Доклад Исполкома X Пироговского съезда врачей

27.01.2016
8
0

Доклад Исполкома X Пироговского съезда врачей  <http://rmass.ru/publ/info/dokl10>

X (XXVI) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПИРОГОВСКИЙ СЪЕЗД ВРАЧЕЙ

"20-летие Пироговского движения врачей России: ожидания и реальность"

Москва, Г/К «Измайлово»,  корпус Вега, конференц-зал «Суриков-Васнецов»

28 ноября 2015 года

ДОКЛАД

Исполкома Пироговского съезда врачей

«Поддерживая решения Президента Российской Федерации В.В. Путина, выраженные в майских (2012 г.) Указах, к сожалению, констатируем, что, вследствие некомпетентности управления системой здравоохранения, исполнителями выбран неверный способ реализации этих Указов, результатом которого стало разрушение сети медицинских учреждений, значительное и необоснованное сокращение медицинского персонала (при его дефиците) и научно-преподавательского состава, резкое снижение доступности медицинской помощи, в том числе лекарственных средств, при увеличении затрат на здравоохранение со стороны государства и оплаты медицинской помощи со стороны пациентов.

В итоге в Российской Федерации сложилась катастрофическая ситуация в здравоохранении - не решаются накопившиеся за многие годы проблемы в охране  здоровья и в организации медицинской помощи, что привело к нарастающему протестному движению пациентов и медицинских работников.

Происходящие процессы негативно отражаются на здоровье населения, на положении дел в здравоохранении, на экономическом и общественном положении врачей и медицинских сестер, часть из которых оказались не готовыми к возникшим трудностям, деморализованы, занимают пассивную позицию и уходят из профессии».

* * *

Уважаемые Коллеги!

Врачи Российской Федерации, профессионально оценивая опасность развивающейся ситуации в 90-е годы прошлого столетия, наблюдая непоследовательные и во многом ошибочные бюрократические и технократические попытки «реформирования» здравоохранения, опираясь на исторический опыт, приняли единственно возможное в этих условиях демократическое решение – добровольно объединились в Российскую медицинскую ассоциацию (1993 г.), восстановили необдуманно запрещенные в 1918 г. Пироговское движение и Всероссийские Пироговские съезды врачей (1995 г.), ставшие в настоящее время высшими профессиональными медицинскими форумами страны.

Настоящий десятый в новейшей истории России и двадцать шестой по общему счету Пироговский съезд врачей является юбилейным и одновременно чрезвычайным.

Он созван не по указу "сверху", а по требованию практической и научной врачебной общественности, остро ощущающей в нелегкое для России время нависшую угрозу для здоровья народа и его будущего, кризисную ситуацию в социальной сфере и здравоохранении, все большие трудности в выполнении своего профессионального и этического долга.

Возобновив через 77 лет традицию проведения Пироговских съездов врачей, мы продолжили дело своих предшественников, не дали разрушиться связи времен, чем и сильна наша светлая, благородная, жертвенная медицинская профессия, наша священная миссия служения своему народу.

После многолетнего забвения нам удалось в новых условиях и на новом уровне возродить Пироговское движение врачей, а вместе с ним -  утраченную идеологию врачебного самоуправления в России.

Но сейчас нам надлежит воздать дань благодарной памяти нашим предшественникам, которыми до 1918 года было проведено шестнадцать Пироговских съездов, каждый из которых внес большой вклад в создание первой в мире государственной системы здравоохранения.

Но этот Юбилейный съезд мы назвали еще и чрезвычайным, потому, что страна, наш народ, врачи и медицинские сестры переживают сложнейший период в истории, который обязывает нас думать и действовать решительно и всем вместе на благо Отечества.

Действовать сообразно сложившейся в мире и в стране обстановке. Действовать так, как наш народ, и мы с ним вместе действовали исторически всегда при чрезвычайных обстоятельствах и судьбоносных для страны кризисных ситуациях.

Поскольку материалы всех предшествующих Пироговских съездов опубликованы, размещены в Интернете и всем доступны, мы остановимся лишь на некоторых ключевых моментах.

