Cтудентов снимают с занятий и отправляют на работу в поликлиники Минска
— Деканат лечебного факультета информирует, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 04.02.2019 № 120 <…> все студенты 6 курса снимаются с занятий в распоряжение Комитета по здравоохранению Мингорисполкома для работы в организациях здравоохранения в связи с подъемом заболеваемости населения, — сообщается на странице лечебного факультета БГМУ.
Работать в поликлиниках студенты начнут с понедельника, 11 февраля. Перерыв в учебе составит до одного месяца, говорится в объявлении.
В пресс-службе Министерства здравоохранения объясняют: такая практика взаимодействия с БГМУ не новая.
— Традиционно в феврале, который всегда характеризуется подъемом заболеваемости, студенты 6-го курса направляются в распоряжение учреждений здравоохранения для практической работы. Это еще одна форма преддипломной практики. Студенты получают дополнительную возможность отрабатывать ряд практических навыков в реальных условиях. Навык общения с пациентом, проведение первичного осмотра, работа с первичной документацией являются одними из основных составляющих работы врача любого профиля. Что, в свою очередь, способствует улучшению качества подготовки будущих специалистов.
Выпускники прошлых лет рассказывают, что обычно на такую практику уходил только терапевтический поток лечфака. В этом году на работу в поликлиники должен прийти 371 студент, а это даже больше числа всех студентов на лечебном факультете (в 2013 году на бюджетную и платную форму обучения было принято 330 человек).
— Идут все группы, без разницы, какой специальности, — сообщают в телеграм-канале «Отчислено». — Работа может включать как визиты, так и прием.
Любовь Касперович / СМИ. Фото: Вадим Замировский, СМИ
Тимур Сушко из Жодино в 12 лет стал студентом минского медуниверситета
В медицинском университете появился необычный первокурсник: на лекции вместе со вчерашними школьниками ходит 12-летний Тимур Сушко. Парень сдал все вступительные экзамены и был зачислен на лечебный факультет. А еще он перспективный пловец и планирует в 2020 году завоевать олимпийское золото. Робот? Нет, обычный парень со своими странностями и привычными для такого возраста увлечениями, скромный и немного стеснительный. Тимур побывал в редакции Onliner.by вместе с отцом и младшей сестрой и рассказал про свое счастливое во всех отношениях детство.
«Мы читаем комментарии к материалам про Тимура в интернете и удивляемся: все его жалеют, говорят, что у парня не было детства, что у него наверняка куча психических расстройств, — отец Тимура Василий качает головой. — Люди не понимают, что парень в свои 12 лет объездил полмира: Франция, США, Австрия. Он общается с единомышленниками, они рады друг другу. Единственное, что поиграть в Dota или „танки“ не всегда выходит: он много времени посвящает тренировкам и учебе. Но вы представьте, какое у парня насыщенное детство!»
Успехи Тимура можно перечислять долго: в девять месяцев парень хорошо разговаривал, к двум годам знал алфавит и умел читать, в школе «перепрыгивал» из класса в класс и с седьмого занимался на дому по индивидуальной программе, в активе у мальчишки больше сотни медалей на соревнованиях по плаванию, и его имя фигурирует во всех мировых топах среди сверстников. В общем, родителям парня есть чем гордиться, и они гордятся.
— Недавно на телевидении выходил сюжет про Тимура, и наш первый тренер по плаванию сказала: «Меня удивляло, что он приходил на тренировку с улыбкой, работал больше всех, благодарил и уходил тоже с улыбкой, будто и не уставал вовсе». И когда мы провели генетическое тестирование, специалисты удивились. Сказали, что никогда не видели таких результатов: мол, у вас точно растет олимпийский чемпион. Все показатели у Тимура отменные, — говорит Василий. — Мы никогда не заставляли сына работать. Тимуру все очень легко давалось, а мы особо его не нагружали, просто занимались системно с самого рождения: он еще в кроватке лежал, а мама ему уже показывала всякие картинки, что-то рассказывала, и он внимательно слушал. Когда Тимур начал разговаривать, мы просто могли выйти на прогулку и обсуждать фильм, который он посмотрел, или говорить о Вселенной. Когда Тимур научился читать, мы друг перед другом ради прикола наизусть рассказывали отрывки из произведений — кто лучше. В четыре года он пошел в студию художественного слова: участвовал и в КВН, и в спектаклях, был ведущим на мероприятиях. И всегда все было играючи: просто Тимуру предложили такой ритм жизни, и он ему понравился.
