Конгресс НМП «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения»
Конгресс Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения» <http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=24732> (в сокращении)
30.10 – 1.11.2017 г. в Москве состоялся Конгресс Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения». В работе Конгресса приняли участие более 3000 врачей от 85 регионов РФ и Министерство здравоохранения. Основные проблемы обсуждались на 31 тематической секции и на пленарном заседании.
Проект решений Национальной медицинской палаты содержит предложения, касающиеся и стратегических направлений развития отрасли, и предложения к различным министерствам и ведомствам по решению тактических задач.
В вопросах финансирования отрасли НМП настаивает на увеличении доли госфинансирования в размере 5% от ВВП к 2019 году, а также информирует Правительство РФ о том, что в настоящее время в медицинских организациях бюджетной сферы расходы на оплату труда составляют от 75% до 80%, что ограничивает возможность полноценного обеспечения лечебно-диагностического процесса (медикаменты, питание больных, расходные материалы и т.д.) и предлагает Правительству решить вопрос об увеличении финансирования медицинских организаций на повышение заработной платы.
Участники Конгресса предлагают Минздраву России ускорить доработку и принятие стратегии развития российского здравоохранения, а также настаивают на необходимости провести научную оценку последствий реформирования отрасли здравоохранения в течение последних 10 лет, в том числе и в региональном разрезе.
Кадры
Государственной Думе РФ предлагается внести поправки в Федеральный закон № 323-ФЗ в части введения положения о первом рабочем месте врача, получившего образование на бюджетной основе, с обязательным соблюдением социальных гарантий. Предлагается внести дополнение в ст.56 Федерального закона «Об образовании» в части целевого приёма и обучения по усилению гарантий возврата на рабочее место (введение юридической ответственности).
Необходимо продолжить программу привлечения врачей в сельские районы и рабочие поселки по программам «Земский доктор», «Сельский фельдшер» и «Сельский педиатр», доказавшим свою эффективность, и распространить такие же условия на средний медицинский персонал.
Рассмотреть возможность увеличения контрольных цифр приема на целевую подготовку в образовательных медицинских организациях, расположенных в субъектах РФ, по программам ординатуры по специальностям, востребованным в каждом конкретном регионе.
Ускорить работу по утверждению норм нагрузки на специалистов первичного звена с учётом реформирования поликлиник и современного документооборота, а также о разработке и введении единого социального пакета, о введении единых минимальных базовых окладов медицинских работников.
Образование
Рекомендовать Минздраву России формировать государственное задание на разработку профессиональных программ обучения в соответствии с профессиональными стандартами. Разработать типовые требования и критерии экспертизы качества программ непрерывного медицинского образования.
В связи с упразднением интернатуры рекомендовать Министерствам образования и здравоохранения РФ рассмотреть вопрос об изменении государственного образовательного стандарта, предусмотрев увеличение времени на подготовку базовых профильных дисциплин на выпускных курсах педиатрического и лечебного факультетов в целях повышения эффективности подготовки выпускников к работе в первичном звене здравоохранения. Для повышения эффективности обучения также необходимо решить вопрос предоставления государственным медицинским вузам собственных клинических баз и принять нормативный правовой акт, определяющий понятие «клиническая база» и регламентирующий взаимоотношение образовательной организации с медицинской организацией.
Рассмотреть возможность дополнительного увеличения заработной платы сотрудникам кафедр, занимающихся медицинской деятельностью, по сравнению с врачами медицинских организаций. Ускорить разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих процедуры непрерывного медицинского образования, включая участие профессионального сообщества.
НМП предлагает определить в нормативных правовых актах роль и место профессиональных общественных организаций в процедуре первичной и специализированной аккредитаций, реаккредитации, дополнительной аккредитации, укрепить материально-техническую базу аккредитационных центров в соответствии с образовательными стандартами и обеспечить необходимыми площадями; рассмотреть вопрос расширения количества аккредитационных центров за счёт участия институтов последипломного образования и крупных многопрофильных научных центров (в первую очередь, национальных медицинских исследовательских центров) и лечебно-практических учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность; рассмотреть возможность учёта работы врачей в аккредитационных комиссиях в системе непрерывного медицинского образования. Главным же предложением является необходимость государственной программы ликвидации кадрового дефицита.
В разделе лекарственного обеспечения участники Конгресса, наряду с организационными и регистрационными проблемами, ещё раз обратили внимание Минздрава России на необходимость обеспечения бесплатными лекарствами пациентов при амбулаторном лечении.
Система обязательного медицинского страхования
Национальная медицинская палата ставит под сомнение необходимость страховых компаний как посредников между фондом обязательного медицинского страхования и лечебными учреждениями и считает, что нуждается в пересмотре система взаимоотношений страховых медицинских организаций и медицинских организаций. ….
Правительству РФ предлагается разработать и внедрить систему социально-экономической мотивации граждан к сохранению и укреплению своего здоровья. А также разработать поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие ответственность работодателей за сохранение здоровья работников и обеспечение им возможности для прохождения диспансеризации.
Важнейшая часть деятельности Национальной медицинской палаты связана с разработкой клинических рекомендаций и протоколов. Сегодня необходимо внести поправки в Федеральный закон №323-ФЗ в части разграничения понятий «клинические рекомендации» и «протоколы лечения». Также НМП предложила включить клинических фармакологов (по рекомендации ассоциации клинических фармакологов) в рабочие группы по разработке клинических рекомендаций.
В рамках развития саморегулирования отрасли Национальная медицинская палата предлагает Государственной думе РФ законодательно закрепить обязательность членства врача в профессиональной общественной медицинской организации, а, кроме того, закрепить и понятие «региональная врачебная палата», как общественной организации, основанной на личном членстве врачей и объединяющей всех работающих врачей на территории субъекта Российской Федерации, предусмотрев обязательное членство практикующих врачей в такой организации и определив её правовой статус.
Сама НМП, по итогам Конгресса, также должна активизировать работу по переходу к самоуправлению медицинского сообщества путем закрепления в нормативных правовых актах РФ роли НМП в разработке профстандартов, аккредитации врачей и допуска к профессии, общественно-государственной аккредитации образовательных программ, аттестации специалистов с присвоением квалификационных категорий, непрерывном профессиональном образовании, разработке клинических рекомендаций, проведения независимой медицинской экспертизы, страхования ответственности медицинских работников и т.д.
Это далеко не полный перечень предложений, прозвучавших на Конгрессе, которые касаются базовых вопросов развития отрасли. Президент страны В.В. Путин дал поручение Председателю Правительства Д.А. Медведеву разработать конкретный план реализации решений Конгресса.