Доклад министра на сессии Палаты представителей НС РБ (2001 г.)
К новой редакции закона о здравоохранении
(Журнал «Медицина», 2001, №3, с. 2)
20 июня 2001 г. Палата представителей Национального собрания РБ приняла в первом чтении новую редакцию Закона «О здравоохранении». Проект закона готовился Министерством здравоохранения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. N б29. Первоначально предполагалось внести отдельные дополнения и изменения в действующий закон. Однако в процессе работы выяснилось, что большинство статей принятого 8 лет назад закона требует изменений, а в целом закон целесообразно изложить в новой редакции.
Предлагаем нашим читателям тексты выступлений на сессии Палаты представителей Национального собрания РБ министра здравоохранения И.Б. Зеленкевича и председателя Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи В.Н. Лекторова.
Зеленкевич Игорь Борисович, министр здравоохранения Республики Беларусь
Доклад на сессии Палаты представителей НС РБ
Представляемый законопроект регулирует общественные отношения в области здравоохранения и определяет правовые, политические, организационные и экономические основы деятельности системы здравоохранения республики.
Необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» в новой редакции обусловлена рядом причин. В первую очередь нужно учесть сохранение в республике неблагоприятной медико-демографической ситуации, которая требует усиления государственной политики и правового регулирования в области охраны здоровья населения.
Очевидно также, что принятая 8 лет назад редакция действующего закона требует изменений в соответствии с развитием нормативно-правовой базы в республике за последние годы.
В 1998 году Советом Министров одобрена обсуждавшаяся на 1 съезде врачей республики Концепция развития здравоохранения. Она предусматривает реформирование отрасли при сохранении бюджетной системы финансирования, обеспечении экономической самостоятельности и ответственности органов здравоохранения в использовании выделяемых бюджетных средств. Таким образом, мы окончательно определились с выбором системы здравоохранения, и в настоящее время в Витебской области проводится эксперимент по отработке конкретной модели развития отрасли.
В последние годы был принят ряд законов по отдельным направлениям деятельности в области здравоохранения (трансплантологии, донорству, психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании), в новой редакции издан Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принят ряд новых законодательных актов в области гражданского права. Получила значительное развитие частная медицинская практика, что определяет необходимость правового регулирования проблем, связанных с предоставлением населению медицинских услуг частными структурами.
Проект новой редакции Закона «О здравоохранении» включает 9 глав, в т. ч.:
-общие положения;
-виды деятельности в области здравоохранения, система и субъекты здравоохранения;
-кадровое и финансовое обеспечение здравоохранения;
-медицинская помощь;
-медицинское обеспечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
-медицинская экспертиза;
-обеспечение лекарственными средствами и медицинской техникой;
-права, обязанности и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
В сравнении с действующим законом весь текст значительно лучше систематизирован и отредактирован. Разумеется, детальный анализ по каждой статье требует значительного времени, поэтому более подробно остановлюсь на ряде впервые введенных правовых норм.
В проекте закона появился глоссарий, т.е. законодательно даны определения ряда основополагающих для здравоохранения понятий, включая здоровье и охрану здоровья, медицинскую помощь, профилактику и прочее.
Определена система здравоохранения, как система, включающая государственное и частное здравоохранение при основной роли государственного здравоохранения (ст. 11).
Введена статья по участию общественных объединений в охране здоровья граждан (ст. 4).
Регламентированы права на охрану здоровья не только граждан Республики Беларусь, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Указано, что граждане Республики Беларусь, выезжающие за пределы республики, а также иностранцы, въезжающие на территорию республики, подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 5, 6).
Это, в частности, дает возможности учреждениям здравоохранения возмещать расходы при лечении иностранных граждан.
Определены виды деятельности в области здравоохранения и субъекты, осуществляющие эту деятельность (ст. 10,12).
Внесены дополнения по вопросам создания и деятельности учреждений здравоохранения. Они включают, в частности, право на оказание платных услуг в государственных учреждениях, определение перечня видов деятельности, которые могут оказываться только в государственных учреждениях (ст. 14).
В ст. 15 порядок и условия выдачи лицензий на деятельность в области здравоохранения отнесен к компетенции Минздрава.
