Интервью с Остапенко В.А., Лекторовым В.Н. и Михалевичем П.Н. (2002г.)
Первый год 2-го тысячелетия в Беларуси завершился выборами Президента республики и значительным обновлением Кабинета министров. К числу важнейших событий в системе здравоохранения можно отнести полную замену высшего руководства Минздрава и принятие Палатой представителей Национального собрания РБ новой редакции Закона «О здравоохранении». В этой связи Редакция журнала «Медицина» в рамках рубрики «Актуальное интервью» обратилась к министру здравоохранения - Остапенко Владиславу Алексеевичу (фото 1), к председателю Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам молодежи и семьи Палаты представителей НС РБ - Лекторову Валерию Николаевичу (фото 2) и к президенту Белорусской ассоциации врачей - Михалевичу Павлу Никаноровичу (фото 3). Первый вопрос был адресован персонально министру здравоохранения. На остальные вопросы могли отвечать все участники интервью.
Уважаемый Владислав Алексеевич! Начиная свою деятельность в должности министра здравоохранения, как Вы в целом оцениваете сложившуюся систему охраны здоровья в республике? Можно ли уже сейчас назвать наиболее сложные проблемы и первоочередные задачи?
В целом действующая система здравоохранения доказала свою жизнеспособность в сложных социально-экономических условиях Беларуси. В весьма неблагополучной медико-демографической ситуации 90-х годов постоянно росли объемные показатели деятельности при лучших (в сравнении с другими странами СНГ) показателях, регулируемых непосредственно здравоохранением. Отрасль в целом адекватно реагировала на резкое ухудшение состояния здоровья населения, несмотря на все трудности финансового и материально-технического обеспечения.
Но возможности дальнейшего экстенсивного роста к концу 90-х годов оказались исчерпанными. Сказываются десятилетиями накоплявшиеся проблемы, и в том числе: неадекватность объема финансирования отрасли состоянию здоровья народа и социальной значимости системы здравоохранения; финансирование объема вовлеченных ресурсов, а не объема и качества медицинской помощи; высокая изношенность основных фондов; диспропорция в распределении ресурсов и прочее.
На данном этапе одной из первоочередных задач является успешное завершение эксперимента по совершенствованию механизма хозяйствования. Пока еще рано говорить о его результатах. Ведь на практике продолжается процесс отработки и совершенствования нормативных документов, включая методику разработки и формирования территориальных программ медицинского обслуживания населения.
Что касается комплексной реструктуризации медицинской помощи по видам, уровням и этапам ее оказания, то для ее осуществления потребуется порядка 10- 20 лет.
Каковы, на Ваш взгляд, основные преимущества новой редакции Закона РБ «О здравоохранении» и в чем сохранились его принципиальные отличия от аналогичного закона Российской Федерации?
В.А. Остапенко. В сравнении с предыдущим законом лучше систематизирован текст, уточнены многие правовые нормы, включен глоссарий. Наиболее основательно переработан и значительно расширен раздел по медицинской помощи населению.
Проект нового российского Закона «О здравоохранении» россияне начали разрабатывать значительно раньше, чем в Беларуси, но он еще не принят Государственной Думой, и мы не располагаем окончательной редакцией. Российский законопроект значительно больший по объему и отражает бюджетно-страховой характер российской модели здравоохранения.
В.Н. Лекторов. Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что на момент принятия Верховным Советом Республики Беларусь в 1993 г. Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» Беларусь являлась парламентской республикой, и многие нормы Закона потребовали адаптации к изменившимся условиям.
