Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена?

07.10.2013
86
4

Итак, дорогие коллеги, по состоянию на начало октября 2013 года мы сформировали основную информационно-справочную базу нашего блога: как зарождались идеи создания национального общественного объединения врачей в Беларуси, как создавалась такая организация, участие в законотворческом процессе, сотрудничество с Минздравом и Палатой представителей НС РБ, контакты с другими общественными объединениями в РБ и за рубежом, обсуждение и поиск оптимальных вариантов правового регулирования сотрудничества государственных органов и общественных объединений. Были успехи и конкретные достижения, были недостатки и организационные упущения. Прошло два десятилетия, но самая трудная проблема – делегирование прав и полномочий общественным объединениям – осталась не преодоленной. Более того, вопрос этот не только не решён до настоящего времени, но пока еще не сформулировано окончательное мнение о целесообразности такого решения.



В главе «Интервью» нашего блога размещено 14 текстов. Для облегчения анализа высказываний по проблемам прав и полномочий общественных объединений сделана специальная выборка. Рекомендуем ознакомиться.



Беляков В.Л., председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, спорту и туризму  Верховного Совета РБ (1996 г.).



Вопрос. Сила законодательной власти заключается не только в мудрости депутатов. Во многом она зависит от связи с избирателями, а для депутатов-врачей – от связи с врачами республики, с общественными медицинскими организациями. Какие мероприятия такого плана намерены проводить Вы? Будут ли депутаты выступать на страницах нашего журнала?



Ответ. В нынешний Верховный Совет избраны депутаты-врачи высокого класса. Но всем нам надо осваивать новый для нас законотворческий процесс. Будем поддерживать связь с избирателями, с врачами, с медицинскими учреждениями и общественными объединениями. Мы открыты для контактов со средствами массовой информации, готовы сотрудничать с вашим журналом, давать информацию о работе Комиссии, о планах и проектах законодательных актов. Надеемся на обратную связь с населением и медицинскими работниками.





Интервью с депутатами-врачами Комиссии по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту Палаты представителей НС РБ Говорушкиным С.Н. (председатель), Руммо О.В. и Побяржиным З.И. (заместители) (1997 г.)



Вопрос. Белорусская ассоциация врачей существует более 5 лет. Проведено четыре съезда. С учетом реально существующей ситуации внесены изменения в Устав, в том числе отменено фиксированное членство и сбор членских взносов. Теперь каждый врач республики считается членом Ассоциации, но активность остается низкой. Порою о нас больше знают за границей, чем в своей республике. Как, на ваш взгляд, можно поправить положение?



Ответ. Побяржина З.И., (заместитель председателя Комиссии по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту Палаты представителей НС РБ). В первые годы и месяцы существования Ассоциации врачей, когда я работал в Кричеве, мы с большим энтузиазмом относились к этому движению. Собирали членские взносы, часто обсуждали свои внутренние проблемы и документы, которые вы нам присылали, на что-то надеялись. А потом все ушло в песок. Почему? А потому, что у Ассоциации не было никаких прав и полномочий. Если бы Минздрав делегировал нам какую-то часть своих прав, к примеру, независимую экспертизу, учебу, аттестацию, и если бы члены Ассоциации были дополнительно защищены, то активность была бы обеспечена. Мы думаем, что Ассоциация должна иметь возможность материальной поддержки нуждающихся врачей, иметь свои фонды негосударственного пенсионного страхования и страхования профессиональной ответственности. Все эти проблемы решены врачебными ассоциациями (палатами) многих западных стран. В некоторых государствах есть специальные законы о врачебном самоуправлении. Наше законодательство пока отстает, но сейчас созданы благоприятные условия для его совершенствования.



Зеленкевич И.Б. (1997г.), министр здравоохранения Республики Беларусь (1997 - 2001 гг.)



Вопрос. Какой бы Вы хотели видеть Белорусскую ассоциацию врачей? Какие права и функции можно ей передать?



