Интервью с В.Л. Беляковым (1996 г.)

09.10.2010
160
0
Интервью с В.Л. Беляковым (1996 г.)

Развитие демократического правового государства происходит через со­вершенствование законодательства. Принимая это во внимание, редакция журнала "Медицина” решила встретиться с депутатами-врачами нового Верховного Совета, чтобы в какой-то мере выяснить перспективы нашего здравоохранения. Первая встреча состоялась с председателем Комиссии по охране здоровья, физической культуре, спорту и туризму Владимиром Леонидовичем Беляковым.
Беляков Владимир Леонидович, родился в 1948 году в г. Мстиславле. Окончил Витебский медицинс­кий институт в 1972 году. Специаль­ность — сердечнососудистый хирург высшей квалификационной категории. С 1991 по 1996 год работал начальни­ком Управления здравоохранения Минского горисполкома. Депутат Вер­ховного Совета 13-го созыва.


Верховный Совет 13-го созыва приступил к своей работе. Каковы общие оценки состояния охраны здоровья населения?

Состояние здоровья нации и системы здравоохранения, можно сказать, тяжелое. Проблемы эти соответствуют всей социально-экономической ситуации в республике. Ослаблены приоритеты главной ценности общества — здоровья, ухуд­шаются его статистические показатели. Здравоохранение оказывает влияние на этот процесс максимум на 10%. Остальное зависит от условий жизни.

Каковы Ваши взгляды на дальнейшее развитие здравоохранения Беларуси? Надо ли менять его организационные основы или достаточ­но простого увеличения финансирования?

Сегодня идет много разговоров о различных формах медицинского обес­печения: страховой медицине, государственной, негосударственной. Но по мате­риалам ВОЗ я знаю, что государственное здравоохранение, которое было в пре­жнем Советском Союзе, признано одним из лучших, экономичных и эффектив­ных. Поэтому я вижу концепцию развития здравоохранения Республики Беларусь в улучшении материального обеспечения.

Мы должны серьезнейшим образом просчитать наши потребности и не в виде коэффициента по отношению к 1991 или к 1995 годам. Необходимо провес­ти оценку состояния здоровья населения, состояния материально-технической базы. При рассмотрении бюджета надо будет ставить вопрос перед правительст­вом о какой-то определенной сумме. Государство должно определить приоритеты и расставить акценты в расходовании средств.

Во всем мире меняются подходы к здравоохранению. Мы, к сожалению, лечим болезни, а должны заниматься проф­илактикой. Необходимо выработать концепцию санитарно-эпи­демиологического благополучия. Мы все время на санэпидслужбу смотрели в связи с инфекционной заболеваемостью, а должны изучать эпидемиологию неинфекционных заболева­ний (кардиологических, онкологических и др.), состояние ок­ружающей среды, нервно-психических нагрузок и всего ком­плекса причин, влияющих на здоровье.

Это очень серьезные проблемы, на первом этапе требу­ющие определенных инвестиций. Надо менять и психологию медицинских работников, чтобы рационально использовать те крохи, которые имеем.

Учитывая опыт постоянной нехватки бюджет­ных средств, надо ли искать и использовать другие источники финансирования?

Безусловно. Социальная структура общества изменилась. Надо разработать положения, позволяющие богатым людям оплачивать медицинские услуги. А высвобождающиеся сред­ства мы отдадим на тех, кто не может платить. Сегодня надо зарабатывать деньги. В Минске в этом плане уже многое дела­ется.

Сейчас заканчиваются наработки по взаимоотношениям с иностранными гражданами. По нашим подсчетам, Минск те­ряет более 1,5 млн. долларов на оказании медицинской помо­щи иностранцам. Эти средства должны возмещаться страхо­выми компаниями.

Медицинское страхование можно рассматривать не как дополнительный сбор средств, а как выделение этих средств из госбюджета в отдельные фонды, что­бы более рационально их использовать. Каково Ваше отношение к медицинскому страхованию?

Недавно я был в Москве, подписывал договор с депар­таментом здравоохранения. Там я интересовался опытом обя­зательного медицинского страхования. Считаю, что оно нане­сло тяжелый удар здравоохранению России. Чтобы вводить обязательное страхование, необходима серьезная подготовка и стабильная экономика. Другой вопрос — добровольное стра­хование. Есть люди, которые могут платить, и это может по­полнить бюджет здравоохранения.

