Информатизация здравоохранения Республики Беларусь
Анонс. В предыдущих публикациях блога говорилось о совершенствовании системы здравоохранения. В этом ключе приводилось обращение к министру и его ответ. В развитие темы публикуется информация РНПЦ МТ о состоянии ныне действующей системы Информатизации здравоохранения Беларуси.
Информатизация здравоохранения Республики Беларусь
Информатизация отрасли здравоохранения Республики Беларусь неуклонно развивается на протяжении многих лет. С 2005 года эта деятельность стала осуществляться по единым подходам и планам, согласуемым Министерством здравоохранения. При этом главное внимание уделяется компьютеризации лечебно-диагностического процесса, внедрению учетной медицинской документации (амбулаторных карт, историй болезни) в электронном формате и другим электронным сервисам.
В большом количестве учреждений здравоохранения внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие различные подразделения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской. Работает значительное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), таких как диагностические АРМ «Врача УЗИ», АРМ «Врача рентгенолога», АРМ «Врача эндоскописта», АРМ «Томография», АРМ «Врач общей практики» и многие другие.
В настоящее время в отрасли эксплуатируются информационные системы национального уровня, позволяющие изучать долговременные тенденции развития соответствующих заболеваний в Республике Беларусь, получать информацию для принятия оперативных управленческих решений, проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов, проводить научные и эпидемиологические исследования.
Это такие системы как:
- Белорусский национальный канцер-регистр;
- Государственный регистр лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- республиканский регистр «Сахарный диабет»;
- Национальный регистр «Туберкулез»;
- республиканский регистр ВИЧ-инфицированных пациентов;
- республиканская информационно-аналитическая система учета медицинских и фармацевтических кадров (РИАС «Кадры»);
- республиканская информационно-аналитическая система учета случаев травматизма (РИАС «Травма»;
- республиканская информационно-аналитическая система по медэкспертизе и реабилитации инвалидов (РИАС «МЭРИ»);
- информационно-аналитическая система здравоохранения (ИАС «Здравоохранение»);
- информационно-аналитическая система по планированию и контролю централизованных конкурсных закупок лекарственных средств для организаций здравоохранения (ИАС «Лекарственное обеспечение»);
- автоматизированная республиканская система телемедицинского консультирования (РСТМК);
- автоматизированная информационная система «Динамика заболеваемости острыми респираторными инфекциями в Республики Беларусь» (АИС «Заболеваемость ОРИ»); и др.
Особое место среди систем с общереспубликанским охватом занимает автоматизированная информационная система обращения электронных рецептов - АИС ЭР (система эксплуатируется в пилотном режиме, ввод в постоянную промышленную эксплуатацию планируется в конце 2020 года, когда будет обеспечен полный охват всех организаций здравоохранения).
Данная система внесла определенный элемент стандартизации в программное и информационное обеспечение, используемое в организациях здравоохранения, и позволила наладить совместную работу с программным ядром АИС ЭР разнородных медицинских и фармацевтических информационных систем по единым протоколам обмена информацией на базе международного стандарта HL7/FHIR.
В республике задействованы различные технологии телемедицинского консультирования, как on-line, когда медицинские специалисты обсуждают сложные случаи заболеваний с целью установления диагноза и выработки адекватной тактики лечения и реабилитации больного очно, используя средства видеоконференцсвязи, так и off-line (отложенное) консультирование, когда специалисты для тех же целей обмениваются медицинской информацией (анамнестической, диагностической, результатами лабораторных исследований) по каналам связи с помощью специально разработанного программного обеспечения или электронной почты.
Одной из наиболее долго работающих в республике систем off-line консультирования является единая телемедицинская система г. Минска по цифровой флюорографии на базе двух консультационных центров - 1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров и городских поликлиник, в которой на регулярной основе флюорографические снимки, выполненные в поликлиниках, направляются по корпоративной сети для просмотра и описания в вышеуказанные консультативные центры. Аналогичные системы в настоящее время запущены и работают на базе государственного учреждения здравоохранения «Гомельская центральная городская поликлиника и учреждения здравоохранения «Оршанская центральная поликлиника». Также в г. Минске функционирует система по цифровой маммографии, которая включает консультативный центр в Минском городском клиническом онкологическом диспансере и четыре городские поликлиники (3, 14, 17 и 34).
В республике разработана и внедрена единая республиканская система телемедицинского консультирования.
