Cтудентов Гомельского медколледжа наказывают за прогулы уборкой помещений, также введена система платной отработки академических задолженностей
- То есть, теперь так: не сходил на лекцию - можешь идти в колледж с тряпкой, - невесело пошутила учащаяся Гомельского государственного медицинского колледжа, рассказывая СМИ о недавнем новшестве. Пропуски занятий без уважительных причин теперь наказываются приобщением к уборке помещений.
"А дальше что? Может, плети введут?"
По понятным причинам ("мне ведь еще учиться") девушка попросила не называть ее имени.
- После зимних каникул нам рассказали про новую систему, которая вводится в колледже и называется санитарной отработкой, - сообщила студентка. - Суть ее в том, что теперь тем, кто пропускает занятия, придется делать уборку где-нибудь в колледже или в общежитии. Только после этого будет подписан допуск и пропущенную лекцию зачтут, как отработанную.
Иначе тебя просто не допускают к экзаменам. Тоже касается и факультативов. Хотя факультатив сам по себе подразумевает, что его посещение - необязательно, в добровольном порядке…
Нововведение дополнило уже существующую в колледже систему платной отработки академических задолженностей. Тарифы установлены прейскурантом. В среднем - около 70 тысяч рублей за час.
Учащаяся говорит, что ранее пропуски "рядовых" занятий не имели серьезных последствий. Все могло ограничиться отметкой "н/б" в журнале или дополнительным учебным заданием. Таким, как, например, написание реферата. Строже контролировалась посещаемость практических занятий, пропуск которых гарантированно означал платную отработку.
А в конце прошлого года поступило распоряжение всем, кто имеет пропуски по физкультуре, произвести оплату.
- Для нас это было сюрпризом, - говорит девушка. - Некоторые имели по три пропуска. А один парень, насколько я знаю, заплатил 800 тысяч. Никто не думал, что придется платить еще и за физкультуру. Иначе - не допустят к зимней сессии…
Нельзя сказать, что раньше нас совсем не "гоняли" за пропуски - с этим довольно строго. Да мы и сами стараемся не пропускать. Но бывают разные ситуации - когда из-за транспорта не успел, когда срочно нужно куда-то, а когда, чего греха таить, просто проспал…
Конечно, дисциплину поддерживать надо, но не такими же методами! Это смешно, нелепо и довольно унизительно. А главное, никто не понимает - как это поможет учебному процессу? Ребята уже шутят между собой: "Интересно, дальше что придумают? Может, плети введут?". Стараемся воспринимать все с юмором, хотя на самом деле не очень весело. Ко многому можно отнестись с улыбкой, однако это уже перебор…
В разговоре студентка также высказала предположение, что деньги, уплаченные за отработку задолженностей, расходуются на ремонт колледжа. Отношение к этому учащихся выразила одной фразой: "Дело, конечно, нужное, но не за счет же студентов".
"Мы сделали так, чтобы студенты не пропускали занятия…"
Ситуацию прокомментировала заместитель директора по учебной работе Светлана Носова, которая в самом начале телефонной беседы заверила - все сделано официально и оформлено документально.
- Мы действительно были вынуждены ввести такую меру, чтобы заставить ребят посещать занятия, - рассказывает Светлана Михайловна. - В прошлом году увеличилось количество пропусков занятий без уважительной причины. В отдельных группах получилось свыше 15 часов на одного человека.
Это серьезная проблема. У нас - учебное заведение медицинского профиля. Есть такие дисциплины, как хирургия, основы травматологии, терапия, педиатрия и т.д. Если учащиеся пропускают занятия, то когда выходят на практику - они просто не владеют учебным материалом.
В советские времена можно было как-то повлиять на студентов через стипендию - лишить ее за прогулы: полностью или частично. Сейчас этого нет. Мы очень долго думали, рядили и разработали "Положение об отработке занятий и организационно-воспитательных мероприятий, пропущенных учащимися без уважительных причин".
В нем есть ссылки на нормативные документы, на основании которых вводится эта система. И в Кодексе об образовании и в нашем уставе, и в правилах внутреннего трудового распорядка сказано, что обязанности учащихся - посещение занятий. В Положении оговорены нарушения, за которые назначается отработка и виды выполняемых работ. Это уборка помещений - за исключением мытья окон и туалетов.
23 января Положение было утверждено на совете учебного заведения, согласовано председателем профкома учащихся и подписано директором. 25 января регламент вступил в силу. Студентам сообщили о новшестве во время собрания, на котором присутствовали по пять представителей от каждой группы. Кроме того, Положение вывешивалось на информационном стенде, а кураторов групп обязали провести на эту же тему кураторские часы.
Светлана Носова подчеркивает: отрабатываться будет не пропуск как таковой, а невыполнение учебной программы.
- А чтобы ее выполнять, нужно посещать занятия. В противном случае возникает академическая задолженность, которая ликвидируется на платной основе. Это прописано в договоре на образовательную деятельность, который все учащиеся заключают при поступлении.
Оплаченные пропуски занятий по физкультуре, о которых говорила студентка, также расценивались, как невыполнение программы. Полученные средства не расходуются на нужды колледжа, а поступают в бюджет.
По словам Светланы Носовой, мера воздействия направлена, прежде всего, на тех, кто пропускает занятия и опаздывает систематически. Каждый год этим грешат, как правило, 2-3 студента. С ними проводится индивидуальная работа.