Тимур сосредоточенно следит за нашей беседой. Студент-первокурсник сейчас сидит на лекциях с 18-летними будущими медиками. Шесть лет разницы в таком возрасте — это, кажется, пропасть. Но мальчик чувствует себя среди старших товарищей очень комфортно.
— С ребятами уже нашел общий язык, нормально с ними общаемся, — говорит серьезный не по годам парень. На каждый вопрос он старается давать максимально лаконичный ответ и не вдается в подробности.
— Он отличный пловец, замечательный ученик, человек с большой буквы, но не оратор, — смеется его отец — именно так Василия зовет Тимур: посчитал, что это звучит по-взрослому. — То, что можно сказать десятью словами, он скажет одним. Если с ним пообщаться пару дней, все вопросы исчезнут. Вы поймете, насколько это хороший, добродушный парень, который любит и посмеяться, и победокурить.
***
Рядом с Тимуром в кресле устроилась его младшая сестричка — шестилетняя Оленька. Девочка в этом году отправилась в первый класс, но, кажется, скоро по примеру брата будет учиться в третьем.
— Обычно когда в семье рождается второй ребенок, старшему уделяют меньше внимания. Я сказал, что такого у нас не будет: оба ребенка любимые. Но воспитывать сына будет отец, а доченьку — мама. Так у нас и происходит: мальчику должно быть дано мужское воспитание, а девочке — женское, — объясняет Василий. — Оленька у нас тоже молодчина. Сейчас пошла в первый класс, а учительница думает: может, ей в третий пора? Она уже готова делать презентации в PowerPoint и всякую всячину. Дочка занимается пением, хореографией. И характер у нее упертый: захотела плавать как брат, попросила меня научить. Я научил, и спустя месяц она уже проплывала 65 25-метровых бассейнов за полтора часа тренировки.
Слушая про успехи Тимура и Оли, думаешь, что их родители знают секрет, как вырастить вундеркинда. Но Василий просит не называть детей этим словом.
— Они не вундеркинды. Это все системные занятия — они помогают детям раскрыть свой потенциал. Я думаю, что таких результатов, как у моего сына, может достигнуть каждый второй ребенок, если его родители не будут лениться. Мой племянник как-то прочитал книгу, в которой было написано, что ничего не нужно делать с детьми: все, что дано природой, откроется само. Странный подход. Ребенка нужно направлять в нужное русло, помогать ему преодолеть чувство лени. У нас даже есть такой прикол: если Тимур или Оля что-то не хотят делать, мы смеемся: «Все-таки лень сильнее, одолела тебя!»
Родители Тимура и Оли — бизнесмены: мама получила MBA, отец учился там же, но по определенным обстоятельствам вынужден был бросить. В общем, они не педагоги и учили своих детей скорее по наитию — так, как считали необходимым. И оказалось, что методы семьи Сушко очень эффективные.
***
— Сложности? — удивленно смотрит на меня Тимур, когда вопрос заходит о подготовке к вступительным экзаменам. — Не было сложностей. Я же готовился ко всем предметам. Но если выбирать между химией, биологией и языком, то сложнее всего был русский — трудновато выучить все правила.
Медицинский университет — это детская мечта Тимура. Парень хочет изобрести лекарство от неизлечимых болезней. Причем отец мальчика говорит, что это не пустые слова.
