Доклад министра на сессии Палаты представителей НС РБ (2001 г.)

09.10.2013
7
0
Доклад министра на сессии Палаты представителей НС РБ (2001 г.)

К новой редакции закона о здравоохранении

(Журнал «Медицина», 2001, №3, с. 2)

20 июня 2001 г. Палата представителей Национального собрания РБ приняла в первом чтении новую редакцию Закона «О здравоохранении». Проект закона готовился Министерством здравоох­ранения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. N б29. Первоначально предполагалось внести отдельные дополнения и изменения в действующий закон. Однако в процессе работы выяснилось, что большинство статей принятого 8 лет назад закона требует изменений, а в целом закон целесообразно изложить в новой редакции.

Предлагаем нашим читателям тексты выступлений на сессии Палаты представителей На­ционального собрания РБ министра здравоохранения И.Б. Зеленкевича и председателя Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи В.Н. Лекторова.

     Зеленкевич Игорь Борисович, министр здравоохранения Республики Беларусь    

Доклад на сессии Палаты представителей НС РБ

Представляемый законопроект регулирует обще­ственные отношения в области здравоохранения и оп­ределяет правовые, политические, организационные и экономические основы деятельности системы здравоох­ранения республики.

Необходимость принятия Закона Республики Бе­ларусь «О здравоохранении» в новой редакции обус­ловлена рядом причин. В первую очередь нужно учесть сохранение в республике неблагоприятной медико-демографической ситуации, которая требует усиления государственной политики и правового регулирования в области охраны здоровья населения.

Очевидно также, что принятая 8 лет назад редак­ция действующего закона требует изменений в соответ­ствии с развитием нормативно-правовой базы в респуб­лике за последние годы.

В 1998 году Советом Министров одобрена обсуж­давшаяся на 1 съезде врачей республики Концепция раз­вития здравоохранения. Она предусматривает рефор­мирование отрасли при сохранении бюджетной системы финансирования, обеспечении экономической самосто­ятельности и ответственности органов здравоохране­ния в использовании выделяемых бюджетных средств. Таким образом, мы окончательно определились с вы­бором системы здравоохранения, и в настоящее время в Витебской области проводится эксперимент по отра­ботке конкретной модели развития отрасли.

В последние годы был принят ряд законов по от­дельным направлениям деятельности в области здра­воохранения (трансплантологии, донорству, психиатри­ческой помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании), в новой редакции издан Закон «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения», при­нят ряд новых законодательных актов в области граж­данского права. Получила значительное развитие частная медицинская практика, что определяет необ­ходимость правового регулирования проблем, связан­ных с предоставлением населению медицинских услуг частными структурами.

Проект новой редакции Закона «О здравоохране­нии» включает 9 глав, в т. ч.:

-общие положения;

-виды деятельности в области здравоохранения, система и субъекты здравоохранения;

-кадровое и финансовое обеспечение здравоохра­нения;

-медицинская помощь;

-медицинское обеспечение лиц, страдающих за­болеваниями, представляющими опасность для здоро­вья населения;

-медицинская экспертиза;

-обеспечение лекарственными средствами и меди­цинской техникой;

-права, обязанности и социальная защита меди­цинских и фармацевтических работников.

В сравнении с действующим законом весь текст значительно лучше систематизирован и отредактиро­ван. Разумеется, детальный анализ по каждой статье требует значительного времени, поэтому более подроб­но остановлюсь на ряде впервые введенных правовых норм.

В проекте закона появился глоссарий, т.е. зако­нодательно даны определения ряда основополагающих для здравоохранения понятий, включая здоровье и ох­рану здоровья, медицинскую помощь, профилактику и прочее.
Определена система здравоохранения, как си­стема, включающая государственное и частное здра­воохранение при основной роли государственного здра­воохранения (ст. 11).
Введена статья по участию общественных объе­динений в охране здоровья граждан (ст. 4).
Регламентированы права на охрану здоровья не только граждан Республики Беларусь, но и иностран­ных граждан и лиц без гражданства. Указано, что граж­дане Республики Беларусь, выезжающие за пределы рес­публики, а также иностранцы, въезжающие на территорию республики, подлежат обязательному меди­цинскому страхованию (ст. 5, 6).
Это, в частности, дает возможности учреждени­ям здравоохранения возмещать расходы при лечении иностранных граждан.