Теперь об основных, на наш взгляд, преимуществах новой редакции Закона «О здравоохранении»:
– статьей 1 введен так называемый «понятийный аппарат», где дается ряд основополагающих для медицины определений: здоровье, охрана здоровья населения, здравоохранение, пациент, больной и др.;
– статьей 9 определена система здравоохранения, как система, включающая государственное и частное здравоохранение при основной роли государственного здравоохранения;
– в статье 13 повышена ответственность Правительства, которое теперь обязано будет ежегодно отчитываться перед Президентом РБ об осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоровья населения;
– в статьях 4 и 58 регламентирована деятельность общественных медицинских и фармацевтических объединений по их участию в решении вопросов, связанных с охраной здоровья населения;
– в статье 93 предусмотрено проведение независимой медицинской экспертизы по заявлению граждан при их несогласии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии или военно-врачебной экспертизы;
– в статье 25 четко определены права и обязанности лечащего врача и врачебных консилиумов;
– в статье 43 впервые законодательно закреплено право матери на госпитализацию с больным ребенком за счет бюджетных средств, а также право на обеспечение детей в возрасте до 3-х лет и детей-инвапидов в возрасте до 18-ти лет лекарственными средствами бесплатно по рецептам лечащего врача.
Уточнено и наполнено новым содержанием большинство норм Закона.
Что же касается принципиальных различий с аналогичным законом Российской Федерации, могу сказать следующее: работая над новой редакцией нашего закона, мы стремились максимально сблизить его с российским, однако, ввиду ряда причин, прежде всего финансово-экономического характера, эти различия остались. У нас более четко выражена социальная защита граждан за счет средств бюджетного финансирования (в России удельный вес расходов на охрану здоровья к ВВП составляет около 3%, в Беларуси - более 5%, при намечаемом росте к 2004- 2005 гг. до 7,5%). В России более широкими полномочиями в организации и управлении здравоохранением обладают субъекты федерации и муниципальные органы власти, введена система обязательного медицинского страхования граждан, более широкое развитие получило частное здравоохранение.
П.Н. Михалевич. БАВ принимала достаточно активное участие в подготовке новой редакции Закона «О здравоохранении». Не все наши предложения учтены, но мы искренне благодарны Комиссии по здравоохранению НС РБ за понимание и готовность к сотрудничеству. Вопрос в другом: была ли такая острая необходимость сейчас обновлять этот закон? Ведь за время, прошедшее с принятия первой редакции закона (1994 г.), никаких существенных изменений ни в политике здравоохранения, ни в принципах организации медицинской помощи, да и ни в чем другом, не произошло. Республика Беларусь практически без изменений сохранила советскую систему здравоохранения. Предпринимаемые попытки декларативно реформировать здравоохранение закончились безрезультатно. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что в условиях системного экономического кризиса 90-х годов сохранена далеко не худшая в мире система здравоохранения, обеспечивающая права и гарантии на труд для медицинского персонала, доступность и равенство в получении медицинской помощи для населения, дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения и их технического оснащения. Плохо, потому что продолжали действовать все отрицательные качества: отсутствие динамики в вопросах совершенствования управления отраслью здравоохранения; отсутствие эффективной рационализации сети и структуры медицинских учреждений, их взаимоотношений с органами местного самоуправления, социальными и коммунальными службами; сохранение экстенсивного пути развития здравоохранения, а, следовательно, и высокой затратности; неэффективное использование выделяемых средств; падение социального престижа системы здравоохранения в целом и профессии медицинского работника в частности. Этим и объясняется то, что, несмотря на общий прирост врачей в системе здравоохранения на 3,7% (1993-1998), убыль их в секторе первичной медико-санитарной помощи за этот же период составила 10%.
Реализации одного из основных законов диалектики - перехода количества в качество - в белорусской системе здравоохранения до сих пор не произошло. Не произошло и количественного накопления новшеств, экспериментов, нововведений. Это не позволяет обосновать принятие качественно нового Закона «О здравоохранении». Так что о преимуществах принятого закона говорить сложно, тем более что в нем исключены даже те незначительные социальные гарантии для медицинских работников, которые существовали раньше.
Что касается общности и отличий данного закона с аналогичным законом РФ, то сопоставление их не корректно. Система здравоохранения РФ уже 10 лет работает в условиях обязательного медицинского страхования. Там более полно работают и регулируют взаимоотношения между субъектами хозяйствования экономические законы, используются программы медицинского страхования. Общими же являются определения, понятия и другая правовая терминология - они по сути едины для всех вариантов организации систем здравоохранения.
Как дальше должно развиваться законодательство по здравоохранению?