— У нас в семье не принято лицемерить: если уж Тимур говорит, что хочет помогать людям, то так и есть на самом деле. Здесь нет никакой фальши. У нас прямо красной строкой в последние годы проходит эта его сверхзадача: «я изобрету лекарство, я помогу людям», — рассказывает Василий. — Еще одна цель сына — олимпийское золото в 2020 году. И я уверен, что у него получится: судя по тому результату, который Тимур показывает сегодня, уже через два года он будет плыть на уровне нашей сборной. Ему дано быть брассистом: в 12 лет у парня 41-й размер обуви, ноги очень сильные. Плавание он просто обожает. Когда Тимуру был год, он просил меня набрать ванну и плавал там по три часа в день. И сейчас самое страшное для него наказание — это если его не пустят на тренировку, хотя такого ни разу не было. Мы, конечно, совмещаем несовместимое, но, с другой стороны, благодаря спорту Тимур научился ставить перед собой большие цели и достигать их. Еще до поступления я пришел к ректору университета и поинтересовался, позволят ли моему сыну плавать. Он пообещал, что никаких проблем не будет. А когда Тимур поступил, на первой же встрече декан сказал: «Мы сделаем из него врача. Если он хочет быть спортсменом, то это не к нам». А уже через три-четыре дня вызвал Тимура к себе в кабинет, поговорил с ним по душам и пообещал, что не будет препятствовать, чтобы мой сын смог совмещать учебу со спортом при условии хорошей успеваемости. Они ударили по рукам. Нам ведь не нужно никаких привилегий — просто чтобы никто не мешал.
***
— Не думайте, у меня нормальное детство было: играл в компьютерные игры, катался на велосипеде, бегал с пацанами в футбол. Люблю поиграть в Dota, правда, не всегда нахожу на это время, — говорит Тимур. — Увы, на чтение художественной литературы времени сейчас тоже нет, но любимая книга — «Маленький принц» Экзюпери, я ее несколько раз перечитывал.
График у 12-летнего студента действительно напряженный. Мальчик приезжает к шести утра на тренировку по плаванию, затем едет на лекции, а после — снова на тренировку. Ежедневно юный спортсмен уделяет плаванию минимум четыре часа. Но кажется, все это дается парню, развитому не по годам, абсолютно легко.
— Каждый родитель может вырастить талантливого, способного ребенка, если будет уделять ему время и заниматься полноценным воспитанием, — говорит отец Тимура. — Мой сын не идеален, у него есть свои недостатки, и он про них знает. Но он очень целеустремленный и настойчивый. А еще у него большое сердце — это вам скажут все люди, которые с ним знакомы.
Автор: Александр Чернухо. Фото: Владислав Борисевич
***
«Вот единственное, что он у нас не оратор: такое ощущение, что иногда просто стесняется говорить. Особенно о себе», — смеется папа Василий Васильевич, представляя нам сына. Хотя представлять Тимура Сушко уже никому не нужно: в одночасье мальчишка, окончивший обычную жодинскую школу в необычном для выпускника возрасте 12 лет, стал белорусской сенсацией. Но считает ли он сам себя таким?
Лучший в мире среди пловцов своего возраста, единственный столь юный студент в одном из самых престижных вузов страны. СМИ побывал в гостях у Тимура Сушко и расспросил его родителей, как вырастить вундеркинда.
«Да обычный я, обычный»
Тимур скромно улыбается: «Уникальный ребенок? Да обычный я, обычный. Вообще себя не чувствую каким-то особенным». Мальчишка уверяет, что прекрасно осознает, что ему всего лишь 12 лет, просто за них он успел немного больше своих ровесников.
— Гениальность? Точно нет. Небольшая одаренность — не более того, внимание родителей и огромное трудолюбие — папа абсолютно обыденно рассказывает, как Тимур вполне чисто мог произнести фразу типа «Посмотрите, какое солнце сегодня» в 9 месяцев, в 1,3 полностью знал алфавит, в 1,8 — бегло читал. В 5,5 лет родители решили отдать ребенка в первый класс, но директор обычной минской школы была категорически против: «Только через министерство! Вот идите и убеждайте, что я должна брать такого малыша». Родители убедили — и через неделю после начала учебы педсостав дружно рекомендовал Василию Васильевичу и Светлане Васильевне перевести парня во второй класс: в первом делать ему было решительно нечего.
Тимур этого не помнит, а вот папа говорит, что легко не было. Не в учебе — в отношениях с одноклассниками.
— В тот момент в нашей семье родилась младшая дочь, и мы вернулись в Жодино. Тимур пошел в класс, где пацаны были старше его на 1,5−2 года. Благо я всегда старался развивать его всесторонне, и, честно говоря, основы бокса и карате он уже знал, — смеется Василий Васильевич. — С мамой у нас были разные заботы: она звонила сыну спросить, какие оценки он получил по школьным предметам, а я потом перезванивал с другим вопросом: «Ну что, Тимур, что сегодня по моему предмету?» — так мы называли старания Тимура по разрешению конфликтов с одноклассниками. Отвечал по-разному, всякое бывало. Но в основном радостно сообщал: «По твоему предмету, пап, сегодня 10!» И я понимал, что он еще раз победил — эмоционально или физически. Ну, а что, мальчишке все это нужно.
