Обращение к Главе Администрации Президента Республики Беларусь: О создании государственно-общественных профессиональных сообществ с обязательным членством врачей

25.01.2017
3
0

Анонс. Продолжается обсуждение белорусской системы здравоохранения. В связи с тем, что на данном этапе были затронуты вопросы, относящиеся к исключительной компетенции главы государства, было направлено обращение в Администрацию Президента. Полный ответ получен от Министерства здравоохранения. Оба текста будут опубликованы в блоге.

Обращение к Главе Администрации Президента Республики Беларусь

Кочановой Наталье Ивановне

От блогера Киселева Михаила Петровича (блог - https://doktora.by)

Здравствуйте, уважаемая Наталья Ивановна.

Поздравляю Вас с назначением на должность Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Желаю больших успехов.

Вчера слушал в теленовостях представление нового состава руководства Администрации Президента и напутствие главы государства по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления. В том числе говорилось о необходимости обеспечения доступности высших органов власти для внесения инновационных предложений от граждан республики.

Я врач-пенсионер, работавший на руководящих должностях здравоохранения Беларуси с 1962 по 1992 гг. Инициировал и создавал ОО «Белорусская ассоциация врачей», избирался её первым председателем (1992 -2000 гг.) и заместителем председателя (2000- 2010 гг.). Создавал первый негосударственный рецензируемый научно-практический журнал «Медицина» и был его главным редактором (1994-2011 гг.), с 2013 г. веду блог - https://doktora.by. Все годы профессиональной и  общественной деятельности мы занимались поиском оптимальных форм организации здравоохранения: изучали мировой и российский опыт, проводили региональные исследования, обсуждали варианты делегирования полномочий Минздрава профессиональным общественным объединениям. В первые годы становления независимой Республики Беларусь принимал участие в формировании концепции развития системы здравоохранения, в разработке проектов закона о здравоохранении и кодекса врачебной этики, в подготовке и проведении 1-го съезда врачей Республики Беларусь.

На основании накопленного опыта и анализа организационных форм развития систем здравоохранения я вносил последовательно предложения в Министерство здравоохранения, в Совет министров,  в Администрацию Президента Республики Беларусь, публиковал статьи в СМИ. Одно из обращений было направлено Вам, как заместителю премьер-министра Республики Беларусь. На все обращения мне приходили уклончивые ответы через Министерство здравоохранения. Причиной такого торможения является, во-первых, то, что в Положении о Министерстве здравоохранения нет никаких установок о взаимоотношениях министерства с профессиональными общественными объединениями. Во-вторых, вопросы создания государственно-общественных врачебных (медицинских) объединений  и делегирование им прав и полномочий относятся к компетенции главы государства. Однако у меня не было никакой возможности обратиться непосредственно к Президенту, а все другие должностные лица не хотели или не могли объяснить ему суть наших предложений.

Сейчас в Союзном государстве Беларуси и России появился прецедент – создана «Национальная медицинская палата», предназначенная для саморегулирования отрасли. На первом этапе установлено  добровольное членство, на втором, после формирования необходимой юридической базы, предусматривается обязательное членство для всех медицинских работников. Но мы не сможем копировать российский опыт из-за расхождений в государственном устройстве. У нас нет и уже не будет обязательного медицинского страхования. При этом наша модель всеобщего государственного медико-социального страхования (ГМС) имеет свои преимущества. Государство, изымая из дохода юридических и физических лиц целевые налоговые средства на обеспечение пакета государственных гарантий, берет на себя обязательство осуществлять страховое возмещение непосредственно медицинскими услугами, экономя на содержании страховых компаний. В лучших вариантах таких систем признается неэффективность прямого администрирования медицинских коллективов  и поддерживается создание национальных общественных медицинских объединений, которые обеспечивают внутренний профессиональный самоконтроль  и обладают полной юридической и экономической ответственностью в соответствии с корпоративными обязательствами.

В условиях таких систем более мотивировано создание государственно-общественных профессиональных сообществ с обязательным членством врачей (медицинских работников). Государство как собственник медицинских учреждений и наниматель персонала имеет право принимать на работу специалистов при условии обязательного членства. На тех же основаниях можно отказаться от членских взносов и предусмотреть бесплатное обеспечение врачей компьютерной техникой, программами и системами непрерывного обучения, а также предусмотреть расходы на оплату функций и работ для выполнения делегированных прав и полномочий. Детали таких нововведений нуждаются в широком обсуждении.

Мы пытаемся развернуть такое обсуждение в нашем блоге, но без участия Минздрава и профессорско-преподавательского состава медицинских вузов это сделать невозможно.

Письмо это адресовано лично Вам и я прошу не пересылать его в Минздрав. Пожалуйста, выскажите свое мнение, как простого гражданина. Поговорите на эту тему с нашими пациентами и их  родственниками. Поверьте, я в последние годы неоднократно лечился в стационарах и в поликлиниках, перенес не одну операцию (в статусе простого пациента). Нам всем есть над чем работать. Помогите практическому здравоохранению организационно.

С уважением                        Михаил Киселев

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...