Ответ. У Белорусской ассоциации врачей есть будущее. Сейчас нам понятны трудности ее развития. Видимо, она несколько опередила время и пока недостаточно воспринимается основной массой врачей. Сказались, конечно, и колебания общественной активности населения. Но в принципе наша республика не сможет обойтись без такой организации. Ей предстоит определять идеологию нашей профессии, принципы взаимодействия между коллегами, между врачами и пациентами, между медициной и общественностью. Ведь никто, кроме самих врачей, не знает всех особенностей нашей профессии, никто, кроме самих профессионалов, не может разобраться в сложностях лечебно-диагностического процесса, определить степень ответственности специалиста в конкретных ситуациях. Престиж профессии определяется не только уровнем технологии, но и чистотой помыслов специалистов, их беспристрастием к действиям своих коллег. Это должны понимать не только рядовые врачи, но и руководители учреждений. Немало бывает таких ситуаций, в которых приказ главного врача оказывается менее эффективным, чем мнение коллег-сослуживцев.



Конечно, для развития деятельности Ассоциации врачей необходимо ее наполнение конкретными функциями и правами. Думаю, что в рамках этой организации надо привлекать врачей к анализу и рецензированию деятельности медицинских учреждений, к оценке уровня профессиональных навыков своих коллег, к процессу лицензирования, сертификации, аттестации. Надо организовать работу с врачами, занимающимися частной практикой. Помогать им с информацией, с организацией своих конференций, но и объединять стремления к достижению высокого качества работы, к контролю деятельности своих коллег.



Важно участие Ассоциации в расширении контактов с общественностью. Это - пропаганда здорового образа жизни, забота об экологии, организация общественных программ по укреплению здоровья, информационные циклы в средствах массовой информации.



Министерство здравоохранения с пониманием поддержало инициативу о разработке и принятии Кодекса врачебной этики. Мы приняли участие в обсуждении проекта этого документа и будем рекомендовать руководителям всех уровней системы здравоохранения поддержать создание комиссий по этике в лечебно-профилактических учреждениях, в районах и областях.



Кодекс этики и положения о комиссиях по этике должны быть приняты на республиканском съезде врачей. Но съезд может быть проведен только в 1998 г. Учитывая особую важность проблемы и необходимость скорейшего введения этических норм, мы поддержим принятие временных вариантов этих документов. Это может быть сделано на расширенном заседании Совета Белорусской ассоциации врачей (основного разработчика проекта), Коллегии Министерства здравоохранения и Республиканского комитета профсоюза работников здравоохранения. К съезду врачей появится первый опыт, при необходимости могут быть внесены изменения.



Ореховский В.М. (1999 г.), первый заместитель министра здравоохранения, председатель рабочей группы по разработке проекта Закона «О здравоохранении»



Вопрос. Будут ли законодательно определены права и полномочия общественных медицинских ассоциаций?



Ответ. Законы двух союзных государств могут быть унифицированы. Здесь мы имеем дело не просто с общественными организациями. Объединены профессионалы, высококвалифицированные специалисты-ученые. Министерство здравоохранения заинтересовано в том, чтобы использовать их опыт, авторитет и искреннее стремление к совершенствованию системы здравоохранения. Возможности общественных объединений мы видим на опыте Белорусской ассоциации врачей. По их инициативе разработан и утвержден Кодекс врачебной этики и Положение о комиссиях по этике. Сейчас медицинские учреждения приступают к созданию таких комиссий. Думаю, что они смогут решать многие вопросы, связанные с медицинской деонтологией. Это очень важно для формирования нормальных отношений между коллегами, между врачами и пациентами. Ассоциация может защищать права своих членов. Большие возможности есть по внедрению в практику достижений медицинской науки. Ассоциация врачей может участвовать в различных формах повышения квалификации, в организации конференций, стажировок врачей, может давать характеристики своим членам при аттестации, выдвигать кандидатов к награждению, к повышению по службе. Белорусская ассоциация врачей принимала участие в подготовке проектов законов и некоторых нормативных актов. Эта работа продолжается и сейчас. Важную роль в формировании общественного мнения играет учрежденный Ассоциацией журнал «Медицина». Так что вопрос о расширении полномочий Ассоциации врачей вполне правомерен, и такая статья будет внесена в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».



Савченко Н.Е. (2000 г.),  академик НАН Беларуси, лауреат Государственных премий СССР и БССР, доктор медицинских наук, профессор,  экс-министр здравоохранения БССР (1966–1987 гг.).