Определены виды деятельности в области здравоохранения и субъекты, осуществляющие эту дея­тельность (ст. 10,12).
Внесены дополнения по вопросам создания и деятельности учреждений здравоохранения. Они вклю­чают, в частности, право на оказание платных услуг в государственных учреждениях, определение перечня ви­дов деятельности, которые могут оказываться только в государственных учреждениях (ст. 14).
В ст. 15 порядок и условия выдачи лицензий на деятельность в области здравоохранения отнесен к ком­петенции Минздрава.
Уточнены требования, предъявляемые к лицам, получающим право на занятие медицинской и фарма­цевтической деятельностью (стажировка, сертификат по специальности, необходимый стаж для работы в частном здравоохранении).
Наиболее основательно переработан и значи­тельно расширен раздел по медицинской помощи насе­лению (глава 4). В нем появился ряд новых статей, ко­торые определяют:
виды медицинской помощи населению,
права и обязанности пациента,
правила внутреннего распорядка учреждений здравоохранения,
предоставление информации о состоянии здоро­вья пациента,
отдельные правовые нормы в деятельности ле­чащего врача,
оказание медицинской помощи пациенту в кри­тическом для жизни состоянии;
возмещение учреждениям здравоохранения рас­ходов на оказание медицинской помощи при наличии вины физических и юридических лиц.
Запрещается эвтаназия - удовлетворение медицин­скими работниками просьбы пациента об ускорении смерти какими-либо действиями и средствами.

Внесены правовые нормы по использованию ана­томического дара - добровольной передачи граждани­ном своего тела, его частей, органов и тканей для ис­пользования в учебном процессе и проведения научных исследований.

Несколько новых статей в этой главе касаются про­блем репродукции и планирования семьи (имеется в виду искусственное оплодотворение, стерилизация, искусст­венное прерывание беременности), а также введена статья по коррекции половой принадлежности.

В главу «Медицинская экспертиза» введена ста­тья «Военно-врачебная экспертиза».
Введена правовая норма по обеспечению ле­карственными средствами при стационарном лечении в государственных учреждениях здравоохранения в пре­делах перечня основных лекарственных средств (ст. 55). Здесь преследуется цель приведения в соответствие одной из наиболее затратных статей расходов в систе­ме здравоохранения с фактическими объемами финан­сирования, а также наиболее рационального расходо­вания средств, выделяемых системе здравоохранения.
Исключена ст. 16 действующего закона о финан­сировании учреждений здравоохранения через органи­зации, осуществляющие медицинское страхование. Кстати, в российском бюджетно-страховом здравоохра­нении на бюджетные средства приходится 70 процентов от объема финансирования отрасли. Сохранено в ка­честве источника финансирования получение средств от добровольного медицинского страхования. Это со­гласуется с Концепцией развития отрасли.

В представляемом законопроекте приведена в со­ответствие с реальностью и практическими возможнос­тями системы здравоохранения правовая норма действу­ющего закона, дающая право на свободный выбор врача и учреждения здравоохранения. Указано, что порядок получения медицинской помощи вне места жительства определяется Министерством здравоохранения (ст. 20). Это полностью согласуется с принципами этапности ока­зания медицинской помощи и рационального использо­вания ресурсов системы здравоохранения.

В числе исключенных (в связи с отсутствием со­гласования) правовых норм - обязательное государ­ственное страхование медицинских работников, работа которых связана с опасностью для жизни и здоровья.

В заключительных положениях определены усло­вия вступления в силу закона и приведения актов зако­нодательства в соответствие с законом.