В.А. Остапенко. Ближайшая перспектива - подготовка Закона «О лекарственных средствах» (либо «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности») и завершение уже длительно ведущейся работы по Закону «О пищевых продуктах». Из числа возможных направлений законопроектной деятельности выделил бы подготовку законопроектов «О частной медицинской деятельности» и «О борьбе с социально опасными заболеваниями».
Впрочем, наметить разделы деятельности, которые требуют четкого правового регулирования, не сложно. Но существует ряд объективных трудностей в дальнейшей их проработке: это трудности согласования любых правовых норм, требующих дополнительных материальных затрат; недостаточность опыта законотворческой деятельности и явно недостаточная научно-методическая база для ее осуществления (в первую очередь - по общественному здравоохранению, системам управления, финансирования и правового регулирования отрасли). Все это сказалось на разработке новой редакции Закона «О здравоохранении».
В принципе, основные требования к этому закону - выполнение функций базисного, системообразующего закона, создающего правовую основу для эффективного функционирования, реформирования системы здравоохранения, перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития, реструктуризации медицинской помощи, экономического стимулирования труда медицинского персонала - реализованы. На практике эти проблемы предстоит решать преимущественно при подготовке соответствующих постановлений Совета Министров (в частности, по завершении Витебского эксперимента нужно принять постановление Правительства о порядке разработки и реализации территориальных программ медицинского обслуживания населения).
В.Н. Лекторов. Как Вы сами понимаете, с принятием новой редакции Закона «О здравоохранении» дальнейшая работа над законопроектами не остановилась.
В настоящее время в Комиссии находится целый ряд законопроектов, касающихся различных сфер деятельности отрасли: лекарственного обеспечения населения, статуса лечебных учреждений, социально опасных заболеваний, обязательного медицинского страхования, рационального питания и пищевых продуктов, табакокурения и ряд других документов. По мере готовности законопроектов они будут в установленном порядке внесены на рассмотрение в Палату представителей.
П.Н. Михалевич. Этот вопрос взаимосвязан с предыдущим. На мой взгляд, в таком варианте Закон «О здравоохранении» менять не было острой необходимости. Вместе с тем необходимо и очень важно проводить дальнейшую разработку законодательной базы в области охраны и укрепления здоровья граждан, определении статуса, прав и обязанностей медицинских учреждений. Складывающаяся в белорусском здравоохранении ситуация обосновывает разработку и принятие законодательных актов о первичной медико-санитарной помощи, о медицинском и фармацевтическом работнике, о лечебно-профилактическом учреждении и т.д. Если вести речь об унификации законодательства в области охраны и укрепления здоровья населения с законодательством РФ, то необходимо разрабатывать закон об обязательном медицинском страховании и использовать его медленно в эволюционном варианте, как это и рекомендовали эксперты МБРиР, тем более что в РФ в области охраны и укреплении здоровья приняты и уже работают 17 законов, а в РБ - только 5.
Как бы Вы прокомментировали утрату в новом Законе некоторых позиций по социально-экономической защищенности медицинских работников?
В.А. Остапенко. Это не позиция Минздрава, а результат согласований законопроекта.
В.Н. Лекторов. Я бы не назвал это утратой позиций социально-экономической защищенности медицинских работников. Во-первых, как Вам, наверное, известно, подходит к завершению работа над законопроектом, касающимся предоставления льгот различным категориям граждан. Депутаты-медики входят в состав группы, готовящей данный документ, и одной из их задач является защита интересов медицинских работников. Во-вторых, ст. 57 новой редакции Закона предусматривает возможность страхования профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным выполнением медицинскими или фармацевтическими работниками профессиональных обязанностей. Кроме того, согласно Жилищному кодексу органам местного управления предоставлено право выделения служебного жилья для медицинских и фармацевтических работников в сельской местности. Думаю, добросовестным медицинским работникам такое жилье будет предоставлено.