Вопрос. Теперь хотелось бы обратиться к Вашему опыту общественной деятельности. Сейчас в Беларуси существует большое количество научных медицинских обществ и различных общественных медицинских объединений, зарегистрированных в Минюсте с правом юридического лица. В феврале текущего года состоялся V съезд Белорусской ассоциации врачей. Эта организация зарегистрирована в Европейском форуме медицинских ассоциаций как национальная ассоциация врачей Беларуси. Являясь председателем Белорусской ассоциации урологов и уже обладая определенным опытом, что бы Вы могли сказать о перспективах дальнейшего развития общественной деятельности врачей? Правильно ли мы стремимся к объединению врачебных обществ? И, наконец, что может повысить интерес врачей к активному участию в работе научно-практических профессиональных объединений?



Ответ. У нас богатые общественные врачебные традиции, берущие свое начало в земской медицине. Конечно, их надо возрождать. Другое дело, что мы еще не освободились от нашей профессиональной кастовости. Мы это видим и по нашей Ассоциации урологов. Мне кажется, что на данном этапе реальной ячейкой объединения является Ассоциация врачей. Создание отдельной ассоциации научных обществ в ближайшее время будет невозможно. Для многих пока остается непонятным, что может добавить такое объединение.



Белорусская ассоциация врачей - это всеобщая организация в республике, которая должна заниматься правами врачей, обучением, аттестацией. За рубежом все эти вопросы идут через ассоциацию. И у нас можно было бы привлекать профессиональные врачебные объединения к аттестации специалистов, к составлению профессиональных характеристик на своих членов, к решению вопросов о лицензировании, к рассмотрению спорных медицинских случаев. Административно это реализовать сложно. Думаю, что здесь надо привлекать БелГИУВ, в котором уже функционирует система аттестации. Можно начинать отработку модели с участием одного-двух обществ, включая их периферийные подразделения, которые располагают более полной информацией о своих членах. Конечно, к таким нововведениям могут болезненно относиться местные руководители, но решение этой проблемы выглядело бы очень красиво и политически, и этически. Кроме того, конкретными делами будет формироваться авторитет НМО и БАВ.



То, что в 1999 г. многие общественные объединения не пошли на перерегистрацию в Минюст, объясняется, с одной стороны, очень сложным порядком оформления документов, а с другой – необоснованными требованиями контролирующих органов и налоговой инспекции. Мы это хорошо прочувствовали на себе. Мне и теперь приходится каждый месяц подписывать по 19 бланков отчетности, в которых во всех графах стоят одни прочерки. Ведь мы не занимаемся хозяйственной  деятельностью, не выполняем никаких финансовых операций, и нам не о чем отчитываться. Думаю, что если Белорусская ассоциация врачей сможет в своем составе регистрировать МНО, то это сохранит их существование



Теперь о формах взаимодействия БАВ с существующими обществами и ассоциациями. Думаю, прежде всего, надо организовывать мероприятия, затрагивающие интересы разных специалистов. Мы, например, проводили научно-практические конференции с участием 3-х обществ: урологов, дермато-венерологов и гинекологов – по болезням, передающимся половым путем. Совместно с онкологами проводился семинар по проблемам рака предстательной железы. Надо выдвигать на обсуждение проблемы пограничного, медико-социального звучания, как, например, болезни мужчин пожилого возраста или обслуживание стомийных больных и т.п. А в общем, надо начинать, искать, пробовать. У нас общие цели и много общих проблем, которые легче решать вместе.



Улащик В.С. (2000 г.), экс-министр здравоохранения БССР (1987–1990 гг.), доктор медицинских наук, профессор



Вопрос. Как, на Ваш взгляд, должна развиваться дальше общественная деятельность врачей? Как лучше строить взаимоотношения различных медицинских обществ? Какой должна быть роль Белорусской ассоциации врачей?



Ответ. Врачи всегда были видными общественными деятелями. Эту историческую линию надо сохранять и всемерно развивать. И здесь решающая роль принадлежит Белорусской ассоциации врачей. Она должна объединять врачей не только в различных профессиональных начинаниях, но и в общественных делах. Вместе с профсоюзами она должна играть большую роль в социальной защите врачей. Вместе с Советом научных медицинских обществ Ассоциация могла бы объединить работу различных общественных организаций при обсуждении и решении проблем, общих для врачей всех специальностей. По моему мнению, Ассоциации следовало бы передать ряд управленческих функций, а также решение проблем досуга и отдыха врачей.