Следует признать, что у нас было немало про­блем в подготовке оптимального варианта закона. Оп­ределяющее влияние оказывают трудности согласова­ния по всем вопросам, требующим материальных затрат, а также недостаточный опыт законотворческой деятель­ности и недостаточная научно-методическая база для ее осуществления.

Важнейшие проблемы

Закон «О здравоохранении» должен быть в пол­ной мере базисным, системообразующим законом, ко­торый создает правовую основу для эффективного фун­кционирования всей системы здравоохранения. А эффективность эта в наибольшей степени зависит от уровня финансирования и экономических отношений.

Базовым показателем для всей законодательной и нормативной базы отрасли, который позволяет ре­ально гарантировать конституционные права граждан на охрану здоровья, является уровень расходов по отно­шению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Это - основа для реализации Закона о государственных ми­нимальных социальных стандартах и для расчета нор­мативов бюджетного финансирования здравоохранения на одного жителя в год. Указанные нормативы, как изве­стно, вводятся в соответствии с Постановлением Сове­та Министров от 10 августа 2000 г. N 1225 «О совершен­ствовании механизма финансирования здраво­охранения».

В конечном итоге законодательное регулирование уровня расходов, выраженного в доле ВВП, - единствен­но возможный способ избежать декларативности любых тезисов о приоритетном развитии отрасли. А в той ме­дико-демографической ситуации, которая создалась в нашем государстве, нет более важной цели, чем обес­печить необходимые условия для восстановления и ук­репления здоровья белорусского народа.

Поэтому необходимость наличия этой правовой нормы не вызывает сомнений и вполне понятна обеспо­коенность Комиссии по охране здоровья Национально­го собрания Республики Беларусь, высказанная в фев­рале месяце в заключении по законопроекту.

Далее. Мы обязаны создать правовую основу для перехода от экстенсивной к интенсивной модели разви­тия отрасли, для реструктуризации медицинской помо­щи по видам и уровням ее оказания, для экономическо­го стимулирования труда медицинского персонала, ис­ходя из его объема и качества. Мы обязаны создать правовое поле для рационального использования ресур­сов и перераспределения средств с высокозатратной ста­ционарной на более экономичную первичную медицин­скую помощь.

В республике достигнут уникальный для мирово­го здравоохранения уровень госпитализации населения. Примерно 2/3 выделяемых ресурсов идет на содержа­ние стационарной сети. А если учесть уровень расхо­дов на коммунальные, гостиничные услуги и питание в больничных учреждениях, то получается, что мы фи­нансируем проживание, а не лечение больных и профи­лактику заболеваний. В расчете на одного гражданина в год приходится 4 койко-дня, проведенные в больнич­ных учреждениях. В экономически развитых странах этот показатель в 3-5 раз меньше. Конечно, этому способ­ствует иной уровень материально-технической оснащен­ности, но сказывается еще и сочетание финансирова­ния по остаточному принципу с работой по затратному принципу.

В 2001 году в соответствии с Постановлением Со­вета Министров от 10 августа 2000 г. №1225 началось проведение эксперимента по введению нового механиз­ма хозяйствования в учреждениях здравоохранения Витебской области. Уже первые результаты эксперимен­та показывают, что отрасль очень трудно реформиро­вать без соответствующего правового регулирования и введения новых экономических отношений. К сожале­нию, без правового регулирования этих проблем приня­тие нового закона значительно не отразится на услови­ях функционирования и результатах деятельности отрасли.

Поэтому мы просим поддержки депутатов в допол­нительном внесении одной-двух статей со следующи­ми правовыми нормами:

«Государство обеспечивает приоритетность раз­вития здравоохранения посредством ежегодного выде­ления финансовых средств в соответствии со сложив­шимся уровнем расходов, а к 2005 г. - в размере не менее 7,5% валового внутреннего продукта, исчисляемого в порядке, определяемом правительством Республики Бе­ларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандар­тах» устанавливаются нормативы бюджетного финанси­рования расходов на здравоохранение в расчете на од­ного жителя.

