Постановление № 666 Совмина от 6 августа 2015 г.: перечень продукции, подлежащей экспертизе
В списке импортных товаров, которые подпадают под санитарно-гигиеническую экспертизу, оказались пищевые продукты, детские товары, косметика, средства гигиены полости рта, бытовая химия, средства личной гигиены, мебель, стройматериалы, технологическое оборудование для пищевой промышленности и общепита. Кроме того, в этот перечень входят материалы и оборудование, которые используются в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и в плавательных бассейнах. Под санитарно-гигиеническую экспертизу подпадают химические и биологические вещества, материалы и соединения, которые используются в народном хозяйстве и в быту, а также химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами.
Кроме того, в постановлении главного санитарного врача говорится, о том, какие товары не нуждаются в обязательной экспертизе. Это скоропортящиеся и иные продукты, комиссионные товары, секонд-хенд и другие товары. Список «неприкасаемых» дополнен продукцией, «произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза и безопасность которой подтверждается в порядке, определяемом решениями Комиссии Евразийского экономического союза».
Но если выяснится, что продукция этих стран не соответствует санитарным нормам, то ее включат в утвержденный перечень товаров, для которых введена государственная санитарно-гигиеническая экспертиза.
Контролировать исполнение постановления будет главный санитарный врач.
ПЕРЕЧЕНЬ продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе (Постановление №47 от 10.09.2015 ) ВНИМАНИЕ! с 15.09.2015 действует новый перечень Постановление № 48 от 15.09.2015 (к Постановлению №666 от 06.08.2015): Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе |
|
1. Пищевые продукты:
1.1. жировые продукты: жиры, масла из рыб или морских млекопитающих; жиры и масла растительные; жиры и масла животные; маргарины; смеси животных, растительных жиров или масел; майонезы;
1.2. вкусовые вещества, приправы: горчица готовая различных видов, горчичный порошок; кетчупы и прочие томатные соусы; приправы; специи и пряности; уксусы для пищевых целей; соль; другие соусы, кроме томатных;
1.3. пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, технологические вспомогательные средства, ароматизаторы;
1.4. рыбные продукты и продукты моря: готовые продукты из рыбы; икра рыб и заменители икры; консервированные продукты из рыбы; консервированные продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; готовые продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; прочие морепродукты готовые;
1.5. концентрированные продукты: концентраты; экстракты, эссенции и концентраты кофе, чая или мате; цикорий, заменители кофе; супы и бульоны готовые, заготовки для их приготовления; гомогенизированные смеси пищевых продуктов;
1.6. заквасочные культуры, дрожжи, стартовые культуры;
1.7. напитки безалкогольные: воды, включая минеральные, натуральные или искусственные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих веществ, не ароматизированные; тонизирующие напитки; прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков;
1.8. напитки алкогольные и слабоалкогольные, пиво;
1.9. плодофруктоовощная продукция: сушеные, вяленые: овощи, фрукты, плоды, семя, орехи, грибы; овощи, фрукты, плоды, грибы консервированные; джемы, желе плодово-ягодные, мармелады, пюре плодово-ягодные или ореховые и аналогичные продукты (варенья, конфитюры и так далее); соки, нектары и напитки фруктовые, овощные; томатная паста;
1.10. молочные продукты: консервы молочные; продукты молочные сухие; йогурты и прочие ферментированные молочные продукты; масло сливочное и прочие молочные жиры; сыры сычужные; молочные продукты прочие;
1.11. мясные продукты: колбасы и изделия из мяса сырокопченые и сыровяленые; консервы из мяса, субпродуктов, мясорастительные; прочие готовые продукты из мяса;
1.12. сахар и кондитерские изделия: сахар тростниковый или свекловичный, сахароза; прочие виды сахара, лактоза, мальтоза, глюкоза и фруктоза; сиропы сахарные без добавления ароматических или красящих веществ; карамельный кулер; кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао (включая белый шоколад); какао-паста, какао-порошок; шоколад и прочие пищевые продукты, содержащие какао; печенье, вафли и прочие мучные кондитерские изделия; плоды, орехи, консервированные в сахаре (пропитанные сахарным сиропом, глазированные); карамели и аналогичные сладости; прочие кондитерские изделия;
1.13. мукомольно-крупяные и зернобобовые продукты: изделия макаронные, в том числе с добавками; готовые пищевые продукты, полученные путем вздутия или обжаривания зерна хлебных злаков; мука, крупы; хлопья, гранулы, чипсы; крахмалы; зернобобовые;
1.14. кофе, чай: кофе; заменители кофе, содержащие его в любой пропорции; чай, чай-мате, чайные и другие напитки на основе растительного сырья.