Российская медицинская ассоциация в течение 20 лет на Всероссийских Пироговских съездах врачей официально и демократически вырабатывала и предлагала  основополагающие принципы деятельности врачебного сообщества:

-   Кодекс врачебной этики,

-  Медико-социальную Хартию Российской Федерации (Общественный Договор между государством, врачебной профессией и обществом),

-  Концепцию системы государственно-общественного управления здравоохранением и врачебного самоуправления в РФ,

-  Концепцию регулирования профессиональной деятельности и страхования профессиональной ответственности врачей в РФ,

-    Конвенцию о правах и обязанностях врачей в РФ,

-    Концепцию защиты прав пациентов в РФ и проект ФЗ «О правах пациентов» и др.

В мировой практике подобного рода документы являются базисом и опорой для реформаторской деятельности любого Правительства в области здравоохранения, однако этого не происходит в нашей стране.

Для того, чтобы иметь право на этом юбилейном и чрезвычайном Пироговском съезде выражать мнение всей медицинской общественности страны и институтов гражданского общества, мы провели Всероссийское медицинское обсуждение - многоэтапный "медицинский референдум", в котором приняли участие десятки тысяч врачей из всех субъектах России.

Задачи проведенного "референдума":

1. Изучение отношения врачей к процессам, происходящим в здравоохранении,

2. Изучение степени информированности медицинского сообщества о сути преобразований,

3. Выявление намерений медицинской общественности.

Тем самым мы получили своего рода «мандат» на предоставление широкой общественности России, руководству страны, средствам массовой информации заключения многотысячного врачебно-общественного «консилиума» о сложившемся положении в состоянии здоровья народа, в здравоохранении страны, а также на предлагаемый «врачебный рецепт» - профессионально выверенный взгляд на дальнейшее проведение реформенных преобразований в системе здравоохранения.

Выводы проведенных 7-ми этапов Всероссийского медицинского обсуждения:

1.  «Модернизация» и «оптимизация» должны иметь реальную социальную базу, поскольку только ее сторонники, понимающие их суть и проблемы, могут поддержать эти перемены.

2.  Существующие принципы общения властных структур, основанные на приказах и распоряжениях, не устраивают ни врачебное сообщество, ни все общество в целом.

3. Врачи поставлены в положение не участников «реформенных преобразований», а пассивных исполнителей уже принятых чиновниками управленческих решений, что неопровержимо свидетельствует о недооценке и не использовании мощнейшего интеллектуального потенциала врачей России органами государственной власти и управления. И это, несмотря на открытое и последовательное стремление к сотрудничеству с властью, с государственными органами управления здравоохранением, несмотря на декларативные заявления властей о необходимости привлечения специалистов к строительству гражданского общества.

Экономическое, общественное положение и социальный статус врачей ухудшаются, происходит отток квалифицированных кадров из медицинской науки и практического здравоохранения.

Вместе с тем, в органах власти и государственного управления нет понимания того, что базисом здравоохранения является система «врач-пациент», которая должна стать основой социально-ориентированной реформы здравоохранения.

До сих пор же фокусом всех перемен и модернизаций в здравоохранении страны остаются исключительно административные ресурсы, органы управления здравоохранением, медицинские учреждения, система финансирования.

И самое главное - Осуществление реформ без участия и поддержки врачебного сообщества невозможно!

Опираясь на результаты опроса десятков тысяч врачей, мы заявляем - для реформирования здравоохранения избран ошибочный путь, который может привести к непоправимым и катастрофическим последствиям, поскольку:

- непродуманные, несистемные, не основанные на научных данных и прогнозах специалистов, хаотические, преимущественно административные действия, предпринимаемые "реформенные преобразования" и меры, которые не дают должного результата, а только способствуют дальнейшей деградации системы здравоохранения,

- происходит неконтролируемая государством коммерциализация здравоохранения и трансформация медицинской помощи в примитивный рыночный медицинский бизнес. Медицинская помощь становится все более платной, все менее доступной гражданам страны и менее качественной,

