Коротко о развитии здравоохранения
В порядке подготовки к дискуссии о дальнейшем развитии белорусского здравоохранения публикуем текст лекции, размещенной в Интернете по адресу <http://lektsii.org/3-126898.html>. В публикации приведены понятия, история развития и характеристики систем здравоохранения. Это поможет нашим читателям сориентироваться в мировых тенденциях развития и сопоставить их с современным здравоохранением Беларуси и России.
Здравоохранение. Определение. История развития. Современные системы и их характеристика (Источник http://lektsii.org/3-126898.html )
Здравоохранение (ЗО) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний, укрепление здоровья населения.
Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, продление жизни людей.
В понятии ЗО 3 момента (акцента):
1. Социальная деятельность государства - обязанность общественных структур по укреплению здоровья.
2. Совокупность возникших взглядов на протяжении истории или знаний о болезнях и здоровье населения.
3. Совокупность действий людей, направленных на лечение, профилактику и укрепление здоровья.
Медицина - понятие более широкое, чем ЗО.
Служба ЗО - взаимодействие трех составляющих системы ЗО:
1) органа управления: а. центрального (Министерства ЗО) б. местных (областные отделы ЗО, комитет по ЗО при Мингорисполкоме, руководство ТМО)
2) учреждения системы ЗО
3) кадрового потенциала ЗО
Медицинская помощь - комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических и прочих мероприятий, проводимых населению в лечебно-профилактических учреждениях.
История развития ЗО
В древнем мире - школы лекарей, санитарный контроль за состоянием рынков, колодцев, попытки регламентации деятельности таких мероприятий (Спарта, мусульманские страны)
До 16 века строгой системы ЗО не было. В 16 в. - первые попытки подготовки врачебных кадров и образования больниц.
В России в 1581 г. отдельным указом Ивана Грозного учреждена царева аптека, которая оказывала медицинскую помощь царю и семье, а впоследствии и боярам. Затем она была переименована в аптекарский приказ, который управлял дворянскими аптеками. В 1654 г. открыта первая лекарская школа при аптекарском приказе. Особое развитие системы ЗО произошло во времена Петра I. Аптечный приказ переименован в медицинскую канцелярию, созданы школы медицинских госпиталей, подготовки врачей.
Во время Земской реформы медицинская помощь оказывалась на селе. Принципы Земской медицины: участковость, разъездная врачебная помощь, обеспечение уездов фельдшерами.
В ВКЛ организовывались общества призрения - учреждения при монастырях и церквях.
На 5-ом Всероссийском съезде советов 1918 г. учрежден народный комиссариат, первый нарком - Семашко.
Системы ЗО:
1. государственная (бюджетная) система - система Бевериджа (подробнее см. вопрос 3)
Государственная система - основана в Англии Бевериджем. Источник финансирования - государственный бюджет (70%), дотации предприятий, пожертвования, личные взносы, налоги от зарплат.
В 1980 г. эксперты ВОЗ предложили организационные принципы государственной системы ЗО внедрять во всех странах мира.
2. страховая система
3. частная (рыночная) система (подробнее см. вопрос 4).
Основное различие - источник финансирования. В РБ - 2 формы: государственная и частная.
3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "О здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
- профилактическую направленность здравоохранения;
- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;
- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;
- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.
Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:
1) государственный характер ЗО - государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства Здравоохранения).
2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи.
3) профилактическая направленность с-мы ЗО - один из ведущих принципов:
- организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;
- формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);
- широкий охват населения диспансеризацией;
4) единство ЗО - единство лечения и профилактики, науки и практики;
5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение;
6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья;
7) прогнозирование;
8) интернационализм в ЗО - помощь другим странам, координация действий;
Страховая форма ЗО
Виды страхования: обязательное и добровольное медицинское страхование.
Источники финансирования страховой медицины:
1) страховые взносы от предприятий и организаций,
2) страховые взносы от граждан,
3) дотации государства страховым компаниям - для обслуживания незастрахованным.
Различия между обязательным и добровольным страхованием.
