Белорусский путь развития здравоохранения. Ответ Первого заместителя Министра здравоохранения РБ Д.Л. Пиневича
Здравствуйте, дорогие коллеги и посетители нашего блога. Прошел еще один период наших наблюдений за развитием систем постсоветского здравоохранения. Пожалуй, самым важным событием этого периода можно назвать завершение 2-го этапа X Пироговского съезда Российской медицинской ассоциации (21.05.2016 г.). Проводилась огромная подготовительная работа и массовые региональные обсуждения. Сформулированы основополагающие принципы деятельности врачебного сообщества и предложения органам власти. Однако ожидаемой поддержки не получено. Теперь наступил период анализа и обсуждений в обществе, и мы еще не раз будем возвращаться к этой теме. Параллельно своим путем идет развитие белорусского здравоохранения. Здесь сохранилась государственная система со своими проблемами и поисками совершенствования. Продолжаются попытки обсуждения и в нашем блоге. В прошлом месяце мы опять обращались в органы власти и получили дополнительную информацию от Первого заместителя Министра здравоохранения РБ Д.Л. Пиневича. Текст этого письма предлагаем вашему вниманию.
***
Киселеву М.П.
Уважаемый Михаил Петрович!
Министерством здравоохранения Республики Беларусь внимательно рассмотрено Ваше обращение по поводу обсуждения темы о путях дальнейшего развития системы белорусского здравоохранения с участием медицинской общественности. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Предложения по повышению эффективности системы здравоохранения постоянно рассматриваются и прорабатываются Министерством здравоохранения с учетом имеющегося опыта как у врачей организаторов здравоохранения нашей страны, так и других стран, консультаций с международными экспертами, обсуждений с медицинской общественностью, главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения и широким кругом заинтересованных.
Многие мероприятия по системности преобразований в отрасли, повышению качества оказания медицинских услуг, развитию добровольного страхования, усилению профилактической направленности здравоохранения и другие уже нашли свое отражение в различных нормативных документах с учетом краткосрочного (2016 год), среднесрочного (2016-2018 годы) и долгосрочного периодов (до 2020 года).
Система здравоохранения республики финансируется за счет средств общего налогообложения. Размер государственных расходов на здравоохранение в течение последних лет достаточно стабильный и находится на уровне многих европейских стран. В 2015 году общие расходы на здравоохранение составили 5,9 % внутреннего валового продукта (далее – ВВП), из них государственные расходы составили около 4,3 % ВВП.
Главным условием динамичного развития здравоохранения республики в 2016-2020 годах является сохранение ведущей роли бюджетного финансирования за счет усиления взаимосвязи объема выделяемых финансовых средств с результатами деятельности организаций здравоохранения, посредством внедрения индикативного среднесрочного программно-целевого планирования и финансирования. Переход к программно-целевому планированию осуществлен для повышения эффективности использования и распределения государственных ресурсов, как в сфере здравоохранения, так и во всей социальной сфере республики.
С 2016 года начата реализация мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200.
Государственной программой предусмотрен комплекс профилактических, организационно-методических, образовательных, научных мероприятий, направленных на профилактику и контроль неинфекционных заболеваний, формирование у населения потребности в соблюдении здорового образа жизни, ответственности за состояние собственного здоровья. Большое значение в Государственной программе придается мероприятиям, направленным на улучшение воспроизводства и здоровья населения, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семей, развитие и укрепление семейных ценностей, совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности, переориентация медицинской помощи на здоровье здорового человека, регулирование миграционного поведения населения.
Новизна Государственной программы определяется тем, что впервые в реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения с момента рождения до достижения пожилого возраста, достижение стабильной положительной динамики демографических показателей, поддержки и укрепления семьи предполагается участие широкого круга министерств и ведомств. Реализация поставленных задач будет осуществляться посредством тесного межведомственного взаимодействия по созданию единой профилактической среды, а также при участии всего общества, в том числе общественных организаций.
В качестве приоритетных направлений развития здравоохранения на период до 2025 года определены: развитие первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи с усилением профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека и обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе ее высокотехнологичных видов, дальнейшее развитие программно-целевого планирования в здравоохранении и совершенствование системы подготовки медицинских кадров, ориентация медицинской науки на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, а также демографической безопасности страны.
В 2016 г. инициировано создание сети институтов общественного здоровья и информации здравоохранения при министерствах здравоохранения государств-членов Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (далее – Сеть) в целях укрепления технического сотрудничества в области здравоохранения и усиления позиций, представляемых государствами-членами ВОЗ.
Основные цели деятельности Сети: обмен опытом и информацией с использованием различных форматов, включая конференции, семинары, телеконференции, дистанционное обучение, взаимные визиты и взаимодействие через созданный веб-портал Сети, а также стимулирование проведения научных исследований в области здравоохранения, общественного здоровья и информатизации здравоохранения.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь уделяется внимание дальнейшему развитию экспорта медицинских услуг: в 2015 г. организован Координационный центр по международному медицинскому туризму на базе государственного учреждения образования «Белорусская академия последипломного образования», курирующий веб-портал «Клиники Беларуси» (clinicsbel.by). Веб-портал содержит всестороннюю информацию по всем направлениям оказания высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Республики Беларусь. А также актуальную информацию по вопросам визовой поддержки, медицинского страхования, возможностям оказания услуг трансфера, бронирования жилья для иностранных пациентов и сопровождающих их лиц.
ОО «Белорусская ассоциация врачей» (www. beldoc.by) открыта к сотрудничеству со всеми инициативными сторонами, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями стран СНГ и дальнего зарубежья. Благодаря ее содействию и поддержке, тысячи белорусских врачей прошли обучение за рубежом, приняли участие в научно-практических конференциях, семинарах и съездах.
Благодарим Вас за активную жизненную позицию. Желаем крепкого здоровья и благополучия.
С уважением,
Первый заместитель Министра Д.Л. Пиневич