Блог Михаила Киселева - первого председателя Белорусской ассоциации врачей (1992-1999 гг)

Информатизация здравоохранения Республики Беларусь

Анонс.  В предыдущих публикациях блога говорилось о совершенствовании системы здравоохранения. В этом ключе приводилось обращение к министру и его ответ. В развитие темы публикуется информация РНПЦ МТ о состоянии ныне действующей системы Информатизации здравоохранения Беларуси.

Информатизация здравоохранения Республики Беларусь
Информатизация отрасли здравоохранения Республики Беларусь неуклонно развивается на протяжении многих лет.  С 2005 года эта деятельность  стала осуществляться по единым подходам и планам, согласуемым Министерством здравоохранения. При этом главное внимание уделяется компьютеризации лечебно-диагностического процесса, внедрению учетной медицинской документации (амбулаторных карт, историй болезни) в электронном формате и другим электронным сервисам.
В большом количестве учреждений здравоохранения внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие различные подразделения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской. Работает значительное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), таких как диагностические АРМ «Врача УЗИ», АРМ «Врача рентгенолога», АРМ «Врача эндоскописта», АРМ «Томография», АРМ «Врач общей практики» и многие другие.
В настоящее время в отрасли эксплуатируются информационные системы национального уровня, позволяющие изучать долговременные тенденции развития соответствующих заболеваний в Республике Беларусь, получать информацию для принятия оперативных управленческих решений, проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов, проводить научные и эпидемиологические исследования.
Это такие системы как:
- Белорусский национальный канцер-регистр;
-  Государственный регистр лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- республиканский регистр «Сахарный диабет»;
- Национальный регистр «Туберкулез»;
- республиканский регистр ВИЧ-инфицированных пациентов;
- республиканская информационно-аналитическая система учета медицинских и фармацевтических кадров (РИАС «Кадры»);
- республиканская информационно-аналитическая система учета случаев травматизма (РИАС «Травма»;
- республиканская информационно-аналитическая система по медэкспертизе и реабилитации инвалидов (РИАС «МЭРИ»);
- информационно-аналитическая система здравоохранения (ИАС «Здравоохранение»);
- информационно-аналитическая система по планированию и контролю централизованных конкурсных закупок лекарственных средств для организаций здравоохранения (ИАС «Лекарственное обеспечение»);
- автоматизированная республиканская система телемедицинского консультирования (РСТМК);
- автоматизированная информационная система «Динамика заболеваемости острыми респираторными инфекциями в Республики Беларусь» (АИС «Заболеваемость ОРИ»); и др.
Особое место среди систем с общереспубликанским охватом занимает автоматизированная информационная система обращения электронных рецептов - АИС ЭР (система эксплуатируется в пилотном режиме, ввод в постоянную промышленную эксплуатацию планируется в конце 2020 года, когда будет обеспечен полный охват всех организаций здравоохранения).
Данная система внесла определенный элемент стандартизации в программное и информационное обеспечение, используемое в организациях здравоохранения, и позволила наладить совместную работу с программным ядром АИС ЭР разнородных медицинских и фармацевтических информационных систем по единым протоколам обмена информацией на базе международного стандарта HL7/FHIR.
В республике задействованы различные технологии телемедицинского консультирования, как on-line, когда медицинские специалисты обсуждают сложные случаи заболеваний с целью установления диагноза и выработки адекватной тактики лечения и реабилитации больного очно, используя средства видеоконференцсвязи, так и off-line (отложенное) консультирование, когда специалисты для тех же целей обмениваются медицинской информацией (анамнестической, диагностической, результатами лабораторных исследований) по каналам связи с помощью специально разработанного программного обеспечения или электронной почты.
Одной из наиболее долго работающих в республике систем off-line консультирования является единая телемедицинская система г. Минска по цифровой флюорографии на базе двух консультационных центров - 1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров и городских поликлиник, в которой на регулярной основе флюорографические снимки, выполненные в поликлиниках, направляются по корпоративной сети для просмотра и описания в вышеуказанные консультативные центры. Аналогичные системы в настоящее время запущены и работают на базе государственного учреждения здравоохранения «Гомельская центральная городская поликлиника и учреждения здравоохранения «Оршанская центральная поликлиника». Также в г. Минске функционирует система по цифровой маммографии, которая включает консультативный центр в Минском городском клиническом онкологическом диспансере и четыре городские поликлиники (3, 14, 17 и 34).
В республике разработана и внедрена единая республиканская система телемедицинского консультирования.