2. Товары детского ассортимента
2.1. детская одежда с вложением химических и искусственных волокон: изделия верхние для новорожденных; изделия и костюмы купальные; белье постельное; изделия трикотажные платьево-блузочного, сорочечного и костюмного ассортимента; изделия швейные платьево-блузочного, сорочечного и костюмного ассортимента; изделия перчаточные, шарфы, головные уборы; чулочно-носочные изделия;
2.2. детская обувь с вложением химических волокон: обувь полимерная, в том числе резиновая и резинотекстильная; обувь с верхом из текстильных материалов; обувь детская комбинированная;
2.3. детские игрушки и игры;
2.4. мебель для детей: мебель для детей дошкольная; мебель для детей школьная; мебель для детей бытовая;
2.5. предметы личной гигиены для новорожденных и детей: пеленки, подстилки, трусики гигиенические, зубные щетки, мочалки, ванночки, горшки;
2.6. школьные принадлежности: принадлежности канцелярские (ручки, карандаши, фломастеры, клей, линейки, обложки для книг, тетрадей и дневников, клеящие ленты, резинки и другие); материалы для лепки (включая пластилин для детской лепки), краски; школьные рюкзаки, портфели, сумки;
2.7. средства передвижения, несущие на себе массу тела ребенка: коляски, рюкзаки для переноса детей, автокресла; манежи, качели, бегунки;
3. Материалы, оборудование, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, в плавательных бассейнах:
антикоррозийные покрытия; изделия из полимерных материалов (в том числе из резины); реагенты; ионообменные ткани, смолы; сантехническое оборудование, за исключением сантехприборов; изделия из стеклопластика (на полиэфирной основе, эпоксидно-фенольной смоле); фильтрующие материалы и устройства;
4. Косметическая продукция, средства гигиены полости рта:
декоративная косметика; средства для ухода за ногтями; средства по уходу за кожей лица и тела; средства по уходу за волосами; косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и так далее); дезодоранты и средства от потения (антиперспиранты); средства для и после бритья; средства для ванны и душа (пены, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и так далее); средства гигиены полости рта (зубные пасты, гели, порошки, ополаскиватели, эликсиры, деодоранты, зубные щетки, нити, ершики, флоссы, ирригаторы, зубочистки и так далее); 5. Средства личной гигиены: бумага туалетная, полотенца, платочки, салфетки бумажные; косметические салфетки (диски); другие предметы гигиенического назначения;
6. Товары бытовой химии и приравненные к ним:
средства моющие и чистящие; средства ухода за ковровыми покрытиями, обувью, одеждой, мебелью, посудой, сантехническим оборудованием, транспортными средствами и прочие; освежители, ароматизаторы воздуха;
7. Химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами:
пищевые «смолы», покрытия, клеи; изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов; бумага и изделия из нее; изделия из резины; картоны и изделия из них; изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов; изделия из металлов, сплавов, защитно-декоративные покрытия; изделия из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; изделия из стекла; изделия из фарфора, фаянса и керамики; изделия кухонные столовые; посуда столовая и кухонная; приборы столовые; целлофаны и изделия из них; фольга; мойки и моечные ванны из полимерных материалов; бытовые электроприборы, предназначенные для контакта с пищей; холодильники, морозильники;
8. Технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания.
9. Мебель, строительные материалы и приравненные к ним.
