Каким быть белорусскому здравоохранению

10.02.2015
3
0
Каким быть белорусскому здравоохранению

В нашем блоге неоднократно приводились примеры того, как при возникновении сложных ситуаций в организации медицинской помощи населению приходилось прибегать к помощи практического медперсонала. В советский период мы выносили проблемные темы на обсуждение трудовых коллективов, профсоюзных и партийных организаций. Дополнительно создавались общественные советы из обслуживаемого населения, которые помогали в переписи населения, в проведении подворных обходов, в выявлении очагов инфекционных заболеваний, в уходе за больными, в санпросветработе.   На уровне межличностных отношений в трудовых коллективах организовывалось наставничество, взаимоконтроль, помощь в решении конфликтных ситуаций. Всё это было очень большим подспорьем в функционировании медицинских учреждений.

На первом  этапе постсоветского периода появились новые общественные формы, спонтанно стали создаваться различные медицинские объединения (ассоциации), которые тоже стали подключаться к поиску новых организационных решений. У нас тогда была создана «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ), с первых дней принявшая участие в организационных процессах по созданию нового независимого государства. Сложилось доверительное сотрудничество с Министерством здравоохранения и с Комиссией по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания РБ. Председатель БАВ был включен в состав Коллегии Минздрава, в состав комиссий по разработке проектов Закона о здравоохранении и Концепции развития системы здравоохранения, заключен Договор о сотрудничестве Министерства здравоохранения с ОО БАВ. Совместно с Минздравом разработан Кодекс врачебной этики, который был одобрен I съездом врачей Республики Беларусь (25.06.98 г.), утвержден приказом МЗ РБ (№137 от 3.02.99 г.) и утвержден решением Совета Белорусской ассоциации врачей (21.05.99 г.). (Читать полностью –  https://doktora.by/kodeks-vrachebnoy-etiki).

В этот период многократно и на разных уровнях власти обсуждались вопросы о расширении полномочий общественных объединений врачей. Во вновь созданном журнале «Медицина» публиковался зарубежный и новый отечественный опыт, проводились интервью с министрами и другими авторитетными организаторами здравоохранения. При этом абсолютное большинстве респондентов высказались о целесообразности делегирования ряда полномочий общественным объединениям врачей.  К примеру, так выразил свое мнение министр здравоохранения РБ Зеленкевич И.Б. (1997 – 2001 гг.):

 «У Белорусской ассоциации врачей есть будущее. Сейчас нам понятны трудности ее развития. Видимо, она несколько опередила время и пока недостаточно воспринимается основной массой врачей. Сказались, конечно, и колебания общественной активности населения. Но в принципе наша республика не сможет обойтись без такой организации. Ей предстоит определять идеологию нашей профессии, принципы взаимодействия между коллегами, между врачами и пациентами, между медициной и общественностью. Ведь никто, кроме самих врачей, не знает всех особенностей нашей профессии, никто, кроме самих профессионалов, не может разобраться в сложностях лечебно-диагностического процесса, определить степень ответственности специалиста в конкретных ситуациях. Престиж профессии определяется не только уровнем технологии, но и чистотой помыслов специалистов, их беспристрастием к действиям своих коллег. Это должны понимать не только рядовые врачи, но и руководители учреждений. Немало бывает таких ситуаций, в которых приказ главного врача оказывается менее эффективным, чем мнение коллег-сослуживцев» (цитата закончена).

Подобных выступлений было много (читать кратко в главе «Выдержки»), однако никто из респондентов не говорил о том, как это можно сделать. В итоге за истекшее время ни один из министров здравоохранения не смог реализовать ни одного своего предложения.

Исследуя эту проблему, мы собрали в нашем блоге все опубликованные мнения о делегировании полномочий в системе здравоохранения и подготовили две специальные подборки – «Права и полномочия белорусских общественных объединений в сфере здравоохранения. 14 мнений. За 20 лет проблема так и не решена?» и «Общее резюме к интервью о правах и полномочиях белорусских ассоциаций врачей».

Кроме того, мы ознакомились с теоретическими публикациями по этой теме и поместили в блоге три соответствующие статьи: «Понятие и виды полномочий», «Заколдованный круг ...» и «Делегирование полномочий» (Читать в главе: «Актуальное сейчас»). В итоге выяснилось, что одного желания руководителей любого уровня еще недостаточно, чтобы принять решение о делегировании полномочий. Должны быть законодательно или, по крайней мере, в специальном договоре на республиканском уровне определены права, обязанности, ответственность, сферы деятельности, финансовые отношения. Таким образом, этот вопрос прежде всего должен быть решен на уровне правительства, и при положительном решении необходимо внести соответствующие дополнения в Положение о министре и в Положение о Министерстве здравоохранения. Пока же в этих документах нет пунктов о разработке новых организационных форм в здравоохранении и о сотрудничестве с общественными объединениями врачей.

И еще один фактор имеет очень важное значение – это юридический статус общественных объединений, которым будут передаваться государственные полномочия. В Республике Беларусь в этом общественном секторе действует 2 закона: «Закон об общественных объединениях» и Закон «О республиканских государственно-общественных объединениях». В Российской Федерации  действует свой федеральный закон "Об общественных объединениях" (несколько организационно-правовых форм) (http://base.consultant.ru/). Все вышеперечисленные законы не предусматривают делегирования полномочий.

В 2010 году в Российской Федерации создано Некоммерческое партнерство «Национальная Медицинская Палата» (НМП РФ), президент –  Л.М. Рошаль. Целью ее является: объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России. (Читать сайт полностью: http://www.nacmedpalata.ru/). До настоящего времени юридическое определение полномочий НМП РФ пока не сформулировано.

