Интервью с экс-министром В.С. Казаковым (2000г.)

09.12.2012
12
0
Интервью с экс-министром В.С. Казаковым (2000г.)

Казаков Василий Степанович. Родился 20 02.1935 года. Закончил Минский государственный медицинский институт в 1959 г. с отличием. Работал в Хотимском районе врачом, заместителем главного врача, главным вра­чом Костюковичского района, заместителем, заведующим Могилевским облздравотделом, заместителем министра здравоохранения (1987 - 1990 гг.), министром здравоохранения (1990 - 1994 гг.), а на день интервью работал главным врачом санатория-профилактория.

Уважаемый Василий Степанович, Вы прошли сложный и достойный подражания жизненный путь. Какие события этого периода для Вас имели наиболее важное значение?

Трудно выделить какие-то события и назвать их главными. На каждом этапе трудовой деятельности все они были значимыми - и первое место работы, и первые принятые и пролеченные больные, первые коллеги по работе, и первые подчиненные, и последующие события - все они и сейчас дороги и ярки в памяти, что кажется - все это было только вчера. Но наиболее значимые, вмес­те с тем тяжело переживаемые, были события, связан­ные с распадом Советского Союза. Надо было быстро сориентировать здравоохранение республики на самосто­ятельное функционирование, начать создавать собствен­ную нормативную базу, стать фигурой последней инстан­ции в здравоохранении, не имея за спиной министра здравоохранения огромного Союза ССР, стройной, отла­женной системы материально-технического и лекарствен­ного обеспечения, понять весь трагизм рухнувших инфор­мационных связей, понять, что нет больше союзных журналов, газет и т.п. И конечно же, как и для любого жителя республики, событие, перевернувшее обычные ус­ловия жизни, работы, функционирование всей системы здравоохранения в режиме чрезвычайных мер, были со­бытия, связанные с аварией на Чернобыльской атомной электростанции.

Как Вы оцениваете состояние системы здра­воохранения при вступлении в должность министра и что удалось сделать на этом посту?

Мне пришлось работать в Минздраве практически в двух эпохах - эпохе строгой централизации управления из Москвы и в эпохе самостоятельности в управлении в незави­симой республике.

При вступлении в должность министра у меня не было времени на раскачку, да, по правде говоря, не было необходимости долго изучать ни саму систему, ни кадры, так как все это я уже практически знал изнутри, работая в должности заместителя министра три года, да и время требовало незамедлительных действий.

В период моей работы здравоохранение можно оценить как устойчиво функционирующую систему с цен­трализованным снабжением медикаментами, медицин­ской техникой, санитарным и другим автотранспортом, лимитами капитальных вложений. Была отлажена сис­тема подготовки и переподготовки кадров, строго регла­ментировались штатные нормативы, отлажена была работа по изданию медицинской учебной, практической и методической литературы, по изданию методических указаний и т.п.

Республика имела самую высокую обеспеченность коечным фондом и показатель поликлинической посе­щаемости на 10 тыс. населения. В этот период ежегодно вводилось 12,5-15,0 тысяч, а в отдельные годы до 25,0 тысяч коек в год и до 50,0 тысяч поликлинических посе­щений за счет всех источников финансирования. Для этих целей широко привлекались средства промышлен­ных предприятий, колхозов, совхозов. Были введены такие уникальные лечебные учреждения, как детская инфекционная больница в г. Минске, медсанчасть в г. Гродно (за счет средств ПО «АЗОТ»), роддома в гг. Мо­гилеве и Витебске, детская больница в г. Бресте, онко­логические диспансеры (первые очереди) в гг. Гомеле и Могилеве, терапевтический и акушерско-гинекологичес­кий корпуса в 1-ой клинической больнице г. Минска, кожно-венерологический диспансер в г. Гомеле, спецле­чебница в г. Солигорске, ряд поликлиник, корпусов районных больниц, начато строительство специального диспансера в г. Гомеле.