9.1. мебель;
9.2. строительные материалы: плиты древесноволокнистые, древесностружечные; обои; изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов; средства защиты древесины; изделия из пластмассы; резиновые изделия; краски, лаки, эмали; клеевые составы; облицовочные материалы; напольные, потолочные и стеновые покрытия; отделочные материалы;
10. Химические и биологические вещества, материалы и соединения, используемые в народном хозяйстве и в быту:
средства моющие, чистящие и отбеливающие в том числе с дезинфицирующим эффектом; средства против накипи (антинакипины); средства химической чистки и крашения одежды; растворители и разбавители сложные органические; составы для удаления красок и лаков; смазочно-охлаждающие жидкости, антикоррозионные средства, средства для удаления ржавчины; средства для мытья и очистки технологического оборудования; вспомогательные материалы, используемые в текстильном, трикотажном, кожевенном, обувном, меховом производствах.
***
Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья обнародовал цены на санитарно-гигиеническую экспертизу импортных товаров. При испытании однотипной продукции полный тариф оплачивается только на первое наименование. За каждую последующую единицу продукции – 10% от установленных тарифов.
Государственная санэкспертиза с выдачей заключения на продукцию обойдется импортерам в 223 тысячи 616 рублей. За дубликат заключения придется заплатить 167 тысяч 749 рублей.
Платными будут и консультации по вопросам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, замене, выдаче дубликата заключения. Такая услуга будет стоить 61 тысячу 655 рублей.
При одновременном проведении санэкспертизы однотипной продукции за работу лаборатории взимается полная плата (224 тысячи рублей) за первое наименование продукции, а за каждое последующее – 10% от этой суммы (около 22 тысяч).
Наименование услуги |
Единица измерения |
Тариф |
||
Без учета НДС |
Сумма НДС |
С учетом НДС |
||
экспертиза с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
одно наименование продукции |
186 347
|
37 269 |
223 616 |
выдача дубликата санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
один дубликат санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
139 791 |
27 958 |
167 749 |
замена (переоформление, внесение изменений) санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
одно санитарно-гигиеническое заключение |
81 461 |
16 292 |
97 753 |
изготовление копии санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
один лист копии санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
2217 |
443 |
2660 |
заверение копии санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
один лист копии санитарно-гигиенического заключения на продукцию |
1325
|
265 |
1590 |
консультация по вопросам экспертизы, замене, выдаче дубликата санитарно-гигиенического заключения |
одна консультация одного заявителя |
51 379 |
10 276 |
61 655 |
***
Постановлением № 666, которое сделало обязательной государственную санитарно-гигиеническую экспертизу импортной продукции, возмущены только те, кто не желает выполнять законодательство. Так считает заместитель министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский.
«Постановление № 666 вызвало огромный общественный резонанс. Это произошло потому, что все в этой стране знают, на что способна санслужба. Если она будет работать, это значит, что все должны будут выполнять требования, которые к товару будут предъявляться. Все должны легализовать товар, а схемы его получения сделать прозрачными. Деваться некуда, поэтому такая волна возмущения. Мы пытаемся привести к тому, чтобы товаропроизводитель и продавец стали законопослушными», — заявил Игорь Гаевский 10 сентября на научно-практической «Здоровье и окружающая среда».
При этом замминистра отметил, что «белорусские товаропроизводители не возмущаются, для них ничего не изменилось, они выполняют нормативные документы». Весь выпускаемый белорусскими производителями товар, по мнению главного санитарного врача, за «редчайшим исключением соответствует всем требованиям».
Во многом это объясняется тем, что отечественный производитель работает в определенной системе координат долгий период времени. Импортеры же то и дело получают сюрпризы в виде изменения правил.
«Некоторое время назад использовался такой метод подкрепления безопасности товаров как государственная гигиеническая регистрация. Когда начал формироваться Таможенный союз, Единое экономическое пространство, начали разрабатываться технические регламенты. Посчитали, что все будет нормально, если будет действовать сертификация, которая выдается на пять лет, а может быть, и навсегда. В качестве примера приводился европейский опыт, исходя из которого такие технологии являются достаточно успешными и эффективными. Для этого должна быть готовность общества и субъектов хозяйствования», — пояснил Игорь Гаевский.
Главный санитарный врач отметил, что «огромное количество субъектов хозяйствования просто-напросто декларируют соответствие услуг или товара действующему законодательству Таможенного союза, а на самом деле не прилагают к этому никаких усилий и не принимают мер». В результате в Беларуси, России и Казахстане «очень много контрафакта, товаров, не соответствующих требованиям безопасности».