Ростом и телосложением Тимур от одноклассников не отличался, конфликты очень быстро сошли на нет, и мальчик спокойно проучился три следующие года вместе со всеми. Потом из пятого класса он шагнул сразу в седьмой.
— Как-то очень просто это все произошло: мы никуда не собирались ехать летом, и Тимур, осознав, что впереди три месяца свободной жизни, между делом предложил: «Все равно время есть — давайте я за лето следующий класс окончу?»
И окончил. С 7-го класса ученик Сушко перешел на индивидуальное обучение: это когда ребенок абсолютно самостоятельно изучает школьную программу и раз в четверть сдает экзамены комиссии из школьных педагогов — те проверяют, насколько он усвоил материал. Папа признает, что абсолютно самостоятельно разобраться во всем не в состоянии даже такой трудяга, как их Тимур, поэтому — пока хватало знаний, помогали ему разобраться со сложными моментами сами, когда поняли, что становится все трудней, по мере необходимости обращались к репетиторам.
И летом 2015-го 12-летний мальчик окончил жодинскую среднюю школу № 8 и начал готовиться к поступлению в медуниверситет.
«Нам не важно, станет ли он олимпийским чемпионом, хотим только, чтобы был светлым и добрым человеком»
Около 130 медалей и 30 кубков республиканских и международных соревнований за 8,5 лет — Тимур первый раз пришел в бассейн [к Ольге Прус в Жодино] не просто поплавать, а начать тренироваться в 3,5 года.
— Но он тогда уже уверенно плавал, — говорит папа.
Еще увереннее мальчишка поплыл далее, и сегодня, в 12 лет, не просто мечтает об олимпийском золоте — он точно знает, что поборется за него с сильнейшими пловцами планеты.
Потому что в последние годы — 2013-м и 2014-м — среди спортсменов-брассистов всего мира [брасс — стиль плавания] в возрасте 10 и 11 лет (на тот момент) белорус Тимур Сушко — первый.
— Мы не будем лукавить, что не гордимся его спортивными достижениями, что не будем гордиться, если он станет олимпийским чемпионом… Но все же больше мы горды за другое… Знаете, мы с женой — советские люди, — вдруг говорит 51-летний Василий Васильевич Сушко. — И Тимура мы назвали именно так в честь героя всем известной «Тимур и его команда». И как советские люди мы понимаем, что все его заслуги — это заслуга его самого как труженика и его тренера — конкретного человека в конкретной стране. Мы точно знаем, что никогда не уйдем от этого тренера [Игорь Неженец, команда БНТУ], что Тимур всегда будет выступать только за Беларусь — хоть его периодически и зовут на соревнованиях поменять паспорт. И мы хотим, чтобы он стоял на олимпийском пьедестале под белорусским флагом.
Тимур же сам собой не гордится: «Я обычный. Просто много работаю. Мне нравится такой ритм жизни, честно. Мне все это интересно».
— И правильно, — смеется папа. — Моей маме 92 года, и всю жизнь я точно знаю, что ей, например, было важнее, чтобы я был хорошим человеком, а не чемпионом или вундеркиндом. И нам так. И мы очень рады, что в сыне нет никакой «звездности».
Ритм жизни мальчика, кстати, непростой даже для взрослого. Этим субботним утром, когда мы побывали у Тимура, он, по словам папы, выспался — встал аж в 8.30. Непозволительная для будущего олимпийского чемпиона и врача роскошь — обычно в 6 утра мальчик уже начинает первую тренировку. Потом — на пары, и снова на тренировку. И так ежедневно. Поблажки себе — лишь в выходные: «поздний» подъем и одна вместо двух тренировка. Никто его не жалеет — ни родители, ни сам. Потому что, говорит Тимур, нечего жалеть — если грамотно распланировать время и силы, так смог бы каждый.
«Не хотим занимать ничье место»
Тимур признается, что и у него бывали плохие оценки: «Да как у всех. То не выучил что-то — обычно из-за спорта — то не получилось что-то». Чаще, конечно, у мальчика все получается.
