О «саморегулируемых организациях» в белорусском здравоохранении

16.08.2016
16
0

В предыдущей публикации нашего блога был приведен текст «Концепции введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации», сообщено о создании и деятельности профессионального общественного объединения "Национальная медицинская палата". Для выяснения истинного положения дел в этой сфере белорусского здравоохранения мы обратились в отраслевое министерство и сегодня знакомим наших читателей с ответом Первого заместителя Министра Д.Л. Пиневича. Кроме того, мы подготовили публикацию для газеты «Советская Белоруссия» в форме обращения к кандидатам в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Надеемся привлечь внимание широкого круга избирателей, инициировать обсуждение и в дальнейшем помочь принятию нового законодательства в сфере общественно-государственного управления здравоохранением.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15.08.2016 г.

Киселеву М.П.

О рассмотрении обращения

Министерство здравоохранения рассмотрело обращение, поступившее по электронной почте, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.                           

Во всем мире ассоциации медицинских работников играют важную роль в развитии медицины страны. Есть положительные примеры и на постсоветском пространстве.

Министерство здравоохранения придерживается позиции, что именно врачи приумножают и усиливают накопленные знания и профессионализм. Профессиональное врачебное сообщество лучше всех понимает проблемы системы оказания медицинской помощи населению. Именно с этой целью с 2014 года возобновлено проведение республиканского Дня главного врача. Целью этого мероприятия является не только рассмотрение стратегии развития здравоохранения республики, пути достижения поставленных целей, но и выработка совместных тактических, управленческих, организационных, структурных решений по повышению эффективности системы здравоохранения, доступности и качества оказания медицинской помощи населению. И здесь обмен идеями, лучшими практиками, является основополагающим при выработке решений.

Министерство здравоохранения поддерживает точку зрения, что ассоциации врачей способны и должны объединить ведущих специалистов с целью их активного участия в разработке основополагающих нормативных правовых актов, стандартов оказания медицинской помощи населению, направлений политики и тактики в сфере охраны здоровья. Считаем крайне полезным участие ассоциации врачей в разработке учебных программ в рамках непрерывного медицинского образования врачей, их аттестации, присвоении квалификационных категорий.

В силах ассоциации врачей привлекать профсоюзные организации, широкие слои населения к обмену идеями по вопросам развития системы здравоохранения. Коллегиальное обсуждение с участием широкой медицинской общественности крайне полезно и приветствуется Министерством здравоохранения.

Министерство здравоохранения имеет прочные связи с Белорусской ассоциацией врачей, которая в последние 5 лет значительно активизировала свою работу и вносит заметный вклад в организацию форумов, конференций, программ по повышению профессионального уровня белорусских врачей, их аттестации, продвижению передовых разработок белорусских врачей.

Считаем своевременным и важным объединение ряда ассоциаций врачей и создание организационной структуры «Объединение организаторов здравоохранения» общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей». Консолидация врачебных ассоциаций не только способствует объединению усилий, но и значительно повышает авторитет и вес врачебных ассоциаций, как среди врачей, так и у государственных органов управления.

К сожалению, Вы правы, бумажная работа, занимающая значительную часть рабочего времени врача, пока не изжита. Но Министерством здравоохранения принимаются значительные усилия по информатизации отрасли. Уверены, что введение электронного документооборота, технологии «электронный рецепт», «электронная карта пациента» не только повысит качество и обеспечит преемственность медицинской помощи, но и позволит нам освободить врача от излишнего объёма бумажной работы.

Рассматривая поставленные Вами вопросы, следует отметить, что отличия между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в данной сфере не сводятся только к отсутствию в первой системы обязательного медицинского страхования. Весьма существенно и то, что придание определенных контролирующих и регулирующих функций профессиональным объединениям (при условии обязательного членства в них всех соответствующих специалистов) возможно только при законодательном определении роли и места этих объединений, как правило, в виде саморегулируемых организаций.

Смысл саморегулирования заключается в том, что субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в специально создаваемые некоммерческие организации. Создание такой организации осуществляется на основе членства в ней на условиях и в порядке, установленных законом. При этом саморегулируемой организацией вырабатываются стандарты и правила деятельности, обязательные для всех ее членов. В свою очередь на законодательном уровне должны быть определены сферы деятельности, в которых допускается создание саморегулируемых организаций.

В Российской Федерации действует специальный закон (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Имеется наработанная практика применения его положений, которая выявила в том числе недостатки и недоработки. Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ 31 октября 2007 г. принят Модельный закон «О саморегулируемых организациях», вобравший в себя обобщенный опыт создания саморегулируемых организаций на территории государств - участников СНГ. В Республике Беларусь отсутствует законодательный акт, регулирующий данную сферу, хотя первоначальная редакция законопроекта «О саморегулируемых организациях» была подготовлена рабочей группой, созданной при Министерстве юстиции еще в 2011 г. Проект не был принят, однако, в связи с актуальностью рассматриваемой темы, сохранением к ней интереса со стороны бизнес-сообщества, на государственном уровне было принято решение о целесообразности подготовки концепции соответствующего законопроекта. Данное решение содержалось в Указе Президента от 3 января 2013 г. № 1 и было предусмотрено пунктом 34 плана подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденного данным указом. В 2013 г. Министерство юстиции подготовило Концепцию проекта Закона Республики Беларусь  «О саморегулируемых организациях», но она не была согласована с заинтересованными органами и организациями, и в план подготовки законопроектов этот проект больше не включался.

Д.Л. Пиневич

Первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...