваем своими налогами.

Рассчитывая цены в нашем Медицинском центре, мы увидели, что если в них закладывать все фактические расходы и амортизационные начисления, то получаются астрономические числа.

С другой стороны, мы считаем нелепым брать арендную плату за так называемую общенародную собственность, созданную опять же за счёт нашего населения.

В общем, круг проблем, стоящих перед нами, очень велик.

Не все из них мы сможем быстро решить. Надеюсь, что сегодняшний обмен информацией и мнениями сослужит нам добрую службу.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...