Интервью с В.Л. Беляковым (1996 г.)
Развитие демократического правового государства происходит через совершенствование законодательства. Принимая это во внимание, редакция журнала "Медицина” решила встретиться с депутатами-врачами нового Верховного Совета, чтобы в какой-то мере выяснить перспективы нашего здравоохранения. Первая встреча состоялась с председателем Комиссии по охране здоровья, физической культуре, спорту и туризму Владимиром Леонидовичем Беляковым.
Беляков Владимир Леонидович, родился в 1948 году в г. Мстиславле. Окончил Витебский медицинский институт в 1972 году. Специальность — сердечнососудистый хирург высшей квалификационной категории. С 1991 по 1996 год работал начальником Управления здравоохранения Минского горисполкома. Депутат Верховного Совета 13-го созыва.
Верховный Совет 13-го созыва приступил к своей работе. Каковы общие оценки состояния охраны здоровья населения?
Состояние здоровья нации и системы здравоохранения, можно сказать, тяжелое. Проблемы эти соответствуют всей социально-экономической ситуации в республике. Ослаблены приоритеты главной ценности общества — здоровья, ухудшаются его статистические показатели. Здравоохранение оказывает влияние на этот процесс максимум на 10%. Остальное зависит от условий жизни.
Каковы Ваши взгляды на дальнейшее развитие здравоохранения Беларуси? Надо ли менять его организационные основы или достаточно простого увеличения финансирования?
Сегодня идет много разговоров о различных формах медицинского обеспечения: страховой медицине, государственной, негосударственной. Но по материалам ВОЗ я знаю, что государственное здравоохранение, которое было в прежнем Советском Союзе, признано одним из лучших, экономичных и эффективных. Поэтому я вижу концепцию развития здравоохранения Республики Беларусь в улучшении материального обеспечения.
Мы должны серьезнейшим образом просчитать наши потребности и не в виде коэффициента по отношению к 1991 или к 1995 годам. Необходимо провести оценку состояния здоровья населения, состояния материально-технической базы. При рассмотрении бюджета надо будет ставить вопрос перед правительством о какой-то определенной сумме. Государство должно определить приоритеты и расставить акценты в расходовании средств.
Во всем мире меняются подходы к здравоохранению. Мы, к сожалению, лечим болезни, а должны заниматься профилактикой. Необходимо выработать концепцию санитарно-эпидемиологического благополучия. Мы все время на санэпидслужбу смотрели в связи с инфекционной заболеваемостью, а должны изучать эпидемиологию неинфекционных заболеваний (кардиологических, онкологических и др.), состояние окружающей среды, нервно-психических нагрузок и всего комплекса причин, влияющих на здоровье.
Это очень серьезные проблемы, на первом этапе требующие определенных инвестиций. Надо менять и психологию медицинских работников, чтобы рационально использовать те крохи, которые имеем.
Учитывая опыт постоянной нехватки бюджетных средств, надо ли искать и использовать другие источники финансирования?
Безусловно. Социальная структура общества изменилась. Надо разработать положения, позволяющие богатым людям оплачивать медицинские услуги. А высвобождающиеся средства мы отдадим на тех, кто не может платить. Сегодня надо зарабатывать деньги. В Минске в этом плане уже многое делается.
Сейчас заканчиваются наработки по взаимоотношениям с иностранными гражданами. По нашим подсчетам, Минск теряет более 1,5 млн. долларов на оказании медицинской помощи иностранцам. Эти средства должны возмещаться страховыми компаниями.
Медицинское страхование можно рассматривать не как дополнительный сбор средств, а как выделение этих средств из госбюджета в отдельные фонды, чтобы более рационально их использовать. Каково Ваше отношение к медицинскому страхованию?
Недавно я был в Москве, подписывал договор с департаментом здравоохранения. Там я интересовался опытом обязательного медицинского страхования. Считаю, что оно нанесло тяжелый удар здравоохранению России. Чтобы вводить обязательное страхование, необходима серьезная подготовка и стабильная экономика. Другой вопрос — добровольное страхование. Есть люди, которые могут платить, и это может пополнить бюджет здравоохранения.