- значительных масштабов достигают непрофессионализм и некомпетентность управления отраслью, а подпитывающая их коррупция и мздоимство приобретают угрожающий размах, что становится угрозой для всей социальной системы государства,

- ликвидация форпостов здравоохранения (ФАПов, врачебных амбулаторий, сельских участковых больниц) – «первой линии обороны» - не приблизило, а только отодвинуло медицинскую помощь от населения,

- нарастающая платность медицинской помощи в государственном секторе здравоохранения, сделала для большей части населения малодоступной или недоступной современную и полноценную медицинскую помощь,

- ослабление государственного контроля за деятельностью фармацевтической сферы, рост цен на лекарственные средства, искусственное «вымывание» дешевых препаратов из ассортимента аптек, в силу недоступности дорогостоящих замещающих импортных лекарств привело к ухудшению возможностей лечения «простых» и на ранних стадиях сложных заболеваний, что повлекло увеличение патологии, требующей высокотехнологичной и еще менее доступной для населения медицинской помощи,

- объединение районных  поликлиник с концентрацией специализированной медицинской помощи в центральных поликлиниках усложнило работу врачей, удлинило «маршрут» и создало дополнительные трудности для больных, вызывая обоснованное недовольство населения,

- не диверсификация, а безответственная ликвидация больниц для последующей их распродажи как «бросовой» недвижимости обусловливает уменьшение доступности стационарной медицинской помощи, создание недопустимо длительной и влияющей на исход заболеваний очередности в госпитализации, порождает условия для расслоения населения на имеющих и не имеющих возможность платить за специализированную стационарную медицинскую помощь,

- проводимая т.н. «оптимизация» в здравоохранении вылилась в масштабное безответственное и необоснованное механическое сокращение врачебных должностей с недостаточно продуманными результатами и последствиями,

-  оплата труда - скудное и позорное для страны нищенское государственное содержание врачей и медицинских сестер, которая сейчас значительно ниже, чем самых низкоквалифицированных рабочих, что снижает общественное признание профессии, ведет к снижению качества медицинской помощи,

- постыдно и унизительно, когда врачи и медицинские сестры получают от пациентов недоплаченное государством. Здесь вина не только медицинских работников, но и государства. Это надо признать и исправить, а не сокращать субсидиарную ответственность государства, как это сейчас происходит,

-  государство целенаправленно и последовательно уходит от ответственности за охрану здоровья граждан, перекладывая все на их плечи и карман, а также за состояние системы здравоохранения и не осуществляет должной защиты прав и профессиональных интересов врачей и медицинских сестер.

Безусловно, это далеко не полный перечень стигм современного здравоохранения России. И потому не удивительно, что даже опубликованные данные по неудовлетворенности населения полнотой и качеством медицинской помощи составляют 40 процентов. На самом деле этот показатель еще выше, если не опрашивать «зависимых» граждан, т.е. находящихся на лечении во время опроса.

Создавшееся положение в здоровье населения и в здравоохранении России следует рассматривать как кризисное, требующее принятия чрезвычайных и безотлагательных мер на государственном уровне, несмотря на сложнейшие экономический и внешнеполитический фон и обстоятельства.

Безопасность страны определяется не оружием, а здоровьем тех, в чьих руках оружие. Экономическое благополучие и устойчивое развитие страны определяются не объемами добываемых нефти и газа, а здоровьем тех, кто их добывает. Новейшие технологии и научные достижения зависят также от физического и умственного здоровья производящих их людей. Здоровье не декларативно, а на деле должно стать первейшим государственным приоритетом.

Врачебная профессия – это прогнозирование угроз и предупреждение о них человека, общества и государства.  Сейчас мы выполняем свой профессиональный долг, предупреждая о том, что сложившееся в здоровье населения и в здравоохранении страны положение реально угрожает безопасности России.

Прогнозы по угрозам и опасностям, связанные с несовершенством мер по охране здоровья, сформулированные в выводах и решениях Всероссийских Пироговских съездов врачей на протяжении двадцати лет, полностью подтвердились.