Система позволяет организациям здравоохранения, нуждающимся в консультировании сложных случаев пациентов, получить консультацию от специалистов вышестоящих организаций, областных или республиканских. Обмен информацией идет по защищенным каналам связи с помощью телемедицинских историй болезни, которые включают всю необходимую информацию о случае заболевания - описательную и диагностическую, включая цифровые снимки и пр. При необходимости врачи могут обсуждать каждый конкретный случай, нуждающийся в консультировании, с помощью общения в режиме on-line по видеоконференцсвязи. Следует особо отметить, что в рамках данной системы информация передается по каналам связи, защищенным криптографическими методами.
В настоящее время основными задачами, которые решаются в сфере информатизации отрасли, являются следующие:
- развитие медицинских информационных систем (МИС), внедрение на их основе электронных медицинских карт с постепенным переходом на безбумажную технологию медицинского учета;
- обеспечение взаимодействия организаций здравоохранения в рамках единого информационного пространства;
- создание современной и совершенствование существующей телекоммуникационной и компьютерной инфраструктуры в отрасли;
- нормативно-правовое регулирование информатизации отрасли и перехода на электронные формы учетной и другой медицинской документации;
- дальнейшее развитие и обеспечение функционирования телемедицинских технологий;
- решение проблем информационной безопасности;
- разитие электронных услуг.
Несмотря на значительные успехи в сфере информатизации здравоохранения, тем не менее, следует констатировать что:
- в целом ряде регионов в организациях здравоохранения процесс компьютеризации еще очень далек от завершения (по некоторым оценкам в среднем до 40% процентов медицинских работников не имеют автоматизированных рабочих мест);
- в отрасли для автоматизации лечебно-диагностического процесса используется разнородное программное обеспечение различных поставщиков (в этом плане Беларусь не отличается от подавляющего большинства стран) и, в тоже время, отсутствует нормативное регулирование и стандартизация в сфере информатизации здравоохранения;
- информационная среда здравоохранения представлена локальными медицинскими информационными системами (МИС), информация которых доступна только медицинскому персоналу данной организации, по большому счету отсутствует оперативный информационный обмен между организациями.
К счастью, начиная с 2015 года, создались хорошие предпосылки для того, чтобы, со временем, проблемы информационного обмена между медицинскими учреждениями, отсутствие информационной совместимости ушли в прошлое. Правительством Республики Беларусь подписано Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития от 25 ноября 2016 года для реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь». Данный проект содержит Компонент 1 «Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений».
Основными целями Проекта являются:
- создание интегрированной общенациональной информационной системы здравоохранения на основе имеющейся информации в цифровом формате;
- разработка на основе электронного здравоохранения и индикаторов системы оценки качества медицинской помощи;
- разработка системы поддержки клинических решений для повышения качества в здравоохранении, что создаст возможности для эффективного и своевременного использования медицинской информации для каждого гражданина.
Для реализации вышеуказанных целей предусмотрено решение следующих задач:
- создание Централизованной интегрированной информационной системы здравоохранения (ЦИСЗ) для обмена медицинскими данными между организациями здравоохранения на основе центральной информационной платформы, содержащей интегрированные электронные медицинские карты на каждого пациента;
- разработка надежных и эффективных процедур и регламентов обмена медицинской информацией между организациями здравоохранения через центральную информационную платформу на базе международных стандартов HL7/FHIR;
- реализация на базе центральной информационной платформы различных сервисов, таких как электронный рецепт и система поддержки принятия клинических решений, статистический анализ и пр.;
- разработка новых централизованных услуг электронного здравоохранения на базе интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой (личный кабинет пациента с реализацией возможностей доступа к своей медицинской информации, записи на прием к врачу, вызова врача на дом, обратной связи с поликлиникой; доступ заинтересованных ведомств и органов управления к статистико-аналитической информации здравоохранения; автоматизация взаиморасчетов за оказание услуг пациентам, пользующимся льготами - льготный отпуск лекарств и др.);
- актуализация законодательных актов в целях обеспечения конфиденциальности данных пациентов и защиты информации;
- обеспечение защиты информации, в том числе с применением криптографических методов и использованием электронной цифровой подписи;
- компьютеризация учреждений здравоохранения.
Срок завершения работ по Компоненту 1 Проекта всемирного банка - первая половина 2023 года.
Одним из первых шагов в реализации вышеуказанного проекта стала разработка Концепции развития электронного здравоохранения Республики Беларусь, утвержденной приказом Минздрава от 20.03.2018г. №244.
Более подробно с Концепцией и другими документами по Проекту Всемирного банка можно ознакомиться на сайте РНПЦ МТ в разделах «Электронное здравоохранение» http://belcmt.by/ru/sanitation и «Проект Всемирного банка" http://bcmt.by/ru/WB Project.
Сачек M.M. Директор РНПЦ МТ