Казаков В.С. (2000 г.), экс-министр здравоохранения Беларуси (1990–1994 гг.)



Вопрос. Как, на Ваш взгляд, должна развиваться дальше общественная деятельность врачей? Как лучше строить взаимоотношения различных медицинских обществ? Какой должна быть роль Белорусской ассоциации врачей?



Ответ. Взаимодействие общественных медицинских объединений с органами управления должно быть более тесным, как в равной степени и между самими общественными медицинскими объединениями, в особенности по решению смежных задач.



Решения общественных медицинских объединений должны лучше учитываться органами управления здравоохранением, и по ним должны приниматься адекватные меры.



Я придерживаюсь мнения, что структуру обществ (ассоциаций) врачей лучше бы организовать по принципу их построения в Могилевской области. Это своеобразная пирамида - областное общество с профильными обществами (ассоциациями) врачей. Этот принцип организации в области существует более века, и он себя оправдал.



Белорусская ассоциация врачей не обладает сегодня достаточными полномочиями, у нее нет правовых основ для того, чтобы она стала авторитетной организацией, серьезно влияющей на организацию здравоохранения в Республике, у нее нет для этого и материальных возможностей, чтобы стать такой, как, к примеру, Палата врачей Германии или Польши. Но ни один приказ министра ее не усилит, ни один съезд врачей. Надо принимать закон об ассоциациях врачей или о медицинских ассоциациях. Суть не в названии. Необходимо законодательно заложить основы организации, финансирования, права и обязанности.



Оглядываясь назад, напомню, что Белорусская ассоциация врачей тоже создавалась при мне и не без моего участия. Это был период бурных преобразований. Мы понимали необходимость создания такой организации. Но признаюсь, у меня было двоякое мнение. В условиях высокой политизированности общества существовала опасность разбалансирования всей системы здравоохранения. Поэтому я всегда проявлял осторожность. Тогда еще страшновато было говорить о различных формах собственности в здравоохранении, о передаче каких-то полномочий негосударственным организациям. Сегодня уже многое определилось. И было бы хорошо, чтобы Минздрав передал часть своих функций ассоциации врачей, особенно по проблемам, имеющим отношение к медицинской этике: рассмотрение спорных ситуаций, жалоб, то, что выносится на ЛКК, и ряд других вопросов. Об этом смело можно говорить на съезде БАСГОР и выносить соответствующую резолюцию. Необходимо дать толчок. А далее надо готовить проект закона о врачебных ассоциациях, обсуждать его с соответствующими должностными лицами Совета Министров, с комиссией по здравоохранению Палаты представителей, надо готовить общественное мнение. Думаю, что министр в этом должен быть очень заинтересован. Полезно было бы для тех, кто будет писать проект закона и принимать решение, посмотреть, как работают палаты врачей за рубежом, например в Германии или в Польше.



Руденко В.П., председатель Комитета по здравоохранению Мингорисполкома  (2002 г.)



Вопрос. Почему наши органы управления здравоохранением недостаточно используют потенциал общественных организаций и в частности – Белорусской ассоциации врачей?   



Ответ. Насколько мне известно, Белорусская ассоциация врачей смогла заявить о себе конкретными делами. Это – участие в разработке первого проекта Закона «О здравоохранении» и ряда других законодательных и подзаконных актов, активная работа в Европейском форуме медицинских ассоциаций, разработка Кодекса врачебной этики и Положения о комиссиях по врачебной этике, издание журнала «Медицина». И тем не менее этого недостаточно. Многое из предложенных направлений деятельности остается декларацией и не наполняется конкретными функциями. Что разве сегодня мы не могли бы разбираться внутри коллективов с конфликтными ситуациями между врачами и пациентами или между медицинским персоналом? Разве обязательно при рассмотрении этих вопросов участие административных органов? Все равно для разбора таких случаев мы привлекаем специалистов (экспертов) на общественных началах. Думаю, что рассмотрение этих вопросов надо решительно передавать Ассоциации врачей, тогда и комиссии по этике заработают на всех уровнях. Правда, в центральных общественных органах придется подумать о штатных работниках, обладающих соответствующей правовой подготовкой.