Прогнозы специалистов:

 -   здоровье народа будет   ухудшаться и процесс может стать необратимым,

-    при малозаселенных территориях и экстремальных климатических условиях, при труднодоступных ресурсах России это равнозначно величайшей угрозе ее национальной безопасности.

В настоящее время вопрос уже не в том, есть ли в России кризис народного здоровья, а в том, не перешел ли он уже точку "невозврата", осталось ли вообще время, чтобы выправить положение. Или у нас уже нет надежды на восстановление былого (а тем более, оптимального) демографического, социально-экологического и медико-социального равновесия и народу России предстоит пережить период тяжелого не только духовного, но и социального распада? Чего ждать - социальных потрясений (взрывы возмущения, конфликты, насилие), либо (и к этому как бы "приучают") медленного "гниения" и деградации народа, дезинтеграции его целостности, его физического, духовного и социального вырождения?

Традиционное утешение, что "Россия не погибнет", поскольку она и в прошлом переносила крупные бедствия, но выходила из них более сильной, легкомысленны и опасны, поскольку ситуация в мире, вставшем перед угрозой самоуничтожения человечества, настолько изменилась, что эта оптимистическая надежда, если для ее осуществления не будут приложены адекватные усилия, может не оправдаться.

Кризис здоровья населения и системы здравоохранения представляют уже реальную опасность для выживания, сохранения генофонда и будущего народа, для безопасности России, ибо вне и без стабильного или устойчиво прирастающего народонаселения и достаточного уровня его здоровья все остальные аспекты национальной безопасности бессмысленны.

Приведенное позволяет ответить на извечный российский вопрос – «что делать?». Лечить надо российское здравоохранение. Срочно лечить!

В современном мире состояние здоровья населения определяет потенциал устойчивости и стабильности государства на геополитическом пространстве и является значимым фактором национальной безопасности. Не случайно во многих странах охрана здоровья далеко вышла за рамки одной отрасли и превратилась в политическую проблему, курируемую первыми лицами государства. Общественное здоровье должно рассматриваться аналитиками, политическими элитами и обществом в качестве главного управляемого стратегического ресурса государства.

Недаром Гру Харлем Брундтланд (Gro Harlem Brundtland) – норвежский политик, дипломат и врач, международный деятель в сфере общественного здоровья, Премьер-министр Норвегии  в трёх сроках в промежутке 1981-1996 гг., Генеральный Директор ВОЗ с 1998 по 2003 гг. неоднократно заявляла - «Настоящими министрами здравоохранения являются Президент и Премьер-министр, только они об этом не знают».

На официальном сайте Кремля можно найти около двух десятков специальных советов при Президенте Российской Федерации, но нет Совета по охране здоровья:

• Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России

• Совет по межнациональным отношениям

• Совет по противодействию коррупции

• Совет по развитию гражданского общества и правам человека

• Совет по развитию финансового рынка

• Совет по развитию местного самоуправления

• Совет по науке и образованию

• Совет по культуре и искусству

• Совет по развитию физической культуры и спорта

• Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства

• Совет по взаимодействию с религиозными объединениями

• Совет по делам казачества

• Экономический совет

•  Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

•  Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы

•  Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья

• Национальный совет по профессиональным квалификациям

• Совет по русскому языку

Наш «рецепт» лечения не содержит многочисленных деталей.

На всех прошедших Всероссийских Пироговских съездах врачей мы настоятельно рекомендовали Президенту Российской Федерации создать и возглавить «Национальный  Совет по охране здоровья граждан при Президенте Российской Федерации».

Мы считаем, что наступило то время, когда Президент страны, ответственный по Конституции за здоровье нации и охрану здоровья граждан, должен принять единственно эффективное и срочно необходимое в сложившейся ситуации решение – создать и возглавить «Национальный Совет по охране здоровья граждан при Президенте Российской Федерации» и поручить этому Совету совместно с органами власти, государственного управления, институтами гражданского общества, учеными и специалистами разработать профессионально выверенную, признаваемую медицинским экспертным сообществом, организаторами здравоохранения, врачами страны и понятную людям реалистичную многоэтапную программу конкретных действий, в которой наряду с системой здравоохранения будут задействованы все сферы, все ведомства, деятельность которых отражается на состоянии здоровья граждан.

