Коротко о развитии здравоохранения

13.01.2017
32
0

В порядке подготовки к дискуссии о дальнейшем развитии белорусского здравоохранения публикуем текст лекции, размещенной в Интернете по адресу <http://lektsii.org/3-126898.html>. В публикации приведены понятия, история развития и характеристики систем здравоохранения. Это поможет нашим читателям сориентироваться в мировых тенденциях развития и сопоставить их с современным здравоохранением Беларуси и России.

Здравоохранение. Определение. История развития. Современные системы и их характеристика  (Источник http://lektsii.org/3-126898.html )

Здравоохранение (ЗО) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний, укрепление здоровья населения.

Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, продление жизни людей.

В понятии ЗО 3 момента (акцента):

1. Социальная деятельность государства - обязанность общественных структур по укреплению здоровья.

2. Совокупность возникших взглядов на протяжении истории или знаний о болезнях и здоровье населения.

3. Совокупность действий людей, направленных на лечение, профилактику и укрепление здоровья.

Медицина - понятие более широкое, чем ЗО.

Служба ЗО - взаимодействие трех составляющих системы ЗО:

1) органа управления: а. центрального (Министерства ЗО) б. местных (областные отделы ЗО, комитет по ЗО при Мингорисполкоме, руководство ТМО)

2) учреждения системы ЗО

3) кадрового потенциала ЗО

Медицинская помощь - комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических и прочих мероприятий, проводимых населению в лечебно-профилактических учреждениях.

История развития ЗО

В древнем мире - школы лекарей, санитарный контроль за состоянием рынков, колодцев, попытки регламентации деятельности таких мероприятий (Спарта, мусульманские страны)

До 16 века строгой системы ЗО не было. В 16 в. - первые попытки подготовки врачебных кадров и образования больниц.

В России в 1581 г. отдельным указом Ивана Грозного учреждена царева аптека, которая оказывала медицинскую помощь царю и семье, а впоследствии и боярам. Затем она была переименована в аптекарский приказ, который управлял дворянскими аптеками. В 1654 г. открыта первая лекарская школа при аптекарском приказе. Особое развитие системы ЗО произошло во времена Петра I. Аптечный приказ переименован в медицинскую канцелярию, созданы школы медицинских госпиталей, подготовки врачей.

Во время Земской реформы медицинская помощь оказывалась на селе. Принципы Земской медицины: участковость, разъездная врачебная помощь, обеспечение уездов фельдшерами.

В ВКЛ организовывались общества призрения - учреждения при монастырях и церквях.

На 5-ом Всероссийском съезде советов 1918 г. учрежден народный комиссариат, первый нарком - Семашко.

Системы ЗО:

1. государственная (бюджетная) система - система Бевериджа (подробнее см. вопрос 3)

Государственная система - основана в Англии Бевериджем. Источник финансирования - государственный бюджет (70%), дотации предприятий, пожертвования, личные взносы, налоги от зарплат.

В 1980 г. эксперты ВОЗ предложили организационные принципы государственной системы ЗО внедрять во всех странах мира.

2. страховая система

3. частная (рыночная) система (подробнее см. вопрос 4).

Основное различие - источник финансирования. В РБ - 2 формы: государственная и частная.

3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "О здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.

Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическую направленность здравоохранения;

- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

1) государственный характер ЗО - государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства Здравоохранения).

2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи.

3) профилактическая направленность с-мы ЗО - один из ведущих принципов:

- организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;

- формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);

- широкий охват населения диспансеризацией;

4) единство ЗО - единство лечения и профилактики, науки и практики;

5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение;

6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья;

7) прогнозирование;

8) интернационализм в ЗО - помощь другим странам, координация действий;

Страховая форма ЗО

Виды страхования: обязательное и добровольное медицинское страхование.

Источники финансирования страховой медицины:

1) страховые взносы от предприятий и организаций,

2) страховые взносы от граждан,

3) дотации государства страховым компаниям - для обслуживания незастрахованным.

Различия между обязательным и добровольным страхованием.