- Является ли это ноу-хау? Не знаю. Это собственный опыт. Я работаю в колледже не первый год и на моей памяти уже случались нововведения, которые поначалу принимались в штыки, а через какое-то время становились нормой, - рассуждает заместитель директора. - Если б вы знали, сколько было проблем, когда в соответствии с лицензией колледж перешел на двухсменный режим работы...
Мы предполагали, что недовольство будет и в этот раз, поэтому сделали все официально. Наша главная задача - сделать так, чтобы студенты не пропускали занятия. Нужно учитывать и особенность их будущей профессии. Ведь это не слесарь и не столяр - им предстоит работать с людьми.
Наверное, ни один заболевший человек не захочет, чтобы его лечила медсестра, которая пропускала занятия и не имеет практических навыков.
Оценивать эффективность новой методики, говорит Светлана Носова, пока рано. Нужен, как минимум, месяц для того, чтобы она адаптировалась к учебному процессу.
Хотя нескольким студентам, пропустившим занятия без уважительных причин, уже пришлось выполнять "работу над ошибками" с тряпками в руках.
Руслан Пролесковский / СМИ
Ноябрь 2015 года - средняя зарплата медсестер в Беларуси — всего чуть более 5,5 млн рублей, стране не хватает порядка 8,5 тысячи медсестер
В учреждениях здравоохранения Беларуси не хватает порядка 8,5 тысячи медсестер. Если не предпринимать никаких действий для того, чтобы остановить их отток, дефицит кадров будет усугубляться, а расходы на подготовку только расти.
В системе здравоохранения работает более 110 тысяч специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность улучшается, но ее нельзя назвать удовлетворительной, отметила доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) Татьяна Матвейчик.
При этом, отметила специалист, «показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом очень высок и составляет 119,4 на 10 тысяч населения».
Медицинские сестры составляют сейчас около 67% медицинского персонала, но их доля снижается. В Беларуси показатель соотношения "врач - медсестра" на сегодня сложился на уровне 1:1,2. В прежние годы этот показатель был больше: в 2008-м — 1:1,5, в 1999-м — 1:2,5, в 1960-м — 1:4. В западноевропейских странах этот показатель составляет 1:4.
В Беларуси работает 16 медицинских колледжей. Однако и такое количество учебных заведений не в состоянии ликвидировать дефицит младшего и среднего медперсонала.
«Мы готовим много кадров, — отмечает директор Мозырского государственного медицинского колледжа Екатерина Рублевская. — Однако учреждения здравоохранения оказываются в состоянии кадрового дефицита. Молодые специалисты отрабатывают установленный срок и часто уходят из профессии. Это вызывает финансовые проблемы, то есть лишние траты, и создает неблагоприятную обстановку в коллективах из-за текучки кадров».
Сотрудники колледжа провели исследование, в котором участвовали 494 медсестры из различных регионов страны. В ходе опроса изучалась проблема стресса, из-за которой многие уходят из профессии. Изучались коммуникативные умения и период профессиональной адаптации выпускников.
Характерно, что сразу после окончания медицинского колледжа выпускники не оценивают масштаб проблемы, считают, что готовы общаться с любыми пациентами. Эта уверенность с годами проходит.
Самый значимый фактор, оказывающий влияние на обеспеченность учреждений здравоохранения средним и младшим медперсоналом, — заработная плата.
Первые три месяца работы Екатерина Рублевская назвала периодом эйфории, так как в течение этого времени большинство молодых специалистов оценивают коммуникацию с больными и коллегами положительно и всем довольны. Правда, администрация учреждений здравоохранения оптимизм не разделяет — наоборот, отмечает проблемы молодых специалистов в общении со всеми категориями пациентов.
В течение первых двух лет работы значительная часть выпускников медицинских колледжей приходят к выводу, что медицина не для них:
«Если этот барьер преодолен, в течение последующих пяти лет происходит возврат в профессию. Однако профессия остается стрессогенной на протяжении всей трудовой деятельности. Например, сколько бы человек ни работал, общаясь с умирающими пациентами, он всегда будет испытывать стресс».
Чтобы смягчить сложные моменты профессии, необходимо изначально готовить молодежь к стрессам практического здравоохранения, считает директор колледжа. Отсутствие или недостаток знаний в области коммуникаций негативно сказывается на процессах адаптации, отметила Екатерина Рублевская.
При этом на развитие коммуникативных способностей выделено не более 4% учебных программ. Директор колледжа считает необходимым ввести факультативные занятия, а на основных больше использовать методы развития коммуникативных навыков будущих медработников.
В Мозырском медицинском колледже составляют психологический портрет выпускников, чтобы распределять их в соответствии с психологическими характеристиками:
«Например, распределить в операционную человека, который хочет работать медсестрой в детском саду, означает создать ситуацию, при которой он уйдет, причем не только из конкретной больницы, а из профессии».
Поддержкой для медсестер является и возможность получения дополнительного образования. В БелМАПО разработан проект дистанционного обучения в рамках программы развития сестринской помощи до 2020 года.
Однако самым значительным фактором, оказывающим влияние на обеспеченность учреждений здравоохранения средним и младшим медперсоналом, является заработная плата.
Сегодня средняя зарплата медсестер в Беларуси — всего чуть более 5,5 млн рублей. Достойно оплачивается труд медсестер лишь в отдельных учреждениях здравоохранения, где оказывается высокотехнологичная помощь.