Возобновить ежегодные доклады Президента Российской Федерации о состоянии здоровья народа Федеральному собранию Российской Федерации.

Охрана здоровья населения и здравоохранение являются важнейшей функцией и задачей государства, поскольку только здоровые и трудоспособные граждане могут обеспечить экономическое благополучие страны, а не нефть и газ, сколько бы много их не выкачивали из созданных природой запасов, принадлежащих не только нам, но и нашим детям, внукам и правнукам.

Двадцать лет на девяти прошедших Пироговских съездах врачей мы стремились к конструктивному, партнерскому сотрудничеству с властью в целом, а в здравоохранении – в особенности, предупреждали общество, органы власти и государственного управления, граждан страны, средства массовой информации о происходящих в системе здравоохранения разрушительных процессах, предлагали свою профессиональную помощь и бескорыстное участие, но не были надлежащим образом услышаны и поняты. Наши предложения, по сути, и предметно не рассматривались, по ним не принималось соответствующих адекватных государственных масштабов решений, что и привело к столь разрушительным и печальным последствиям.

Необходимость перемен в системе здравоохранения очевидна, однако они должны быть взвешенными, просчитанными, системными, а, главное, прогрессивными. Широким слоям населения должны быть ясны цели, пути и возможные издержки проводимых реформ, на что каждый гражданин страны имеет конституционное право, как и на открытое выражение своего отношения к осуществляемым реформам.

Врачебное сообщество имеет готовность обсуждать важнейшие вопросы реформирования здравоохранения с заинтересованными государственными  органами и учреждениями, работать над формированием таких решений, которые будут наиболее полно отвечать задачам консолидации общества и мобилизации мощного гражданского потенциала большой и социально активной части общества - медицинских работников.

Вместе с тем, профессиональному сообществу врачей - общероссийским ассоциациям и профильным медицинским обществам необходимо найти согласие и принять единственно правильное в настоящее время решение о создании единой общенациональной общественной врачебной организации с обязательным предоставлением ей права на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях.

Пироговское движение врачей и Российская медицинская ассоциация призывают к этому все общественные общероссийские врачебные организации и приглашают к взаимодействию и сотрудничеству.

Очевидно, что медицинская общественность России, имея возможность наилучшим образом применить свой интеллектуальный потенциал, знания и практический опыт для защиты не только своих прав, но и прав своих пациентов, уже никогда не согласится на роль молчаливого наблюдателя и исполнителя проводимых в отрасли преобразований, не понимая и не принимая их сути.

Наступил момент, когда врачи и ученые-медики по своему долгу и совести не могут молчать. Врачам часто говорят комплименты, но не создают реальной возможности и условий, необходимых для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека. А их труд был и зачастую остается недооцененным.

Врачи и другие медицинские работники никогда не подводили народ - ни в годы войны, ни в последующих бедах, катастрофах и конфликтах, ни в других чрезвычайных ситуациях. Поэтому они имеют право собраться на свой "консилиум" и потребовать, чтобы их мнение было выслушано.

Сегодня на своем Чрезвычайном съезде мы вынуждены потребовать внимания политиков и народа к своим требованиям и проблемам. И прежде всего потому, что это не только наши проблемы и профессиональные интересы, а проблемы и нужды всего народа.

Врачи и в прошлом неоднократно обращались к Правительству и к законодательной власти, особенно в последнее десятилетие. Но все эти обращения оставались неуслышанными, серьезных и эффективных решений по ним не принималось.

Мы спрашиваем, понимают ли они угрожающую ситуацию, сложившуюся в сфере выживания, функционирования, жизнедеятельности, воспроизводства и развития человека и общества в России в нынешнем и новых поколениях?