В открытых источниках есть данные о том, что 12-летний Сушко Тимур Васильевич поступил в БГМУ на платное отделение сверх конкурса по спортивной квоте. Спрашиваем папу, как Тимур сдал ЦТ, почему пошел на платное и почему сверх конкурса.
— ЦТ он сдавал как все. Готовился тоже как все. Баллы его обсуждать я бы не хотел. Могу сказать, что сдал тестирование он очень достойно. Мы, еще когда обсуждали поступление в «мед», планировали, что пойдем сверх конкурса на платное, чтобы не занимать ничье место — пусть туда придет другой абитуриент, а Тимур как титулованный перспективный спортсмен имеет право на квоту, вот ею и воспользуемся.
Кстати, сказать, что юному вундеркинду-пловцу на лечфаке БГМУ были очень рады, сложно.
— Там — сильнейший преподавательский состав, сильнейшие студенты, сложнейший учебный процесс. И, думаю, все поначалу с неким скепсисом отнеслись к 12-летнему пацану. А потом еще узнали, что он спортсмен! — смеется Василий Васильевич. — Когда мы пришли к декану с просьбой не препятствовать Тимуру ездить на соревнования, тот сказал: «Я — врач. И из него должен делать врача». Однако потом Тимур — сам! — побывал у него на приеме, и они договорились о том, что если студент «тянет» учебу на достойном уровне, то его спорт может оставаться.
Субботним утром мы уезжаем из дома Сушко, и Тимур честно признается, что не знает, чем будет заниматься сегодня: точно — тренировка, а потом…
— Слушайте, ну он, скорее всего, будет заниматься тем же, чем любой обычный 12-летний пацан, — с улыбкой не выдерживает папа. — Почитает, на велике покатается, может, во «ВКонтакте» посидит, в приставку вон вчера весь вечер с другом рубился.
… У обычного 12-летнего пацана в понедельник «Медицинская и биологическая физика», «Медицинская биология и общая генетика» и еще пару «обычных» для 12-летних пацанов предметов.
Анна Рудь / СМИ / Фото: Александр Васюкович
***
Отец Тимура - Василий Сушко - входит в ТОП 200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси - 2013 по данным сайта ej.by.
***
Юный жодинец Тимур Сушко стал настоящей сенсацией вступительной кампании этого лета. Еще бы: в 12 лет закончить школу и поступить в Белорусский государственный медицинский университет! Самое удивительное, что на этом достижения Тимура не ограничиваются. Отличных результатов он добился и в плавании — в спортивном арсенале парня более 125 медалей и 30 кубков, полученных на республиканских и международных соревнованиях. В чем секрет таких впечатляющих успехов? Какие новые вершины он собирается покорить? Об этом Тимур Сушко рассказал в эксклюзивном интервью для проекта БЕЛТА «Портрет современника».
— Твои выдающиеся способности начали проявляться очень рано. В год уже хорошо разговаривал, в два — научился читать, в пять — пошел в школу. Быть особенным — это счастье или испытание? Как воспринимаешь постоянное повышенное внимание к себе?
— Никогда не видел в этом ничего особенного — я просто так живу, мне нравится такой ритм жизни. Думаю, большинство детей на это способны, только нужно немного больше времени уделять учебе и спорту, уметь сосредотачиваться на главном, и тогда времени и на развлечения будет достаточно. Особого внимания к себе не чувствую — на соревнованиях никаких привилегий нет, при сдаче экзаменов также все как у всех. Звездной болезнью не страдаю и никогда не отрываюсь от земли — это могут подтвердить все люди, которые знают меня лично.
— Поскольку ты постоянно «перерастал» школьную программу, рассчитанную на учеников твоего возраста, учиться доводилось с одноклассниками, которые были старше тебя. Не сложно было находить с ними общий язык?
