Зеленкевич И.Б. С УЧЕТОМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА

09.10.2013
5
0
Зеленкевич И.Б. С УЧЕТОМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА

Зеленкевич Игорь Борисович, министр здравоохранения Республики Беларусь    

(К съезду врачей РБ) Публикация в журнале "Медицина", 1998, №3, С. 2.

 Министерство здравоохранения считает, что важней­шей задачей съезда является определение стратегии и пер­спектив развития отрасли в новой политической, социаль­но-экономической и медико-демографической ситуации.  

Мы пришли к выводу, что реформируя здравоохра­нение, лучше ориентироваться на широко распространен­ные в Европе национальные системы здравоохранения, преимущественно финансируемые за счет налогов; что система здравоохранения должна соответствовать сложив­шейся политической, социально-экономической ситуации и, прежде всего, обеспечивать закрепленные в Конститу­ции Республики Беларусь права граждан на получение до­ступной и бесплатной медицинской помощи в государ­ственных учреждениях здравоохранения.

При разработке нового проекта Концепции развития отрасли мы изучили опыт введения бюджетно-страховой модели здравоохранения в отдельных регионах Российс­кой Федерации, учли выявившиеся негативные последствия введения медицинского страхования и пришли к выводу, что нам не следует связывать проведение своих реформ толь­ко с обязательным медицинским страхованием.

В то же время и действующая система финансирова­ния отрасли, практически не дающая возможностей для повышения интенсивности, качества труда медиков и ра­ционального использования ресурсов экономическими ме­тодами, уже давно изжила себя. Назрела необходимость обеспечить повышение экономической самостоятельности и ответственности органов и учреждений здравоохранения, внедрить отдельные оправдавшие себя на практике элемен­ты ранее внедрявшегося нового хозяйственного механизма, а также отдельные формы и методы организации и финан­сирования медицинской помощи, используемые в системах медицинского страхования. Важно также создать соответ­ствующие условия для более рационального использова­ния ресурсов, перераспределения объемов медицинской по­мощи со стационарного уровня на амбулаторный с использованием стационарозамещающих технологий, вве­дения оплаты труда по его объему и качеству.

При органах управления здравоохранения было бы целесообразным создать фонды развития здравоохранения, финансируемые на основе установленных норм средней сто­имости медицинской помощи на одного жителя. Устанавли­вать нормы средней стоимости медицинской помощи следу­ет на республиканском и территориальном уровне, исходя из средней стоимости одного койкодня в стационаре, одного посещения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, одного вызова скорой медицинской помощи.

Снижение жизненного уровня народа в 90-е годы при­вело не только к резкому ухудшению здоровья, но и обо­стрило морально-этические отношения в обществе. Пси­хология рыночных отношений стимулировала рост эгоистических настроений в обществе, ослабило чувство сострадания. Чаще стали проявляться душевная чер­ствость, невнимание, а порой грубость и профессиональ­ная халатность.

Поэтому одним из важнейших направлений деятель­ности должно стать решение медико-этических проблем, соблюдение прав пациента.

Минздрав проводит большую работу по рассмот­рению жалоб и заявлений граждан, принимает строгие решения при обоснованных претензиях. Однако опыт показывает, что только дисциплинарными мерами си­туацию трудно изменить. Главными судьями для врача должны быть и остаются собственная совесть и отно­шение коллег.

В связи с этим Министерство здравоохранения под­держало инициативу Белорусской ассоциации врачей по разработке первого в истории медицины нашей республи­ки Кодекса врачебной этики. В каждом медицинском уч­реждении, а также на районном и областном уровне долж­ны быть созданы комиссии по этике. Они должны давать общественную оценку случаям нарушения деонтологии и быть проводниками высокой культуры во взаимоотноше­ниях между медицинскими работниками и пациентами. Следует всемерно развивать вековые врачебные традиции – профессионализм, принципиальность, взаимное уваже­ние, уважение прав пациента.

Серьезную озабоченность вызывает неполная конт­ролируемость частной медицинской практики. Значитель­ную роль в улучшении качества и доступности ее должна сыграть конкуренция на рынке медицинских услуг. В то же время абсолютно очевидно, что процесс не может ограни­чиваться выдачей лицензий. Нужна отработанная и юри­дически оформленная система контроля качества услуг, предоставляемых частным медицинским сектором. Не ис­ключено, что выдавать разрешения на частную практику целесообразно будет врачам, вступившим в обществен­ную организацию, осуществляющую профессиональный надзор за работой своих коллег.

Мы прекрасно понимаем, что необходимо измене­ние нынешнего положения медицинского работника в об­ществе, улучшение его социальной защищенности, повы­шение ответственности и самостоятельности органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и фи­нансовых проблем; строгое соблюдение требований ме­дицинской этики и деонтологии, трудовой исполнительс­кой дисциплины; интеграция деятельности всех государственных и общественных структур в области ох­раны здоровья населения. Хорошее здоровье - решаю­щий вклад в экономическую активность; затраты на ох­рану здоровья - не утечка национальных ресурсов, а разумное их использование.
 

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...