Указанные нормативы рассчитываются исходя из установленной доли расходов на здравоохранение в ВВП и используются для:

обеспечения социальных гарантий населению (независимо от места жительства) по предоставлению ему бесплатной медицинской помощи в государствен­ных учреждениях здравоохранения и выравнивания дис­пропорций в распределении ресурсов в системе здраво­охранения по территориям республики;
разработки территориальных программ медицин­ского обслуживания населения со сбалансированными объемами медицинской помощи и объемами финанси­рования;
обеспечения экономической самостоятельности и ответственности организаций здравоохранения в ис­пользовании ресурсов в пределах объема финансиро­вания, полученного согласно указанным нормативам.
Организации здравоохранения имеют право са­мостоятельно планировать и использовать бюджетные ассигнования (в т.ч. сэкономленные бюджетные сред­ства) и внебюджетные средства в соответствии с утвер­жденными территориальными программами медицинс­кого обслуживания населения.

Запрещается уменьшение размера бюджетных средств, выделяемых здравоохранению при осуществ­лении мер по реструктуризации медицинской помощи, внедрении ресурсосберегающих и стационарозамеща­ющих технологий, а также при поступлении средств из внебюджетных источников».

Поясню эти положения. 7,5% от ВВП на здравоохранение, на которые мы претендуем к 2005 году, - это даже ниже среднемирового уровня, который по данным Всемирной организации здравоохранения уже 4 года назад - в 1997 году - достиг почти 8% мирового валового внутреннего продукта.

Мы можем предлагаемую редакцию привести в полное соответствие с поручениями Президента Рес­публики Беларусь А. Г. Лукашенко, данными по резуль­татам совещания по проблемам развития здравоохра­нения, которое состоялось 16 ноября прошлого года. В протоколе предложено правительству обеспечить ежегодное увеличение доли расходов на здравоохра­нение с доведением ее до 7,5% ВВП к 2005 году. Зна­чит, можно законодательно предусмотреть отсроченность вступления этой нормы с 2005 года, а в период 2002-2004 годов установить уровень финансирования не менее 5% ВВП.

Принятие Закона «О здравоохранении» в новой ре­дакции при условии внесения указанного дополнения будет значительным шагом вперед в формировании но­вой законодательной базы в области охраны здоровья населения, приведении законодательства в этой облас­ти в соответствие с нормами международного права. Разумеется, потребуется усиленная работа по изданию подзаконных актов в соответствии со ссылками, дан­ными в ряде статей законопроекта.

Особо можно отметить, что наши предложения вполне согласуются с Законом «О здравоохранении Рос­сийской Федерации», включая запрет на снижение объе­ма финансирования при использовании ресурсосбере­гающих и стационарозамещающих технологий. Более того, именно эти положения составляют основу рос­сийского законопроекта. Поэтому внесение аналогич­ных норм в белорусский закон обеспечит реальное сближение правовых основ функционирования здраво­охранения России и Беларуси в рамках Союзного госу­дарства.

С учетом вышесказанного Министерство здраво­охранения просит депутатов Национального собрания, Совет Министров республики принять предлагаемую ре­дакцию Закона «О здравоохранении» во втором чтении с включением дополнительных статей по уровню финан­сирования к ВВП, по душевым нормативам и, главное, экономической самостоятельности в использовании средств в пределах указанных нормативов.

Содоклад на сессии Палаты представителей НС РБ

     Лекторов Валерий Николаевич, председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Формируемая в стране нормативно-правовая база на основе Конституции должна быть направлена на улуч­шение благосостояния народа, защиту его интересов, и в том числе на укрепление здоровья.

Состояние здоровья населения определяется мно­жеством факторов: уровнем культуры, образования, бла­госостояния, условиями труда, быта и отдыха, состоянием окружающей среды, качеством медицинской помощи и многим иным. Только воздействуя на все эти факторы, можно добиться успехов в достижении высокого уровня состояния здоровья населения, без которого, как сказал на II Всебелорусском Народном собрании 18 мая 2001 г. Президент нашей страны А. Г. Лукашенко, не может быть никаких приоритетов.

