Обсуждение темы о делегировании полномочий Министерства здравоохранения общественным объединениям врачей. Часть I
(Предлагается свободный стиль обсуждения)
Начнем наши раздумья с опорой на действующее законодательство и обратимся к статье №53 закона «О здравоохранении» (с поправками по состоянию на 10.07.2012 г.). Приведем текст этой статьи.
Статья 53. Медицинские (фармацевтические) общественные объединения
«Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в соответствии с их уставными задачами принимают участие в:
разработке норм медицинской этики и деонтологии, а также в рассмотрении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
формировании комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии;
разработке клинических протоколов, учебно-программной документации образовательных программ при подготовке, повышении квалификации и переподготовке медицинских (фармацевтических) работников;
присвоении медицинским (фармацевтическим) работникам квалификационных категорий;
подготовке соглашений по тарифам на медицинские услуги;
анализе профессиональных действий своих членов и иных мероприятиях, связанных с осуществлением медицинской (фармацевтической) деятельности.
В порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, медицинские (фармацевтические) общественные объединения могут принимать участие в проверке профессиональных знаний и практических навыков медицинских (фармацевтических) работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области здравоохранения.
Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в пределах своих уставных задач имеют право вносить в государственные органы предложения по вопросам в области здравоохранения».
Теперь приведем интересующие нас разделы Устава ОО БАВ и основные пункты договора о сотрудничестве МЗ РБ и ОО БАВ от 5 июня 2007 г. (Опубликован в журнале «Медицина» №3, 2007 г. Полный текст приведен в нашем блоге в главе «Другие публикации». Текст более позднего договора не публиковался.)
Устав Общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей»
«… 2. Цели, задачи, предмет и методы деятельности ОО «БАВ»
2.1. Цели ОО «БАВ»: совершенствование медицинской помощи населению на основе различных форм собственности, поддержка творческих и предпринимательских инициатив в сфере охраны здоровья народа, повышение профессионализма врачей и престижа медицинских профессий.
2.2. Задачи ОО «БАВ»:
защита прав и законных интересов своих членов, их чести и достоинства;
поддержка формирования общественных медицинских объединений, не противоречащая Уставу ОО «БАВ»;
правовая и иная поддержка членов ОО «БАВ»;
совершенствование системы оценки качества медицинской помощи и уровня профессиональных навыков врачей и других специалистов;
стимулирование научного поиска оптимальных технологий медицинской помощи населению;
содействие развитию медицинского страхования;
международное сотрудничество в области здравоохранения;
информационное обеспечение деятельности членов ОО «БАВ».
2.3. Предметом деятельности ОО «БАВ» являются разработка и содействие реализации новых форм организации медицинской помощи населению.
2.4. Методами деятельности ОО «БАВ» являются:
обсуждение существующих и вновь предлагаемых организационных форм медицинской помощи населению;
участие в проведении социологических исследований в сфере здравоохранения;
разработка приоритетных программ, их пропаганда и реализация;
участие в выработке предложений по совершенствованию законодательства в области здравоохранения;
участие в установленном порядке в выработке решений органов государственной власти и управления;
учреждение своих учебных и научных учреждений, участие в оценке уровня профессиональных навыков медицинских специалистов;
проведение профессиональной и этической экспертизы врачебных ошибок, допущенных в лечебно-профилактической деятельности и при проведении биомедицинских исследований;
взаимодействие с международными и иными организациями;
создание негосударственных систем повышения квалификации в сфере здравоохранения, включая обмен специалистами, идеями, опытом с юридическими и физическими лицами других стран;
осуществление иной деятельности, не противоречащей данному Уставу и действующему законодательству Республики Беларусь.
3. Права ОО «БАВ»
3.1. ОО «БАВ» имеет право в пределах действующего законодательства:
свободно распространять информацию о своих целях и деятельности;
представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях, в суде;
в установленном порядке осуществлять издательскую деятельность;
в установленном порядке осуществлять предпринимательскую деятельность посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них;
вступать в союзы с другими республиканскими общественными объединениями.
http://www.beldoc.by/page/7/69/
Договор о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей»
«… Стороны … заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Стороны договорились о сотрудничестве в области совершенствования механизма медицинского обслуживания населения республики, управления здравоохранением, формирования здорового образа жизни у граждан, защиты интересов медицинских работников, развития медицинской науки (далее - сотрудничество).
2. Сотрудничество Сторон по настоящему договору осуществляется путем:
обмена информационными материалами;
проведения совместных мероприятий (проектов);
реализации других направлений, представляющих взаимный интерес.
3. Стороны обязуются:
3.1. информировать друг друга о планах работы и планируемых мероприятиях в рамках настоящего договора;
3.2. осуществлять сотрудничество на основании взаимного согласия, с учетом интересов и компетенции обеих Сторон.
3.3. совместно: разрабатывать (реализовывать) меры по совершенствованию медицинского обслуживания населения, по разработке и внедрению новых организационных форм в здравоохранении, применению в медицинской практике новых медицинских технологий;
разрабатывать (реализовывать) меры по информационному обеспечению врачей;
организовывать и проводить мероприятия по подготовке и повышению квалификации врачей;
разрабатывать нормы медицинской этики и деонтологии;
решать различные вопросы, связанные с нарушением норм медицинской этики и деонтологии;
3.4. объединить усилия по совершенствованию методов и форм контроля за профессиональным уровнем врачей и повышением их квалификации;
3.5. не разглашать сведения, содержащиеся в документах и других материалах, полученных в период действий настоящего договора, третьей стороне без согласия другой;
3.6. не передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьей стороне без письменного согласия второй стороны;
3.7. принимать иные меры, направленные на реализацию настоящего договора».
