Эмпатия или как псхотерапевту самому не стать пациентом психотерапевта

12.02.2013
94
0

В психологии межличностного общения выделяют следующие виды взаимодействия:
- понимающее (или эмпатическое);
- директивное;
- принижающе-уступчивое;
- защитно-агрессивное.

В консультировании и межличностном общении мы сознательно или непроизвольно используем все эти виды.

Как показывает практика, наиболее эффективным в установлении и развитии контакта и положительных взаимоотношений; в изучении личностных особенностей собеседника и выяснении его точки зрения по обсуждаемой проблеме; в разрешении и предотвращении конфликтов признано понимающее (или эмпатическое) общение. Это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.

Данный вид общения часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим или техникой рефлексивного общения. В психологическом плане это означает следующее: «При взаимодействии с собеседником я, как зеркало, «отражаю» его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его глазами безо всякого оценивания».

Важнейшими условиями понимающего (или эмпатического) общения являются:
- качество присутствия, т. е. способность невербального выражения консультантом вовлеченности в беседу, его конгруэнтность и естественность;
-безусловное положительное отношение — безоценочное принятие жизненного опыта пациента, а также проявление теплоты и заботы;
- эмпатия консультанта (его способность понимать и проникать в мир другого человека, а также способность передать ему это понимание).

Термин «эмпатия» в последнее время практически потерял свою содержательность. Эмпатия означает «чувствовать вместе с», или сопереживать; отличается от симпатии, сострадания, жалости, интереса и подобных понятий тем, что эти понятия внутренне подразумевают определенную степень защитного дистанцирования от страдающего человека.

Под эмпатией нельзя подразумевать лишь теплое, ободряющее отношение к пациенту независимо от его эмоционального состояния. Часто мы испытываем по отношению к пациенту враждебные чувства (раздражение, гнев, отвращение или страх). Подобные негативные реакции потенциально имеют большую ценность для терапевтической работы: ведь терапевты страдают скорее от высокого, а не низкого уровня сопереживания, поскольку в действительности они чувствуют вместе со своим пациентом его враждебность, страх и другие негативные эмоции. Наблюдая эти чувства в самом себе, терапевт может составить четкий диагноз и выбрать правильную тактику лечения, основываясь на искреннем сопереживании, а не на шаблонном сострадании.

Подобное ощущение связи и открытости чувствам другого человека можно также назвать взаимопониманием и контактируемостью. Эмпатия позволяет консультанту передать пациенту свое восприятие его мира, это форма коммуникации, которая включает в себя не только слушание и понимание, но и сообщение этого понимания пациенту.
Эмпатическое понимание, которое консультант оставляет при себе, мало способствует терапевтическому процессу.

Эмпатия требует от консультанта определенной психологической зрелости, а именно: терпения, контроля импульсивности, способности переносить «состояние замешательства».

Выделяется два вида эмпатии:
эмоциональная — способность ощутить эмоциональное воздействие состояния другого человека (например, я становлюсь печальным, узнав о беде или печали
других);
эмпатия перевоплощения — способность понимать состояние другого человека, его положение и точку зрения (в результате ролевого отождествления с пациентом).
Эмпатия перевоплощения может быть полезна в развитии близости с пациентом.

К видам эмпатического/понимающего реагирования относятся:
- простые фразы, подтверждающие наличие контакта — «да-да», «конечно». Эти фразы «говорят» собеседнику, что мы его слушаем и понимаем то, что он говорит; так мы выражаем внимание и интерес к собеседнику;
- минимальное поощрение к продолжению разговора — кивки, «ага», «пожалуйста, продолжайте…» и т. д.; таким образом мы контролируем процесс интервью;
- перефразирование мыслей собеседника, выраженных открыто — мы как бы «сообщаем» ему наше понимание того, что он говорит или чувствует. Перефразирование наиболее полезно тогда, когда мы хотим проверить, правильно ли поняли собеседника, и когда чувствовалось, что он сам испытывал затруднение при формулировании мысли, или если он выразил ее недостаточно полно. Перефразирование также выполняет функцию подтверждения контакта: мы «сообщаем» собеседнику, что пытаемся понять его;
- отражение чувств партнера, выраженных открыто;
- выяснение и отражение скрытых мыслей и чувств собеседника. Этим приемом мы как бы пытаемся проникнуть глубже, обнаружить чувства и мысли собеседника, которые он не выражает открыто. Этот вид реагирования помогает собеседнику более отчетливо понять собственные мысли и чувства, не выражаемые им открыто; дают ему ощущение того, что он правильно услышан и понят;
- молчание как вид реакции — когда собеседник испытывает потребность остаться как бы наедине с собой или когда он обсуждает, рассматривает, анализирует свои мысли и чувства в ходе разговора;
- невербальные реакции (выражение лица, поза, тон голоса, жесты и т. д.) намного точнее «сообщают» собеседнику о нашем отношении к нему, о степени нашего уважения и понимания. К тому же, в невербальных реакциях человеку труднее притворяться и фальшивить, поскольку «язык тела» нами, как правило, не осознается.
Вопросы, проясняющие позицию собеседника, — это обращение к говорящему за уточнениями.
- Резюмирование (или обобщение сказанного) помогает соединить фрагменты разговора в некое смысловое единство. Они дают нам уверенность в том, что мы точно восприняли сообщение собеседника, а нашему партнеру помогает понять, насколько ему удалось передать свою мысль.

Как повысить качества эмпатии:
- Дайте себе время подумать. Во время паузы вы можете спросить себя: «Какие чувства выражает пациент?», «О чем этот человек говорит только наполовину?», «На что он намекает?», «Какое скрытое послание я должен услышать за его явным сообщением? Каково его главное сообщение?»
- Используйте короткие ответы. Помогающий процесс идет лучше, когда пациент вовлекается в диалог, а не когда терапевт произносит перед ним речь (в результате пациент может быть подавлен сказанным консультантом) или позволяет ему говорить без остановки.
В диалоге ответы консультанта должны быть сравнительно часты, кратки, конкретны, точны и аккуратны. Вопрос: «Каково главное сообщение того, что этот человек говорит мне?» может помочь вам сделать ваш ответ кратким.

Консультанты также более эмпатичны, когда их язык соответствует речи пациента.
При возникновении сложностей в межличностном общении попробуйте проанализировать свой стиль общения. Обычно «охлаждает» общение т. н. «саботажники общения» — критика, угрозы, приказы, несвоевременные советы, перебивание и т. д. Все это способно заблокировать эмпатию. Эмпатическое взаимодействие (когда общение подлинное, а сочувствие неподдельное) подогревает общение, делая его успешным и продуктивным.

 

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...