Признак

Обязательное страхование

Добровольное страхование

Коммерциализация

Не является коммерческим

Всегда коммерческое

Правила страхования

Определяется государством Страховой пакет

Определяется страховой организацией. Вид личного страхования

По объему охвата страхованием

Массовое

Индивидуальное

Страхователи

Работодатели, гос-во, местные органы власти

Юридические (групповое страхование) или физические (индивидуальное страхование) лица

Источники финансовых средств

Взносы работодателей или госбюджет

Личные взносы граждан, прибыль работодателей

Программа (услуги по страховому полису)

Утверждается государством

Определяется договором

Тарифы на медицинские услуги

Устанавливаются по единой утвержденной методике

Определяется договором между страхователем и страхуемым

Система контроля качества оказания медицинских услуг

Определяется государством

Определяется договором

Доходы

Используются для основной деятельности медицинского страхования (приобретение препаратов, оборудования, премии)

Используются для любой коммерческой и некоммерческой деятельности

 

Принципы страховой медицины:

1. Всеобщность - все население страны подлежит страхованию;

2. Доступность медицинской помощи по страховому полису - все застрахованные по данной программе должны быть обеспечены медицинской помощью;

3. Высокая технологичность - комплекс пансионных услуг - долечивание на дому;

4. Получение финансовой прибыли - безвозвратная система при неиспользовании;

5. Здоровый платит за больного, работающий за неработающего, богатый за бедного.

В РБ страховой медицины нет, имеется страхование определенных случаев, а не перечня медицинских услуг. Монополия принадлежит БелГосСтраху, остальные не составляют и 1%.

Расчет страховой медицины:

1) перевод денег на счет пациента на лечение;

2) пациент оплачивает сам и предоставляет счета, которые оплачивает страховая компания; действует контроль счетов.

Страховая медицина - ведущая в большинстве стран мира, впервые возникла в Германии, также в Канаде, Франции, России.

Дотации государства на незастрахованных - определенный государством минимальный перечень медицинских услуг.

Достоинства страховой медицины:

1) децентрализация финансирования;

2) выбор страхового фонда в руках населения и работодателей, что обусловливает существование конкуренции между фондами и службами и различные перечни услуг;

3) контроль за качеством медицинской помощи и финансовыми расходами;

4) существует раздел государственных финансовых органов и поставщиков медицинских услуг;

5) широкая разновидность услуг для привлечения клиентов.

Недостатки (проблемы) страховой медицины:

1) недостаток географического и социального равенства в доступности медицинской помощи;

2) медицинская помощь очень дорогая;

3) слабый контроль за медицинскими кадрами;

4) пренебрежительное отношение к больным группы риска и к лицам, имеющим хроническую патологию;

5) отсутствие долгосрочного планирования, работа на текущий момент;

6) недостаточное развитие профессиональной медицины;

7) высокие административные расходы на содержание страховых компаний.

Частная форма ЗО

Источник финансирования: плата от населения в результате заключения частного страхового полиса (идет как соглашение между специалистом и пациентом, т.е. расчет в момент предоставления услуги).

Превалирует в США, ЮАР, Люксембурге.

Принцип частной медицины: здоровье населения - дело каждого.

Достоинства частной медицины:

1) широкий выбор медицинских учреждений;

2) отсутствие очередности на медицинское обслуживание;

3) прямой доступ к врачам любой специальности;

4) особое внимание конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания, качеству пансионных услуг.

Недостатки частной медицины:

1) дорогая медицинская помощь,

2) отсутствие охвата малоимущего населения,

3) наличие огромного количества судебных разбирательств,

4) высокие страховые премии для специалистов,

5) ограниченность географического охвата медицинской помощью,

6) недостаток внимания к помощи на дому и профилактике,

7) ограниченное использование услуг среднего медицинского персонала,

8) отсутствие регулирования и контроля за качеством медицинских процедур.

Платные услуги в РБ - 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление совета Министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.

Проблемы по совершенствованию деятельности систем ЗО в мире:

1) отсутствие единого источника финансирования,

2) недостаток средств на ЗО,

3) недостаточное использование ресурсов ЗО.

Реформирование систем ЗО в мире:

1) поиск дополнительных источников финансирования,

2) повышение эффективности использования материально-технической базы,

3) рост качества оказания медицинской помощи населению.

ВОЗ приняла резолюцию в 1973 г. - значимые принципы развития систем ЗО:

а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения,

б) развитие индивидуальной и общественной профилактики,

в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи,

г) широкое использование медицинской науки,

д) участие во внедренных программах всего населения.

4 направления реформирования:

а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша;

б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной): Испания;

в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды;

г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания.

(Источник http://lektsii.org/3-126898.html ).

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...