Интервью с Часнойтем Р.А. - первым заместителем министра здравоохранения РБ (2007 г.)

12.10.2013
29
0
Интервью с Часнойтем Р.А. - первым заместителем министра здравоохранения РБ (2007 г.)

В марте текущего года Указом Президента №135 утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Программой предусмотрены основные приоритеты развития и функционирования системы здравоохранения. Редакция журнала «Медицина» обратилась к первому заместителю министра здравоохранения Республики Беларусь Роберту Александровичу Часнойтю и попросила его прокомментировать развитие белорусской системы здравоохранения в последнем десятилетии и ответить на некоторые вопросы о ближайших перспективах.

 Каковы основные вехи развития белорус­ского здравоохранения в последние годы?

- Система здравоохранения Республики Беларусь развивается планомерно в соответствии с концепцией развития здравоохранения. Управленческие проблемы здравоохранения неоднократно обсуждались с участием Главы государства  А.Г. Лукашенко и Правительства Республики Беларусь.

Министерством здравоохранения совместно с руко­водителями здравоохранения областей изучены вопросы управления организациями здравоохранения на всех уров­нях оказания медицинской помощи, начиная с уровня орга­низации оказания первичной медико-санитарной помощи и заканчивая структурой управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов.

В целях создания более рационального экономического механизма управления здравоохранением республики, устранения имеющихся различий в организации меди­цинского обслуживания городского и сельского населения, повышения доступности и качества оказания медицинс­кой помощи населению республики, более рационально­го кадрового обеспечения организаций здравоохранения, были разработаны и реорганизованы структуры управле­ния здравоохранением облисполкомов с  объединенными организациями здравоохранения областных центров и одноименных районов, объединенными организациями здравоохранения городов областного подчинения и одноименных районов, организациями здравоохранения сель­ских районов.

 В ходе проведенной реорганизации ликвидированы территориальные медицинские объединения; упразднены городские отделы здравоохранения с передачей всех фун­кций управления центральной поликлинике; сельское население закреплено за городскими поликлиниками по секторально-территориальному принципу с учетом транспортного сообщения в городах областного подчине­ния и областных центрах.

 В последнем десятилетии для сети организаций здравоохранения, оказывающих ПМСП населению, харак­терны следующие изменения.

 Происходит сокращение числа поликлинических отделений больниц и родильных домов (с 767 в 1990 г. до 460 учреждений в 2006 г.) с одновременным увеличением числа самостоятельных поликлиник и врачебных амбула­торий (с 435 в 1990 г. до 773 в 2006 г.).

Наиболее значительный рост врачебных амбулаторий отмечен в сельской местности (с 319 до 604). Они оснащены необходимым оборудованием и укомплектованы подготовленными врачами, владеющими навыками оказания универсальной многопрофильной медицинской| помощи. В настоящее время одна амбулаторно-поликлиническая организация в сельской местности в среднем обслуживает около 4 тысяч населения.   

Число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 3012 в 1990 г. до 2475 в 2006 г., т.е. на 17,8%. Сокращение проводилось за счет укрупнения и частично за счет преобразования фельдшерско-акушерских пунктов во врачебные амбулатории. Сокращение участковых больниц (УБ) также связано с их реорганизацией в больницы сестринского yxoда и врачебные амбулатории. На сегодняшний день функционируют 182 УБ (в 1990 г - 392 УБ). За последние 5 лет в республике открыто 104 больницы сестринского ухода (БСУ), оказывающих необходи­мую помощь престарелому (в основном одинокому) населению республики. На сегодняшний день мощность БСУ пока еще не позволяет принять всех одиноких или одиноко проживающих людей, нуждающихся в медицинской помощи.

Большое внимание уделено формированию рес­публиканского технологического уровня оказания медицинской помощи. Созданы республиканские научно-практические центры «Мать и дитя», «Гематологии и трансфузиологии», «Неврологии и нейрохирургии». С 2005 года функционирует Детский кардиохирургический центр, строительство которого велось по поручению Главы государства. Ведется подготовительная работа no созданию других республиканских центров.