Уточнены требования, предъявляемые к лицам, получающим право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью (стажировка, сертификат по специальности, необходимый стаж для работы в частном здравоохранении).
Наиболее основательно переработан и значительно расширен раздел по медицинской помощи населению (глава 4). В нем появился ряд новых статей, которые определяют:
виды медицинской помощи населению,
права и обязанности пациента,
правила внутреннего распорядка учреждений здравоохранения,
предоставление информации о состоянии здоровья пациента,
отдельные правовые нормы в деятельности лечащего врача,
оказание медицинской помощи пациенту в критическом для жизни состоянии;
возмещение учреждениям здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи при наличии вины физических и юридических лиц.
Запрещается эвтаназия - удовлетворение медицинскими работниками просьбы пациента об ускорении смерти какими-либо действиями и средствами.
Внесены правовые нормы по использованию анатомического дара - добровольной передачи гражданином своего тела, его частей, органов и тканей для использования в учебном процессе и проведения научных исследований.
Несколько новых статей в этой главе касаются проблем репродукции и планирования семьи (имеется в виду искусственное оплодотворение, стерилизация, искусственное прерывание беременности), а также введена статья по коррекции половой принадлежности.
В главу «Медицинская экспертиза» введена статья «Военно-врачебная экспертиза».
Введена правовая норма по обеспечению лекарственными средствами при стационарном лечении в государственных учреждениях здравоохранения в пределах перечня основных лекарственных средств (ст. 55). Здесь преследуется цель приведения в соответствие одной из наиболее затратных статей расходов в системе здравоохранения с фактическими объемами финансирования, а также наиболее рационального расходования средств, выделяемых системе здравоохранения.
Исключена ст. 16 действующего закона о финансировании учреждений здравоохранения через организации, осуществляющие медицинское страхование. Кстати, в российском бюджетно-страховом здравоохранении на бюджетные средства приходится 70 процентов от объема финансирования отрасли. Сохранено в качестве источника финансирования получение средств от добровольного медицинского страхования. Это согласуется с Концепцией развития отрасли.
В представляемом законопроекте приведена в соответствие с реальностью и практическими возможностями системы здравоохранения правовая норма действующего закона, дающая право на свободный выбор врача и учреждения здравоохранения. Указано, что порядок получения медицинской помощи вне места жительства определяется Министерством здравоохранения (ст. 20). Это полностью согласуется с принципами этапности оказания медицинской помощи и рационального использования ресурсов системы здравоохранения.
В числе исключенных (в связи с отсутствием согласования) правовых норм - обязательное государственное страхование медицинских работников, работа которых связана с опасностью для жизни и здоровья.
В заключительных положениях определены условия вступления в силу закона и приведения актов законодательства в соответствие с законом.
Следует признать, что у нас было немало проблем в подготовке оптимального варианта закона. Определяющее влияние оказывают трудности согласования по всем вопросам, требующим материальных затрат, а также недостаточный опыт законотворческой деятельности и недостаточная научно-методическая база для ее осуществления.
Важнейшие проблемы
Закон «О здравоохранении» должен быть в полной мере базисным, системообразующим законом, который создает правовую основу для эффективного функционирования всей системы здравоохранения. А эффективность эта в наибольшей степени зависит от уровня финансирования и экономических отношений.
Базовым показателем для всей законодательной и нормативной базы отрасли, который позволяет реально гарантировать конституционные права граждан на охрану здоровья, является уровень расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Это - основа для реализации Закона о государственных минимальных социальных стандартах и для расчета нормативов бюджетного финансирования здравоохранения на одного жителя в год. Указанные нормативы, как известно, вводятся в соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 августа 2000 г. N 1225 «О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения».
В конечном итоге законодательное регулирование уровня расходов, выраженного в доле ВВП, - единственно возможный способ избежать декларативности любых тезисов о приоритетном развитии отрасли. А в той медико-демографической ситуации, которая создалась в нашем государстве, нет более важной цели, чем обеспечить необходимые условия для восстановления и укрепления здоровья белорусского народа.