Признак |
Обязательное страхование |
Добровольное страхование |
Коммерциализация |
Не является коммерческим |
Всегда коммерческое |
Правила страхования |
Определяется государством Страховой пакет |
Определяется страховой организацией. Вид личного страхования |
По объему охвата страхованием |
Массовое |
Индивидуальное |
Страхователи |
Работодатели, гос-во, местные органы власти |
Юридические (групповое страхование) или физические (индивидуальное страхование) лица |
Источники финансовых средств |
Взносы работодателей или госбюджет |
Личные взносы граждан, прибыль работодателей |
Программа (услуги по страховому полису) |
Утверждается государством |
Определяется договором |
Тарифы на медицинские услуги |
Устанавливаются по единой утвержденной методике |
Определяется договором между страхователем и страхуемым |
Система контроля качества оказания медицинских услуг |
Определяется государством |
Определяется договором |
Доходы |
Используются для основной деятельности медицинского страхования (приобретение препаратов, оборудования, премии) |
Используются для любой коммерческой и некоммерческой деятельности |
Принципы страховой медицины:
1. Всеобщность - все население страны подлежит страхованию;
2. Доступность медицинской помощи по страховому полису - все застрахованные по данной программе должны быть обеспечены медицинской помощью;
3. Высокая технологичность - комплекс пансионных услуг - долечивание на дому;
4. Получение финансовой прибыли - безвозвратная система при неиспользовании;
5. Здоровый платит за больного, работающий за неработающего, богатый за бедного.
В РБ страховой медицины нет, имеется страхование определенных случаев, а не перечня медицинских услуг. Монополия принадлежит БелГосСтраху, остальные не составляют и 1%.
Расчет страховой медицины:
1) перевод денег на счет пациента на лечение;
2) пациент оплачивает сам и предоставляет счета, которые оплачивает страховая компания; действует контроль счетов.
Страховая медицина - ведущая в большинстве стран мира, впервые возникла в Германии, также в Канаде, Франции, России.
Дотации государства на незастрахованных - определенный государством минимальный перечень медицинских услуг.
Достоинства страховой медицины:
1) децентрализация финансирования;
2) выбор страхового фонда в руках населения и работодателей, что обусловливает существование конкуренции между фондами и службами и различные перечни услуг;
3) контроль за качеством медицинской помощи и финансовыми расходами;
4) существует раздел государственных финансовых органов и поставщиков медицинских услуг;
5) широкая разновидность услуг для привлечения клиентов.
Недостатки (проблемы) страховой медицины:
1) недостаток географического и социального равенства в доступности медицинской помощи;
2) медицинская помощь очень дорогая;
3) слабый контроль за медицинскими кадрами;
4) пренебрежительное отношение к больным группы риска и к лицам, имеющим хроническую патологию;
5) отсутствие долгосрочного планирования, работа на текущий момент;
6) недостаточное развитие профессиональной медицины;
7) высокие административные расходы на содержание страховых компаний.
Частная форма ЗО
Источник финансирования: плата от населения в результате заключения частного страхового полиса (идет как соглашение между специалистом и пациентом, т.е. расчет в момент предоставления услуги).
Превалирует в США, ЮАР, Люксембурге.
Принцип частной медицины: здоровье населения - дело каждого.
Достоинства частной медицины:
1) широкий выбор медицинских учреждений;
2) отсутствие очередности на медицинское обслуживание;
3) прямой доступ к врачам любой специальности;
4) особое внимание конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания, качеству пансионных услуг.
Недостатки частной медицины:
1) дорогая медицинская помощь,
2) отсутствие охвата малоимущего населения,
3) наличие огромного количества судебных разбирательств,
4) высокие страховые премии для специалистов,
5) ограниченность географического охвата медицинской помощью,
6) недостаток внимания к помощи на дому и профилактике,
7) ограниченное использование услуг среднего медицинского персонала,
8) отсутствие регулирования и контроля за качеством медицинских процедур.
Платные услуги в РБ - 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление совета Министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.
Проблемы по совершенствованию деятельности систем ЗО в мире:
1) отсутствие единого источника финансирования,
2) недостаток средств на ЗО,
3) недостаточное использование ресурсов ЗО.
Реформирование систем ЗО в мире:
1) поиск дополнительных источников финансирования,
2) повышение эффективности использования материально-технической базы,
3) рост качества оказания медицинской помощи населению.
ВОЗ приняла резолюцию в 1973 г. - значимые принципы развития систем ЗО:
а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения,
б) развитие индивидуальной и общественной профилактики,
в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи,
г) широкое использование медицинской науки,
д) участие во внедренных программах всего населения.
4 направления реформирования:
а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша;
б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной): Испания;
в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды;
г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания.
(Источник http://lektsii.org/3-126898.html ).