Закон о здравоохранении РБ декларирует равные возможности для развития различных форм собствен­ности в здравоохранении. Будете ли Вы поддерживать эти позиции и если да, то какова последовательность развития негосударственных форм собственности?

Во-первых, я лично против приватизации лечебных уч­реждений. Кто хочет заниматься частной медициной, пускай строит свою клинику. В государственные больницы вложен труд людей, и мы не имеем права ими спекулировать.

Во-вторых, у нас нечего продавать. Высокая обеспечен­ность койками (130 на 10 ООО населения) только кажущаяся. В наших больницах, вместо положенных по нормам 7 кв.м на койку, приходится всего 4,9 кв.м. Я за то, чтобы уменьшать коечный фонд, но финансирование должно идти не на койку, а на 1 жителя. Мы должны внедрять новые формы оказания медицинской помощи (полустационары, дневные стационары), которые уменьшают нагрузку на бюджет.

Если у нас будут свободные площади, мы сможем сда­вать их в аренду. Я не вижу ничего плохого, если приходят какие-то фирмы, частные лица, вкладывают средства и орга­низуют частную практику.

У нас сегодня огромное количество аптек, огромные пло­щади и многие из них пустые. Сколько тратится средств на аренду, на энергоресурсы! Почему нельзя реорганизовать их в маленькие аптеки готовых форм, а остальное отдать бизнесме­нам? Пусть платят за это, и появится возможность удешевить лекарства.

Допустим, у нас будут развиваться негосудар­ственные медицинские учреждения. Кто будет оплачи­вать их услуги — сами пациенты? Будет ли право у таких больных на возмещение расходов из госбюдже­та, хотя бы в рамках обязательных государственных программ?

Эти вопросы должны регулироваться и законодательно, и финансово. Да, если мы не в состоянии обеспечить человеку медицинскую помощь в государственных учреждениях, то по­чему мы не можем заплатить за это частному учреждению? Почему мы готовы отдать эти деньги в Германию или Россию, если у нас есть люди, которые могут оказать такую же по­мощь? Но такие частные центры должны иметь лицензию и применять единую политику ценообразования, утвержденную Минздравом и Комитетом по ценообразованию.

В новом проекте Концепции развития здравоохра­нения Республики Беларусь записано, что “по мере де­централизации управления народным хозяйством, рас­ширения рыночных отношений, возникновения негосудар­ственных форм собственности, государство осущес­твляет передачу части своих функций негосударствен­ным структурам, ассоциациям, фондам и др. общес­твенным объединениям, сохраняя при этом контроль­ные функции’. Поддержите ли Вы такие взгляды в Вер­ховном Совете?

Думаю, что к этому мы еще не готовы. В перспективе, я думаю, мы ничем не должны отличаться от других развитых стран. Если у них наработан такой опыт, мы можем его исполь­зовать.

Новому парламенту Беларуси предстоит большая и напряженная законотворческая работа. Как Вы счи­таете, с чего следует начинать в сфере здравоохра­нения, какие проекты законов надо рассматривать?

Предыдущим составом Верховного Совета наработано не­сколько проектов новых законов. Первый из них, который мы вынесем на рассмотрение, это Закон о трансплантации органов и тканей. Предстоит трудная работа в комиссиях и фракциях, но без нее обойтись нельзя.

Затем будут нарабатываться изменения и дополнения к ранее принятому Закону о здравоохранении. В странах с усто­явшимся законодательством такие законы могут приниматься раз в 100 лет. В условиях нашего государства адаптировать законы придется чаще.

Сила законодательной власти заключается не только в мудрости депутатов. Во многом она зависит от связи с избирателями, а для депутатов-врачей — от связи с врачами республики, с общественными меди­цинскими организациями. Какие мероприятия такого плана намерены проводить Вы? Будут ли депутаты выступать на страницах нашего журнала?

В нынешний Верховный Совет избраны депутаты-врачи высокого класса. Но всем нам надо осваивать новый для нас законотворческий процесс. Будем поддерживать связь с изби­рателями, с врачами, с медицинскими учреждениями и общес­твенными объединениями. Мы открыты для контактов со сред­ствами массовой информации, готовы сотрудничать с вашим журналом, давать информацию о работе Комиссии, о планах и проектах законодательных актов. Надеемся на обратную связь с населением и медицинскими работниками.

Интервью подготовил М.Киселев
Ждут пи нас перемены?  (Публикация в журнале "Медицина",1996, №2, С. 1)

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...