Составленными и утвержденными планами предус­матривалось до 2000 г. привести к нормативам всю общелечебную сеть, в том числе детские и родовспомога­тельные учреждения. И надо сказать, что ежегодно планы по развитию учреждений здравоохранения выпол­нялись успешно. Планировалось открыть 7 диагности­ческих центров. Вначале были открыты Минский и Мо­гилевский центры, чуть позже - Витебский, начато строительство Гомельского диагностического центра, строительство детского онкогематологического научнопрактического центра в Боровлянах (он уже успешно функционирует под руководством доктора медицинских наук О.В. Олейниковой). На базе 9-ой клинической боль­ницы в г. Минске создан уникальнейший центр по пере­садке костного мозга, который возглавил талантливый организатор здравоохранения и ученый, ныне доктор ме­дицинских наук А.Л. Усс. Необходимость открытия этих и других учреждений была обусловлена аварией на ЧАЭС, распадом СССР и, естественно, возникновением новых проблем.

Кроме того, был открыт Гомельский мединститут, создан и укомплектован современнейшим оборудовани­ем Научно-практический центр по экспертизе пищевых продуктов, который возглавил профессор В.И. Мурох. Со­здано Управление по контролю качества и сертификации лечебных препаратов, Управление медицинской техники при Минздраве республики. Подготовлены и начали быс­тро реализовываться программы «Здоровье», «Медтехника», создан был Комитет медицинской и биологичес­кой промышленности, ныне преобразованный в концерн «Белбиофарм». Напомню читателям журнала, что в рес­публике было достаточно устойчивое обеспечение ле­карственными препаратами. Только по импорту в респуб­лику ввозилось лекарственных средств на сумму свыше 200 млн. долларов, и они в структуре лекарственных средств в то время составляли 47%. Ежегодно лечебные учреждения пополнялись 1200 новыми санитарными автомобилями.

В 1994 году было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь о создании Академии медицинских наук, НИИ эндокринологии, фонда поддер­жки фундаментальной науки, открыт факультет подготовки медицинских сестер с высшим образованием и медицин­ской психологии в Гродненском медицинском институте, планировался переход на подготовку врачей в интерна­туре в течение двух лет.

Медицинские учреждения всей республики работа­ли в условиях новых экономических взаимоотношений. Были в этот период налажены широкие связи с ВОЗ в Женеве и его Европейским бюро в Копенгагене, осуще­ствлен целый ряд совместных проектов и, прежде всего, по проектам «Щитовидная железа», «Гематология». Было подписано четырехстороннее соглашение по минимиза­ции последствий аварии на ЧАЭС между ВОЗ - с одной стороны, и минздравами Республики Беларусь, Российс­кой Федерации, Украины - с другой. Были установлены широкие связи с научными центрами США, Японии, Ав­стрии, Германии, Дании, Швейцарии и др. Была учреж­дена газета «Медицинский вестник». По различным ас­пектам медицинской деятельности ежегодно до 125-150 врачей проходили подготовку за рубежом. Это был, по сути дела, прорыв в создании новых технологий в здра­воохранении, в подготовке кадров и создании прочных ин­формационных связей.

Основные показатели здоровья населения (младен­ческая и материнская смертность, уровень инфекционных заболеваний и др.) были лучшими среди стран СНГ и Прибалтийских республик, хотя рождаемость снижалась и росла общая смертность населения. Этот период ха­рактеризовался большой политизированностью обще­ства, устраивались митинги типа «Чернобыльский шлях» и др., раздавались порой голоса о полном переустрой­стве всей системы здравоохранения, о революционных преобразованиях его. Шли обвинения в адрес руковод­ства республики, Минздрава, причем критиковали, как правило, те, кто никогда ничего не делал, да и не умел делать. Такую позицию занимала, к сожалению, и часть депутатов-медиков 12 созыва (а их было в Верховном Совете 29 человек), что порой осложняло работу в Вер­ховном Совете. Вместе с тем, в то время были разрабо­таны и приняты основополагающие законы: «О здраво­охранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии в Республике Беларусь». Были подготов­лены проекты и ряда других законов. Не обошлось и без ошибок. По прошествии нескольких лет стало абсолютно ясно, что в силу того, что осталось невыполненным ре­шение о переходе на двухгодичную подготовку в интерна­туре специалистов, окончивших медицинские вузы, лик­видация педиатрического факультета в Минском мединституте была ошибкой. К сожалению, то, что было крайне необходимо продолжать, в последующие годы новым руководством Минздрава безосновательно было отменено или не выполнено (Постановления Совета Ми­нистров о создании НИИ эндокринологии, Академии ме­дицинских наук), отменены мероприятия, связанные с работой в новых хозяйственных условиях. Только недав­но создан институт радиационной медицины и эндокри­нологии, что не в полной мере отвечает ситуации в рес­публике. С 2001 года начнется эксперимент в Витебской области по новым условиям финансирования в здраво­охранении. Согласитесь, что это слишком запоздалое возвращение к тому, что планировалось раньше или уже работало в республике.