Специалист одного из зональных центров эпидемиологии и общественного здоровья пояснила на условии анонимности, в чем, по ее мнению, состоит основная проблема импортеров в связи с постановлением № 666:
«У них нет пакета документов для того, чтобы подаваться на сертификацию. Список их не совсем однозначный, некоторые его положения требуют официального разъяснения в республиканском центре. Среди прочих необходим документ от производителя, нормативно-правовой акт, на основании которого производится продукция. Нужен также протокол лабораторных исследований. Если документ уже имеется, необходимо учитывать, что детские товары он признается годным в течение двух лет».
Лабораторное исследование занимает 10 дней, далее необходимо время для оформления санитарно-гигиенического заключения. Если будут очереди, это займет еще дней десять, а может, и больше.
Постановление № 48 от 15.09.2015 (к Постановлению №666 от 06.08.2015): Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе
10.09.2015 № 47 (в редакции постановления заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 15.09.2015г. №48) ПОСТАНОВЛЕНИЕ №47 заместителя Министра здравоохранения - Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь
Об утверждении перечня продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе
На основании пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156», Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь
от 11 августа 2011 года № 360» и Инструкции о порядке взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2012 г. № 100, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе согласно приложению.
2. Установить, что:
утвержденный Перечень не применяется в отношении продукции, произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза и безопасность которой подтверждается в порядке, определяемом решениями Комиссии Евразийского экономического союза; пищевых продуктов с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующих специальных температурных условий хранения
(+6 градусов Цельсия и ниже), за исключением продукции, в отношении которой одним из государств – членов Евразийского экономического союза введены ограничительные меры; продукции, реализуемой или предназначенной для реализации индивидуальными предпринимателями (плательщиками единого налога, работающими по упрощенной системе налогообложения) в розничных торговых объектах, на торговых местах на рынках и др.; продукции, ввозимой субъектами для собственных нужд; выставочных и рекламных образцов продукции, не предназначенных для реализации и использования на территории Республики Беларусь; продукции, бывшей в потреблении, в том числе реализуемой через магазины и отделы комиссионной торговли; продукции, реализуемой в магазинах беспошлинной торговли и помещаемых под режим беспошлинной торговли; гуманитарной помощи; продукции, обращенной в доход государства; продукции, на которую не установлены требования гигиенической безопасности и отсутствуют соответствующие методики их определения;
в случае выявления в ходе государственного санитарного надзора фактов несоответствия иной продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения либо при получении такой информации от контролирующих (надзорных) органов такая продукция включается в утвержденный Перечень и будет подлежать государственной санитарно-гигиенической экспертизе.
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Заместитель Министра – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь И.В.Гаевский
Приложение к постановлению заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача от 10.09.2015 № 47
ПЕРЕЧЕНЬ продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе
1. Пищевые продукты:
1.1. жировые продукты:
жиры, масла из рыб или морских млекопитающих;
жиры и масла растительные;
жиры и масла животные;
маргарины;
смеси животных, растительных жиров или масел;
майонезы;
1.2. вкусовые вещества, приправы:
горчица готовая различных видов, горчичный порошок;
кетчупы и прочие томатные соусы;
приправы;
специи и пряности;
уксусы для пищевых целей;
соль;
другие соусы, кроме томатных;
1.3. пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, технологические вспомогательные средства, ароматизаторы;
1.4. рыбные продукты и продукты моря:
готовые продукты из рыбы;
икра рыб и заменители икры;
консервированные продукты из рыбы;
консервированные продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных;
готовые продукты из ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных;
прочие морепродукты готовые;
1.5. концентрированные продукты:
концентраты;
экстракты, эссенции и концентраты кофе, чая или мате;
цикорий, заменители кофе;
супы и бульоны готовые, заготовки для их приготовления; гомогенизированные смеси пищевых продуктов;
1.6. заквасочные культуры, дрожжи, стартовые культуры;
1.7. напитки безалкогольные:
воды, включая минеральные, натуральные или искусственные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих веществ, не ароматизированные;
тонизирующие напитки;
прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков;