Созданы медицинские центры межрегионального уровня. Это центры программного гемодиализа в Бобруйске, Молодечно, Орше, а также онкологический центр в Бобруйске.

В ближайшей перспективе по-прежнему будет уделено повышенное внимание приоритетному развитию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в том числе дальнейшему внедрению общей врачебной практики.

Какие задачи будут поставлены перед медицинской наукой?

- Приоритетным направлением развития медицинской науки на ближайшие годы является разработка новых лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных технологий, приборов и изделий медицинского назначения, лекарственных и иммунобиологических препаратов, клеточных и молекулярно-биологических тех­нологий.

Научные исследования должны быть сконцентриро­ваны на следующих направлениях.

В сфере фундаментальных научных исследований: изучение механизмов адаптации организма человека к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды;

изучение закономерностей возникновения и течения патологического процесса.

В сфере прикладных научных исследований: новые эффективные медицинские технологии про­филактики, диагностики, лечения и реабилитации;

медицинская техника, изделия медицинского назна­чения, в том числе молекулярно-генетические разработки;

лекарственные и иммунобиологические препараты, способы идентификации.

Актуальные задачи медицинской науки:

концентрация ресурсов на ограниченном количестве наиболее приоритетных направлений деятельности, соответствующих потребностям практического здравоохранения;
разработка и внедрение высоких медицинских тех­нологий с доказанной эффективностью, создание реестра современных медицинских технологий;
разработка (совместно с отечественными произ­водителями) лекарственных средств, медицинской техники и других изделий медицинского назначения в порядке импортозамещения;
доказательное обоснование эффективной меди­цинской практики; разработка и внедрение наукоемких медицинских технологий для задач диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышения качества жиз­ни населения в части медико-биологических и средовых составляющих;
стандартизация в здравоохранении;
разработка нормативных правовых актов, программ, методических материалов, необходимых для внедрения новой медико-экономической модели здравоохранения, профилактических и реабилитационных тех­нологий, развития первичной медико-санитарной и спе­циализированной медицинской помощи;
создание республиканских научно-практических центров и центров коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, используемым для проведения научных исследований;
решение вопросов качества экспертизы и порядка финансирования научно-исследовательских работ;
повышение качества подготовки кадров высшей научной квалификации;
создание единой информационно-аналитической сети в системе здравоохранения;
рассмотрение возможностей создания опытных производств;
расширение международного сотрудничества;
изучение медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС;
медико-биологическое обеспечение вопросов государственной безопасности Республики Беларусь в со­временных условиях, включая направления фармако-токсикологической (химической), биологической и гигие­нической безопасности;
методологическое обеспечение экономической и социально-экономической эффективности общественного здравоохранения, совершенствование методов и форм организации системы медицинской помощи, экономических механизмов в государственном секторе здравоохранения;
- контроль и управление качеством среды обитания, производственной и бытовой сферы.
Будет ли меняться система подготовки и повышения квалификации кадров?

- Вопрос подготовки и повышения квалификации врачей является одной из важнейших проблем здравоохранения. На протяжении многих лет в республике функционирует комплексная система додипломного и последипломного медицинского образования.       

Подготовку врачей осуществляют 4 университета, в которых обучаются свыше 13 тысяч студентов. Меди­цинское образование достаточно консервативно, т.к. врачам приходится брать на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Именно по этой причине в республике установлены единые для всех вузов образовательные стандарты. И в то же время в образовательные программы вводится все самое современное и передовое из мировой практики, гибко учитываются потребности практического здравоохранения. Примером этого является восстановление субординатуры: теперь студенты-медики 5 лет учатся по общим программам, а на 6-ом курсе специализируются в узких сферах - терапии, хирургии, детской хирургии и др. Каждый год перечень специальностей субординатуры корректируется в соответствии с запросами практического здравоохранения.      

В 2007 г. выпуск всех медицинских университетов составил 1806 врачей (при заявленной потребности - 4526 врачей). Потребность в выпускниках медвузов просчитана до 2015 года: Беларусь ежегодно будет нуждаться более чем в 2,5 тыс. молодых специалистов. Поэтому все, кто поступил или поступит в университет, будут трудоустроены, в том числе студенты платной формы обучения. В прошлом году набор в медицинские вузы был увеличен на 300 человек, в нынешнем – прием студентов за счет средств бюджета составит 1865 человек, и университеты вправе зачислить большее количество студентов на внебюджетную форму обучения и на заочное отделение фармацевтического факультета.

