Гродненский медицинский колледж будет учить на медсестру или фельдшера-лаборанта год и 10 месяцев
Выучиться на медсестру или фельдшера-лаборанта можно за год и 10 месяцев. В медицинских колледжах сократили срок обучения на целый год.
Изменения затронули только две специальности — «сестринское дело» и «медико-диагностическое дело». Это позволит в ближайшие годы решить проблему дефицита этих специалистов. Сейчас по области не хватает 700 средних медработников, в том числе 400 медсестер, уточнил директор Гродненского медицинского колледжа Валерий Пашук.
Для фельдшеров-акушеров и техников-массажистов срок обучения остался прежним — 2 года 10 месяцев и 1 год 10 месяцев соответственно. Документы в медколледж можно подать с середины июля.
Ноябрь 2015 года - средняя зарплата медсестер в Беларуси — всего чуть более 5,5 млн рублей, стране не хватает порядка 8,5 тысячи медсестер
В учреждениях здравоохранения Беларуси не хватает порядка 8,5 тысячи медсестер. Если не предпринимать никаких действий для того, чтобы остановить их отток, дефицит кадров будет усугубляться, а расходы на подготовку только расти.
В системе здравоохранения работает более 110 тысяч специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность улучшается, но ее нельзя назвать удовлетворительной, отметила доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) Татьяна Матвейчик.
При этом, отметила специалист, «показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом очень высок и составляет 119,4 на 10 тысяч населения».
Медицинские сестры составляют сейчас около 67% медицинского персонала, но их доля снижается. В Беларуси показатель соотношения "врач - медсестра" на сегодня сложился на уровне 1:1,2. В прежние годы этот показатель был больше: в 2008-м — 1:1,5, в 1999-м — 1:2,5, в 1960-м — 1:4. В западноевропейских странах этот показатель составляет 1:4.
В Беларуси работает 16 медицинских колледжей. Однако и такое количество учебных заведений не в состоянии ликвидировать дефицит младшего и среднего медперсонала.
«Мы готовим много кадров, — отмечает директор Мозырского государственного медицинского колледжа Екатерина Рублевская. — Однако учреждения здравоохранения оказываются в состоянии кадрового дефицита. Молодые специалисты отрабатывают установленный срок и часто уходят из профессии. Это вызывает финансовые проблемы, то есть лишние траты, и создает неблагоприятную обстановку в коллективах из-за текучки кадров».
Сотрудники колледжа провели исследование, в котором участвовали 494 медсестры из различных регионов страны. В ходе опроса изучалась проблема стресса, из-за которой многие уходят из профессии. Изучались коммуникативные умения и период профессиональной адаптации выпускников.
Характерно, что сразу после окончания медицинского колледжа выпускники не оценивают масштаб проблемы, считают, что готовы общаться с любыми пациентами. Эта уверенность с годами проходит.
Самый значимый фактор, оказывающий влияние на обеспеченность учреждений здравоохранения средним и младшим медперсоналом, — заработная плата.
Первые три месяца работы Екатерина Рублевская назвала периодом эйфории, так как в течение этого времени большинство молодых специалистов оценивают коммуникацию с больными и коллегами положительно и всем довольны. Правда, администрация учреждений здравоохранения оптимизм не разделяет — наоборот, отмечает проблемы молодых специалистов в общении со всеми категориями пациентов.
В течение первых двух лет работы значительная часть выпускников медицинских колледжей приходят к выводу, что медицина не для них:
«Если этот барьер преодолен, в течение последующих пяти лет происходит возврат в профессию. Однако профессия остается стрессогенной на протяжении всей трудовой деятельности. Например, сколько бы человек ни работал, общаясь с умирающими пациентами, он всегда будет испытывать стресс».
Чтобы смягчить сложные моменты профессии, необходимо изначально готовить молодежь к стрессам практического здравоохранения, считает директор колледжа. Отсутствие или недостаток знаний в области коммуникаций негативно сказывается на процессах адаптации, отметила Екатерина Рублевская.
При этом на развитие коммуникативных способностей выделено не более 4% учебных программ. Директор колледжа считает необходимым ввести факультативные занятия, а на основных больше использовать методы развития коммуникативных навыков будущих медработников.
В Мозырском медицинском колледже составляют психологический портрет выпускников, чтобы распределять их в соответствии с психологическими характеристиками:
«Например, распределить в операционную человека, который хочет работать медсестрой в детском саду, означает создать ситуацию, при которой он уйдет, причем не только из конкретной больницы, а из профессии».
Поддержкой для медсестер является и возможность получения дополнительного образования. В БелМАПО разработан проект дистанционного обучения в рамках программы развития сестринской помощи до 2020 года.
Однако самым значительным фактором, оказывающим влияние на обеспеченность учреждений здравоохранения средним и младшим медперсоналом, является заработная плата.
Сегодня средняя зарплата медсестер в Беларуси — всего чуть более 5,5 млн рублей. Достойно оплачивается труд медсестер лишь в отдельных учреждениях здравоохранения, где оказывается высокотехнологичная помощь.