И просим понять и поддержать нас в стремлении защитить жизнь и здоровье человека. И будем рады, если это стремление поддержат все партии, потому что считаем жизнь и здоровье народа более глубокими и фундаментальными ценностями, чем партийные симпатии или взгляды. И потому что это нужно народу, в любви к которому все так горячо клянутся.

В развитых, цивилизованных странах общественное здоровье рассматривается аналитиками, политическими элитами и обществом в качестве главного и в то же время управляемого стратегического ресурса государства, а последовательная и целеустремленная деятельность по охране здоровья населения обеспечивает власти массовую поддержку граждан.

На нашем Чрезвычайном съезде, на котором впервые собрались в таком представительном сочетании врачи, руководители органов управления здравоохранением большинства регионов страны, представители пациентских организаций и по сути всех институтов гражданского общества, нам предстоит решить очень непростую и исторической важности задачу: либо идти всем вместе к единой цели – к сохранению системы здравоохранения страны, либо ждать окончательного разрушения этой системы, за которым с неотвратимой закономерностью последует мощнейший социальный взрыв.

Мы никого не стремимся обвинить и упрекнуть, а только со всей решительностью заявляем о своем конституционном праве требовать от власти и органов государственного управления предметного рассмотрения рекомендаций настоящего чрезвычайного Пироговского съезда, оставляя за собой право гражданского общественного контроля за принимаемыми  решениями и действиями - в мае 2016 г. предполагается проведение 2-го этапа X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей.

И в очередной, десятый раз предлагаем решать сложнейшую задачу по сохранению государственной системы здравоохранения страны всем вместе.

Уважаемые Коллеги!

Хочу добавить немного осторожного оптимизма - появилась реальная возможность начать делать какие-то шаги по пути реформенных преобразований. Причин несколько:

1. Поддержка Президента В.В. Путина и понимание им необходимости реформенных преобразований в системе здравоохранения, о чем свидетельствует прошедший форум Общероссийского народного фронта.

2. Прошедший Общероссийский гражданский форум.

3. Желание врачей, медицинских сестер и всего населения страны изменить систему здравоохранения и понимание того, что дальнейшее бездействие приведет к развалу здравоохранения России.

Для воздействия на проводимые процессы и подготовку к реформенным преобразованиям медицинскому сообществу страны необходимо иметь свое представительство во властных структурах - настоящее представительство из профессионалов, а не то, что имеется сейчас.

Через несколько месяцев начнется сложный предвыборный период. У медицинского сообщества появится возможность помочь профессионалам войти в законодательные органы власти и, конечно же, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Власть на предстоящих выборах будет выдвигать и помогать большому количеству врачей и учителей. И мы должны поддержать именно подготовленных специалистов, вооружить их, если можно так выразиться, программой действий по началу настоящего реформирования системы здравоохранения. Нам дан шанс что-то изменить. Вот поэтому и планируется проведение 2-го этапа X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей, где и будет представлена программа действий.

       Для активного участия в процессах модернизации и обеспечения общественной экспертизы  готовящихся решений в области здравоохранения, образования и науки, включая законопроекты, а также информирования общества о конечных целях и последствиях проводимых преобразований предлагаем обратиться к представителям педагогического и научного сообществ Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность совместного формирования Координационного Совета «За здоровую и образованную Россию».

        Отныне критерием деятельности каждой партии или политического движения, каждой программы или предвыборной платформы должен стать критерий социальной ответственности. Поэтому мы, врачи, обращаемся к правительству, к политическим партиям и движениям, к государственным и общественным деятелям, к депутатам и фракциям, а также к средствам массовой информации. И прежде всего к народу России.

И в заключении. Мы хорошо помним слова Президента России В.В. Путина, сказанные им в 2001 году на встрече с делегатами IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей: «Вместе мы можем сделать многое, и действовать сейчас нужно только вместе!»

Благодарю за внимание,

Председатель Исполкома Пироговского съезда врачей, президент Российской медицинской ассоциации, профессор А.Г. Саркисян

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...