— Со второго по пятый класс я учился с одноклассниками, которые были старше меня на 2—3 года. Вначале пришлось побороться с лидерами класса — но это было недели две во втором классе. Потом, когда мой авторитет был установлен, уже никто не замечал, что я младше. Тем более что ростом и телосложением я не отличался от одноклассников. После пятого класса я перешагнул в седьмой, с седьмого в девятый, с девятого в одиннадцатый. С седьмого класса был на индивидуальном обучении, т.е. занимался дома, сдавал экзамены раз в четверть и с одноклассниками встречался крайне редко. А в команде у нас спортсмены от 7 лет до 16-ти, со всеми нахожу общий язык, ведь мы делаем одно дело — защищаем честь команды и страны на соревнованиях, а это очень сплачивает.
— Расскажи, как ты пришел в спорт? Планируешь ли продолжать тренировки, став студентом?
— Как и большинство других спортсменов, в секцию плавания меня привели родители. Вид спорта был выбран не случайно: уже с года я каждый день плавал в ванне по несколько часов. Системные занятия спортом привили мне такие нужные каждому человеку качества, как собранность, ответственность, работоспособность, целеустремленность. Постоянные участия в соревнованиях научили бороться до победного конца, выкладываться для достижения поставленной цели на сто процентов. Я считаю, что именно профессиональные занятия плаванием во многом поспособствовали моим успехам в учебе.
Так что, став студентом БГМУ, я буду заниматься плаванием с удвоенной энергией. Ведь Олимпиада в Токио-2020 уже не за горами, и я надеюсь, что к тому времени смогу бороться с лучшими брассистами мира за победу. Уверен, мои занятия спортом в период учебы в БГМУ дадут дополнительную энергию для освоения нелегкой программы медицинского университета.
— Как перспективный спортсмен, ты проходил ДНК-тестирование. Расскажи, что сказали генетики?
— Да, я проходил генетическую экспертизу индивидуальных особенностей человека в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Если дословно, то в заключении было сказано следующее: «В генотипе спортсмена присутствуют важные редкие варианты генов, необходимые для достижения высоких спортивных результатов». В их числе — генотип А/А по гену МВ, очень редкий генотип, который обеспечивает запасание молекулярного кислорода и передачу его окислительным системам клеток; генотип R/R гена ACTN3, свидетельствующий о скоростно-силовых способностях человека; генотип 4b/4b по гену eNOS, ассоциированный с проявлением выносливости и так далее. Конечно, приятно осознавать, что я унаследовал хороший генетический код. Но на одни гены никогда не полагался. Высокие результаты в плавании могут быть достигнуты только профессиональным, системным подходом к тренировкам и соревнованиям. Именно секундомер всегда определит твой уровень подготовки, какие бы генетические тесты ты ни проходил.
— Выбирая будущую профессию, чем ты руководствовался? Почему медицина?
— Мне с самого раннего детства хотелось быть полезным миру и людям. Я уверен, что став доктором, смогу воплотить в жизнь свою мечту. Мне очень нравится биология, особенно анатомия человека, и химия. Часами могу изучать строение человеческого тела, читать о достижениях медицинской науки, новых методах лечения болезней. Осознание того, что люди умирают, подтолкнуло меня к выбору дальнейшей профессии. Я решил стать врачом и изобрести эликсир вечной молодости, чтобы люди на Земле жили долго и не болели. Верю в то, что смогу открыть лекарства от неизлечимых болезней и новые методы их лечения, которые спасут многие жизни. Буду стараться делать все возможное, чтобы всем, обратившимся ко мне за помощью, было хорошо и спокойно за себя и своих близких. Мечтаю через всю свою жизнь пронести слова клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного!».
— Насколько сложной оказалась для тебя вступительная кампания?
— Подготовиться к ЦТ мне помогли прежде всего знания, полученные в школе. Кроме того, дополнительно по химии и биологии я занимался с преподавателями очень высокого уровня. Так что к тестированию подошел с хорошим багажом знаний. Экзамены ЦТ я бы не назвал сложными, наоборот, они мне показались проще, чем задание на предварительном тестировании. Однако это ощущение простоты с некоторыми моими знакомыми сыграло злую шутку. Поэтому советую будущим абитуриентам ни в коем случае не расслабляться во время прохождения ЦТ.
— Как считаешь, без кого твои такие поразительные успехи в учебе и спорте были бы невозможны?
— В первую очередь, без моих любимых родителей, которые с раннего детства помогают мне в преодолении всех трудностей. Без их советов и поддержки мои успехи были бы намного скромнее. Они не только мои родители, но и настоящие друзья.