В порядке обсуждения приведу еще одну цитату из интервью 2000 г. в журнале «Медицина»: В.С. Казаков – министр здравоохранения с 1990 по 1994 гг.

«Белорусская ассоциация врачей не обладает сегодня достаточными полномочиями, у нее нет правовых основ для того, чтобы она стала авторитетной организацией, серьезно влияющей на организацию здравоохранения в Республике, у нее нет для этого и материальных возможностей, чтобы стать такой, как, к примеру, Палата врачей Германии или Польши. Но ни один приказ министра ее не усилит, ни один съезд врачей. Надо принимать закон об ассоциациях врачей или о медицинских ассоциациях. Суть не в названии. Необходимо законодательно заложить основы организации, финансирования, права и обязанности.

Оглядываясь назад, напомню, что Белорусская ассоциация врачей тоже создавалась при мне и не без моего участия. Это был период бурных преобразований. Мы понимали необходимость создания такой организации. Но, признаюсь, у меня было двоякое мнение. В условиях высокой политизированности общества существовала опасность разбалансирования всей системы здравоохранения. Поэтому я всегда проявлял осторожность. Тогда еще страшновато было говорить о различных формах собственности в здравоохранении, о передаче каких-то полномочий негосударственным организациям. Сегодня уже многое определилось. И было бы хорошо, чтобы Минздрав передал часть своих функций Ассоциации врачей, особенно по проблемам, имеющим отношение к медицинской этике: рассмотрение спорных ситуаций, жалоб, то, что выносится на ЛКК, и ряд других вопросов. Об этом смело можно говорить на съезде БАСГОР и выносить соответствующую резолюцию. Необходимо дать толчок. А далее надо готовить проект закона о врачебных ассоциациях, обсуждать его с соответствующими должностными лицами Совета Министров, с Комиссией по здравоохранению Палаты представителей, надо готовить общественное мнение. Думаю, что министр в этом должен быть очень заинтересован. Полезно было бы для тех, кто будет писать проект закона и принимать решение, посмотреть, как работают палаты врачей за рубежом, например в Германии или в Польше» (цитата закончена, читать полностью в блоге по ссылке –  https://doktora.by/intervyu-s-eks-ministrom-vs-kazakovym-2000g  ).

 В ходе наших рассуждений неоднократно говорилось о повышении политической активности населения в первые годы после распада СССР. В начальный период создания новой независимой Республики Беларусь формировалась новая законодательная и исполнительная власть, возникали новые общественные объединения, устанавливались партнерские отношения  между государственными органами управления и общественными организациями. Через несколько лет эти взаимоотношения  в системе здравоохранения стали ослабевать,  руководители органов и учреждений стали утрачивать интерес к своим общественным объединениям, первичным организациям, советам, комиссиям по этике. Последний раз Коллегия Минздрава обсуждала вопрос «О соблюдении медицинской этики и деонтологии в лечебно-профилактических учреждениях республики» 22 января 1997 г. (Читать полностью – https://doktora.by/reshenie-kollegii-mz-rb-ot-22-yanvarya-1997-g ).

Что касается нынешнего периода, то в феврале текущего года мы получили письмо Минздрава следующего содержания.

«В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь рассмотрено Ваше обращение в Администрацию Президента Республики Беларусь. По сути изложенного в обращении сообщаем следующее.

Мы разделяем Ваше мнение о важности сотрудничества общественных организаций и организаций здравоохранения для активизации работы по снижению распространенности социально значимых заболеваний, формированию многоуровневой профилактики распространенных неинфекционных заболеваний и созданию единой профилактической среды, содействующей созиданию здоровья и преумножению человеческого капитала.

Вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний являются актуальными для Республики Беларусь и находятся на постоянном контроле в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь.

Учитывая важность общественного мнения, Министерство заинтересовано в поддержке гражданами, в том числе общественными объединениями и фондами, предпринимаемых государством усилий по формированию здорового образа жизни и преумножению человеческого капитала. Благодарим Вас за активную гражданскую позицию».

В настоящее время решается ряд вопросов о выделении уполномоченных представителей Министерства здравоохранения для участия в обсуждении предложений, поступающих в блог по совершенствованию системы медицинского обслуживания населения. Мы надеемся, что нам удастся организовать дискуссию в рамках высокой этической культуры. При этом будет учитываться приоритетность прав Министерства здравоохранения. Наша задача найти варианты новых прогрессивных организационных решений и при необходимости принять участие в их реализации.

На основании ранее проведенных наблюдений и обсуждений предлагается в настоящее время обсудить следующие темы:

1.       Во-первых, мы принимаем за основу государственную систему здравоохранения с бюджетным финансированием в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

2.       Переход на обязательное медицинское страхование и на принципы врачебного самоуправления в национальных медицинских палатах могут рассматриваться как отступление на более низкую ступень организации.

3.       Слабым местом белорусского государственного здравоохранения является отсутствие профессиональной общественной составляющей. Официально зарегистрированные врачебные общественные объединения не имеют юридических прав, полномочий и ответственности. Министерство здравоохранения не имеет права передавать полномочия профессиональным общественным объединениям и не заинтересовано в сотрудничестве с ними.

4.       Для исправления создавшегося положения необходимо принимать закон о медицинских ассоциациях, предусматривающий основы организации, финансирования, полномочий и обязанностей.

5.       Врачебная деятельность, связанная с сохранением жизни и здоровья людей, не может и не должна объединяться только добровольными общественными организациями. Такие специалисты, получая дипломы, должны знать, что они обязательно вступят в особое профессиональное сообщество, в котором постоянно будут продолжать учиться и совершенствовать свое мастерство, в котором будет общая совесть и общая ответственность. Для таких целей наиболее подходит вариант создания профессиональной государственно-общественной ассоциации врачей. 

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...