Закон о здравоохранении РБ декларирует равные возможности для развития различных форм собственности в здравоохранении. Будете ли Вы поддерживать эти позиции и если да, то какова последовательность развития негосударственных форм собственности?
Во-первых, я лично против приватизации лечебных учреждений. Кто хочет заниматься частной медициной, пускай строит свою клинику. В государственные больницы вложен труд людей, и мы не имеем права ими спекулировать.
Во-вторых, у нас нечего продавать. Высокая обеспеченность койками (130 на 10 ООО населения) только кажущаяся. В наших больницах, вместо положенных по нормам 7 кв.м на койку, приходится всего 4,9 кв.м. Я за то, чтобы уменьшать коечный фонд, но финансирование должно идти не на койку, а на 1 жителя. Мы должны внедрять новые формы оказания медицинской помощи (полустационары, дневные стационары), которые уменьшают нагрузку на бюджет.
Если у нас будут свободные площади, мы сможем сдавать их в аренду. Я не вижу ничего плохого, если приходят какие-то фирмы, частные лица, вкладывают средства и организуют частную практику.
У нас сегодня огромное количество аптек, огромные площади и многие из них пустые. Сколько тратится средств на аренду, на энергоресурсы! Почему нельзя реорганизовать их в маленькие аптеки готовых форм, а остальное отдать бизнесменам? Пусть платят за это, и появится возможность удешевить лекарства.
Допустим, у нас будут развиваться негосударственные медицинские учреждения. Кто будет оплачивать их услуги — сами пациенты? Будет ли право у таких больных на возмещение расходов из госбюджета, хотя бы в рамках обязательных государственных программ?
Эти вопросы должны регулироваться и законодательно, и финансово. Да, если мы не в состоянии обеспечить человеку медицинскую помощь в государственных учреждениях, то почему мы не можем заплатить за это частному учреждению? Почему мы готовы отдать эти деньги в Германию или Россию, если у нас есть люди, которые могут оказать такую же помощь? Но такие частные центры должны иметь лицензию и применять единую политику ценообразования, утвержденную Минздравом и Комитетом по ценообразованию.
В новом проекте Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь записано, что “по мере децентрализации управления народным хозяйством, расширения рыночных отношений, возникновения негосударственных форм собственности, государство осуществляет передачу части своих функций негосударственным структурам, ассоциациям, фондам и др. общественным объединениям, сохраняя при этом контрольные функции’. Поддержите ли Вы такие взгляды в Верховном Совете?
Думаю, что к этому мы еще не готовы. В перспективе, я думаю, мы ничем не должны отличаться от других развитых стран. Если у них наработан такой опыт, мы можем его использовать.
Новому парламенту Беларуси предстоит большая и напряженная законотворческая работа. Как Вы считаете, с чего следует начинать в сфере здравоохранения, какие проекты законов надо рассматривать?
Предыдущим составом Верховного Совета наработано несколько проектов новых законов. Первый из них, который мы вынесем на рассмотрение, это Закон о трансплантации органов и тканей. Предстоит трудная работа в комиссиях и фракциях, но без нее обойтись нельзя.
Затем будут нарабатываться изменения и дополнения к ранее принятому Закону о здравоохранении. В странах с устоявшимся законодательством такие законы могут приниматься раз в 100 лет. В условиях нашего государства адаптировать законы придется чаще.
Сила законодательной власти заключается не только в мудрости депутатов. Во многом она зависит от связи с избирателями, а для депутатов-врачей — от связи с врачами республики, с общественными медицинскими организациями. Какие мероприятия такого плана намерены проводить Вы? Будут ли депутаты выступать на страницах нашего журнала?
В нынешний Верховный Совет избраны депутаты-врачи высокого класса. Но всем нам надо осваивать новый для нас законотворческий процесс. Будем поддерживать связь с избирателями, с врачами, с медицинскими учреждениями и общественными объединениями. Мы открыты для контактов со средствами массовой информации, готовы сотрудничать с вашим журналом, давать информацию о работе Комиссии, о планах и проектах законодательных актов. Надеемся на обратную связь с населением и медицинскими работниками.
Интервью подготовил М.Киселев
Ждут пи нас перемены? (Публикация в журнале "Медицина",1996, №2, С. 1)