Поэтому необходимость наличия этой правовой нормы не вызывает сомнений и вполне понятна обеспокоенность Комиссии по охране здоровья Национального собрания Республики Беларусь, высказанная в феврале месяце в заключении по законопроекту.
Далее. Мы обязаны создать правовую основу для перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития отрасли, для реструктуризации медицинской помощи по видам и уровням ее оказания, для экономического стимулирования труда медицинского персонала, исходя из его объема и качества. Мы обязаны создать правовое поле для рационального использования ресурсов и перераспределения средств с высокозатратной стационарной на более экономичную первичную медицинскую помощь.
В республике достигнут уникальный для мирового здравоохранения уровень госпитализации населения. Примерно 2/3 выделяемых ресурсов идет на содержание стационарной сети. А если учесть уровень расходов на коммунальные, гостиничные услуги и питание в больничных учреждениях, то получается, что мы финансируем проживание, а не лечение больных и профилактику заболеваний. В расчете на одного гражданина в год приходится 4 койко-дня, проведенные в больничных учреждениях. В экономически развитых странах этот показатель в 3-5 раз меньше. Конечно, этому способствует иной уровень материально-технической оснащенности, но сказывается еще и сочетание финансирования по остаточному принципу с работой по затратному принципу.
В 2001 году в соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 августа 2000 г. №1225 началось проведение эксперимента по введению нового механизма хозяйствования в учреждениях здравоохранения Витебской области. Уже первые результаты эксперимента показывают, что отрасль очень трудно реформировать без соответствующего правового регулирования и введения новых экономических отношений. К сожалению, без правового регулирования этих проблем принятие нового закона значительно не отразится на условиях функционирования и результатах деятельности отрасли.
Поэтому мы просим поддержки депутатов в дополнительном внесении одной-двух статей со следующими правовыми нормами:
«Государство обеспечивает приоритетность развития здравоохранения посредством ежегодного выделения финансовых средств в соответствии со сложившимся уровнем расходов, а к 2005 г. - в размере не менее 7,5% валового внутреннего продукта, исчисляемого в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» устанавливаются нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
Указанные нормативы рассчитываются исходя из установленной доли расходов на здравоохранение в ВВП и используются для:
обеспечения социальных гарантий населению (независимо от места жительства) по предоставлению ему бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения и выравнивания диспропорций в распределении ресурсов в системе здравоохранения по территориям республики;
разработки территориальных программ медицинского обслуживания населения со сбалансированными объемами медицинской помощи и объемами финансирования;
обеспечения экономической самостоятельности и ответственности организаций здравоохранения в использовании ресурсов в пределах объема финансирования, полученного согласно указанным нормативам.
Организации здравоохранения имеют право самостоятельно планировать и использовать бюджетные ассигнования (в т.ч. сэкономленные бюджетные средства) и внебюджетные средства в соответствии с утвержденными территориальными программами медицинского обслуживания населения.
Запрещается уменьшение размера бюджетных средств, выделяемых здравоохранению при осуществлении мер по реструктуризации медицинской помощи, внедрении ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий, а также при поступлении средств из внебюджетных источников».
Поясню эти положения. 7,5% от ВВП на здравоохранение, на которые мы претендуем к 2005 году, - это даже ниже среднемирового уровня, который по данным Всемирной организации здравоохранения уже 4 года назад - в 1997 году - достиг почти 8% мирового валового внутреннего продукта.
Мы можем предлагаемую редакцию привести в полное соответствие с поручениями Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, данными по результатам совещания по проблемам развития здравоохранения, которое состоялось 16 ноября прошлого года. В протоколе предложено правительству обеспечить ежегодное увеличение доли расходов на здравоохранение с доведением ее до 7,5% ВВП к 2005 году. Значит, можно законодательно предусмотреть отсроченность вступления этой нормы с 2005 года, а в период 2002-2004 годов установить уровень финансирования не менее 5% ВВП.
Принятие Закона «О здравоохранении» в новой редакции при условии внесения указанного дополнения будет значительным шагом вперед в формировании новой законодательной базы в области охраны здоровья населения, приведении законодательства в этой области в соответствие с нормами международного права. Разумеется, потребуется усиленная работа по изданию подзаконных актов в соответствии со ссылками, данными в ряде статей законопроекта.
