Медицинские аспекты текста Библии: размышления врача

Библия состоит из двух частей, 66 книг (39 — Ветхий, 27 — Новый Завет). Писали ее 40 авторов на протяжении примерно 1600 лет: канон Ветхого Завета — за 1400 лет до рождества Христова, а Новый Завет — через 100 лет после него. Среди авторов — цари (Давид и Соломон), вожди народа израильского (Моисей, живший за 1500 лет до рождения Христа; Даниил, Неемия), проро­ки (Исайя, Иеремия, Иезекииль), богословы (Ездра, Павел), музыканты (Асаф, сыновья Кореевы), врач (Лука), пастух (Амос), рыбаки (Петр, Иоанн), сборщик налогов (Матфей).

Библия (или ее части) переведена на 1800 языков. 97% населения мира читают ее на своем родном языке. Отец Александр Мень очень точно заметил:

"Далеко не все в Библии лежит на поверхности. Подобно иконе, она обладает своим условным язы­ком, своей специфической системой образов. И как приобщение к миру иконы требует от зрителя известной подготовки, так и чтение Библии требу­ет внутренней работы, вживания в особый библей­ский "Космос"... Она вознаграждает каждого, кто углубляется в нее без предубеждения, стремясь понять ее непреходящий смысл".

В Книге Книг содержатся гигиенические советы, во­просы этиологии, патогенеза, лечения различных заболе­ваний, диетические рекомендации. Много примеров ис­целения. Описываются различные методики и результаты лечения. Спектр охвата медицинской проблематики не­обычайно широк: хирургия, неврология, физиотерапия, психиатрия, особо опасные инфекции и т. д. Психотера­пия также может многое почерпнуть из Библии. Ведь она построена на идее веры: Веруй! И сбудется!

В Библии место врача в обществе определяется доста­точно низко: "И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его" (Бытие. Гл. 50.2). Или: "И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса ..." (2 кн. Паралип. Гл. 16.12,13); "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Кн. Притчей Соломон. Гл. 17.22).

Не потому ли медицина рассматривается у нас как сфера обслуживания?

Положение самого человека весьма противоречиво, так как, с одной стороны:"... сотворил Бог человека по образу Своему" (Бытие. Гл. 1.27), а с другой: "... человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль" (Иов. Гл. 25.6).

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. ... Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Бытие. Гл. 2.7, 20-23). Здесь и обезболивание, и хирургия, и генная инженерия.

"И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Бытие. Гл. 1.29). После потопа характер питания меняется: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте" (Бытие. Гл. 9.3, 4). Подробные рекомендации по употреблению в пищу скота, рыбы содержатся в главе 14 Второзакония.

Достаточно часто описываются посты. Следует со­блюдать их, в частности, при принятии важных решений: "... когда поститесь, не будьте унылы... " и "... помажь голову твою и умой лице твое" (Матф. Гл. 6.16, 17).

Много сказано о такой субстанции, как душа, Библия содержит ответ на этот вопрос: "... душа всякого тела есть кровь его, она душа его" (Левит. Гл. 17.14); "... строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом" (Второзакон. Гл. 12.23).

Нынешний бум с колдунами, экстрасенсами, био­энергетиками и прочими "целителями", как всегда, со­провождает переломный момент в развитии общества, государства. Библия давно определила отношение к по­добной деятельности и рекомендовала: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Левит. Гл. 19.31).

Когда Иисуса Христа спросили: "Учитель! какая наи­большая заповедь в законе?" — он ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим". И еще: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф. Гл. 22. 36, 37, 39).

Простые истины великой Книги контрастируют с часто встречающейся наукообразной заумью, за которой на деле ничего не стоит: "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими" (Лука. Гл. 21.34); "... нет... ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей" (Екклес. Гл. 3.12); "Всегда радуйтесь ... Все испытывайте, хорошего держитесь" (I послание к Фессалоник. Гл. 5.16,21).

Болезнь часто рассматривается как наказание за гре­хи: "... он вразумляется болезнию на ложе своем и жесто­кой болью во всех костях своих" (Иов. Гл. 33.19).

С таких же позиций можно рассматривать СПИД: "Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестест­венным. Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим­лян. Гл. 1.26, 27).

Нет конца оживленной дискуссии о правах и пробле­мах сексуальных меньшинств. Библия же однозначно осуждает мужеложство: " Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость" (Левит. Гл. 18.22); "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость, да будут преданы смерти, кровь их на них" (Левит. Гл. 20.13).

Исцелив параличного больного, зная, что его недуг от дурного образа жизни, Иисус "... сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Иоанн. Гл. 5.14).

Здоровый образ жизни может обеспечить заложенное в человеке долголетие: "... пусть будут дни их сто двадцать лет" (Бытие. Гл. 6.3).

В Святом Писании рекомендуется умеренное упот­ребление вина и осуждается пьянство: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (Первое послание к Тимофею. Гл. 5.23), "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Ефесян. Гл. 5.18).

Водолечение — один из основных методов в физиоте­рапии. Вот как описывается методика лечения: "Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда (Дом милосердия), при которой было пять крытых ходов: В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движе­ния воды; Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн. Гл. 5.2-4).

Есть сведения по хирургии: "И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лук. Гл. 10.34). Почти масляно-бальзамическая повязка по Вишневскому! Еще пример: "И сказал Исайя: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет" (Исайя. Гл. 38.21).

Апостол Лука, автор одного из Евангелий, был врачом. Кроме того, он написал книгу Деяний Апостолов. Про­фессиональная принадлежность нашла отражение в его текстах, в них есть тонкие медицинские подробности.

Иисус Христос и апостолы исцеляли парализованных, сумасшедших, прокаженных, слепых, немых, одержи­мых, горячечных, больных с кровотечениями, водянкой и т. д. Методика разнообразна: контактно и на расстоя­нии, индивидуально и в группе, с использованием подруч­ных средств и без них: "И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от прока­зы" (Матф. Гл. 8.2).

"Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их" (Матф. Гл. 20.34).

"Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть "отверзись". И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто" (Марк. Гл.7. 32-35).

Как же вели себя благодарные пациенты? "И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали... Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога" (Лук. Гл. 17.12,14,15). Следует ли врачам при несравнимо меньших благодеяниях для человечества рассчитывать на большую благодарность?

Вера во врачующего имеет колоссальное значение.

Даже Иисус Христос у себя на родине добивался меньших успехов в исцелении и не имел той ауры, которая сопро­вождала его в других местах: "... Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их" (Марк. Гл. 6.4-6).

К сожалению, забыта система психопрофилактики родов профессора Вельвовского. Илья Захарович, пола­гаю, тоже черпал из неиссякаемого библейского источни­ка: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Иоанн. Гл. 16.21).

"Каждый человек даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свой­ственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы суще­ствовать" (Александр Мень).