Интервью с В.П. Руденко (2002 г.)
Здравоохранение столичного города имеет особые сложности управления. И в то же время оно больше на виду, больше подвергается критике. Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с председателем Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Руденко Виктором Петровичем.
Родился в 1950 г. в д. Бронное Речицкого района Гомельской области. Окончил Минский медицинский институт в 1978 г. Работал участковым врачом, заведующим ревматологическим отделением, заместителем заведующего облздравотделом, заместителем главного врача и главным врачом Минской областной клинической больницы. Избирался депутатом Верховного Совета Республики Беларусь XIII созыва.
Уважаемый Виктор Петрович! Проработав год в должности председателя Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, как бы Вы сейчас охарактеризовали столичное здравоохранение?
Это - сложная многоуровневая система охраны здоровья населения, включающая в себя 129 учреждений, в том числе: 35 взрослых поликлиник и 24 детских, 14 стоматологических поликлиник, 9 специализированных диспансеров, 9 многопрофильных взрослых и 4 детских больниц, 2 инфекционные больницы, больницу скорой медицинской помощи, гинекологическую больницу и целый комплекс вспомогательных служб. Обеспеченность стационарной медицинской помощью составляет 76 коек на 10 тыс. населения (всего 12 670 коек).
Обеспеченность койками в Минске ниже, чем в среднем по республике, но мы считаем, что этого достаточно. Кстати, такое положение в определенной степени отражает нашу политику в сфере здравоохранения. Взят курс на более рациональное использование стационарной помощи со смещением центра тяжести медицинской помощи в сторону амбулаторно-поликлинического звена. Проблемы эти нашли свое отражение на республиканском семинаре по стационарозамещающим технологиям (2000 г.). Сейчас в городе 84% поликлиник имеют дневные стационары. Ставится задача организации таких подразделений во всех поликлиниках. Ведется поиск и других новых медицинских технологий. Хороший опыт нарабатывается в 19-й поликлинике, где открыто амбулаторное урологическое отделение, выполняющее ряд малых операций. Новое направление реализуется в 36-й поликлинике, где совместно с Американским международным союзом здравоохранения открыто отделение профилактики неинфекционных заболеваний. Во 2-м роддоме открыт центр здоровья женщин, где проводятся консультации, даются советы по гигиене и планированию семьи.
Надо сказать, что нам, медикам, долгие годы не удавалось найти эффективные рычаги по формированию здоровья населения. Сейчас мы серьезно обсуждаем на уровне Комитета вопрос об изменении функций Городского центра здоровья. Он должен взять на себя координацию всех мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья. Таким образом, понимая важность эффективной медицинской помощи больным людям, мы все-таки пытаемся развивать профилактические направления.
Расширение объема медицинской помощи на догоспитальном этапе требует создания соответствующих условий. Каково в этом плане состояние поликлиник?
Можно сказать, что поликлиники города в большей части соответствуют поставленным задачам. Горисполком изыскивает возможности для реконструкции и ремонта амбулаторных учреждений, выделяет дополнительные средства для их оснащения.
А как сейчас обстоят дела с кадрами?
Сегодня в учреждениях, подведомственных Комитету по здравоохранению Мингорисполкома, работает 7,7 тыс. врачей, вакантными остаются 2300 должностей. Особенно сложная ситуация наблюдается в участковой службе поликлиник, в отделениях лучевой диагностики, анестезиологии-реанимации, фтизиатрии. В целом по городу укомплектованность медицинским персоналом составляет 75%. Сейчас нам необходимо 2,5 тыс. врачей. Такого количества за год не выпускают все белорусские мединституты. А если учесть еще декретные отпуска, уход за детьми, учебу, болезни, то нередки случаи, когда работает один врач за двоих. Отсюда - соответствующее качество и доступность медицинской помощи.
В прошлом году исполком принимал решение о приглашении иногородних специалистов. Было принято на работу 42 врача с предоставлением общежития и прописки. Сейчас думаем о пролонгировании этого решения. Кроме того, мы обратились в Минздрав с просьбой о направлении в распоряжение Комитета по здравоохранению всех выпускников-минчан.
В то же время мы видим результат снижения престижа врачебной профессии. За прошлый год от нас ушли 800 врачей. Часть из них вышли на пенсию, уехали или перешли в другие медицинские учреждения, но немалая часть (50%) подалась в коммерческие структуры или вообще оставила врачебную специальность.
Не связан ли уход врачей с низкой заработной платой?
Имеет значение целый комплекс факторов: и низкая заработная плата, и высокая напряженность труда при ограниченных возможностях диагностики и лечения, и снижение престижности профессии. Поэтому в прошлом году Мингорисполкомом было принято решение о повышении на 40% заработной платы участковым врачам и медсестрам*.
В то же время организаторы здравоохранения уже убедились, что огульное отраслевое увеличение заработной платы, хоть и повышает уровень жизни работников отрасли, но не улучшает качества медицинской помощи и отношения к человеку. К тому же последнее увеличение минимальной заработной платы и ставки I разряда не обеспечило адекватного роста зарплаты высококвалифицированных специалистов. Мы считаем, что надо менять систему оплаты труда с учетом сложности, количества и качества выполняемой работы.
Сейчас в Витебской области проводится эксперимент по изменению системы финансирования отрасли. Планируются ли аналогичные изменения в Минске?
Да, мы уже посетили Витебск и ознакомились с ходом эксперимента. Перспективы обнадеживающие. Теперь и у нас ставится задача о переходе на финансирование на одного жителя. Необходимо вводить новые принципы хозяйствования. Правда, с одной стороны, они новые, а с другой - во многом повторяют элементы хорошо известного и когда-то отвергнутого «НХМ». Недостатком того периода было нагромождение документооборота. Похоже, что витебчанам удается этого избежать.
