Опыт работы ММА России
Опыт работы ММА России. Роль общественных медицинских объединений в реформировании здравоохранения
Два года назад в ноябре-декабре 1991 года в связи с изменением общественно-политической обстановки в России создались благоприятные условия для реформирования здравоохранения. Основная программа реформирования здравоохранения была связана с заменой бюджетного здравоохранения на бюджетно-страховое. Формирование страховой медицины в России потребовало и создания совершенно нового объединения медицинских работников, которое будет осуществлять общественные функции по повышению качества медицинской помощи в условиях страховой медицины. Таких общественных медицинских объединений в России на тот момент времени не было, хотя уже существовала Ассоциация врачей России. Однако ни по уставной деятельности, ни на практике эта Ассоциация не намерена была заниматься реформированием здравоохранения. Вот почему было принято решение о создании иной Ассоциации с новой программой и уставом. Нас поддержало несколько регионов России, крупные деятели здравоохранения РФ, директора НИИ, главные врачи многопрофильных больниц, РАМН, РАМСО и 5 июня 1992 года была учреждена ММА.
Одна из основных задач ММА - повышение качества медицинской помощи населению РФ путем сертификации и последующего лицензирования. Однако без правовой базы ММА не могла осуществлять эти Функции. В целом необходимо отметить, что законодательная, правовая база реформирования здравоохранения в значительной степени отставала. И перед ММА встала задача ускорения подготовки и принятия Верховным Советом РФ этой новой законодательной базы. В июле 1993 года президентом Ельциным Б.Н. были подписаны и вошли в силу "Основы законодательства РФ по здравоохранению", где определен статус медицинских ассоциаций в РФ. В частности в этом документе говориться: “Профессиональные медицинские и Фармацевтические организации принимают участие:
в разработке норм медицинской этики и решения вопросов, связанных с нарушением этих норм,
в создании стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении им квалификационных категорий.
в лицензировании медицинской и Фармацевтической деятельности.
в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности Фондов обязательного медицинского страхования.
профессиональные медицинские и Фармацевтические ассоциации в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий, давать им соответствующие сертификаты специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий".
Мы полагаем, что этого будет достаточно для начала конкретной работы ММА по сертификации врачей в РФ. Вместе с тем, оказалось, что это было условие необходимое, но не достаточное. Для того, чтобы Медицинская ассоциация начала полноценно осуществлять свою функцию необходима социальная база, а именно - создание сектора частнопрактикующих врачей и приватизированных объектов здравоохранения. До сих пор в России этих условий, этой социальной базы нет, "Частные госпитали", "частные медицинские центры" находятся в трудном положении, арендуя помещения в государственных больницах. Их положение весьма зависимо и неустойчиво. Да и количество этих частных медицинских учреждений невелико.
Задача ММА в настоящее время состоит в том, чтобы ускорить процесс приватизации объектов здравоохранения. К. сожалению общественно-политическая обстановка в России, особенно после выборов в Государственную Думу не создает благоприятные условия для динамичного процесса приватизации лечебно-профилактических учреждений. С другой стороны все возрастающий уровень добровольного и обязательного медицинского страхования свидетельствует о том, что приватизируемым медицинским учреждениям не грозит банкротство. Помимо этого приватизацию медицинских учреждений можно начать с тех, которые для государства являются обременительными: недостроенные больницы, больницы, требующие капитального ремонта, поликлиники малого и сверхмалого размера и др. Возможна приватизация части больниц старой постройки, требующая дорогостоящей реконструкции, на которую у местных органов здравоохранения нет денег.
На сегодняшний день приватизация объектов здравоохранения - основная задача в реформировании здравоохранения России.
Сегодняшний форум медицинских ассоциаций Беларуси, Украины и России - первый, и хотелось бы поговорить о перспективах взаимодействия медицинских ассоциаций независимых государств. Нам представляется, что такие совещания должны быть местом встреч для обмена опытом и решения общих проектов. На данном совещании мне хотелось бы предложить следующее - подготовить и подписать обращение медицинских ассоциаций Беларуси, Украины и России к главам законодательной и представительной властей о запрете телевизионной рекламы спиртных напитков и табака. Наша ассоциация неоднократно обращалась к руководителям телевизионных компаний, находящихся в Москве, но это не дало результата. Нам представляется, что наше требование должно быть опубликовано в “Медицинской газете" и разослано президенту РФ, в Государственную Думу, президентам телевизионных компаний и в другие организации.
Нам представляется, что необходимо создать консультативный орган медицинской ассоциации независимых государств для того, чтобы быстро осуществить совместные акции на благо здравоохранения стран СНГ.