1.8. напитки алкогольные и слабоалкогольные, пиво;
1.9. плодофруктоовощная продукция:
сушеные, вяленые, жареные: овощи, фрукты, плоды, семя, орехи, грибы;
овощи, фрукты, плоды, грибы консервированные;
джемы, желе плодово-ягодные, мармелады, пюре плодово-ягодные или ореховые и аналогичные продукты (варенья, конфитюры и так далее);
соки, нектары и напитки фруктовые, овощные;
томатная паста;
1.10. молочные продукты:
консервы молочные;
продукты молочные сухие;
йогурты и прочие ферментированные молочные продукты;
масло сливочное и прочие молочные жиры;
сыры сычужные;
молочные продукты прочие;
1.11. мясные продукты:
колбасы и изделия из мяса сырокопченые и сыровяленые;
консервы из мяса, субпродуктов, мясорастительные;
прочие готовые продукты из мяса;
1.12. сахар и кондитерские изделия:
сахар тростниковый или свекловичный, сахароза;
прочие виды сахара, лактоза, мальтоза, глюкоза и фруктоза;
сиропы сахарные без добавления ароматических или красящих веществ;
карамельный кулер;
кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао (включая белый шоколад);
какао-паста, какао-порошок;
шоколад и прочие пищевые продукты, содержащие какао;
печенье, вафли и прочие мучные кондитерские изделия;
плоды, орехи, консервированные в сахаре (пропитанные сахарным сиропом, глазированные);
карамели и аналогичные сладости;
прочие кондитерские изделия;
1.13. мукомольно-крупяные и зернобобовые продукты:
изделия макаронные, в том числе с добавками;
готовые пищевые продукты, полученные путем вздутия или обжаривания зерна хлебных злаков;
мука, крупы;
хлопья, гранулы, чипсы;
крахмалы;
зернобобовые;
1.14. кофе, чай:
кофе;
заменители кофе, содержащие его в любой пропорции;
чай, чай-мате, чайные и другие напитки на основе растительного сырья.
2. Товары детского ассортимента
2.1. детская одежда с вложением химических и искусственных волокон:
изделия верхние для новорожденных;
изделия бельевые и костюмы купальные;
белье постельное;
изделия трикотажные второго слоя;
изделия швейные платьево-блузочного, сорочечного и костюмного ассортимента;
изделия перчаточные, шарфы, головные уборы;
чулочно-носочные изделия;
2.2. детская обувь с вложением химических волокон:
обувь полимерная, в том числе резиновая и резинотекстильная;
обувь с верхом из текстильных материалов;
обувь детская комбинированная;
2.3. детские игрушки и игры;
2.4. мебель для детей:
мебель для детей дошкольная;
мебель для детей школьная;
мебель для детей бытовая;
2.5. предметы личной гигиены для новорожденных и детей: пеленки, подстилки, трусики гигиенические, зубные щетки, мочалки, ванночки, горшки;
2.6. школьные принадлежности:
материалы для лепки (включая пластилин для детской лепки), краски;
школьные рюкзаки, портфели, сумки;
2.7. средства передвижения, несущие на себе массу тела ребенка:
коляски, рюкзаки для переноса детей, автокресла;
манежи, качели, бегунки;
3. Материалы, оборудование, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, предназначенные для непосредственного контакта с питьевой водой:
антикоррозийные покрытия;
изделия из полимерных материалов (в том числе из резины);
реагенты;
ионообменные ткани, смолы;
сантехническое оборудование, за исключением сантехприборов;
изделия из стеклопластика (на полиэфирной основе, эпоксидно-фенольной смоле);
фильтрующие материалы и устройства;
4. Косметическая продукция, средства гигиены полости рта:
декоративная косметика;
средства для ухода за ногтями;
средства по уходу за кожей лица и тела;
средства по уходу за волосами;
косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и так далее);
дезодоранты и средства от потения (антиперспиранты);
средства для и после бритья;
средства для ванны и душа (пены, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и так далее);
средства гигиены полости рта (зубные пасты, гели, порошки, ополаскиватели, эликсиры, деодоранты, зубные щетки, нити, ершики, флоссы, ирригаторы, зубочистки и так далее);
5. Средства личной гигиены:
бумага туалетная, полотенца, платочки, салфетки бумажные;
косметические салфетки (диски);
другие предметы гигиенического назначения;
6. Товары бытовой химии и приравненные к ним:
средства моющие и чистящие;
средства ухода за ковровыми покрытиями, обувью, одеждой, мебелью, посудой, сантехническим оборудованием, транспортными средствами и прочие;
освежители, ароматизаторы воздуха;
7. Химические вещества, материалы, изделия, предназначенные для непосредственного контакта с пищевыми продуктами:
пищевые «смолы», покрытия, клеи;
изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов;
бумага и изделия из нее;
изделия из резины;
картоны и изделия из них;
изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов;
изделия из металлов, сплавов, защитно-декоративные покрытия;
изделия из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
изделия из стекла;
изделия из фарфора, фаянса и керамики;
изделия кухонные столовые;
посуда столовая и кухонная;
приборы столовые;
целлофаны и изделия из них;
фольга;
мойки и моечные ванны из полимерных материалов;
8. Технологическое оборудование для пищевой промышленности, общественного питания.