Я очень благодарен директору СШ № 8 г. Жодино Виктору Ивановичу Хорошко и всем педагогам школы, которые дали мне путевку в жизнь. Отдельное спасибо — Людмиле Степановне Шабашовой, директору Центра ускоренного обучения г. Минска, которая не только передавала мне глубокие знания, но и заряжала своей неиссякаемой энергией. И, конечно, замечательным педагогам, которые поверили в меня и помогли должным образом подготовиться к ЦТ.
Совершенно особую роль в моем становлении сыграли мои тренеры по плаванию — Ольга Александровна Прус и Игорь Станиславович Неженец. Это настоящие профессионалы своего дела, которые научили меня ставить четкие задачи и побеждать.
***
У Тимура удивительные способности к обучению с раннего детства. В школу он пошел в 5 лет, причем сразу во второй класс, с пятого класса перешагнул в седьмой. В девятый класс школьник пошел в 10 лет. Еще два года он занимался индивидуально и в 12 лет окончил одиннадцатый класс. Чтобы ускорить свое обучение и быстрее осваивать программу, Тимур занимался в Центре ускоренного обучения Людмилы Шабашовой.
«Комсомолка» в интервью с Людмилой Шабашовой рассказывала о Тимуре: «У него великолепные родители, которые с рождения занимались его развитием. Поэтому и в школу он пошел в 5 лет сразу во второй класс. В обычной школе ему делать нечего, поэтому он занимается на индивидуальном обучении». Рассказывала Людмила и о матери Тимура: «Ее девиз: «Сердобольная мать - первый враг своему ребенку». Тимур как-то сказал: «Всем детям хорошо, им можно болеть сколько угодно, а мне не более одного дня. Хоть это и случается крайне редко».
Почему 12-летний мальчик пошел в мединститут?
- Я решил стать врачом и изобрести эликсир вечной молодости, чтобы люди на земле жили долго и не болели. Верю в то, что смогу открыть лекарства от неизлечимых болезней и новые методы их лечения, которые спасут многие жизни, - объяснил выбор профессии Тимур в интервью БелТА.
Несмотря на усиленную учебу, Тимур успевает профессионально заниматься плаванием. В спортивной копилке самого юного студента страны 125 медалей и 30 кубков. Мальчик планирует продолжать занятия плаванием и собирается выступить на Олимпиаде-2020 в Токио.
В университет мальчик поступил на платное отделение. В учебном заведении появлению такого молодого студента, конечно, были удивлены. Один из преподавателей, попросив не называть своего имени, рассказал, что Тимур пока не успел себя проявить, но некоторые преподаватели переживают за мальчика: сумеет ли он осилить такую нагрузку, которая и взрослым совершеннолетним ребятам не всегда по плечу.
- У меня тоже дети такого возраста, поэтому я представляю, какой это стресс для ребенка. В нашем университете очень сложно учиться.
В стенах медицинского о Тимуре знают уже, кажется, все. Вопросам о нем даже не удивляются.
- Да, слышала о таком мальчике. В медицинском хватает необычных людей. Может быть, он из числа гениев? - с улыбкой предполагает одна из студенток, с которой мы пообщались в фойе БГМУ.
Другая студентка университета о Тимуре тоже наслышана.
- Сама с ним не общалась, но знаю об этом мальчике. У меня много вопросов возникает. Не понимаю, зачем ему было портить свое детство, - недоумевает девушка.
Учебный год только начался, говорить об отношениях с одногруппниками пока рано. Преподаватели только спрашивают, правда ли, что это в их группе учится «звездный» мальчик.
- Тимура сложно назвать открытым и общительным человеком. То ли еще не адаптировался, то ли натура такая, то ли он, ребенок, пока побаивается своих стариков-товарищей. Но на данный момент он просто молча следует за нами. Но кто знает, что таится в этом спокойном и скромном мальчике. Не удивлюсь, если после первого семестра он станет второкурсником. Про его способности пока ничего не можем сказать. У нас только первая неделя учебы, и никого из нас не оценивали, - поделилась впечатлениями одногруппница Виктория.
***
История вундеркинда из Жодино вызвала шквал обсуждений на сайте kp.by - читатели задавались вопросами: можно ли из обычного ребенка вырастить гения?
