Белорусская ассоциация врачей не имеет полномочий, чтобы самостоятельно регулировать свою деятельность (статья из "СБ-Беларусь сегодня")
В период парламентских выборов в Беларуси мы разместили публикацию в газете "Советская Белоруссия" - "Беларусь сегодня" №173 от 9.09.2016 г. под заглавием "Спросите у докторов".
В статье рассказано о состоянии белорусского здравоохранения и опыте Российской Федерации, высказаны надежды на обсуждение и совершенствование белорусского законодательства, на участие в этих процессах практических врачей.
В настоящей публикации дублируется газетная статья, что дает возможность посетителям нашего блога разместить свои комментарии.
Спросите у докторов
Как будет развиваться система здравоохранения? Чего ждать в ближайшие годы от нашей медицины? В Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 — 2020 годы сделан четкий акцент на профилактические, образовательные, научные мероприятия. Чтобы взять под контроль неинфекционные заболевания, сформировать приверженность к здоровому образу жизни, ответственность у людей за свое самочувствие и жизненный тонус.
Приоритет отдан медико-социальным программам, которые направлены на рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни, совершенствование службы охраны здоровья матери и ребенка и многое другое. И, по сути, впервые в реализации комплекса таких мер предполагается участие широкого круга министерств и ведомств. Думается, в создании единой профилактической среды логично участие и всего общества, в том числе общественных организаций. Что касается медицины, то в нашей стране зарегистрированы многочисленные узкопрофильные общества и одно республиканское ОО «Белорусская ассоциация врачей», пока не имеющее юридического статуса национального государственно-общественного объединения. Все эти структуры готовы совместно с Минздравом участвовать в реформировании системы здравоохранения, но практически мало востребованы.
Задачи Белорусской ассоциации врачей, которую я имел честь в свое время возглавлять, — «повысить корпоративную солидарность, защитить честь и достоинство коллег, оказать помощь в профессиональной подготовке и обучении специалистов». Однако объединение не имеет полномочий, чтобы самостоятельно регулировать свою деятельность. Нет соответствующего законодательства. Хотя Совет ассоциации с первых лет ее существования вносил предложения в Минздрав и высшие органы власти о передаче определенных прав и полномочий медицинским общественным объединениям, и это неоднократно публично обсуждалось. Более того, в соответствии с Указом Президента от 3 января 2013 г. № 1 была подготовлена концепция проекта Закона «О саморегулируемых организациях», однако она не была согласована и в план подготовки законопроектов уже не включалась. В то время как Россия приобрела новый опыт: там было радикально изменено законодательство о здравоохранении, создана Национальная медицинская палата, установлена правосубъектность медицинских профессиональных некоммерческих организаций (не менее 25% от личного членства) и критерии, по которым им могут быть делегированы отдельные функции. Также рассматривается вопрос о введении обязательного членства врачей (медработников) в подобных объединениях по аналогии с федеральными законами, регламентирующими профессиональную деятельность судей, адвокатов и нотариусов. Хотелось бы, чтобы эти вопросы появились в повестке дня и у нас. Ведь медики могут и должны влиять на развитие здравоохранения, поскольку знают ситуацию изнутри.
Да, нам есть чем гордиться. Последние годы размер государственных расходов на здравоохранение находится на уровне многих европейских стран. В 2015 году, к примеру, вложения составили 5,9% ВВП. И в целом отрасль динамично развивается. За 20 лет полностью модернизированы все звенья системы — от ФАПов до областных больниц. Создано 17 РНПЦ. Реализуются государственные программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Инновационные биотехнологии» и другие. Активно развивается трансплантология, которая, по оценке экспертов ВОЗ, определяет сам уровень медицинской помощи в стране. Очевидно, что современные технологии делают экономически состоятельной и конкурентоспособной национальную систему здравоохранения. Но рано еще говорить о решении всех проблем. Ведь, увы, не остались в прошлом очереди на амбулаторные приемы и стационарное лечение, порой палаты недостаточно комфортны и «перенаселены», не хватает душевых, санитарных комнат... При наличии в стране четырех медицинских университетов и достаточном выпуске специалистов налицо дефицит врачей первичного звена. В поликлиниках врачи перегружены, особенно в сезон подъема заболеваемости. Итог этого — профессиональное выгорание, вызывающий досаду формализм в медицине. В общем, вопросы есть. И на них надо отвечать вдумчиво и обстоятельно. Общественная инициатива медиков здесь была бы только в помощь.
Михаил Киселев