Повышение квалификации - это образовательный процесс, направленный на углубление и повышение ка­чества профессиональных знаний, умений и навыков по ранее полученной специальности. В идеале вся практическая деятельность врача должна быть сопряжена с систематическим повышением квалификации: это и повседневный анализ результатов своей работы, и знакомство с научной литературой, и участие во врачебных конференциях различного уровня, прохождение курсов повышения квалификации в Академии последипломного образования или на специальных факультетах медицинских вузов. В большинстве стран бывшего Советского Союза повышение квалификации проводится не на факультетах медуниверситетов, а именно в академиях последипломного образования. Здесь надо учитывать разные задачи, уровни и методологии обучения, разные требования к преподавателям университетов и академий последипломного образования. В отличие от обучения студентов повышение квалификации специалистов, имеющих собственный опыт практической работы, требует гибкого учета уже имеющихся навыков и диффе­ренцированного предложения новых знаний и умений, повышающих квалификацию специалистов.

В большинстве стран мира установлены нормативы и ведется учет времени, затраченного врачами на различ­ные формы повышения квалификации в течение пятилетних периодов. В странах СНГ эти нормативы составляют |от 144 часов (1 месяц) до 288 часов. В Беларуси - уста­новлено 180 часов. Есть мнение, что наш норматив велик и его можно сокращать, экономя при этом средства на командировочных расходах, на оплате заместительства, на количестве преподавателей и т.д. Думаю, что такая экономия на качестве подготовки врачей может обойтись потерями на здоровье пациентов. Кстати, в некоторых странах Запада этот норматив часов повышения квали­фикации за 5 лет достигает 320 - 360 часов и считается экономически оправданным.

Мы считаем, что система повышения квалифика­ции врачей должна быть динамичной и требует посто­янного совершенствования. Необходимо внедрение но­вых методов и технологий образовательного процесса, использование Интернета, проведение республиканских и международных конференций, обучающих семинаров, демонстрационных диагностических исследований и по­казательных хирургических вмешательств. Соответственно, должны вноситься обновления в нормативные документы Минздрава (Постановление М3 №131), пре­дусматривающие учет количества часов, потраченных на участие в обновляемых формах повышения квали­фикации. Целесообразно продумать методику накопи­тельного учета объема часов, затрачиваемых на повы­шение квалификации; методику дистанционной формы обучения, включающей в себя заочное обучение при помощи технологий Интернета.

В текущем году закончена перерегистрация Устава Белорусской ассоциации врачей (БАВ) с вне­сением изменений и дополнений в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (в редакции от 19.07.05 г.), подпи­сан новый договор о сотрудничестве Министер­ства здравоохранения и ОО «Белорусская ассоци­ация врачей».

Как будет дальше развиваться сотрудниче­ство Министерства здравоохранения с обще­ственными медицинскими объединениями?

- Думаю, что врачебные общественные объединения могут участвовать во всех вопросах жизнедеятельности любой медицинской организации (лечебные учреждения, больницы, районные территориальные объединения, об­ластные учреждения или республиканские научно-практические центры). Польза от такого сотрудничества однозначна, и мы должны его развивать. По состоянию на текущий год в Министерстве юстиции Республики Бела­русь зарегистрировано более 30 общественных объеди­нений врачей. Видимо, настало время рассмотреть возможности их участия в общественно полезной деятель­ности в сфере здравоохранения в полном соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объе­динениях». Пока у нас не хватает опыта практического вза­имодействия общественных объединений с управленчес­ким аппаратом системы здравоохранения. Но в качестве примера можно использовать опыт работы давно суще­ствующих профсоюзных организаций. По формам и методам работы они близки. Основное отличие в том, что общественные врачебные объединения занимаются сферой профессиональной врачебной деятельности. Как никто иной они могут способствовать развитию отдельных видов специализированной медицинской помощи, разрабатывать и контролировать соблюдение норм врачебной этики, могут свободно обсуждать формы и методы лечения, решать организационные вопросы, высказывать мнения о приоритетах в использовании средств, в разработке и внедрении новых лечебно-профилактических технологий. Примером такого сотрудничества может служить проходивший в текущем году съезд стоматологов Республики Беларусь, в работе которого принимала участие ассоциация стоматологов. В итоге обсужден широкий круг профессиональных и организационных вопросов, приняты совместные решения.