Для врача мнение коллег по профессии зачастую играет большую роль, чем административные оценки, а профессиональный этический суд выше любого другого. Надо больше доверять общественным профессиональным формированиям: они лучше знают своих коллег и могут не только указывать на ошибки, но и давать заключения об уровне профессиональной подготовки. Общественные институты тоже несут груз профессиональной ответственности в оценке своих коллег, и их мнение необходимо учитывать при лицензировании, сертификации и аттестации. Тогда, как Вы говорите, соберется врачебная конференция - и ее участники будут знать, что мнение коллег может иметь далеко идущие последствия.



Мы уже сейчас готовы учитывать мнение общественных организаций по широкому кругу вопросов, в том числе и по поощрениям специалистов, включая распределение персональных денежных премий за личный вклад в охрану здоровья населения и грантов для поддержки инновационной деятельности.



Наиболее авторитетным общественным объединениям (Белорусская ассоциация врачей, Белорусская ассоциация социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения) можно передавать на рецензирование проекты приказов, планы работы и программы.



Интервью с Остапенко В.А. (министр здравоохранения), Лекторовым В.Н. (председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей) и Михалевичем П.Н. (председатель БАВ) (2002 г.)



Вопрос. В новой редакции Закона «О здравоохранении» впервые появилась статья 58 - «Медицинские и фармацевтические общественные объединения». Какими, на Ваш взгляд, должны быть первые шаги по реализации этих правовых норм? Какие планируются подзаконные акты и мероприятия по новому функциональному наполнению деятельности Белорусской ассоциации врачей?



Ответы.



В.А. Остапенко. Инициатива в данном случае должна идти снизу, а не сверху. Со своей стороны, Минздрав должен создавать режим наибольшего благоприятствования при рассмотрении и осуществлении проектов, подготавливаемых общественными медицинскими объединениями.



В.Н. Лекторов. Статья 58 значительно расширяет права медицинских и фармацевтических объединений по их участию в решении вопросов, связанных с разработкой норм медицинской этики и деонтологии, разработкой стандартов качества медицинской помощи, программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки специалистов, в проведении сертификации и присвоения квалификационных категорий врачам, в подготовке соглашений по тарифам на медицинские услуги и в решении ряда других вопросов. Настоящей статьей также определено и возможное участие медицинских и фармацевтических объединений в проверке профессиональных знаний и практических навыков медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, а также по вопросам законодательства в области здравоохранения.



Думаю, что Министерство здравоохранения разработает соответствующие нормативные акты, позволяющие в полной мере реализовать положения статьи 58 Закона.



П.Н. Михалевич. Этот вопрос для меня самый трудный. Уже около двух лет я являюсь председателем БАВ, но, несмотря на все усилия Совета ассоциации, существенной динамики во взаимоотношениях БАВ и органов управления здравоохранением не наблюдается.



В абсолютном большинстве стран ассоциации врачей играют очень важную роль в решении проблем здравоохранения, его реформировании, в защите прав и интересов врачей. Да и мы на сегодняшний день в состоянии обеспечить членам Ассоциации правовую помощь и поддержку, провести независимую этическую оценку событий или исследований. Но наше участие в обсуждении и решении проблем белорусского здравоохранения, в подготовке нормативно-правовых актов явно недостаточно. Причин подобного отношения, на мой взгляд, много. Назову основные из них.



Первая – преобладание административных методов управления, когда все ждут указаний сверху, в том числе и о членстве в профсоюзе или в других общественных объединениях.



Вторая причина – отсутствие экономических методов хозяйствования в здравоохранении. Отсюда – невостребованность инициативы и творчества, снижение производительности труда и качества медицинской помощи, низкая зарплата, разочарование в избранной профессии и т.д.



Новая редакция Закона «О здравоохранении» и его 58-я статья вселяют надежды на то, что названные причины будут постепенно устранены, и каждый врач станет считать своим долгом вступить в Ассоциацию врачей, чтобы активно участвовать во всех процессах развития белорусского здравоохранения. Совет Ассоциации со своей стороны готов к активному сотрудничеству с органами законодательной и исполнительной власти на всех уровнях.



Постоялко Л.А. (2002 г.), министр здравоохранения Республики Беларусь (2002 - 2006 гг.)



Вопрос. В новой редакции Закона «О здравоохранении» имеется статья 58 - «Медицинские и фармацевтические общественные объединения». Как, на Ваш взгляд, должна развиваться эта деятельность в Беларуси? Предполагается ли делегирование каких-то прав и полномочий Белорусской ассоциации врачей?