9. Строительные материалы и приравненные к ним:
плиты древесноволокнистые, древесностружечные для внутренних работ;
обои;
изделия из древесины, выполненные с использованием химических материалов для внутренних работ;
средства защиты древесины;
изделия из пластмассы для внутренних работ;
резиновые изделия;
краски, лаки, эмали;
клеевые составы;
облицовочные материалы для внутренних работ;
напольные, потолочные и стеновые покрытия;
отделочные материалы для внутренних работ;
10. Химические и биологические вещества, материалы и соединения, используемые в народном хозяйстве и в быту:
средства моющие, чистящие и отбеливающие в том числе с дезинфицирующим эффектом;
средства против накипи (антинакипины);
средства химической чистки и крашения одежды;
растворители и разбавители сложные органические; составы для удаления красок и лаков;
смазочно-охлаждающие жидкости, антикоррозионные средства, средства для удаления ржавчины;
средства для мытья и очистки технологического оборудования;
вспомогательные материалы, используемые в текстильном, трикотажном, кожевенном, обувном, меховом производствах.
***
Главный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский заявил 16 сентября, что постановление Совета министров №666 было принято не для создания дополнительных проблем бизнесу, а для безопасности потребителя. По словам специалиста, белорусский рынок просто захлестнул некачественный товар с декларациями и сертификатами, выданными в России и Казахстане.
Остается открытым вопрос по продукции, которую распространяют через сетевой маркетинг, уточнил Игорь Гаевский. Кроме того, некоторые предприниматели продолжают продавать товар без документов. "Для сетевого маркетинга пока эта норма не предусмотрена (проведение экспертизы. - Прим. FINANCE.СМИ). Так же, как и для предпринимателей. До 1 января 2016 года они могут работать как раньше. Но после этой даты все будут торговать на равных", - заявил Игорь Гаевский.
Главный санврач также уточнил, что перечень товаров, которые подлежат санитарно-гигиенической экспертизе, является подвижным. "Он может быть как расширен, если мы будем находить нарушения среди других товаров, так и сокращен", - уточнил главный санврач.
По его словам, постановление №666 - это временная мера. "Как только она заработает, будет рассмотрена возможность принятия иного решения", - уточнил Игорь Гаевский. При этом главный санврач добавил, что государство не заинтересовано в том, чтобы создавались дополнительные барьеры для бизнеса.
"Те, кто докажет, что у него нормальный товар, получит заключение без лишних испытаний"
Главный санврач очень недоволен тем, что "начались спекуляции".
"Якобы мы придумываем дополнительные барьеры и тому подобное, – негодовал Игорь Гаевский. – Санитарная служба никогда таким не занималась и заниматься не будет".
По словам специалиста, тем импортерам, которые имеют документы испытаний в аккредитованных лабораториях, переживать нечего. "Они могут привезти свои протоколы испытаний, документы на товар, мы посмотрим, оценим и выдадим заключения без экспертизы, – сказал главный санврач страны. – Если мы убедимся, что и два, и три раза это все подтверждается, то выдадим серийный документ, и тогда импортер даже не будет у нас появляться. Те, кто ничего не боится, не будет бояться и дальше. Забеспокоились сейчас только те, у кого, извините, рыльце в пушку. Они испугались того, что им придется предъявить все документы. Я думаю, что в самое ближайшее время все урегулируется".