Как отразилась столь напряженная работа на Вашей семейной жизни, оставалось ли у Вас время для каких-либо неслужебных увлечений?

В самом деле, и это не для красного словца, работа для меня всегда была на первом месте. Я не стал ни охотником, ни рыболовом, недостаточно уделял внима­ния и своей семье. К счастью, двое моих детей стали хо­рошими врачами. Сын защитил кандидатскую диссерта­цию.

А как Вам работается сейчас, приносит ли эта должность моральное удовлетворение, есть ли вре­мя для общественной деятельности и других заня­тий?

Сейчас мои служебные обязанности неизмеримо уже тех, которые я выполнял ранее, но я считаю, что нет работы очень важной и не очень. Любая работа требует полной самоотдачи. Приносит ли она мне удовлетворе­ние? Да. Для меня нет ничего дороже, чем быть полез­ным людям. Я это пронесу через всю мою жизнь. По мере возможности я участвую в общественной работе, но счи­таю, что мой потенциал мог бы быть востребованным в большей степени, чем сейчас.

С учетом накопленного опыта, что бы Вы сей­час предложили для совершенствования системы здравоохранения?

Система здравоохранения живуча своим здоровым консерватизмом. Она не терпит резких, революционных перемен. Надо всегда и последовательно развивать то, что было накоплено предыдущими поколениями. Все ре­формы в здравоохранении надо проводить чрезвычайно осторожно, сообразуясь с реалиями времени и руковод­ствуясь целесообразностью их проведения.

В свое время часть депутатского корпуса Верхов­ного Совета 12-го созыва, в том числе и депутатов-медиков, усиленно ратовала за переход к системе медицинс­кого страхования. На том этапе это было авантюрным решением, и я счастлив, что мне удалось убедить боль­шинство Верховного Совета не принимать уже разработанный «Закон о медицинском страховании». Это было преждевременной мерой.

Я - за существование различных форм собствен­ности в здравоохранении, но надо, чтобы государственная собственность не перекочевывала в частные руки. Все другие виды собственности должны быть до­полнением к уже существующему государственному здравоохранению.

Говоря о выборе путей дальнейшего развития здра­воохранения, надо понимать, что в мире не существует идеальных систем и невозможен перенос зарубежного опыта в чистом виде в нашу республику. Надо брать все лучшее и создавать собственную модель. Однако, при любых вариантах нам необходима более тесная интегра­ция со здравоохранением России.

В конце ноября состоится VI съезд социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения РБ (БАСГОР). Какие проблемы, на Ваш взгляд, будут наи­более актуальными на данном съезде?

Социал-гигиенисты и организаторы здравоохране­ния должны остро ставить вопрос о большем участии го­сударства в охране здоровья населения в самом широ­ком смысле этого слова. Нужна твердая позиция организаторов здравоохранения, нужен твердый голос этой общественной организации путем выработки соответствующих резолюций, предложений правительству, парламенту, Президенту, показывая истинную картину здо­ровья населения, его основные составляющие и пути ре­шения всех проблем.

Теперь хотелось бы еще раз вернуться к воп­росу о взаимодействии общественных медицинских объединений. Сейчас в Беларуси существует большое количество научных медицинских об­ществ и различных общественных медицинских объединений, часть из которых зарегистрирова­на в Министерстве юстиции. С 1992 г. функцио­нирует Белорусская ассоциация врачей, зарегис­трированная в Европейском форуме медицинских ассоциаций как национальная ассоциация врачей Беларуси.