Особо можно отметить, что наши предложения вполне согласуются с Законом «О здравоохранении Российской Федерации», включая запрет на снижение объема финансирования при использовании ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий. Более того, именно эти положения составляют основу российского законопроекта. Поэтому внесение аналогичных норм в белорусский закон обеспечит реальное сближение правовых основ функционирования здравоохранения России и Беларуси в рамках Союзного государства.
С учетом вышесказанного Министерство здравоохранения просит депутатов Национального собрания, Совет Министров республики принять предлагаемую редакцию Закона «О здравоохранении» во втором чтении с включением дополнительных статей по уровню финансирования к ВВП, по душевым нормативам и, главное, экономической самостоятельности в использовании средств в пределах указанных нормативов.
Содоклад на сессии Палаты представителей НС РБ
Лекторов Валерий Николаевич, председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Формируемая в стране нормативно-правовая база на основе Конституции должна быть направлена на улучшение благосостояния народа, защиту его интересов, и в том числе на укрепление здоровья.
Состояние здоровья населения определяется множеством факторов: уровнем культуры, образования, благосостояния, условиями труда, быта и отдыха, состоянием окружающей среды, качеством медицинской помощи и многим иным. Только воздействуя на все эти факторы, можно добиться успехов в достижении высокого уровня состояния здоровья населения, без которого, как сказал на II Всебелорусском Народном собрании 18 мая 2001 г. Президент нашей страны А. Г. Лукашенко, не может быть никаких приоритетов.
Внесенный Советом Министров проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» должен соответствовать в первую очередь целям улучшения оказания медицинской помощи нуждающимся в ней людям.
Первые практические шаги в данном направлении уже сделаны. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 августа 2000 г. № 1225 «О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения» в Витебской области в настоящий момент в качестве эксперимента финансирование здравоохранения осуществляется из расчета потребности на душу населения и с правом самостоятельности системы здравоохранения в реструктуризации и использовании всех финансовых средств, отпущенных на ее содержание. Определен также приоритет по развитию первичной медико-санитарной помощи, как единого из ключевых моментов реформирования системы здравоохранения.
Должен вам сказать, как руководитель (в недавнем прошлом) здравоохранения области, что положительные сдвиги в работе в условиях новой модели развития отрасли уже имеются. Это позволяет говорить о перспективности выбранного нами пути и о необходимости постепенного, но, возможно, скорого перехода всей республики на подобный путь развития.
Уважаемые коллеги! Прежде чем остановиться на характеристике законопроекта, хотелось бы кратко изложить положение дел в отрасли, его видение с точки зрения депутатов - членов нашей комиссии. Все мы знаем, что в настоящее время экономическая ситуация в народном хозяйстве остается достаточно сложной и не способствует решению задач, стоящих перед социальной сферой.
В области здравоохранения, как в одной из составляющих социальной сферы экономики, остаются нерешенными важнейшие проблемы, прежде всего касающиеся ее финансирования, социальной защищенности медицинских работников, обеспечения населения лекарственными средствами и предметами медицинского назначения.
В настоящее время относительная стабильность работы системы здравоохранения во многом обусловлена лишь высоким чувством профессионального долга медицинских работников, и государство обязано гарантировать достойные условия для их работы и жизнеобеспечения.
В последние годы и в прошедшем году, в частности, финансирование системы здравоохранения обеспечивало минимальную потребность отрасли не более чем на 80%.
Удельный вес затрат на развитие системы здравоохранения к ВВП ежегодно снижается. Так, в 1997 г. он составил 4,8%, в 1999 г. - 4,3%, а в 2000 г. отрасль фактически профинансирована на 3,7% к ВВП.
Определенный бюджетом объем затрат на развитие отрасли в 2001 г. - 4,4% к ВВП страны - почти вдвое ниже среднемирового уровня, составляющего, по данным ВОЗ, около 8%.
Растет задолженность учреждений здравоохранения по различным статьям расходов. В 2000 г. она возросла более чем в 4 раза и составила 16 млрд. рублей, из них 6,3 млрд. руб. - за медикаменты, 6 млрд. руб. - за коммунальные услуги и 4,5 млрд. руб. - за энергоресурсы.