Примечание: полный текст договора имеется в главе блога «Другие публикации».
Таким образом, есть закон, дающий право, есть Устав ОО БАВ и есть договор о сотрудничестве. Достаточно ли этого, чтобы заработала единая система профессионального сотрудничества? Опыт показывает, что нет. Видимо, должна быть еще и четкая система разделения (делегирования) полномочий, охватывающая не только административные структуры, но и официально зарегистрированные профессиональные общественные объединения.
В государственном здравоохранении основным органом управления является министерство. В его ведении находится политика отрасли, экономика, координация во всей системе государственного устройства. В целом есть успехи и достижения. Но есть и узкие места, мешающие достижению желаемых результатов. Мой личный опыт врачебной, административной и общественной работы, опыт главного редактора медицинского журнала, бравшего интервью у всех министров здравоохранения, у депутатов-врачей и у многих авторитетных организаторов здравоохранения, позволяет высказать свое мнение по обсуждаемой теме.
Начну с того, что расскажу, хотя бы очень коротко, о своем опыте управленческой и общественной работы. Это начиналось с моей работы в должности заместителя главного врача 4-й клинической больницы г. Минска по 3-й поликлинике (1962-1969 гг.). При первом знакомстве с учреждением обнаружилось множество так называемых узких мест. Пришлось на научной основе проводить исследования всей организации труда (хронометражи, статистические расчеты, эксперименты). На основе полученных данных стали создавать новые службы и кабинеты, перестраивать потоки посетителей (более подробная информация помещена в главе «Об авторе блога»). Всё это поначалу вызывало недовольства персонала. Пришлось проводить разъяснительную работу, привлекать партийную и профсоюзную организации, проводить общие собрания трудового коллектива. Общественное обсуждение проектов реорганизации позволило заинтересовать персонал. Врачи, средний и даже младший персонал включились в обсуждение, стали вносить свои предложения, сопереживать происходящему. В итоге наша «перестройка» дала хорошие результаты, а поликлиника была объявлена школой передового опыта. В 1970 году я был переведен в 15-ю поликлинику в должности заместителя главврача больницы по поликлиническому разделу работы, включающему две поликлиники (№3 и №15). Сохраняя тот же стиль управления, мы достигли еще больших успехов, в поликлинике были реализованы пилотный проект амбулаторного отделения профилактики и ряд других новых организационных форм.
Параллельно с организационными проектами мы усилили общественное участие (партийная и комсомольская организации, совет трудового коллектива, профсоюзный комитет), обсуждали вопросы медицинской этики и деонтологии, служебные конфликты, жалобы пациентов и даже ошибки в лечебно-диагностической работе. Большую пользу приносили клинические конференции с участием кафедр мединститутов и БГИУВ. И всё это – без ожидания приказов и указаний от административных инстанций. При этом я не только сам, как руководитель учреждения, принимал решения и давал указания, но всегда заботился об общественном взаимопонимании. Честно говоря, я тоже принимал участие в деятельности общественных объединений, помогая им в работе, советуя и советуясь. На такое же сотрудничество и взаимопонимание я рассчитывал позже, когда в период распада Советского Союза создавал общественные объединения врачей, сначала в г. Минске, а затем в республике.
Возвращаясь к истории ОО БАВ, надо сказать, что в первые годы становления независимой Республики Беларусь, мы чувствовали себя востребованными в сложных процессах реорганизации. Нас приглашали для совета, для разработки и редактирования проектов новых законов, концепций, приказов. Складывались уважительные, и даже доверительные отношения с руководством Минздрава, с депутатами-врачами. Однажды при знакомстве с одним из вновь назначенных министров мне было позволено обращение по прямому телефону, и даже на домашний телефон. А мы, в свою очередь, через организационные структуры проводили информационно-разъяснительную работу. В период новой истории Республики Беларусь практически все министры здравоохранения публично и в интервью нашему журналу высказывались о делегировании прав и полномочий ассоциации врачей. Была поддержка и со стороны депутатов Постоянной комиссии по здравоохранению Палаты представителей Национального собрания. В 2005 году на должность председателя ОО БАВ был избран В.Н. Лекторов*, а на должность одного из заместителей председателя – В.М. Исаев**. Именно с их участием вносилось существенное расширение содержания статьи №53 закона «О здравоохранении».
Примечание: * Лекторов Валерий Николаевич. Депутат Верховного Совета БССР XIII созыва, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь I, II и III созывов (председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи во II созыве; заместитель председателя Комиссии по социальной защите - в III созыве), депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. ** Исаев Владимир Михайлович, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи (III созыв).
Почему же все-таки не реализовывались предложения о делегировании прав и полномочий общественным объединениям? На этот вопрос пока никто обстоятельно не ответил.
Логически рассуждая и опираясь на свой опыт, я думаю, что решение этой проблемы зависит прежде всего от министров здравоохранения. Причем здесь речь идет не о банальном нежелании или о мотивированном отказе. Причина скорее в беспрецедентности таких преобразований. Мы не нашли подобного опыта в мировой практике. Но это не значит, что его совсем нет или что не надо его разрабатывать у нас.
Давайте мы с вами мысленно попробуем создать модель некой абстрактной многофункциональной системы, в которой весь персонал, управленческий и исполнительный, одинаково заинтересован в достижении конечных результатов. Попытаемся на её примере представить себе некоторые нюансы отношений между участниками системы.
Но сейчас я предлагаю сделать некоторый перерыв, чтобы подумать и потом продолжим наше обсуждение.