Интервью с министром здравоохранения РБ Зеленкевичем И.Б. (1997г.).

09.07.2012
17
0
Интервью с министром здравоохранения РБ Зеленкевичем И.Б. (1997г.).

Сейчас Республика Беларусь, как и все страны бывшего соцлагеря, находит­ся в состоянии поиска оптимальных путей выхода из кризисного положе­ния. Принят ряд новых законов и социальных программ, разработана концепция дальнейшего развития здравоохранения, произошли кад­ровые перестановки в высших органах законодательной и исполни­тельной власти. Учитывая то, что эффективность развития общественных систем во многом зависит от личностных качеств и убеждений руководителей, мы продолжаем наши встречи с высшими должностными лицами государственного аппарата, от решений которых зависит состояние системы охраны здоровья населения. Сегодня вашему вниманию предлагается беседа главного редактора “Медицины” М. Киселева с министром здравоохранения Республики Беларусь Игорем Борисовичем Зеленкевичем.

М. Киселев. Сравнивая достоинства и недостатки различных систем здравоохранения, можно предлагать в качестве выхода из кризиса простое увеличение финансовых средств, не прибегая ни к каким реформам. Для этого, правда, необходимо будет дождаться эко­номического подъема. Однако мировой опыт показывает, что даже самые богатые страны никогда не могли достичь полного финансо­вого насыщения своих систем медицинской помощи населению. Че­ловечество оказалось обреченным на вечное соизмерение своих ма­териально-технических возможностей с желанием победить болез­ни и страдания. При этом выигрывали те страны, которые не только наращивали объемы финансирования, но и создавали системы, по­зволяющие обеспечить наиболее рациональное использование вы­деленных средств.
Определена ли окончательно модель развития белорусского здравоохранения?  Какие реформы планируются на ближайшие годы?


И. Зеленкевич. Было бы неправильно говорить о том, что мы полностью определились с выбором будущей модели системы здравоохранения. Это живой, развивающийся процесс. Приходится учитывать условия, анализировать возможности и делать адекватные шаги. Сейчас продолжается работа над концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь, планируется ее рассмотрение и утверждение Кабинетом Министров в ноябре текущего года. Основа всех реформ закладывается в законодательной базе. Мы сейчас продолжаем подготовку новых законов. Их несколько, в том числе и закон о медицинском страховании и финансировании здравоохранения.

Правильно говорят о том, что в мире не существует идеальных организационных систем. Изучая опыт других стран, мы не рассчитываем на то, что можем скопировать чью-то готовую модель. Однако, делая свой выбор, мы стараемся учитывать отрицательный опыт других стран. Например, Российская Федерация довольно быстро приняла и ввела закон о медицинском страховании. Со временем обнаружились недостатки, возникла необходимость внесения изменений. Мы постараемся более тщательно проработать проект самого закона и весь сопутствующий пакет подзаконных актов. Потребуется разработать новые нормативы нагрузки, стандарты качества, новые экономические критерии, соответственно будут меняться формы организации. Большие надежды в проработке этих аспектов возлагаются на Центр медицинских технологий.

М. Киселев. Как отразится на нашем здравоохранении создание Союза России и Беларуси?

И. Зеленкевич. Прежде всего, создание Союза предполагает сближение принципов и основных подходов к реформированию здравоохранения, Нас очень многое объединяет как в области организации медицинской помощи населению, так и в области медицинской науки. В новом Союзе, естественно, расширится информационный обмен, восстановятся научно-практические связи. Традиционно сложившиеся научные центры России будут более открыты для Беларуси. Но и у нас есть новые и очень важные разработки, в частности по чернобыльской тематике, по лазерным медицинским технологиям, по санитарно-гигиеническому нормированию и др.

Мы взаимно должны будем учитывать уже принятые законодательные акты и готовящиеся проекты, но это вовсе не значит, что наши законы должны быть абсолютно идентичны. Главное, чтобы не было противоречий по основным позициям законодательства.