Как, на Ваш взгляд, должна развиваться даль­ше общественная деятельность врачей? Как луч­ше строить взаимоотношения различных медицин­ских обществ? Какой должна быть роль Белорусской ассоциации врачей?

Взаимодействие общественных медицинских объе­динений с органами управления должно быть более тесным, как в равной степени и между самими обществен­ными медицинскими объединениями, в особенности по решению смежных задач.

Решения общественных медицинских объедине­ний должны лучше учитываться органами управления здравоохранением, и по ним должны приниматься адекватные меры.

Я придерживаюсь мнения, что структуру обществ (ассоциаций) врачей лучше бы организовать по принци­пу их построения в Могилевской области. Это своеоб­разная пирамида - областное общество с профильными обществами (ассоциациями) врачей. Этот принцип орга­низации в области существует более века, и он себя оп­равдал.

Белорусская ассоциация врачей не обладает се­годня достаточными полномочиями, у нее нет правовых основ для того, чтобы она стала авторитетной организа­цией, серьезно влияющей на организацию здравоохра­нения в Республике, у нее нет для этого и материальных возможностей, чтобы стать такой, как, к примеру, Палата врачей Германии или Польши. Но, ни один приказ мини­стра ее не усилит, ни один съезд врачей. Надо принимать закон об ассоциациях врачей или о медицинских ассоци­ациях. Суть не в названии. Необходимо законодательно заложить основы организации, финансирования, права и обязанности.

Оглядываясь назад, напомню, что Белорусская ас­социация врачей тоже создавалась при мне и не без мо­его участия. Это был период бурных преобразований. Мы понимали необходимость создания такой организа­ции. Но признаюсь, у меня было двоякое мнение. В ус­ловиях высокой политизированности общества суще­ствовала опасность разбалансирования всей системы здравоохранения. Поэтому я всегда проявлял осторож­ность. Тогда еще страшновато было говорить о различ­ных формах собственности в здравоохранении, о пере­даче каких-то полномочий негосударственным организациям. Сегодня уже многое определилось. И было бы хорошо, чтобы Минздрав передал часть своих функций ассоциации врачей, особенно по проблемам, имеющим отношение к медицинской этике: рассмотре­ние спорных ситуаций, жалоб, то, что выносится на ЛКК, и ряд других вопросов. Об этом смело можно говорить на съезде БАСГОР и выносить соответствующую резо­люцию. Необходимо дать толчок. А далее надо готовить проект закона о врачебных ассоциациях, обсуждать его с соответствующими должностными лицами Совета Ми­нистров, с комиссией по здравоохранению Палаты пред­ставителей, надо готовить общественное мнение. Думаю, что министр в этом должен быть очень заинтересован. Полезно было бы для тех, кто будет писать проект зако­на и принимать решение, посмотреть, как работают па­латы врачей за рубежом, например в Германии или в Польше.

Хотелось бы услышать Ваш отзыв о журнале «Медицина» и предложения коллективу редакции.

Хорошо, что наряду с журналом «Здравоохранение» появились в республике и другие, в том числе и «Меди­цина». Хорошее впечатление производит художественное оформление журнала, актуальность подаваемых матери­алов, широкий спектр специалистов, выступающих на страницах журнала.

Несомненно, ценность журнала повысилась бы, если бы авторами чаще могли быть представители стран СНГ и дальнего зарубежья.

И наконец, Ваши пожелания врачам Белару­си, нашим пациентам и читателям журнала.

В нелегкое время живут и трудятся медицинские работники. Недостаточное финансирование, недостаток, а порой и полное отсутствие высокоэффективных лекар­ственных препаратов, суженность информационных свя­зей, низкая заработная плата и др. - не стимулируют к высокоэффективному труду.

Ухудшившаяся экономическая ситуация и другие негативные явления (курение, неполноценное, а порой и недостаточное питание и др.) вызывают ухудшение со­стояния здоровья населения. Поэтому и врачам, и чита­телям журнала, и пациентам желаю крепкого здоровья, терпения и терпимости, способности выжить в это нелег­кое время, войти в XXI век с новыми успехами и надежда­ми на лучшее будущее.

Интервью готовил М. Киселёв

Интервью с экс-министром (Журнал «Медицина» №4, 2000 г., с. 2-4)

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...