Внесенный Советом Министров проект Закона Рес­публики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» должен соответствовать в первую очередь целям улучшения ока­зания медицинской помощи нуждающимся в ней людям.

Первые практические шаги в данном направлении уже сделаны. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 августа 2000 г. № 1225 «О совершенство­вании механизма финансирования здравоохранения» в Витебской области в настоящий момент в качестве экспе­римента финансирование здравоохранения осуществляет­ся из расчета потребности на душу населения и с правом самостоятельности системы здравоохранения в реструк­туризации и использовании всех финансовых средств, отпущенных на ее содержание. Определен также приори­тет по развитию первичной медико-санитарной помощи, как единого из ключевых моментов реформирования сис­темы здравоохранения.

Должен вам сказать, как руководитель (в недавнем прошлом) здравоохранения области, что положительные сдвиги в работе в условиях новой модели развития отрас­ли уже имеются. Это позволяет говорить о перспективнос­ти выбранного нами пути и о необходимости постепенно­го, но, возможно, скорого перехода всей республики на подобный путь развития.

Уважаемые коллеги! Прежде чем остановиться на характеристике законопроекта, хотелось бы кратко изло­жить положение дел в отрасли, его видение с точки зре­ния депутатов - членов нашей комиссии. Все мы знаем, что в настоящее время экономичес­кая ситуация в народном хозяйстве остается достаточно сложной и не способствует решению задач, стоящих пе­ред социальной сферой.

В области здравоохранения, как в одной из состав­ляющих социальной сферы экономики, остаются нерешен­ными важнейшие проблемы, прежде всего касающиеся ее финансирования, социальной защищенности медицинских работников, обеспечения населения лекарственными средствами и предметами медицинского назначения.

В настоящее время относительная стабильность ра­боты системы здравоохранения во многом обусловлена лишь высоким чувством профессионального долга меди­цинских работников, и государство обязано гарантировать достойные условия для их работы и жизнеобеспечения.

В последние годы и в прошедшем году, в частности, финансирование системы здравоохранения обеспечивало минимальную потребность отрасли не более чем на 80%.

Удельный вес затрат на развитие системы здравоох­ранения к ВВП ежегодно снижается. Так, в 1997 г. он соста­вил 4,8%, в 1999 г. - 4,3%, а в 2000 г. отрасль фактически профинансирована на 3,7% к ВВП.

Определенный бюджетом объем затрат на развитие отрасли в 2001 г. - 4,4% к ВВП страны - почти вдвое ниже среднемирового уровня, составляющего, по данным ВОЗ, около 8%.

Растет задолженность учреждений здравоохранения по различным статьям расходов. В 2000 г. она возросла более чем в 4 раза и составила 16 млрд. рублей, из них 6,3 млрд. руб. - за медикаменты, 6 млрд. руб. - за коммуналь­ные услуги и 4,5 млрд. руб. - за энергоресурсы.

Даже с учетом совместительства, дополнительной работы в праздничные и выходные дни, доплат за работу в ночное время и другие выплаты, среднемесячная заработ­ная плата работников здравоохранения остается ниже за­работной платы работников сферы промышленности и в целом в народном хозяйстве и составляет соответственно 60,2% и 73,3%. Должностные оклады начинающих врачей и медицинских сестер на 30 - 38% ниже прожиточного ми­нимума.

Ежегодно увеличивается износ основных фондов. Материально-техническая база здравоохранения не со­ответствует требованиям времени. Почти 40% зданий, в которых размещены лечебные учреждения, построены еще до Великой Отечественной войны, половина стацио­нарных и амбулаторно-поликлинических учреждений ра­ботает в приспособленных помещениях, 40% коечного фон­да находится в крайне стесненных условиях, не соответствующих санитарным нормам.