П.Н. Михалевич. Я еще раз повторю, что социально-правовая защищенность медицинских работников обеспечивается не только законами. Она определяется уровнем развития экономики, удельным весом ВВП, направляемого в здравоохранение, экономическими отношениями, складывающимися в стране в целом и системе здравоохранения в частности. Но предыдущий Закон «О здравоохранении», даже при всех ранее названных неблагоприятных условиях, давал все-таки хоть какие-то социальные гарантии и льготы. В новой редакции Закона этого нет, и это плохо.
Будет ли у нас развиваться и в каких формах медицинское страхование?
В.А. Остапенко. Ошибаются те, кто до сих пор полагает, что реформирование отрасли - это введение медицинского страхования.
Что касается объема ресурсов, которые мы можем получить от государства, то он зависит от экономических возможностей государства и государственной политики в области охраны здоровья народа (и очень мало зависит от формы привлечения средств - страховых взносов или налоговых поступлений). Да и российская система здравоохранения до сих пор на 70 % финансируется из бюджета.
Реформирование системы здравоохранения при сохранении бюджетного финансирования определено Концепцией развития отрасли. Конкретная модель новой системы управления и финансирования уже отрабатывается в Витебской области, в текущем году она будет отрабатываться в Гродненской области и ряде районов республики.
Социальная ниша для медицинского страхования - страхование иностранных граждан и добровольное медицинское страхование, причем последнее возможно и без посреднических функций частных страховых компаний.
В.Н. Лекторов. Мы считаем, что как обязательное, так и добровольное медицинское страхование имеют право на существование, и наша Комиссия работает над таким законопроектом. Но предварительно необходимо разработать и принять государственные социальные минимальные стандарты в здравоохранении. Необходимо также учитывать негативные моменты, которые имели место при введении медицинского страхования в Российской Федерации, а также особенности развития экономических отношений в нашей стране и менталитет белорусского народа.
П.Н. Михалевич. По моему глубокому убеждению - будет. Экспертами ВОЗ определено, что для эффективной работы государственной системы здравоохранения необходимо не менее 14% ВВП и ежегодный прирост финансирования здравоохранения на 1% ВВП. В условиях медицинского страхования достаточно 8-9% ВВП, а ежегодный прирост обеспечивается развитием дополнительных и платных медицинских услуг, привлечением средств предприятий, учреждений и организаций. Не настолько мы богатая страна, чтобы обеспечить выполнение вышеназванных рекомендаций экспертов ВОЗ. Поэтому медицинское страхование будет развиваться. Наиболее предпочтительная его форма - обязательное медицинское страхование. При нем для всех граждан обеспечивается равенство и доступность медицинской помощи, для финансирования системы здравоохранения выделяются бюджетные средства, привлекаются средства предприятий, учреждений, личные средства граждан. Кроме того, при ОМС известно - кто и сколько платит за здоровье. Но очень важно обеспечить эволюционность его введения, чтобы не развалить систему здравоохранения, чтобы не допустить ухода денег, выделяемых для охраны и укрепления здоровья, в другие структуры и прежде всего - коммерческие. Хотелось бы также сказать, что доля личных средств граждан в условиях ОМС в виде платных и дополнительных услуг не должна превышать 15% от общего объема финансирования здравоохранения, иначе это крайне отрицательно скажется на потребительской корзине граждан и будет формировать негативное мнение о системе здравоохранения, да и систему здравоохранения при превышении этого уровня уже трудно называть государственной социализированной системой, как это существует сейчас.
Что касается некоторых вариантов сегодняшнего т.н. добровольного медицинского страхования, то это скрытая форма вымогательства у граждан. При этом отдельными страховыми компаниями используется престиж государственных медицинских учреждений, а часть средств уходит из системы здравоохранения.
Прокомментируйте, пожалуйста, позиции законодательства и предложения высших должностных лиц о развитии платных медицинских услуг. В какой степени это возможно без усиления социальной напряженности? Сохранится ли практика функционирования коммерческих структур в государственных ЛПУ?
В.А. Остапенко. Вполне очевидно, что:
- объем внебюджетного финансирования сейчас явно недостаточный и его нужно увеличивать;
- должен быть создан экономический механизм, стимулирующий внебюджетную деятельность, включая регулирование цен на основе конкуренции на рынке платных медицинских услуг и увеличение доли средств, выделяемых на оплату труда и решение социальных вопросов;
- нужна более четкая правовая база по перечню платных медицинских услуг с его детализацией, расширением, использованием принципа соплатежей;
- перевод услуг в перечень оказываемых на платной основе должен осуществляться весьма осторожно с учетом уровня благосостояния населения.