Даже с учетом совместительства, дополнительной работы в праздничные и выходные дни, доплат за работу в ночное время и другие выплаты, среднемесячная заработная плата работников здравоохранения остается ниже заработной платы работников сферы промышленности и в целом в народном хозяйстве и составляет соответственно 60,2% и 73,3%. Должностные оклады начинающих врачей и медицинских сестер на 30 - 38% ниже прожиточного минимума.
Ежегодно увеличивается износ основных фондов. Материально-техническая база здравоохранения не соответствует требованиям времени. Почти 40% зданий, в которых размещены лечебные учреждения, построены еще до Великой Отечественной войны, половина стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений работает в приспособленных помещениях, 40% коечного фонда находится в крайне стесненных условиях, не соответствующих санитарным нормам.
Остается напряженной ситуация по лекарственному обеспечению населения. Это обусловлено прежде всего дефицитом валютных средств, низкой платежеспособностью населения и состоянием отечественной фармацевтической промышленности.
Потребность в лекарственных препаратах, входящих в перечень основных лекарственных средств, удовлетворяется на 75 - 88%, в отечественных препаратах - на 40%. Удельный вес лекарственных средств, закупаемых за валюту, по сравнению с 1999 г. снизился в 3 раза (с 22% до 7%). Задолженность поставщикам лекарственных средств за год увеличилась более чем в 2,5 раза и составила 12,7 млрд. рублей. Почти четвертая часть лекарств отпускается по льготным рецептам. Результатом снижения доступности лекарственного обеспечения является и снижение качества медицинской помощи.
Все основные негативные моменты, перечисленные выше, сопровождаются высоким ростом заболеваемости населения. За последние 10 лет общая заболеваемость возросла почти в 1,5 раза, в том числе: новообразованиями - на 63%, болезнями эндокринной системы - в 2,2 раза, болезнями нервной системы и органов чувств - в 2,3 раза, болезнями системы кровообращения - более чем на 50%, болезнями органов дыхания - на 31,5%, болезнями крови и кроветворных органов - в 2,6 раза, болезнями органов пищеварения - на 20,5%, болезнями мочеполовой системы - в 2,4 раза, болезнями кожи и подкожной клетчатки - более чем на 80%, болезнями костно-мышечной системы - в 2,3 раза, туберкулезом всех форм - почти на 70%, сифилисом - более чем в 60 раз, частота травм и отравлений возросла на 32,2%.
Наиболее частыми причинами смертности населения являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, травмы и отравления. Это связано, прежде всего, с нездоровым образом жизни, а также с недостаточным обеспечением лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием и лекарственными препаратами, имеющими высокую стоимость.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы задать вопрос: будет ли способствовать улучшению дел в отрасли принятие законопроекта в его нынешнем виде?
После поступления законопроекта в Палату представителей в январе текущего года, комиссия самым тщательным образом изучила его и на своем заседании 1 февраля приняла решение обратиться в Совет Министров с предложением о его корректировке, так как многочисленные замечания и предложения, поступившие от комиссий, отдельных депутатов, Главного экспертно-правового управления, Секретариата и иных заинтересованных сторон (за что мы им искренне признательны), не позволяли рассматривать его как альтернативу ныне действующему Закону.
Поступивший в марте месяце из Совета Министров новый текст законопроекта содержал только незначительные коррективы, не затрагивающие его концептуальных положений.
В начале апреля на своем заседании комиссия рассмотрела новый текст законопроекта, и депутаты высказали по нему ряд принципиальных замечаний.
На наш взгляд, остались нерешенными следующие вопросы:
в законопроекте не нашел отражения принцип приоритетной оплаты труда медицинских и фармацевтических работников, закрепленный в ст.62 действующего Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»;
предложенная редакция части 1, статьи 19 проекта, из которой исключена норма, гарантирующая отрасли достаточное финансирование или хотя бы закрепляющая ее приоритетное развитие, не будет способствовать улучшению сложившейся ситуации в государственной системе здравоохранения по достаточному обеспечению населения медицинской помощью, необходимыми лекарственными средствами, питанием в стационарах и предметами медицинского назначения;
ввиду ограниченности финансовых средств, не может быть решен вопрос о закреплении медицинских и фармацевтических кадров на селе без предоставления им гарантий по бесплатному получению жилья с отоплением и освещением, хотя о необходимости скорейшего решения данной проблемы было сказано Президентом Республики Беларусь в его Послании парламенту 11 апреля 2000 г.
