Обсуждение темы о делегировании полномочий. Часть II

27.12.2013
2
0

Обсуждение темы о делегировании полномочий Министерства здравоохранения  общественным объединениям врачей. Часть II

Да простят  меня руководители верхних уровней системы здравоохранения за то, что я попробую провести параллели между функциями управления всей нашей отрасли и управлением  низового звена, описанного в первой части нашего обсуждения (поликлиники №3 и №15).

Скажу сразу, что мне в поликлиниках было проще реорганизовывать и управлять, так как я был ближе к переднему краю и видел всю ситуацию в учреждении. Я мог создавать новые службы, кабинеты, отделения и  делегировать им определенные полномочия (раньше мы не пользовались такими терминами), закрепляя их в должностных инструкциях и положениях. С другой стороны, мое вышестоящее руководство не запрещало мне проводить научные исследования деятельности поликлиник и вводить новые организационные формы. Мы проводили реорганизацию, анализировали результаты и докладывали «по команде». Тем самым новые формы организации амбулаторной помощи получали официальное признание и служили примером для подражания.

Что касается полномочий по  вопросам этики и деонтологии, то мы их делегировали общественности и закрепляли это в решениях партийной и профсоюзной организаций или в решениях собраний трудовых коллективов. Я был заинтересован в общественной помощи и контроле, а потому участвовал в формировании общественных организаций и поддерживал с ними постоянное сотрудничество.  Думаю, что если бы я тогда сказал, что «инициатива в данном случае должна идти снизу, а не сверху» (интервью с В.А. Остапенко), то и результат был бы таким же малоэффективным, как это наблюдалось в последующие годы во всей системе здравоохранения.

Приведу еще одну цитату из интервью В.Н. Лекторова (2005 г.): «К сожалению, приходится констатировать, что нередко руководители разных уровней системы здравоохранения осторожничают в установлении сотрудничества с общественными объединениями. То ли не верят в бескорыстную помощь, то ли подозревают в посягательстве на власть, хотя властные полномочия давно определены законодательством и ни одно общественное объединение на них не претендует. Видимо, такова психология современного руководителя». 

Есть и «другая сторона медали»: ситуация «осторожничания» в сотрудничестве с общественными объединениями порождает оппозиционные отношения. А как же иначе? Нежелание органов управления привлекать, выслушивать и обсуждать создает атмосферу противостояния. Нонсенс в том, что обе стороны преследуют одинаковые цели, следовательно, находятся по одну сторону баррикады, а взаимодействия нет. Значит, есть еще одна линия противоборства, хотя и невидимая.

Как я представляю себе эффективное сотрудничество двух сторон?

Прежде всего, надо исходить из того, что приоритет прав и полномочий принадлежит  по определению Министерству здравоохранения. Следовательно, именно оно должно быть заинтересовано в развитии сотрудничества и со всей ответственностью должно включиться в организацию интеграционных процессов.   

Во-первых, надо исследовать ширину и глубину проникновения общественных объединений в структурные формирования системы здравоохранения. При необходимости надо оказать поддержку в формировании сети общественных организаций.

Во-вторых, необходимо обстоятельно обсудить необходимость, возможность и целесообразность делегирования определенных полномочий на конкретных уровнях управления.

В-третьих, определить: перечень исполнителей делегированных полномочий (должности или фамилии), время (рабочее, не рабочее), места исполнения, оплачиваемость работы (да, нет); определить приоритеты и последовательность выполнения задач.

В-четвертых, обязательно определиться со степенью доверия к исполнителям, решить вопросы учета, отчетности и контроля.

В-пятых, определить систему финансово-экономических отношений.

Формулирование и решение этих задач покажет значимость юридических и экономических составляющих сотрудничества. Опираясь на накапливаемый опыт, можно будет принимать решение о степени юридического сопровождения, т.е. надо ли принимать закон об общественных медицинских объединениях. Может быть, вообще надо будет рассматривать вопрос о  создании республиканского государственно-общественного объединения или отраслевого общественно-республиканского объединения. Ведь в нашей отрасли, как ни в какой другой, принимаются решения и выполняются действия, касающиеся здоровья и жизни человека.

А теперь давайте еще раз сделаем перерыв на раздумье. 

Позвольте мне, пользуясь случаем,  поздравить всех вас с наступающим Новым годом, пожелать крепкого здоровья, счастья и успехов в вашем благородном труде!

До следующей встречи в нашем блоге.  

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...