Система позволяет организациям здравоохранения, нуждающимся в консультировании сложных случаев пациентов, получить консультацию от специалистов вышестоящих организаций, областных или республиканских. Обмен информацией идет по защищенным каналам связи с помощью телемедицинских историй болезни, которые включают всю необходимую информацию о случае заболевания - описательную и диагностическую, включая цифровые снимки и пр. При необходимости врачи могут обсуждать каждый конкретный случай, нуждающийся в консультировании, с помощью общения в режиме on-line по видеоконференцсвязи. Следует особо отметить, что в рамках данной системы информация передается по каналам связи, защищенным криптографическими методами.
В настоящее время основными задачами, которые решаются в сфере информатизации отрасли, являются следующие:
- развитие медицинских информационных систем (МИС), внедрение на их основе электронных медицинских карт с постепенным переходом на безбумажную технологию медицинского учета;
- обеспечение взаимодействия организаций здравоохранения в рамках единого информационного пространства;
- создание современной и совершенствование существующей телекоммуникационной и компьютерной инфраструктуры в отрасли;
- нормативно-правовое регулирование информатизации отрасли и перехода на электронные формы учетной и другой медицинской документации;
- дальнейшее развитие и обеспечение функционирования телемедицинских технологий;
- решение проблем информационной безопасности;
- разитие электронных услуг.
Несмотря на значительные успехи в сфере информатизации здравоохранения, тем не менее, следует констатировать что:
- в целом ряде регионов в организациях здравоохранения процесс компьютеризации еще очень далек от завершения (по некоторым оценкам в среднем до 40% процентов медицинских работников не имеют автоматизированных рабочих мест);
- в отрасли для автоматизации лечебно-диагностического процесса используется разнородное программное обеспечение различных поставщиков (в этом плане Беларусь не отличается от подавляющего большинства стран) и, в тоже время, отсутствует нормативное регулирование и стандартизация в сфере информатизации здравоохранения;
- информационная среда здравоохранения представлена локальными медицинскими информационными системами (МИС), информация которых доступна только медицинскому персоналу данной организации, по большому счету отсутствует оперативный информационный обмен между организациями.
К счастью, начиная с 2015 года, создались хорошие предпосылки для того, чтобы, со временем, проблемы информационного обмена между медицинскими учреждениями, отсутствие информационной совместимости ушли в прошлое. Правительством Республики Беларусь подписано Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития от 25 ноября 2016 года для реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь». Данный проект содержит Компонент 1 «Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений».
Основными целями Проекта являются:
- создание интегрированной общенациональной информационной системы здравоохранения на основе имеющейся информации в цифровом формате;
- разработка на основе электронного здравоохранения и индикаторов системы оценки качества медицинской помощи;
- разработка системы поддержки клинических решений для повышения качества в здравоохранении, что создаст возможности для эффективного и своевременного использования медицинской информации для каждого гражданина.
Для реализации вышеуказанных целей предусмотрено решение следующих задач:
- создание Централизованной интегрированной информационной системы здравоохранения (ЦИСЗ) для обмена медицинскими данными между организациями здравоохранения на основе центральной информационной платформы, содержащей интегрированные электронные медицинские карты на каждого пациента;
- разработка надежных и эффективных процедур и регламентов обмена медицинской информацией между организациями здравоохранения через центральную информационную платформу на базе международных стандартов HL7/FHIR;
- реализация на базе центральной информационной платформы различных сервисов, таких как электронный рецепт и система поддержки принятия клинических решений, статистический анализ и пр.;
- разработка новых централизованных услуг электронного здравоохранения на базе интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой (личный кабинет пациента с реализацией возможностей доступа к своей медицинской информации, записи на прием к врачу, вызова врача на дом, обратной связи с поликлиникой; доступ заинтересованных ведомств и органов управления к статистико-аналитической информации здравоохранения; автоматизация взаиморасчетов за оказание услуг пациентам, пользующимся льготами - льготный отпуск лекарств и др.);
- актуализация законодательных актов в целях обеспечения конфиденциальности данных пациентов и защиты информации;
- обеспечение защиты информации, в том числе с применением криптографических методов и использованием электронной цифровой подписи;
- компьютеризация учреждений здравоохранения.
Срок завершения работ по Компоненту 1 Проекта всемирного банка - первая половина 2023 года.
Одним из первых шагов в реализации вышеуказанного проекта стала разработка Концепции развития электронного здравоохранения Республики Беларусь, утвержденной приказом Минздрава от 20.03.2018г. №244.
Более подробно с Концепцией и другими документами по Проекту Всемирного банка можно ознакомиться на сайте РНПЦ МТ в разделах «Электронное здравоохранение» http://belcmt.by/ru/sanitation и «Проект Всемирного банка" http://bcmt.by/ru/WB Project.