Остается напряженной ситуация по лекарственному обеспечению населения. Это обусловлено прежде всего дефицитом валютных средств, низкой платежеспособнос­тью населения и состоянием отечественной фармацевти­ческой промышленности.

Потребность в лекарственных препаратах, входящих в перечень основных лекарственных средств, удовлетво­ряется на 75 - 88%, в отечественных препаратах - на 40%. Удельный вес лекарственных средств, закупаемых за ва­люту, по сравнению с 1999 г. снизился в 3 раза (с 22% до 7%). Задолженность поставщикам лекарственных средств за год увеличилась более чем в 2,5 раза и составила 12,7 млрд. рублей. Почти четвертая часть лекарств отпускает­ся по льготным рецептам. Результатом снижения доступности лекарственного обеспечения является и снижение качества медицинской помощи.

Все основные негативные моменты, перечисленные выше, сопровождаются высоким ростом заболеваемости населения. За последние 10 лет общая заболеваемость возросла почти в 1,5 раза, в том числе: новообразования­ми - на 63%, болезнями эндокринной системы - в 2,2 раза, болезнями нервной системы и органов чувств - в 2,3 раза, болезнями системы кровообращения - более чем на 50%, болезнями органов дыхания - на 31,5%, болезнями крови и кроветворных органов - в 2,6 раза, болезнями органов пищеварения - на 20,5%, болезнями мочеполовой систе­мы - в 2,4 раза, болезнями кожи и подкожной клетчатки - более чем на 80%, болезнями костно-мышечной системы - в 2,3 раза, туберкулезом всех форм - почти на 70%, сифи­лисом - более чем в 60 раз, частота травм и отравлений возросла на 32,2%.

Наиболее частыми причинами смертности населения являются болезни системы кровообращения, онкологичес­кие заболевания, травмы и отравления. Это связано, преж­де всего, с нездоровым образом жизни, а также с недоста­точным обеспечением лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием и лекарствен­ными препаратами, имеющими высокую стоимость.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы задать воп­рос: будет ли способствовать улучшению дел в отрасли принятие законопроекта в его нынешнем виде?

После поступления законопроекта в Палату предста­вителей в январе текущего года, комиссия самым тщатель­ным образом изучила его и на своем заседании 1 февраля приняла решение обратиться в Совет Министров с пред­ложением о его корректировке, так как многочисленные замечания и предложения, поступившие от комиссий, от­дельных депутатов, Главного экспертно-правового управ­ления, Секретариата и иных заинтересованных сторон (за что мы им искренне признательны), не позволяли рассмат­ривать его как альтернативу ныне действующему Закону.

Поступивший в марте месяце из Совета Министров новый текст законопроекта содержал только незначитель­ные коррективы, не затрагивающие его концептуальных по­ложений.

В начале апреля на своем заседании комиссия рас­смотрела новый текст законопроекта, и депутаты выска­зали по нему ряд принципиальных замечаний.

На наш взгляд, остались нерешенными следующие вопросы:

в законопроекте не нашел отражения принцип при­оритетной оплаты труда медицинских и фармацевтических работников, закрепленный в ст.62 действующего Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»;
предложенная редакция части 1, статьи 19 проекта, из которой исключена норма, гарантирующая отрасли до­статочное финансирование или хотя бы закрепляющая ее приоритетное развитие, не будет способствовать улучше­нию сложившейся ситуации в государственной системе здравоохранения по достаточному обеспечению населения медицинской помощью, необходимыми лекарственными средствами, питанием в стационарах и предметами меди­цинского назначения;
ввиду ограниченности финансовых средств, не мо­жет быть решен вопрос о закреплении медицинских и фар­мацевтических кадров на селе без предоставления им га­рантий по бесплатному получению жилья с отоплением и освещением, хотя о необходимости скорейшего решения данной проблемы было сказано Президентом Республики Беларусь в его Послании парламенту 11 апреля 2000 г.
Без законодательного решения перечисленных во­просов нельзя с достаточной долей уверенности говорить о том, что в системе здравоохранения произойдут пози­тивные изменения.