На основе этих принципов Минздрав и намерен осуществлять свою политику в данной области.
Взаимодействие с частными коммерческими структурами должно развиваться на условиях взаимовыгодности для общественного, частного здравоохранения и пациента.
В.Н. Лекторов. Безусловно, платные медицинские услуги развивать необходимо, это позволит в определенной степени снизить нагрузку на бюджет, но при условии, что не будет ограничена необходимая медицинская помощь наименее социально защищенным слоям населения. На наш взгляд, следует развивать не только платные медицинские услуги, но и услуги сервиса в медицинских учреждениях. Что же касается коммерческих структур, то аренда ими свободных площадей в государственных учреждениях здравоохранения может быть одним из источников получения дополнительных средств.
П.Н. Михалевич. Платные услуги в системе здравоохранения существуют во всем мире. И это естественно, когда пациент хочет и может оплачивать более комфортные условия пребывания в больнице или дополнительное, лучшее питание, какой-то вид обследования или вид лечения, которые не входят в перечни гарантированного лечения и обследования. Другое дело, что определять стоимость платных услуг в условиях государственной системы здравоохранения, без программ медицинского обследования и лечения, как это практикуется при медицинском страховании, сложно и нередко приводит к перегибам или необоснованности цен.
Так, например, существующий сегодня порядок ценообразования на платные услуги в системе Минздрава, мягко говоря, неправильный. Поэтому все хозрасчетные медицинские учреждения системы Минздрава еле-еле сводят концы с концами, а рядом расположенные коммерческие медицинские структуры аналогичного профиля работают нормально, т.к. там при формировании цены используются не административные подходы, а законы рынка.
Что касается коммерческих медицинских структур, работающих при государственных медицинских учреждениях, то это крайне неправильно и было осуждено еще во времена СССР. Государственные медицинские учреждения в состоянии сами организовывать дополнительные платные медицинские услуги и не позволять средствам уходить из системы здравоохранения. Взаимоотношения между государственными и коммерческими учреждениями должны основываться на договорных отношениях. И если какие-то медицинские услуги по направлению частной фирмы выполняются государственным учреждением, то именно эта фирма, а не пациент, должна их оплачивать. При этом в стоимость услуг должно быть включено все: амортизационные отчисления, коммунальные услуги, трудозатраты и т.д. Вот тогда и можно будет посмотреть, куда пойдет пациент, где ему выгоднее будет лечиться. А так во многих случаях коммерческие медицинские фирмы зарабатывают деньги за счет государственных учреждений. Хотя при рациональной и правильной организации платных услуг, в государственных учреждениях здравоохранения за этот счет можно было бы поднять уровень заработной платы персонала.
Другая сторона этого вопроса: поднимая заработную плату с помощью развития платных услуг, мы снижаем социальную защищенность пациента. Поэтому эти вопросы должны решаться крайне деликатно и обоснованно. В качестве отрицательного примера могу привести случаи требования оплаты за лечение иногородних граждан. Насколько я понимаю, Конституция и законы у нас едины для всей страны, и все граждане имеют равные права. А если и есть необходимость оплаты, то рассчитываться за лечение должны территориальные медицинские учреждения, а не пациенты.
В новой редакции Закона «О здравоохранении» впервые появилась статья 58 - «Медицинские и фармацевтические общественные объединения». Какими, на Ваш взгляд, должны быть первые шаги по реализации этих правовых норм? Какие планируются подзаконные акты и мероприятия по новому функциональному наполнению деятельности Белорусской ассоциации врачей?
В.А. Остапенко. Инициатива в данном случае должна идти снизу, а не сверху. Со своей стороны, Минздрав должен создавать режим наибольшего благоприятствования при рассмотрении и осуществлении проектов, подготавливаемых общественными медицинскими объединениями.