Сачек M.M. Директор РНПЦ МТ

Вход/ регистрация на сайте через

‡агрузка...

Самое важное в блоге

из интервью Леонида Рошаля – председателя Национальной медицинской палаты Российской Федерации   Источник –  Бюллетень национальной медицинской палаты (октябрь 2015 г.).   Ссылка:  http://www.nacmedpalata.ru/files/bullets/nmp_bull_7.pdf  
01.12.2013 Обращение к председателям общественных объединений и научно-практических обществ сферы здравоохранения Уважаемые коллеги! В нашем блоге начинается обсуждение темы о делегировании прав и полномочий в системе здравоохранения с привлечением общественных врачебных объединений. В основу этого обсуждения положены высказывания всех предшествующих министров здравоохранения. Но решение будет зависеть от нынешнего Министерства, как основного органа управления системой.
В интервью, опубликованных в нашем блоге, большинство респондентов высказались о  недостаточности прав и полномочий у белорусских ассоциаций врачей.  Внесены следующие предложения: привлекать ассоциации врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских  учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации;  признать правомерным участие общественных объединений врачей в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, обучении на рабочем месте;
Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Комментарии

гость:
Меняется время. Меняются взгляды. Меняются руководители. К сожалению, эти изменения не всегда бывают в сторону прогресса. В нашем случае речь идет об управлении системами здравоохранения. В большинстве стран мира в этом процессе принимают участие практические врачи и ученые-медики (национальные медицинские палаты, ассоциации, советы при президенте и т.п.). У нас для этих целей задумывалась ОО «Белорусская ассоциация врачей». Она есть, и Минздрав её работой доволен. Только, судя по официальному... подробнее
Михаил Киселев:
Съезд в два этапа прошел. В опубликованных данных сформулированы претензии и предложения правительству и обществу, высказан призыв к профессиональному сообществу врачей о создании единой независимой общенациональной общественной врачебной организации с правом на участие в выработке решений, принимаемых в здравоохранении на общегосударственном и региональном уровнях. Парадокс ситуации состоит в том, что на съезде отсутствовали представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального Собрания... подробнее
Запорованный Юрий Борисович:
Уважаемый Михаил Петрович Направляю Вам контактны данные для связи: Gomeloblmrek@mail.gomel.by Председатель Гомельского областного общественного объединения Белорусская ассоциация врачей Запорованный Ю.Б.
mihailkiselev:
Материалы коллегии готовились при участии Министра здравоохранения Дробышевской Инессы Михайловны. Примечание: Инесса Михайловна Дробышевская, будучи врачом Гомельского областного онкологического диспансера (1986–1994 гг.), избрана депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва (первый парламент в истории независимой Республики Беларусь). С 15 августа 1994 г., по 13 января 1997 г. – первый Министр здравоохранения независимой Беларуси. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 13 января... подробнее
Георгий Александрович:
Добрый день, Михаил Петрович. В нашу организацию (ГУ РНПЦ Детской онкологии, гематологии и иммунологии) пришло письмо из минздрава следующего содержания, в котором нам поручено "определить электронный адрес для связи с ним(т.е. с Вами) и дальнейшего обсуждения вариантов профессионально-общественного участия в функционировании системы здравоохранения и информировать Минздрав в срок до 15 февраля 2015г." Не могли бы Вы связаться с нами, в лице заместителя директора по оргметод... подробнее
лесковская светлана викторовна:
1.да 2.да 3.да 4.да 5.не обязательно.
Барановский Александр:
Уважаемый Михаил Петрович! С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно... подробнее
6-я поликлиника Минска:
хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ:
Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
Катюша:
Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
ДОКТОР ЦЫКУНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ:
<p>К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество... подробнее