Без законодательного решения перечисленных вопросов нельзя с достаточной долей уверенности говорить о том, что в системе здравоохранения произойдут позитивные изменения.
Вместе с тем имеющиеся иные многочисленные замечания по тексту законопроекта носят технический характер, и их решение не представляет значительных затруднений в ходе подготовки его ко второму чтению.
Уважаемые депутаты! В процессе подготовки к рассмотрению данного вопроса на пленарном заседании вы имели возможность 22 мая ознакомиться с работой лечебно-профилактических учреждений вовремя посещения 10- й клинической больницы г. Минска и Дзержинского РТМО. Те же проблемы, которые поднимались в ходе общения с представителями данных медицинских учреждений, стоят сегодня перед отраслью в целом.
29 мая комиссия провела свое расширенное заседание с участием представителей правительства, общественных медицинских организаций, иных заинтересованных сторон для выработки единых подходов при подготовке законопроекта к рассмотрению на сессии Палаты представителей. Результатом обсуждения явилась выработка текста статей, представленных вашему вниманию в дополнительных материалах по рассматриваемому законопроекту.
Точку зрения комиссии по данному вопросу разделяет и руководство Министерства здравоохранения, о чем сказал в своем докладе Игорь Борисович Зеленкевич.
Если вы, уважаемые коллеги, согласны с позицией комиссии по порядку преодоления имеющихся разногласий, то комиссия считала бы возможным высказаться за принятие проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в первом чтении.
_______________________________________________________________________________________________________
Оба докладчика ответили на многочисленные вопросы. В частности, депутатов интересовало, как будут решаться вопросы финансирования отрасли, улучшения материально-технической базы здравоохранения, социальной защищенности медицинских и фармацевтических работников.
В.Н. Лекторов заверил, что, как председатель комиссии, он приложит максимум усилий, чтобы при подготовке законопроекта ко второму чтению в его текст были включены предлагаемые комиссией нормы по финансированию государственного здравоохранения в объеме не менее 7,5% ВВП, по оплате труда медицинских работников не ниже уровня оплаты работников промышленности, по сохранению льгот медработникам первичного звена здравоохранения, по личному страхованию медработников, занятых в особо вредных условиях труда.
В ходе обсуждения законопроекта высказались 12 депутатов. Два из этих выступлений были наиболее обстоятельными и аргументированными. В частности, депутат Дубовик Н. Н. высказал сомнение, что комиссия сумеет при подготовке законопроекта ко второму чтению убедить соответствующие правительственные структуры в необходимости включения в законопроект норм, требующих дополнительных финансовых расходов.
Депутат Часнойть Р.А. высказался за принятие законопроекта в первом чтении. Главным аргументом было то, что за последние годы многое изменилось, разработана новая Концепция развития здравоохранения, принят ряд новых законов, в Уголовном кодексе появилось 14 статей, определяющих ответственность врача за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Остро ощущается необходимость более совершенной законодательной базы для дальнейшего реформирования организации медицинской помощи в государственном и частном здравоохранении, для более четкого определения прав и ответственности медицинского персонала и пациентов. Конечно, необходимо менять механизмы финансирования, улучшать систему мотивации и оплаты труда, имея в виду формулу, по которой деньги должны следовать за пациентом. Надо надеяться, что депутаты и члены правительства с полной ответственностью и пониманием отнесутся к доработке этого законопроекта. Кроме того, мы можем, не дожидаясь второго чтения, улучшить финансирование системы здравоохранения уже в ближайшем будущем - при утверждении госбюджета на 2002 год.
За принятие законопроекта в первом чтении голосовали 67 депутатов, против -17, не голосовали -16.
(О дальнейшем развитии событий в следующих выпусках)