В.Н. Лекторов. Статья 58 значительно расширяет права медицинских и фармацевтических объединений по их участию в решении вопросов, связанных с разработкой норм медицинской этики и деонтологии, разработкой стандартов качества медицинской помощи, программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки специалистов, в проведении сертификации и присвоения квалификационных категорий врачам, в подготовке соглашений по тарифам на медицинские услуги и в решении ряда других вопросов. Настоящей статьей также определено и возможное участие медицинских и фармацевтических объединений в проверке профессиональных знаний и практических навыков медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, а также по вопросам законодательства в области здравоохранения.
Думаю, что Министерство здравоохранения разработает соответствующие нормативные акты, позволяющие в полной мере реализовать положения статьи 58 Закона.
П.Н. Михалевич. Этот вопрос для меня самый трудный. Уже около двух лет я являюсь президентом БАВ, но, несмотря на все усилия Совета ассоциации, существенной динамики во взаимоотношениях БАВ и органов управления здравоохранением не наблюдается.
В абсолютном большинстве стран ассоциации врачей играют очень важную роль в решении проблем здравоохранения, его реформировании, в защите прав и интересов врачей. Да и мы на сегодняшний день в состоянии обеспечить членам Ассоциации правовую помощь и поддержку, провести независимую этическую оценку событий или исследований. Но наше участие в обсуждении и решении проблем белорусского здравоохранения, в подготовке нормативно-правовых актов явно недостаточно. Причин подобного отношения, на мой взгляд, много. Назову основные из них. Первая - преобладание административных методов управления, когда все ждут указаний сверху, в том числе и о членстве в профсоюзе или в других общественных объединениях.
Вторая причина - отсутствие экономических методов хозяйствования в здравоохранении. Отсюда - невостребованность инициативы и творчества, снижение производительности труда и качества медицинской помощи, низкая зарплата, разочарование в избранной профессии и т.д.
Новая редакция Закона «О здравоохранении» и его 58-я статья вселяют надежды на то, что названные причины будут постепенно устранены и каждый врач станет считать своим долгом вступить в Ассоциацию врачей, чтобы активно участвовать во всех процессах развития белорусского здравоохранения. Совет Ассоциации со своей стороны готов к активному сотрудничеству с органами законодательной и исполнительной власти на всех уровнях.
Каковы первоочередные задачи в развитии международного сотрудничества в области охраны здоровья?
В.А. Остапенко. Полагаю, что остается недостаточным уровень взаимодействия с органами и учреждениями здравоохранения Российской Федерации как Союзного государства, особенно - в области реформирования отрасли. Нам необходимо значительно шире использовать в этом плане опыт наиболее «продвинутых» по проведению реформ областей России - Самарской, Кемеровской, Тверской, Московской. Собственно, с этого и начинало работу по реформированию здравоохранения Управление здравоохранения Витебского облисполкома. Кроме того, мы должны заняться вопросами адаптации российской правовой и нормативной базы в области организации здравоохранения применительно к нашим условиям.
К сожалению, отмечается снижение интереса зарубежных партнеров к проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Но в целом, международное сотрудничество развивается успешно. В частности, проект по борьбе с туберкулезом и СПИД, который предполагается осуществить в ближайшие годы за счет кредита Всемирного Банка, - самый крупный международный проект в истории нашего здравоохранения.
Каков прогноз в обеспечении медицинских учреждений лекарствами, техническими средствами и расходными материалами?
В.А. Остапенко. Есть положительные сдвиги: в прошлом году значительно увеличилась доля закупок лекарственных средств от отечественных производителей, увеличивается ассортимент медицинской техники и наукоемкость изделий отечественного производства. Приняты меры по упорядочению системы обеспечения медикаментами бесплатно и на льготных условиях на основе персонифицированного их учета.
Но четко прогнозировать ситуацию можно, только зная ожидаемый уровень финансового обеспечения. Если будут выполнены внесенные в Программу социально-экономического развития республики параметры по увеличению уровня расходов на здравоохранение в ВВП, то ситуация будет улучшаться.