Игорь Гаевский заверил, что добросовестный поставщик, который проверил все, например, в немецкой лаборатории и может это доказать, получит документ и будет три года по нему работать. "Надо просто набраться смелости и прийти к нам", – подчеркнул специалист.
"90% проверенных российских деклараций имели нарушения"
Игорь Гаевский считает, что после принятия постановления правительства №666 ничего необычного не произошло: "Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 7 января 2012 года №340-3 процедура гигиенической экспертизы уже была предусмотрена. С начала года выдано 1283 таких гигиенических заключений (в том числе около 300 после вступления в силу постановления). В прошлом году такая же экспертиза стала обязательной для импортного алкоголя – и никто не возмущается".
Договором о создании ЕАЭС предусмотрено три варианта подтверждения соответствия товара – сертификация, декларирование и государственная регистрация. "Большая часть товара подлежит декларированию, – говорит главный санврач. – Оно предусматривает проведение соответствующих обязательных процедур, но, к сожалению, мы видим, что определенная часть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей восприняла декларирование как вседозволенность".
По словам Игоря Гаевского, в Беларусь поступает товар с декларациями из России или Казахстана: "В 90% просмотренных деклараций из Российской Федерации – фальсифицированы или выданы без доказательной базы. Оценив ситуацию и увидев, что сертификация и декларирование не работает, мы принимаем санитарные меры". По словам специалиста, именно поэтому было принято нашумевшее постановление.
Кроме того, главный санврач утверждает, что с начала года проведено "определенное количество испытаний" и при выборочной проверке отечественных и зарубежных товаров оказалось, что из всего объёма несоответствий 80% пришлось на импортный товар. Но уточнить, сколько точно проверок проводилось Игорь Гаевский не смог: "Проверок было проведено достаточно много. Точных цифр у нас нет с собой".
"Некачественный товар приходит из Литвы, Украины, Польши, Турции"
На вопрос о возможном росте цен из-за дополнительного исследования Игорь Гаевский ничего не ответил. "Это вне моей компетенции", – сказал он. Зато стали известны сроки проведения экспертизы: "В основном исследование будет занимать около 5 дней. Максимум – 24 дня, когда будут проверять на токсичность. Но можно и за день все сделать, если импортер сможет нас убедить, что у него хороший товар".
При ввозе на территорию Беларуси одинаковых партий товара можно будет проводить испытания только одному импортеру. "Дальше все будет зависеть взаимоотношений между этими поставщиками – если смогут договориться, то остальным не надо будет проводить испытаний".
Для того, чтобы оперативно проводить испытания и не задерживать надолго реализацию товара, лабораториям, возможно придется работать сверхурочно. "Если где-то у кого-то будут проблемы с проведением экспертизы, звоните на "горячие линии". Мы все будем решать в режиме ручного управления. Если кто-то не понимает, что он должен продлить свой рабочий день, выйти в субботу и воскресенье на работу, то мы ему подскажем", - уточнил Игорь Гаевский.
***
В минской санслужбе не наблюдают наплыва обращений из-за нашумевшего постановления Совмина № 666. Об этом со ссылкой на главного санитарного врача столицы Наталью Жукову сообщает агентство «Минск-Новости».
«Все консультации оказываются по телефону в режиме реального времени, специально для этого выделена группа сотрудников, — отметила Наталья Жукова на оперативном совещании в Мингорисполкоме. — Наплыва обращений по постановлению № 666 в Минске нет. Обращаются все те, кто и раньше завозил товары».
Государственная гигиеническая экспертиза проводится по заявительному принципу в течение 15 дней. «В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии проводят исследования в течение 5−9 рабочих дней в зависимости от объема исследований», — уточнила главный санврач столицы.
Кроме того, она сообщила, что все субъекты хозяйствования, которые «работали в рамках действующего до этого законодательства и добровольно декларировали свою продукцию, проводя исследования в необходимом объеме, сегодня приходят только за гигиеническим заключением и не проводят исследования».
По словам Натальи Жуковой, уже обратились более 40 заявителей, часть из которых получили документы, не проводя испытания.