Зеленкевич И.Б. С УЧЕТОМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА
Зеленкевич Игорь Борисович, министр здравоохранения Республики Беларусь
(К съезду врачей РБ) Публикация в журнале "Медицина", 1998, №3, С. 2.
Министерство здравоохранения считает, что важнейшей задачей съезда является определение стратегии и перспектив развития отрасли в новой политической, социально-экономической и медико-демографической ситуации.
Мы пришли к выводу, что реформируя здравоохранение, лучше ориентироваться на широко распространенные в Европе национальные системы здравоохранения, преимущественно финансируемые за счет налогов; что система здравоохранения должна соответствовать сложившейся политической, социально-экономической ситуации и, прежде всего, обеспечивать закрепленные в Конституции Республики Беларусь права граждан на получение доступной и бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.
При разработке нового проекта Концепции развития отрасли мы изучили опыт введения бюджетно-страховой модели здравоохранения в отдельных регионах Российской Федерации, учли выявившиеся негативные последствия введения медицинского страхования и пришли к выводу, что нам не следует связывать проведение своих реформ только с обязательным медицинским страхованием.
В то же время и действующая система финансирования отрасли, практически не дающая возможностей для повышения интенсивности, качества труда медиков и рационального использования ресурсов экономическими методами, уже давно изжила себя. Назрела необходимость обеспечить повышение экономической самостоятельности и ответственности органов и учреждений здравоохранения, внедрить отдельные оправдавшие себя на практике элементы ранее внедрявшегося нового хозяйственного механизма, а также отдельные формы и методы организации и финансирования медицинской помощи, используемые в системах медицинского страхования. Важно также создать соответствующие условия для более рационального использования ресурсов, перераспределения объемов медицинской помощи со стационарного уровня на амбулаторный с использованием стационарозамещающих технологий, введения оплаты труда по его объему и качеству.
При органах управления здравоохранения было бы целесообразным создать фонды развития здравоохранения, финансируемые на основе установленных норм средней стоимости медицинской помощи на одного жителя. Устанавливать нормы средней стоимости медицинской помощи следует на республиканском и территориальном уровне, исходя из средней стоимости одного койкодня в стационаре, одного посещения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, одного вызова скорой медицинской помощи.
Снижение жизненного уровня народа в 90-е годы привело не только к резкому ухудшению здоровья, но и обострило морально-этические отношения в обществе. Психология рыночных отношений стимулировала рост эгоистических настроений в обществе, ослабило чувство сострадания. Чаще стали проявляться душевная черствость, невнимание, а порой грубость и профессиональная халатность.
Поэтому одним из важнейших направлений деятельности должно стать решение медико-этических проблем, соблюдение прав пациента.
Минздрав проводит большую работу по рассмотрению жалоб и заявлений граждан, принимает строгие решения при обоснованных претензиях. Однако опыт показывает, что только дисциплинарными мерами ситуацию трудно изменить. Главными судьями для врача должны быть и остаются собственная совесть и отношение коллег.
В связи с этим Министерство здравоохранения поддержало инициативу Белорусской ассоциации врачей по разработке первого в истории медицины нашей республики Кодекса врачебной этики. В каждом медицинском учреждении, а также на районном и областном уровне должны быть созданы комиссии по этике. Они должны давать общественную оценку случаям нарушения деонтологии и быть проводниками высокой культуры во взаимоотношениях между медицинскими работниками и пациентами. Следует всемерно развивать вековые врачебные традиции – профессионализм, принципиальность, взаимное уважение, уважение прав пациента.
Серьезную озабоченность вызывает неполная контролируемость частной медицинской практики. Значительную роль в улучшении качества и доступности ее должна сыграть конкуренция на рынке медицинских услуг. В то же время абсолютно очевидно, что процесс не может ограничиваться выдачей лицензий. Нужна отработанная и юридически оформленная система контроля качества услуг, предоставляемых частным медицинским сектором. Не исключено, что выдавать разрешения на частную практику целесообразно будет врачам, вступившим в общественную организацию, осуществляющую профессиональный надзор за работой своих коллег.
Мы прекрасно понимаем, что необходимо изменение нынешнего положения медицинского работника в обществе, улучшение его социальной защищенности, повышение ответственности и самостоятельности органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и финансовых проблем; строгое соблюдение требований медицинской этики и деонтологии, трудовой исполнительской дисциплины; интеграция деятельности всех государственных и общественных структур в области охраны здоровья населения. Хорошее здоровье - решающий вклад в экономическую активность; затраты на охрану здоровья - не утечка национальных ресурсов, а разумное их использование.