В.Н. Лекторов. В настоящее время имеются определенные сложности с финансированием отрасли, наблюдается неритмичность выделения средств, связанная с задержками поступления денежных средств от налогоплательщиков. Но государство прилагает все усилия для своевременного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также для выплаты заработной платы медицинским работникам. Проводимый в Витебской области эксперимент по новому хозяйственному механизму в сфере здравоохранения позволит более эффективно использовать выделяемые бюджетные средства, и мы надеемся, что положительный опыт найдет практическое применение во всей республике. Для увеличения заработной платы медицинским и фармацевтическим работникам необходимо пересмотреть подходы к принципам оплаты их труда. На наш взгляд, в основу оплаты труда медицинских работников должен быт заложен принцип почасовой оплаты.
П.Н. Михалевич. Прежде всего, надо помнить, что здравоохранение является одной из отраслей народного хозяйства и все, что происходит в промышленности, в сельском хозяйстве, образовании, неизбежно сказывается на положении дел в здравоохранении. Но с другой стороны, только очень богатое государство может обеспечить содержание медицинской отрасли, имеющей такую высокую обеспеченность (на 10000 населения) койками, поликлиниками, НИИ, специальными учебными заведениями, врачами и т.д. Значит, есть о чем задуматься, есть потребность в совершенствовании самой системы здравоохранения. И я искренне надеюсь, что этот процесс начнется в ближайшее время.
С августа 2001 г. редакция журнала «Медицина» при поддержке Министерства здравоохранения, Совета Белорусской ассоциации врачей и Ассоциации врачей общей практики открыла рубрику «Врачебный автомобиль». Нам хотелось бы узнать Ваше отношение к данной проблеме и, если можно, выскажите свое мнение.
В.А. Остапенко. Это весьма перспективная проблема, если учесть, что перераспределение объемов медицинской помощи на внебольничный уровень - одно из основных направлений развития здравоохранения. Следует заметить, что в ряде зарубежных стран патронажные бригады, работающие по принципу стационара на дому, значительно разгружают больничную помощь. Очевидно, что при решении этих вопросов не обойтись без «Врачебного автомобиля».
В.Н. Лекторов. Необходимость обеспечения врачей общей практики транспортными средствами не вызывает сомнений. Но достаточного опыта в этом вопросе пока нет. Поэтому надо обдумывать варианты, искать решения. Думаю, что поискать оптимальные решения надо в экспериментальных областях.
П.Н. Михалевич. Если реализовывать приоритет развития ПМСП на основе общей врачебной практики (такова мировая тенденция), то без решения этой проблемы не обойтись. На свою заработную плату врач может купить только самокат или велосипед. Необходимы усилия Минздрава и специальные решения Правительства. Совет Белорусской ассоциации врачей выступает за подготовку и реализацию правительственной программы «Врачебный автомобиль». Думаю, что это реально для нашей страны.
И наконец, есть ли у Вас пожелания и предложения журналу «Медицина»?
В.А. Остапенко. Без хорошо налаженного информационного обеспечения нельзя решить ни одну проблему в системе здравоохранения и охраны здоровья населения. В Беларуси собственный рынок периодических медицинских изданий начал складываться относительно недавно, и Ваш журнал занял в нем достойное и значимое место.
Что касается предложений - не помешал бы хороший реферативный раздел с тематическими обзорами публикаций, наиболее полезных для различных групп работников здравоохранения.
П.Н. Михалевич. Хотелось бы, чтобы журнал «Медицина» стал доступным для каждого врача и стал настоящей трибуной для обсуждения различных проблем здравоохранения.
Подводя итоги проведенной дискуссии, можно констатировать, что, несмотря на некоторые различия взглядов, все интервьюеры полны решимости осуществлять дальнейшие поиски путей совершенствования системы здравоохранения. Хотелось бы, чтобы в этом процессе более активная роль отводилась важнейшему звену системы - врачам и их общественным объединениям. Редакция благодарит участников данного интервью и надеется на продолжение подобных дискуссий. В спорах рождается истина!
Интервью подготовил М. Киселев
Новая редакция Закона «О здравоохранении» ("Медицина", 2002, №1, С. 1 – 6)