Здравоохранение Беларуси и России. Status quo nunc*
Предисловие. В двух предыдущих публикациях мы разместили тексты нашего обращения в Администрацию Президента РБ и ответ Минздрава по вопросам развития системы белорусского здравоохранения. В ответе отмечен ряд положительных организационных решений и достижений. Но не нашла отражения тема о государственно-общественном сотрудничестве. В данной публикации еще приведена дополнительная академическая информация об организации белорусского здравоохранения (выдержки из опубликованных лекций – <http://lektsii.org/3-126898.html>) и информация из российского опыта <http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>.
В Республике Беларусь действуют 2 формы здравоохранения (ЗО): государственная и частная.
Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
- профилактическую направленность здравоохранения;
- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;
- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
- координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;
- участие общественности и граждан в охране здоровья населения.
Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:
1) государственный характер ЗО – государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства здравоохранения).
2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи.
3) профилактическая направленность с-мы ЗО – один из ведущих принципов:
- организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;
- формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);
- широкий охват населения диспансеризацией;
4) единство ЗО – единство лечения и профилактики, науки и практики;
5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение;
6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья;
7) прогнозирование;
8) интернационализм в ЗО – помощь другим странам, координация действий.
Страховой медицины в РБ нет, имеется страхование определенных случаев, а не перечня медицинских услуг. Монополия принадлежит Белгосстраху, остальные не составляют и 1%.
Платные услуги в РБ – 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление Совета министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.
Значимые принципы развития систем ЗО (резолюция ВОЗ принята в 1973г.):
а) государство несет ответственность за охрану здоровья населения,
б) развитие индивидуальной и общественной профилактики,
в) доступность населению квалифицированной медицинской помощи,
г) широкое использование медицинской науки,
д) участие во внедренных программах всего населения.
4 направления реформирования ЗО в мире (по данным ВОЗ):
а) переход от системы Бевериджа (государственной медицины) к системе Бисмарка (к страховой медицине): Россия, Болгария, Венгрия, Польша;
б) переход от системы Бисмарка (страховой медицины) к системе Бевериджа (к государственной медицине): Испания;
в) добавление рыночных элементов к системе Бисмарка: Нидерланды;
г) добавление рыночных элементов к системе Бевериджа: Великобритания.
(Источник - http://lektsii.org/3-126898.html )
В Российской Федерации в настоящее время проводится комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для формирования системы саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников):
- разработка перечня функций, предполагаемых к передаче некоммерческим профессиональным организациям;
- заключение договоров о сотрудничестве;
- оказание методической помощи медицинским организациям и медицинским работникам по вопросам вступления в профессиональные некоммерческие организации врачей (медицинских работников);
- повышение квалификации кадров для организации и управления профессиональными некоммерческими организациями;
- включение представителей профессиональных некоммерческих организаций в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии Минздрава России;
- привлечение профессиональных некоммерческих организаций к решению вопросов социально-экономического развития здравоохранения;
- создание при Министерстве здравоохранения координационных советов по взаимодействию с профессиональными некоммерческими организациями;
- привлечение представителей профессиональных некоммерческих организаций для проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
В рамках саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников) предполагается передача отдельных функций и полномочий органов исполнительной власти:
1. Процедура допуска к специальности: сертификация, аккредитация и пр.;
2. Организация и обеспечение совершенствования врачами профессиональных знаний и навыков, включая непрерывные формы обучения, и аттестации для получения квалификационной категории;
3. Разработка, утверждение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи и контроль за их исполнением;
4. Досудебное урегулирование споров, включая проведение независимой медицинской экспертизы;
5. Страхование рисков врачей (медицинских работников) при оказании медицинской помощи гражданам;
6. Согласование нормативов объемов медицинской помощи, устанавливаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования, а также порядка и структуры формирования тарифов на медицинскую помощь и способов ее оплаты;
7. Анализ объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации, стоимости объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевых нормативов финансирования в субъектах Российской Федерации, и выработка предложений по оптимизации расходов системы обязательного медицинского страхования;
8. Ведение учета и анализа деятельности некоммерческих профессиональных организаций врачей (медицинских работников).
Разрабатываются способы законодательного закрепления саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников): постановлений правительства и специального федерального закона; создание общественно-государственной организации, объединяющей врачей (медицинских работников) по аналогии с РОСТО «ДОСААФ» (обязательное членство). Ссылка:
<http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=17699>
Два вышеприведенных перечня пунктов, кроме основного смыслового содержания, вызывают еще и ряд других попутно возникающих вопросов: а каковы будут образование и квалификация «общественных» работников (исполнителей), кто и из каких источников будет оплачивать их труд, какова ответственность? Если работы выполняются на общественных началах, то кто и как будет оценивать трудозатраты по основному месту работы? Каков юридический статус общественных работников?
Сравнение систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации показывает значительные различия, которые взаимно не учитываются, включая Договор о Союзном государстве (за исключением статьи 18 «Обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий»).
Белорусское правительство не проявляет интереса к идеям о «саморегулировании профессиональной деятельности врачей», о создании единой в республике национальной государственно-общественной организации врачей с обязательным членством и с передачей им отдельных прав и полномочий. На вопрос о сотрудничестве с общественными объединениями Министерство здравоохранения ответило: «В настоящее время активно функционирует Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения, добровольное членство медицинских работников в котором составляет 98%. Кроме того, в Республике Беларусь созданы и активно функционируют ряд общественных врачебных организаций (ассоциация врачей, ассоциация врачей общей практики и др.)».
В настоящее время Министерство здравоохранения монопольно выполняет все свои обязанности. При этом показываются многочисленные успехи и преимущества в сравнении с Российской Федерацией. Тем не менее в этой системе, кроме успехов, есть свои огрехи, которые в большой степени относятся к сфере медицинской этики и деонтологии. Принято считать, что такими проблемами должны заниматься профессиональные общественные объединения. И действительно на заре государственной «незалежности» Беларуси первый Кодекс врачебной этики разрабатывался общественным объединением «Белорусская ассоциация врачей». Он был одобрен Первым съездом врачей Беларуси, объявлен в приказе Минздрава и даже (в порядке контроля) обсуждался Коллегией Министерства здравоохранения (1997 г). Все последующие годы в составе Совета ОО БАВ постоянно функционирует Комиссия по медицинской этике и деонтологии. Беда только в том, что в Ассоциации врачей состоит всего лишь около ¼ всех практикующих врачей и в большинстве медицинских учреждений отсутствуют первичные организации БАВ, бездействуют комиссии по этике, не чувствуется атмосферы коллективизма, взаимопомощи, коллективной совести.
Таково в общих чертах состояние систем здравоохранения в Республике Беларусь и в Российской Федерации (Status quo nunc*). Тема очень сложная и дискуссионная. Давайте опять подумаем и посоветуемся. Приглашаю вас высказать свое мнение (в комментариях в конце публикации). Пусть будет очень коротко, но уважительно. При большинстве отрицательных отзывов может быть принято решение о прекращении дальнейшего обсуждения и закрытии этой темы в блоге.
Михаил Киселев
_________________
*status quo nunc – (лат.) положение, в котором дела находятся ныне