Вместе с тем имеющиеся иные многочисленные за­мечания по тексту законопроекта носят технический харак­тер, и их решение не представляет значительных затруд­нений в ходе подготовки его ко второму чтению.

Уважаемые депутаты! В процессе подготовки к рас­смотрению данного вопроса на пленарном заседании вы имели возможность 22 мая ознакомиться с работой лечеб­но-профилактических учреждений вовремя посещения 10- й клинической больницы г. Минска и Дзержинского РТМО. Те же проблемы, которые поднимались в ходе общения с представителями данных медицинских учреждений, стоят сегодня перед отраслью в целом.

29 мая комиссия провела свое расширенное заседа­ние с участием представителей правительства, обществен­ных медицинских организаций, иных заинтересованных сто­рон для выработки единых подходов при подготовке зако­нопроекта к рассмотрению на сессии Палаты представителей. Результатом обсуждения явилась выра­ботка текста статей, представленных вашему вниманию в дополнительных материалах по рассматриваемому зако­нопроекту.

Точку зрения комиссии по данному вопросу разделя­ет и руководство Министерства здравоохранения, о чем сказал в своем докладе Игорь Борисович Зеленкевич.

Если вы, уважаемые коллеги, согласны с позицией комиссии по порядку преодоления имеющихся разногла­сий, то комиссия считала бы возможным высказаться за принятие проекта Закона Республики Беларусь «О внесе­нии изменений и дополнений в Закон Республики Бела­русь «О здравоохранении» в первом чтении.

_______________________________________________________________________________________________________

Оба докладчика ответили на многочисленные вопро­сы. В частности, депутатов интересовало, как будут решаться вопросы финансирования отрасли, улучшения материаль­но-технической базы здравоохранения, социальной защи­щенности медицинских и фармацевтических работников.

В.Н. Лекторов заверил, что, как председатель комис­сии, он приложит максимум усилий, чтобы при подготовке законопроекта ко второму чтению в его текст были вклю­чены предлагаемые комиссией нормы по финансированию государственного здравоохранения в объеме не менее 7,5% ВВП, по оплате труда медицинских работников не ниже уровня оплаты работников промышленности, по сохране­нию льгот медработникам первичного звена здравоохра­нения, по личному страхованию медработников, занятых в особо вредных условиях труда.

В ходе обсуждения законопроекта высказались 12 депутатов. Два из этих выступлений были наиболее об­стоятельными и аргументированными. В частности, депу­тат Дубовик Н. Н. высказал сомнение, что комиссия сумеет при подготовке законопроекта ко второму чтению убедить соответствующие правительственные структуры в необхо­димости включения в законопроект норм, требующих до­полнительных финансовых расходов.

Депутат Часнойть Р.А. высказался за принятие зако­нопроекта в первом чтении. Главным аргументом было то, что за последние годы многое изменилось, разработана новая Концепция развития здравоохранения, принят ряд новых законов, в Уголовном кодексе появилось 14 статей, определяющих ответственность врача за ненадлежащее ис­полнение своих профессиональных обязанностей. Остро ощущается необходимость более совершенной законода­тельной базы для дальнейшего реформирования органи­зации медицинской помощи в государственном и частном здравоохранении, для более четкого определения прав и ответственности медицинского персонала и пациентов. Конечно, необходимо менять механизмы финансирования, улучшать систему мотивации и оплаты труда, имея в виду формулу, по которой деньги должны следовать за пациен­том. Надо надеяться, что депутаты и члены правительства с полной ответственностью и пониманием отнесутся к до­работке этого законопроекта. Кроме того, мы можем, не до­жидаясь второго чтения, улучшить финансирование сис­темы здравоохранения уже в ближайшем будущем - при утверждении госбюджета на 2002 год.

За принятие законопроекта в первом чтении голосо­вали 67 депутатов, против -17, не голосовали -16.

(О дальнейшем развитии событий в следующих выпусках)

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...