Приветствие первого заместителя Министра здравоохранения РБ Степаненко Н.И.

09.10.2013
7
0

В последние годы в здравоохранении республики произошли серьезные изменения, требующие принятия адекватных мер в осуществлении государственной политики в области охраны здоровья народа. К числу этих изменений относится: ухудшение медико-демографической ситуации; снижение показателей состояния здоровья населения, ресурсного обеспечения отрасли, снабжения медикаментами и медтехникой; уменьшение объемов капитального строительства.

Существовавшая в бывшем СССР система здравоохранения, несмотря на нынешнюю ее критику, имела стройную концепцию охраны и укрепления здоровья населения, обладала социальной устойчивостью. Вместе с тем, игнорирование на государственном уровне важных проблем охраны здоровья, о чем свидетельствует несовершенное, и "застывшее” во времени законодательство о здравоохранении, а также постоянный дефицит выделяемых для нужд здравоохранения средств, не могли остаться без негативных последствий, продолжающих активно влиять на функционирование отрасли и после обретения Беларусью самостоятельности и независимости.

На сегодняшний день основные составляющие факторы организации системы здравоохранения в Беларуси можно условно разделить на две основные группы. Первая группа факторов – это принципы организации здравоохранения, характерные для большинства стран мира: государственный характер политики здоровья; профилактическая направленность; территориальный принцип медицинского обеспечения; контролируемая государственная система подготовки медицинских кадров; государственные регулирование и контроль соблюдения санитарных норм и правил и другие.

Вторая группа факторов – это принципы и особенности, характерные преимущественно для бывшего СССР и стран СНГ: государственное централизованное планирование и финансирование "сверху вниз"; централизованное материально-техническое и медикаментозное обеспечение учреждений здравоохранения; территориальная закрепленность граждан за медицинскими учреждениями и этапность оказания медицинской помощи; реализация права на "бесплатную медицинскую помощь" через налоговую политику; низкий уровень участия местных органов самоуправления в планировании и решении вопросов охраны здоровья и другие.

Эти специфические для Беларуси особенности и недостатки системы здравоохранения без сомнения сыграли определяющую роль в обосновании необходимости проведения реформ системы здравоохранения. Однако осуществление их без достаточно продуманной социальной политики, без долгосрочного прогнозирования развития ситуаций, как в системе здравоохранения, так и в обществе в целом не только создали реальную угрозу для реализации в сути своей правильных реформ, но и осложнили ситуацию в существовавшей системе здравоохранения. Без современной коррекции это чревато серьезными сбоями в работе.

Кроме того в Беларуси реформы осуществляются в условиях кризиса в экономике, что не позволяет достаточно финансировать не только проводимые реформы, но и уже существующую систему здравоохранения.

Распад СССР резко снизил доступность получения населением высокоспециализированной медицинской помощи, так как подавляющее большинство "союзных центров" осталось в России. Практически полностью дезорганизована система материально-технического и медикаментозного обеспечения. На сегодняшний день практически отсутствует координация научных разработок, информационный обмен. Все это, наряду с низким социальным статусом медработника в Беларуси и традиционным для бывшего СССР консерватизмом здравоохранения, выдвигает проблему здравоохранения из преимущественно социальной в преимущественно политическую.

Анализ складывающейся в Беларуси ситуации по проблемам здравоохранения убедительно свидетельствует о необходимости эволюционного проведения реформ, не исключая при этом их революционного характера. В данный момент наиболее верно характеризует ситуацию русская пословица: "семь раз отмерь, один раз отрежь”, или выражение "торопись не спеша".

Таким образом, можно предположить, что основными составляющими последовательной и социально-обоснованной политики в реформах здравоохранения целесообразно считать:

1. Законодательное обеспечение реформ, определяющее государственные приоритеты, а также равные возможности и условия функционирования учреждений здравоохранения, вне зависимости от форм собственности;

2.  Разработка государственных, социально-значимых медицинских программ и обеспечение их полного финансирования;

3.  Децентрализация и демонополизация систем организации материально-технического и медикаментозного обеспечения учреждений здравоохранения и населения при сохранении государственного контроля за порядком эксплуатации медицинской техники и изделий медицинского назначения, приобретения и реализации лекарственных препаратов.  Приоритетное развитие государственной системы социального страхования в ближайший период с последующим постепенным развитием и использованием всех форм социального страхования граждан и с одновременной коррекцией налоговой политики.

4.  Сохранение государственного контроля за ценами на медицинские услуги и осуществление единой политики ценообразования в странах СНГ.

5.  Максимально возможное расширение прав органов местного самоуправления в решении вопросов охраны здоровья населения и санитарно-эпидемиологического благополучия территорий, организации работы медицинских учреждений.

6.  Координация политики проведения реформ в системах здравоохранения и осуществление их с учетом международного опыта и с взаимным информационным обменом.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть важность и своевременность проведения этого совещания, т.к. мы наблюдаем и будем в дальнейшем наблюдать возрастание роли общественных медицинских объединений в реформировании и улучшении всей системы охраны здоровья населения. МЗ РБ считает важным деятельность ассоциации врачей – как союза лиц, объединившихся по добровольному соглашению для достижения общей цели – нового качественного уровня здравоохранения. Сегодня требуется развитие и внедрение новейших технических средств и прогрессивных технологий в деятельность ЛПУ, учебных и научных заведений, дальнейшее развитие форм и методов междисциплинарного сотрудничества, комплексирование деятельности медиков, экономистов, демографов, математиков, социологов, инженеров и др. У Ассоциации врачей поле деятельности обширное, хочется пожелать ей больших успехов, а участникам сегодняшнего международного совещания – плодотворной работы.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...