Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Мнение первого председателя Белорусской ассоциации врачей Михаила Киселева. Часть I

07.01.2014
56
1

Прежде чем рассуждать о проблемах этики и деонтологии, давайте поговорим о сущности самого человека. 

В целом можно сказать, что человек – это живое, мыслящее, социальное существо. У него есть своя автоматическая биологическая система жизнеобеспечения, обусловленная генетическими программами. Это основа живого организма.

Как мыслящее существо, человек постоянно анализирует и дает оценку как внутреннего своего состояния, так и состояния окружающей среды. Биологическая и психологическая системы действуют параллельно, оказывая ограниченное взаимовлияние. Сознание принимает участие в выборе и обеспечении среды обитания, условий проживания, труда, питания и многое другое.  

Как социальное существо, человек находится в состоянии взаимозависимости с окружающим обществом. С одной стороны – это симбиоз и взаимозависимость. С другой стороны – противостояние, конкуренция, эксплуатация, вплоть до физического истребления других людей. 

Извечной проблемой человечества является поиск «золотой середины» в отношениях между людьми. В здравоохранении это отражается в виде принятия кодексов этики и деонтологии, охватывающих широкий спектр межличностных отношений. Обсуждаются понятия профессионализма, ответственности, врачебных ошибок, простой человеческой порядочности, честности, взаимоуважения. В целом в обществе разброс человеческих достоинств и пороков имеет свое относительно стабильное статистическое распределение от добра и самопожертвования до безграничной агрессивности.  К сожалению, многие человеческие недостатки имеют место и в нашей медицинской среде. Здесь тоже есть разные характеры, разное понимание порядочности, чести и достоинства, что проявляется как в отношениях между самими медиками, так и в отношения к пациентам. Последний сектор отношений нашел свое отражение в так называемом стиле патернализма.  Распространенность его приводит к тому, что врач может забыть об уважении прав и личных достоинств пациента, о его праве на информированное согласие. Лишь только тогда, когда такой врач сам оказывается в роли пациента, он начинает понимать негативизм патернализма. Бывает, конечно, что к пациенту-врачу относятся более уважительно, но бывает и напротив, могут отругать, унизить, а то и прооперировать без его согласия, не говоря о том, что сплош и рядом могут назначать лекарства без согласия пациентов, даже в случаях, когда этот пациент тоже врач и мог бы принять участие в обсуждении вариантов лечения.

В целом актуальность этой проблемы обострилась в годы развала СССР в связи с распадом единой государственной системы здравоохранения и возникновением негосударственных и коммерческих форм оказания медицинской помощи.

В Республике Беларусь в 1997 г. Советом ОО БАВ был разработан первый проект Кодекса врачебной этики, который редактировался с участием юристов Минздрава. Он был  одобрен I съездом врачей Республики Беларусь (25.06.98 г.), утвержден приказом МЗ РБ (№137 от 3.02.99 г.) и утвержден решением Совета Белорусской ассоциации врачей (21.05.99 г.) [<https://doktora.by/> Глава 6, «Другие публикации»; глава 5, приложение, решение коллегии МЗ РБ №1 от 22.01.1997 г. Этика и деонтология].  В настоящее время это направление деятельности врачей регламентируется Положением о Комиссии по медицинской этике ОО «Белорусская ассоциация врачей» (сноска: http://www.beldoc.by/page/7/72/).

Но опыт последующих лет показал, что одного факта существования Кодекса врачебной этики еще не достаточно для систематического выполнения его положений. Текст этого документа может быть во всех учреждениях, но для того чтобы он выполнялся необходима соответствующая психологическая среда. Наиболее эффективно этот вопрос решается созданием общественных объединений в медицинских организациях (группы или первичные организации ОО БАВ или других ОО). 

У меня есть опыт участия в обсуждениях конфликтов общественными организациями. Это были разборы жалоб, врачебных ошибок, нарушений Кодекса врачебной этики. Уверяю вас, что уже лишь сам факт проведения таких обсуждений в учреждениях способствует уменьшению нарушений и, соответственно, сокращению количества административных наказаний. В таких коллективах заметно улучшается психологический климат (отношения между медицинским персоналом, отношения к пациентам). А косвенно даже улучшаются результаты лечения.

Возвращаясь к началу этого обсуждения, хочу высказать и такую мысль. Мы, медики, не каста исключительных идеальных людей. В нашей среде должны быть и есть личности с, мягко говоря, не идеальными качествами. Более того, с введением платного обучения студентов и снижением уровня вступительного отбора абитуриентов качество молодых врачей может ухудшиться. Следовательно, не строя иллюзий, надо подумать и о минимизации отрицательных результатов деятельности таких сотрудников. Что-то надо научиться минимизировать или прощать, для чего-то надо научиться создавать условия, предотвращающие проявление негативных качеств. И это касается не только сотрудников низовых звеньев, но и руководителей различных уровней. Такова реальность.  Прожив относительно долгую трудовую и общественно активную жизнь, общаясь с множеством различных людей, включая руководителей разных уровней, я считаю себя обязанным в пределах этических норм затронуть и эту проблему.

Да, мне приходилось общаться с высокопоставленными людьми, например, с Первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии Н.Н. Слюньковым, со всеми министрами здравоохранения Беларуси, начиная с И.А. Инсарова, с представителями разных уровней руководящих органов законодательной и исполнительной власти. Я видел руководителей в работе и в их общении с другими людьми. В целом, получилась весьма внушительная вереница личностей и их характеров. Встречались руководители с высокой эрудицией, умеющие слушать и четко излагать свои мысли, держать слово и выполнять обещанное. Но бывали и такие, которые избегали встреч, заставляли долго ждать в приемной, нарушая назначенный срок, затягивали сроки ответов на письменные обращения или вообще не отвечали, а иногда не выполняли своих обязательств, записанных в официальных договорах. Были и такие, которые принимали за истину наушничество и наговоры, не утруждая себя проверками, а следовательно, активно или пассивно способствовать отрицательным или даже преступным последствиям. Говоря об этом сейчас, я хочу проиллюстрировать недопустимость непререкаемости руководителей, как говорится, по должности. Эта оценка и уважение должны получаться не по должности, а по делам. Следовательно, если вышестоящие должностные лица вкупе понимают суть проблемы, то они должны, открыто или под каким-то другим благовидным предлогом, придумать механизмы контроля и коррекции деятельности всех руководителей. 

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

Гость
Уважаемый Михаил Петрович!
С поведением высших медицинских ( да и не только) чиновников мне также приходилось встречаться. И я также как и Вы видел и слышал как министры ( а тем более их заместители) говорили одно, а делали совсем другое. Иногда их оправдывали обстоятельства в которых им приходилось вести себя так, а не иначе, но чаще всего если они видели перед собой достойного соперника, двуличие было их или защитной реакцией или открытым наглым лицемерием если их визави был значительно ниже рангом.
Но я хочу сказать о другой этике и деонтологии. Об этих категориях между врачом и пациентом. Это значительно важнее, чем предыдущие взаимоотношения. И здесь в основу должен быть положен п прервый принцип:"боль пациента важнее и неотложнее, чем твоя боль"
Второй принцип:"врач - человек обладающий безграничным ТЕРПЕНИЕМ". И, наконец, третий принцип:"Если врач и пациент вместе против болезни - недуг может быть побежден, или, по крайней мере, отступит". Конечно я говорю о прописных истинах. Но убежден - если руководствоваться и жить в медицине по этим принципам, не взирая на экономические, политические, социальные и другие условия, можно стать настоящим ВРАЧЕМ.
28.06.2014, 22:06


‡агрузка...