Элективным мутизм. Почему ребенок говорит не со всеми?
В редакцию "МВ" обратилась Людмила С. из Гродненской области с просьбой рассказать о расстройстве, которым страдает ее 14-летняя дочь. Сильно испугавшись 10 лет назад, та разговаривает с очень узким кругом людей.
Такое избирательное общение называется элективным мутизмом и относится к редким расстройствам. Его распространенность в мире составляет 0,8 на 1000 детей. Элективный мутизм чаще наблюдается в возрасте 5—9 лет. В редких случаях впервые возникает в подростковом возрасте. Одинаково распространен среди мальчиков и девочек.
О причинах и последствиях элективного мутизма рассказывают специалисты.
Зав. детским отделением Республиканской клинической психиатрической больницы Инна ТРЕТЬЯК:
— ВЫДЕЛЯЮТ три условия для возникновения мутизма: задержка в развитии, патология в структуре личности или темперамента и семейная патология. Многими исследованиями подтверждено, что еще до проявления заболевания дети характеризуются как робкие, замкнутые, чувствительные, тревожные и во многих случаях — чрезмерно привязанные к матери. У родителей часто встречаются расстройства личности и психические заболевания, а в семьях — высокая степень дисгармонии.
Различают элективный и тотальный мутизм. При элективном ребенок вступает в словесный контакт избирательно, с определенными людьми; при тотальном — речевой контакт прекращается со всеми. В какой именно форме проявится мутизм, зависит от степени поражения ЦНС, личности и темперамента, наследственности.
Страх движет человеком. И мутизмом
ДАЖЕ при наличии предрасполагающих факторов мутизм развивается не во всех случаях. Пусковой механизм — стресс, самая распространенная причина которого — страх. Проявится ли мутизм и в какой форме, зависит от того, как ребенок реагирует на стресс.
...9-летний Дима — ранимый и впечатлительный. Мальчик 10 месяцев вне дома ни с кем не говорил. Он замолчал после сильного стресса, полученного во время общеклассной экскурсии. Тогда учительница в присутствии класса допустила унижающее ребенка высказывание. Сразу после этого Дима пожаловался на боли в животе — стресс был настолько сильным, что сопровождался таким проявлением со стороны вегетативной нер-вной системы. Другие возможные проявления — расстройство стула или повышение артериального давления.
Но мутизм не возник бы на основе одного только стресса. Такая сильная реакция была возможна при наличии предрасполагающего к патологии условия. У ребенка была задержка в развитии: мальчик физически слабый, у него нарушена моторика. В связи с этим родители чрезмерно оберегали и баловали свое дитя. Но самое неожиданное: у Димы обнаружили яркие, агрессивные фантазии, не проявляющиеся в поведении. Оказывается, мальчик, имевший прилежное поведение и хорошие отношения с братом и ровесниками, был полон агрессии. Мутизм мог явиться следствием подавления агрессивных импульсов.
"Осложненный акушерский анамнез"
ТАКУЮ фразу приходится писать в медицинскую карту почти каждого стационарного больного, поступающего в наше отделение с любым диагнозом. Наиболее распространенные осложнения: хроническая внутриутробная гипоксия плода (другими словами, плод постоянно испытывал недостаток кислорода, в том числе во время развития центральной нервной системы — головного и спинного мозга), патологии беременных, травмы в родах. Все это может приводить к органическим поражениям ЦНС. Как следствие, происходит задержка психомоторного развития, запаздывает речь. Ребенок начинает говорить простыми предложениями не как положено — в 1,5—2 года, а позже — к 3—5 годам.
Ребенка, начавшего общаться избирательно, следует показать психиатру. Только увидев маленького пациента и изучив историю его развития, специалист может определить, чем в данном случае вызван мутизм. Важно знать, как протекала беременность, проходили роды и развитие ребенка до и после года: когда и как он начал держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить первые слова и фразы. До года детей с задержкой развития наблюдают педиатр и невролог, и с 3 лет при наличии патологии — психиатр.
Психика ребенка переживает несколько кризов, во время которых она наиболее подвержена заболеваниям: в возрасте 1, 3, 6—7 и 12—15 лет. В эти периоды происходит наиболее бурное развитие детского организма и психики. Развитию патологии психических процессов способствуют неправильный режим дня, нерациональное питание, тяжелые школьные программы, компьютеризация, наркомания и токсикомания. Все это истощает нервную систему.
От избытка опеки...
ВАЖНУЮ роль в возникновении мутизма играет депривация — влияние на развитие ребенка отрицательных факторов социума, которые приводят к нарушению взаимодействия между ним и обществом.
В прошлом году на 2-недельном стационарном лечении находился 8-летний мальчик, который при сохраненной функции речи общался избирательно. Он поступил впервые, по направлению детского психиатра. Мать с раннего детства постоянно находилась рядом с сыном, проявляла гипер-опеку. Мальчик не говорил с чужими людьми. Когда к нему обращались, закрывал лицо руками, отворачивался. Родители были довольны таким поведением. Однако оно стало проблемой в школьном возрасте: ребенок не отвечал на уроках, выполнял только письменные задания. С одноклассниками общался избирательно, контакт поддерживал недолго...
Материалы подготовила Елена НАУМЧИК, "МВ".
Психиатр, психотерапевт детский в Минске Третьяк Инна Геннадьевна |
Психотерапевты в Минске
Найдено 3 врачей (отображаются 1 - 3)
врач высшей категории, стаж работы с 1986 г.
-
Медцентр Санте в Минске, улица Тростенецкая 3, Минск
+375 17 342-82-82
врач высшей категории, стаж работы с 1988 г.
-
Детский центр "Лодэ" в Минске на Гикало, улица Гикало 1, Минск
+375 (29) 638-30-03
-
"Лодэ" в Минске на Независимости, проспект Независимости 58, Минск
+375 (29) 638-30-03
-
РНПЦ Психического здоровья в Минске (Новинки), Долгиновский тракт 152, Минск
(8017) 289-80-46 (справочная)
психотерапия; психологическая диагностика, комплексное психотерапевтическое вмешательство при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), включая проблемы поведения и обучения в школе; «детская нервность», энурезы, энкопрезы, тики и заикание: комплексное лечение; психотерапия смешанных расстройств эмоций и поведения у детей и подростков; диагностика и психотерапия подростковой депрессии; психотерапевтическая помощь при конфликтных отношениях подростков с родителями; диагностика и психотерапия тревожных расстройств и страхов; комплексная терапия психосоматических расстройств; диагностика и лечение обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР). Психотерапиия при переживаниях реакции горя.
врач высшей категории, стаж работы с 1996 г.
-
Медицинский центр «Медавеню», улица Грибоедова 11
+375 (17) 282 84 00