Этот вопрос мы адресовали родителям Тимура.
Папа Василий поначалу даже растерялся - говорит, что они с женой не пытались сделать из Тимура гения. Но секретами воспитания поделился:
- Нужно хотеть чему-то научить ребенка, не самоустраняться. Самая популярная отговорка, которой пользуются родители,- нет времени. Но при этом они успевают посидеть на диване и посмотреть телевизор. Нужно хотя бы час-два в день заниматься системно. Мы занимались с Тимуром в игровой форме с самого его рождения. В итоге он в девять месяцев заговорил, в 1,3 года знал весь алфавит, а в два года уже бегло читал. Но я не считаю своего сына вундеркиндом: он нормальный пацан. Так может каждый второй ребенок… Я думаю, что Тимуру во многом помогло в обучении и то, что он с трех лет профессионально занимался спортом,- это развивает мотивацию, выносливость и умение преодолевать себя.
Мама Тимура, Светлана, тоже уверена, что успехи их сына - не результат влияния генов, а следствие трудолюбия, причем как ребенка, так и родителей:
- Нужно хотя бы 10 минут в день заниматься с детьми. Мы вешали какие-то игрушки на кроватку, показывали карточки с достопримечательностями, и он уже в год мог показать, на какой из карточек Эйфелева башня. Мы не опирались на учебники, действовали на уровне интуиции. Важно правильно распланировать день ребенка. Когда Тимур учился в школе, в 6 утра он ехал на тренировку, потом шел на уроки, а в 3 у него снова была тренировка. Если бы не плавал, то сидел бы за компьютером и тратил бы ту же энергию, играя в игры…Тем же, кто сомневается, что можно правильно распланировать свое время и время ребенка, очень советую прочитать притчу «Банка жизни» - о том, как разные мелочи заполняют нашу жизнь, не оставляя места для важного. А еще матерям не нужно быть сердобольными - лучше иногда настоять на своем и не идти на поводу у детей.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
- Конечно, если ребенок смог в 12 лет стать студентом вуза - наверняка у него высокие интеллектуальные способности, - считает семейный психолог Светлана Дедова. - Но неизвестно, достиг ли он того эмоционального уровня, который позволяет успешно социализироваться. Часто бывает, что дети, которые шагают семимильными шагами в интеллектуальном развитии, потом перестают проявлять свои суперспособности и живут обычной жизнью.
Ребенок прежде всего должен быть счастлив, а счастье - это немного больше, чем интеллект. Родителям я бы рекомендовала подстраиваться под ребенка - не тянуть его за уши и не заставлять быть всегда первым. Но если ребенок любознательный и хочет учиться - нужно дать ему возможность это делать.
ЧТО ДУМАЮТ ЧИТАТЕЛИ KP.BY
Мнение за
Юлия:
Мальчик гениален. Обычного ребенка сколько ни заставляй, атакого результата не будет. Тимур вряд ли сможет учиться со своими ровесниками - он гораздо умней, чем они. В институте он как раз и будет совершенствовать свои знания. Зачем необычного ребенка уравнивать со всеми?
Мнение против
Гость №5249:
Может, и гений будущий, но у детей должно быть детство. Не надо лететь впереди паровоза. Если ребенок рассказывает, что он может болеть не больше одного дня, это о многом говорит. Дай бог ему вырасти здоровым и сильным, сделать все то, о чем он мечтает, но счастлив ли он теперь?
А КАК У НИХ?
Вундеркинды, которые проявили свои способности в раннем возрасте:
Уильям Джейс Сайдис - вундеркинд, который обладал математическими и лингвистическими способностями. В три года Уильям прочел Гомера в оригинале, к семи годам сдал экзамен по анатомии Гарвардской медицинской школы. В 11 лет поступил в Гарвард и окончил его с отличием в 16 лет.
Ким Ун Ен-вундеркинд из Кореи.К четырехлетнему возрасту выучил четыре языка и решал задачи по математическому анализу. В 8 лет NASA пригласило его на обучение в Колорадский государственный университет. Ким УнЕн получил степень доктора наук по физике в возрасте 15 лет.
Пал Эрдёш - выдающийся математик XX века. В четырехлетнем возрасте умножал в уме четырехзначные числа. К 20 годам получил докторскую степень по математике.