Ответ. По опыту большинства развитых стран мира профессиональные общественные объединения врачей являются весьма авторитетными и активно действующими организациями. Белорусская ассоциация врачей, созданная в 1992 г., тоже пользовалась известным авторитетом. Она активно сотрудничала с Министерством здравоохранения в соответствии с двусторонним договором, имела представительство в составе Коллегии Минздрава, принимала участие в разработке Закона РБ «О здравоохранении», Концепции развития здравоохранения, Кодекса врачебной этики, организовывала общественные дискуссии, в том числе на страницах своего журнала «Медицина», была зарегистрирована как Белорусская национальная ассоциация врачей в Европейском форуме медицинских ассоциаций и ВОЗ. Однако в последние годы деятельность всех общественных объединений существенно ослабла.



Сейчас обновляется договор о сотрудничестве Минздрава с Белорусской ассоциацией врачей, обсуждается вопрос о делегировании функций и полномочий.



Это может быть совместная деятельность в сфере врачебной этики, в разработке стандартов качества и контроле за их выполнением в ЛПУ, участие в повышении квалификации специалистов и контроле профессиональных навыков, участие в процессе лицензирования и сертификации медицинской деятельности, взаимодействие с международными медицинскими организациями.



Мы надеемся, что наши многочисленные общественные объединения, наконец, смогут объединиться в единой национальной ассоциации врачей. При наличии общей воли и совместных усилий медиков и общества здравоохранение Беларуси будет развиваться успешно.



Лекторов В.Н. (2003 г.), председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам  молодежи и семьи Палаты представителей Национального собрания РБ



Вопрос. Совет БАВ длительное время прилагает усилия по созданию в Беларуси дееспособного национального общественного объединения врачей, которое с учетом зарубежного опыта могло бы принимать непосредственное участие в постоянном совершенствовании системы здравоохранения. Однако статья 58 Закона РБ «О здравоохранении» пока встречает мягкое недопонимание со стороны Минздрава. Что бы Вы посоветовали Совету БАВ в данной ситуации?



Ответ. Во-первых, я хочу сказать, что одобряю те мероприятия, которые проводились Советом БАВ в предыдущие годы. Это участие в обсуждении ряда проектов законов и концепции развития здравоохранения, разработка Кодекса врачебной этики, участие в деятельности Европейского форума медицинских ассоциаций и ВОЗ. Поддерживаю усилия по расширению полномочий общественных врачебных объединений в Беларуси. Думаю, что здесь не идет речь о покушении на властные полномочия Минздрава. Просто надо определиться со степенью доверия к общественным организациям и использовать их возможности по обеспечению морально-этических норм в работе низовых звеньев здравоохранения.



Сегодня Минздраву необходимо срочно на порядок поднять работу с БАВ, потому что торможение этого процесса отрицательно сказывается на всей жизнедеятельности нашей системы. Очень важно осознать, что развитие законодательной базы в условиях расширения рыночных отношений резко повышает профессиональную ответственность врачей, а это значит, что будет возрастать число судебных исков к медикам, в которых потребуется защита со стороны Ассоциации врачей и ее юридической службы.



Также важно привести в соответствие со сложившейся мировой практикой функционирование системы биомедицинской этики (национальный этический комитет, региональные и учрежденческие комиссии по этике, контроль за научными исследованиями).



Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам молодежи и семьи Палаты представителей НС РБ надеется, что 58-я статья Закона РБ «О здравоохранении» обязательно будет работать. Со своей стороны мы сделаем все от нас зависящее.



Часнойть Р.А. (2007 г.), первый заместитель министра здравоохранения РБ



Вопрос. Как будет дальше развиваться сотрудничество Министерства здравоохранения с общественными медицинскими объединениями?