Более тщательно будут проработаны вопросы оказания медицинской помощи гражданам союзных государств. У нас есть необходимость оказания некоторых видов специализированной помощи белорусским гражданам в российских медицинских центрах. Но и у граждан Российской Федерации возникает необходимость получения медицинской помощи в наших медицинских учреждениях, особенно в областных центрах близко расположенных областей. Мы не отказываем таким пациентам и делаем это бесплатно. Сейчас прорабатывается вопрос о межгосударственных квотах по оказанию медицинской помощи. В будущем придется учитывать позиции страховых организаций обеих стран.

М. Киселев. В большинстве стран мира многие медицинские проблемы решаются в рамках общественных врачебных объединений (ассоциации, палаты). В некоторых из них введено обязательное членство, существуют законы о врачебном самоуправлении. Такие объединения наделены большими правами. Они занимаются профессиональным обучением и повышением квалификации, аттестацией и сертификацией, контролем качества и экспертизой, проблемами этики и защитой прав врачей и пациентов.

Белорусская ассоциация врачей (БАВ) существует более 5 лет. С 1995 г. в соответствии с новым законом РБ “Об общественных объединениях" она перешла на нефиксированное членство и отказалась от сбора членских взносов. Ее активисты принимали участие в законотворческой деятельности, выступали с общественными инициативами, участвовали в мероприятиях Европейского форума медицинских ассоциаций и ВОЗ, выпускают журнал “Медицина”, разработали проект Кодекса врачебной этики, который сейчас обсуждается и готовится к принятию на съезде БАВ.

Какой бы Вы хотели видеть Белорусскую ассоциацию врачей? Какие права и функции можно ей передать?

И. Зеленкевич. У Белорусской ассоциации врачей есть будущее. Сейчас нам понятны трудности ее развития. Видимо, она несколько опередила время и пока недостаточно воспринимается основной массой врачей. Сказались, конечно, и колебания общественной активности населения. Но в принципе наша республика не сможет обойтись без такой организации. Ей предстоит определять идеологию нашей профессии, принципы взаимодействия между коллегами, между врачами и пациентами, между медициной и общественностью. Ведь никто, кроме самих врачей, не знает всех особенностей нашей профессии, никто, кроме самих профессионалов, не может разобраться в сложностях лечебно-диагностического процесса, определить степень ответственности специалиста в конкретных ситуациях. Престиж профессии определяется не только уровнем технологии, но и чистотой помыслов специалистов, их беспристрастием к действиям своих коллег. Это должны понимать не только рядовые врачи, но и руководители учреждений. Немало бывает таких ситуаций, в которых приказ главного врача оказывается менее эффективным, чем мнение коллег-сослуживцев.

Конечно, для развития деятельности Ассоциации врачей необходимо ее наполнение конкретными функциями и правами. Думаю, что в рамках этой организации надо привлекать врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации. Надо организовать работу с врачами, занимающимися частной практикой. Помогать им с информацией, с организацией своих конференций, но и объединять стремления к достижению высокого качества работы, к контролю деятельности своих коллег.

Важно участие Ассоциации в расширении контактов с общественностью. Это - пропаганда здорового образа жизни, забота об экологии, организация общественных программ по укреплению здоровья, информационные циклы в средствах массовой информации.

Министерство здравоохранения с пониманием поддержало инициативу о разработке и принятии Кодекса врачебной этики. Мы приняли участие в обсуждении проекта этого документа и будем рекомендовать руководителям всех уровней системы здравоохранения поддержать создание комиссий по этике в лечебно-профилактических учреждениях, в районах и областях.

Кодекс этики и положения о комиссиях по этике должны быть приняты на республиканском съезде врачей. Но съезд может быть проведен только в 1998 г. Учитывая особую важность проблемы и необходимость скорейшего введения этических норм, мы поддержим принятие временных вариантов этих документов. Это может быть сделано на расширенном заседании Совета Белорусской ассоциации врачей (основного разработчика проекта), Коллегии Министерства здравоохранения и Республиканского комитета профсоюза работников здравоохранения. К съезду врачей появится первый опыт, при необходимости могут быть внесены изменения.

М. Киселев. Благодарю Вас за интересную беседу и выраженное доверие к Белорусской ассоциации врачей. Надеюсь на аналогичные встречи в будущем.

Интервью с министром здравоохранения И.Б. Зеленкевичем (Журнал "Медицина", 1997, №3, с. 1-3)

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...