Министерство здравоохранения готово к взаимодействию и сотрудничеству с общественными медицинскими объединениями (Белорусская ассоциация врачей, Белорусское общественное объединение организаторов здравоохранения, Белорусское общество Красного Креста, ассоциации и общества врачей различных специаль­ностей, Ассоциация медицинских сестер) и считает, что такое сотрудничество будет способствовать формированию единой политики по вопросам укрепления и сохранения здоровья населения Республики Беларусь.

Сферу деятельности общественных медицинских объединений можно определить следующими направлениями:                                                                                       

-  популяризация здорового образа жизни и культуры здоровья населения, привлечение внимания населения к вопросам сохранения здоровья, поскольку всестороннее гармоничное развитие человека и пропаганда здорового образа жизни являются общегосударственным приоритетом на ближайшие 5 лет, о чем сказано в обращении Президента Республики Беларусь к белорусскому народу и Национальному собранию;

-    контроль за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;

-    содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;

-  работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству;

-   подготовка населения в оказании первой медицинской помощи;

-  разработка и внедрение новых организационных технологий для совершенствования управления отраслью;

-    расширение практики комплексного планирования научно-исследовательских работ, обсуждение проектов инструктивно-методических, нормативно-правовых и других документов;        

-     организация постоянно действующих семинаров по актуальным вопросам развития здравоохранения;

-     издание сборников научных трудов;

-     проведение съездов, конференций, симпозиумов;

-     подготовка информации членами общественных медицинских объединений по оптимизации здравоохранения на современном этапе для размещения на Интернет-сайте Минздрава;

-  привлечение медицинских сестер Белорусского общества Красного Креста для улучшения качества оказа­ния медико-социальной помощи, особенно сельским жи­телям.

Каково Ваше мнение о журнале «Медицина»?  Известно, что учрежден он общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей» и издается за счет средств, собираемых от подпис­ки и рекламных поступлений. Часть этих средств направляется на уменьшение подписной цены для индивидуальных подписчиков. К сожалению, коли­чество журналов, выписываемых юридическими лицами, т.е. по полной цене, меньше того уровня, который позволял бы снижать подписные цены. В этой ситуации важно знать мнение руководите­лей отрасли, надо ли нам издавать такой журнал?

-  Вопрос сложный. Но то, что журнал нужен, и то, что он издается на хорошем уровне, - нет сомнений. Можно сказать, что он носит прикладной характер, ориентирован­ный на практического врача. В доступной и понятной форме излагаются актуальные проблемы современной меди­цины, публикуются научные обзоры, мнения авторитетных специалистов, опыт организации медицинской помощи. Очень важно, что он является рецензируемым изданием, рекомендованным ВАК РБ для публикации результатов научных исследований, и тем самым участвует в развитии медицинской науки. Однако приходится сожалеть, что количество подписчиков очень мало. Жаль, что такая важная информация остается вне поля зрения очень многих врачей. Наверное, еще срабатывают стереотипы экономии денежных средств (невысокая заработная плата, недостаточное финансирование), но надо понимать, что экономия на современной профессиональной информации может обойтись дороже и врачам, и пациентам. А потому можно сказать, что на примере отношения к подписке на периодические медицинские издания проявляется уровень мышления руководителей медицинских учреждений. Плохо, если они выписывают по одному экземпляру журнала на учреждение, зная, что для большинства врачей важная информация останется недоступной. Видимо, надо проводить дополнительную разъяснительную работу в регионах и учреждениях, подключая к этому делу все общественные медицинские объединения. Думаю, что можно и нужно исправлять ситуацию.

Интервью подготовил М. П. Киселев
Здравоохранение Беларуси в русле современности

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...