Ответ. Думаю, что врачебные общественные объединения могут участвовать во всех вопросах жизнедеятельности любой медицинской организации (лечебные учреждения, больницы, районные территориальные объединения, областные учреждения или республиканские научно-практические центры). Польза от такого сотрудничества однозначна, и мы должны его развивать. По состоянию на текущий год в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрировано более 30 общественных объединений врачей. Видимо, настало время рассмотреть возможности их участия в общественно полезной деятельности в сфере здравоохранения в полном соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Пока у нас не хватает опыта практического взаимодействия общественных объединений с управленческим аппаратом системы здравоохранения. Но в качестве примера можно использовать опыт работы давно существующих профсоюзных организаций. По формам и методам работы они близки. Основное отличие в том, что общественные врачебные объединения занимаются сферой профессиональной врачебной деятельности. Как никто иной они могут способствовать развитию отдельных видов специализированной медицинской помощи, разрабатывать и контролировать соблюдение норм врачебной этики, могут свободно обсуждать формы и методы лечения, решать организационные вопросы, высказывать мнения о приоритетах в использовании средств, в разработке и внедрении новых лечебно-профилактических технологий. Примером такого сотрудничества может служить проходивший в текущем году съезд стоматологов Республики Беларусь, в работе которого принимала участие ассоциация стоматологов. В итоге обсужден широкий круг профессиональных и организационных вопросов, приняты совместные решения.



Министерство здравоохранения готово к взаимодействию и сотрудничеству с общественными медицинскими объединениями (Белорусская ассоциация врачей, Белорусское общественное объединение организаторов здравоохранения, Белорусское общество Красного Креста, ассоциации и общества врачей различных специальностей, Ассоциация медицинских сестер) и считает, что такое сотрудничество будет способствовать формированию единой политики по вопросам укрепления и сохранения здоровья населения Республики Беларусь.



Сферу деятельности общественных медицинских объединений можно определить следующими направлениями:                                                                                      



-  популяризация здорового образа жизни и культуры здоровья населения, привлечение внимания населения к вопросам сохранения здоровья, поскольку всестороннее гармоничное развитие человека и пропаганда здорового образа жизни являются общегосударственным приоритетом на ближайшие 5 лет, о чем сказано в обращении Президента Республики Беларусь к белорусскому народу и Национальному собранию;



-    контроль за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;



-    содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;



-  работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству;



-   подготовка населения в оказании первой медицинской помощи;



-  разработка и внедрение новых организационных технологий для совершенствования управления отраслью;



-    расширение практики комплексного планирования научно-исследовательских работ, обсуждение проектов инструктивно-методических, нормативно-правовых и других документов;       



-     организация постоянно действующих семинаров по актуальным вопросам развития здравоохранения;



-     издание сборников научных трудов;



-     проведение съездов, конференций, симпозиумов;



-     подготовка информации членами общественных медицинских объединений по оптимизации здравоохранения на современном этапе для размещения на Интернет-сайте Минздрава;



-  привлечение медицинских сестер Белорусского общества Красного Креста для улучшения качества оказания медико-социальной помощи, особенно сельским жителям.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

<p>К вопросу о деятельности национальной ассоциации врачей. ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ. В демократически развитых странах законодательная ВЛАСТЬ подчиняет исполнительную и судебную. В странах с зачатками демократии или без оных ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УПРАВЛЯЕТ законодательной и судебной. Право кому отдать приоритет определяет НАРОД в меру своей идеологической зрелости и это его законное ПРАВО. Если БОЛЬШИНСТВО устраивает существующий порядок вещей, то общество стабильно, если нет, то начинаются перемены. По законам развития общественного сознания происходят изменения в системе управления и права .... НАРОДА и государства. Бороться за свои права - удел интелектуально и идеологически развитых граждан страны, двигающих общество к развитию. Преодоление качественного барьера за право на жизнь и полноценную деятельность общественных организаций возможно при изменении демократического баланса сил и власти в обществе. &nbsp; С уважением благодарностью , доктор Цыкунов В. А.</p>
09.10.2013, 08:10
Гость
Сократили отпуск в 2 раза за вредность. Оказывается, работа с кровью и т.д. даже полезна для здоровья врача, в эпоху ВИЧ и гкпатитов. Проглотили? Где общественные объединения? Скоро уберут остальные надбавки и введут крепостное право! Будем молчать?
21.12.2013, 17:12
Право со всеобщего согласия ввели давно. Общественные объединения там, куда их позволили отправить ( по всеобщему согласию ). А представится слабо, или "из за угла будете молчать" ? !
31.12.2013, 06:12
Гость
хотелось бы знать много ли у нас врачей в пол-ке состоит в ассоциации врачей? у кого не спрошу--никто там не состоит,это просто может очень закрытая .....организация? что думаете по этому поводу?
23.04.2014, 00:04


‡агрузка...