Как Вы относитесь к введению в городе общей врачебной практики?
Совершенствование первичной медико-санитарной помощи в Минске относится к числу первоочередных задач. В областях эта реорганизация проходит проще, особенно в условиях сельских амбулаторий. В городе - значительно сложнее. Сейчас первый опыт приобретается в поселке «Сокол», где обслуживаются сотрудники аэропорта «Минск-2». Там проживает около 4 тыс. населения. В этом году в соответствии с президентской программой открыта амбулатория в микрорайоне Сухарево. Пока она является филиалом территориальной поликлиники. Сейчас проводится специальная подготовка врачей. Интересное получается учреждение. К концу года будет полноценный офис ВОП.
Как бы ни были совершенны организационные формы медицинской помощи, все они реализуются конкретными людьми. В большинстве своем - это хорошие профессионалы, незаурядные личности, думающие, анализирующие и понимающие проблемы здравоохранения. Во многих странах мира этот потенциал широко используется, вплоть до так называемого врачебного самоуправления. Как Вы думаете, почему наши органы управления здравоохранением недостаточно используют потенциал общественных организаций и в частности - Белорусской ассоциации врачей?
Насколько мне известно, Белорусская ассоциация врачей смогла заявить о себе конкретными делами. Это - участие в разработке первого проекта Закона «О здравоохранении» и ряда других законодательных и подзаконных актов, активная работа в Европейском форуме медицинских ассоциаций, разработка Кодекса врачебной этики и Положения о комиссиях по врачебной этике, издание журнала «Медицина». И, тем не менее, этого недостаточно. Многое из предложенных направлений деятельности остается декларацией и не наполняется конкретными функциями. Что сегодня мы не могли бы разбираться внутри коллективов с конфликтными ситуациями между врачами и пациентами или между медицинским персоналом? Разве обязательно при рассмотрении этих вопросов участие административных органов? Все равно для разбора таких случаев мы привлекаем специалистов (экспертов) на общественных началах. Думаю, что рассмотрение этих вопросов надо решительно передавать Ассоциации врачей, тогда и комиссии по этике заработают на всех уровнях. Правда, в центральных общественных органах придется подумать о штатных работниках, обладающих соответствующей правовой подготовкой.
Для врача мнение коллег по профессии зачастую играет большую роль, чем административные оценки, а профессиональный этический суд выше любого другого. Надо больше доверять общественным профессиональным формированиям: они лучше знают своих коллег и могут не только указывать на ошибки, но и давать заключения об уровне профессиональной подготовки. Общественные институты тоже несут груз профессиональной ответственности в оценке своих коллег, и их мнение необходимо учитывать при лицензировании, сертификации и аттестации. Тогда, как Вы говорите, соберется врачебная конференция и ее участники будут знать, что мнение коллег может иметь далеко идущие последствия.
Мы уже сейчас готовы учитывать мнение общественных организаций по широкому кругу вопросов, в том числе и по поощрениям специалистов, включая распределение персональных денежных премий за личный вклад в охрану здоровья населения и грантов для поддержки инновационной деятельности*.
Наиболее авторитетным общественным объединениям (Белорусская ассоциация врачей, Белорусская ассоциация социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения) можно передавать на рецензирование проекты приказов, планы работы и программы.
Конечно, для того чтобы руководители органов и учреждений всех уровней более уверенно взаимодействовали с общественными профессиональными объединениями, необходимо хотя бы рамочно определить в законодательстве круг прав и полномочий таких организаций. То, что пока еще этого не сделано, говорит о перестраховке центральных органов власти: а вдруг не справятся, как можно передавать функции, являющиеся элементами управления?
Но это касается не только общественных объединений. Нечто подобное сейчас наблюдается в сфере финансирования здравоохранения. Был период, когда медицинские учреждения финансировались без строгой постатейной разбивки. Сейчас вернулись к жесткой регламентации, и руководители вынуждены вести длительные переписки, чтобы получить разрешение на передвижку средства с одной статьи на другую. А ведь на местах тоже работают умные люди, которые с полной ответственностью могут принимать решения.
Сейчас продолжается обсуждение проекта новой редакции Закона РБ «О здравоохранении». Вы принимали в этом участие и знаете мнение Комиссии по охране здоровья Палаты представителей Национального собрания (в данном номере журнала публикуется статья В. Н. Лекторова). Известно, что часть поправок уже внесена, но по ряду позиций сохраняются полярные мнения. Каковы Ваши взгляды на эти вопросы?
При обсуждении таких разногласий надо учитывать, что обе стороны диалога имеют общие цели - совершенствование системы здравоохранения. Просто люди по-разному представляют себе механизмы достижения этих целей. Мне, например, доводы депутатской комиссии кажутся более убедительными. Если сейчас не вносить в проект предлагаемые ими дополнения, то нет необходимости вообще пересматривать старый закон, тем более, что в недалеком будущем все равно придется возвращаться к вопросу унификации медицинского законодательства в рамках союза Беларуси и России.
Интервью подготовил М. Киселев
Здравоохранение столицы. Больше доверять общественности (Публикация журнала «Медицина», 2002, №2, с. 8).
_________________________________________________________________________________________________
*Решением Мингорисполкома от 15.12.00 г., N° 1422, учреждены 150 ежегодных премий в размере 50 минимальных зарплат и 100 грантов на общую сумму 4000 минимальных зарплат.