Горячие темы: Зарплата врачей  | Нападения на врачей | Зарубежная медицина и Беларусь | Уголовные дела в отношении врачей | Врачебные ошибки | Реформа здравоохранения | Прививки детям | Травматизм детей | Аборты | Запрет курения в Беларуси | Алкоголизм в Беларуси | Радиация в Беларуси | Лечение гепатита С в Беларуси | Нарушения санитарных норм и правил | Проблемы медицинской этики в Беларуси
Статистика сайта doktora.by на 17.12.2018: 12031 пользователей, 4910 вопросов, 12847 ответов, отзывов и комментариев

С 1 декабря 2018 года согласно постановлению Совмина от 23 ноября 2018 года  № 850 запрещено без регистрации через SMS добавлять информацию на белорусские сайты. С целью приведения функционала сайта doktora.by в соответствие с требованиями законодательства, функции 1) добавления врача или новости на сайт, редактирование добавленных материалов, 2) оставление отзыва о враче на сайте, 3) добавление вопроса на сайт, 4) оставление ответа на вопрос врачом временно заблокированы. Приносим извинения за неудобства. Следите за нами в социальных сетях: ВК и Facebook

Катастрофа в медицине начинается с медвузов страны

Несмотря на явные достижения, в XXI век здравоохранение во­шло с большим грузом нерешенных проблем. Продолжается рост частоты и омоложение сердечно-сосудистых, онкологических, других неинфекционных заболеваний. Появилась еще одна проблема — негативное отношение к врачам, и она никогда не была столь актуальна, как теперь. К медикам стали относиться с подозрением, порой даже с враждебностью. Причина не только в платных медицинских услугах и увеличении затрат на лечение, главное — медицина теряет свою духовную основу. Нарушен неписаный, соблюдаемый веками закон гуманного общения врача и пациента. Медицинская профессия все больше удаляется от врачевания, которое начинается с необходимости слушать пациента, и подменяется безликой совокупностью симптомов, а то и просто набором лабораторных данных. Иной раз складывается впечатление, что врач предпочитает лечить цифры, а не больного. Известный клиницист профессор Л. Б. Лабезник пишет: «Врачи практически не общаются с пациентами и не собирают анамнез. Это и лежит в основе большей части неверно поставленных диагнозов, а значит и неправильного лечения.

В медвузах далеко не всегда успевают обучить студента общению с больными. Традиционное восприятие врачебной профессии как человека, контактирующего с человеком, уходит». Казалось бы, именно на это в первую очередь следует обратить внимание, однако руководители здравоохранения с большой охотой насыщают лечебные учреждения высокотехнологичным оборудованием, полагая, что это главное средство повышения качества оказания медицинской помощи. Но вот авторитетное мнение академика Е. И. Чазова: «Проблемы здравоохранения зачастую кроются не в недостатке оборудования, а в уровне квалификации врачей».

Учеба в медицинском вузе становится все более технологичной, и, тем не менее, подготовить врача нельзя, применяя даже самые совершенные методы формализации учебного процесса. Особое значение имеет «обучение медицине в палатах» (клинические обходы, разбор, курация больных), позволяющее приблизить будущего доктора к пациенту. Именно здесь начинают формироваться столь необходимые врачу наблюдательность и внимание, доброта и приветливость, сочувствие и терпимость, умение анализировать результаты обследования, формулировать диагноз и назначать лечение. Однако там, где находится самая суть врачебной работы, студент-медик видит далеко не всегда то, с чем встретится на практике. Причина заключается в том, что многие кафедры практически лишены клинических баз. Кафедра потеряла свой статус, который имела прежде. Раньше кафедральные сотрудники участвовали в самых ответственных лечебных мероприятиях и, что особенно важно, учебный процесс проходил в палатах у постели больного. Это давало возможность преподавателям не только поддерживать качество обучения на высоком уровне, но и повышать свою врачебную квалификацию.

Теперь общение с пациентами ограничено и держится исключительно на энтузиазме преподавателей старшего поколения. Студенты оторваны от больных, потому что оторваны от больных их учителя. Профессора и доценты еще «допускаются» к пациентам, иногда консультируют, порой даже делают обходы (их рекомендации не всегда учитываются), а что делать остальным сотрудникам кафедр, особенно только что «остепененным» или «неостепененным»? Остается преподавание на тестах и ситуационных задачах (эрзац клинического мышления). Так вырабатывается порочная практика ставить диагноз на основе анализов без оценки клинических данных.

В последнее время появилось так называемое симуляционное обучение, на которое, судя по эйфории и ускоренному созданию кабинетов, отделений и даже центров (!), возлагают большие надежды. Однако никакие самые совершенные муляжи и фантомы положение не исправят. Обучение в палатах должно оставаться приоритетным, а не выхолащиваться в угоду модным образовательным технологиям. Из каких животворных истоков могут зарождаться нравственные основы врачевания, если они похоронены самой дидактической установкой подготовки врачебных кадров? Не потому ли почти половина выпускников медицинских вузов ищет работу, не связанную с лечением пациентов.

Следствием изъянов медицинского образования является еще одна драматическая ситуация, когда молодой специалист, не знающий толком основ клинической медицины, заканчивает аспирантуру и становится новоиспеченным кандидатом наук — преподавателем вуза или руководителем. Чему он научит будущих врачей и как будет руководить учреждением здравоохранения?

Комментарии

[title]
Самое печальное то, что после окончания вуза молодой врач не имеет возможности получать практический опыт с учетом специфики специальности, потому что нет преемственности в профессии. У опытных докторов нет желания делиться своими знаниями. А от этого, зачастую, непонимание своего предназначения и утрата вкуса к медицине.

Вход/ регистрация на сайте через

Другие материалы по темам: "Реформа здравоохранения в Беларуси "

‡агрузка...
Аватар пользователя Natalya

Natalya

Регистрация: 57 минут 38 секунд назад регистрация через Facebook

Аватар пользователя Marina

Marina

Регистрация: 2 часа 23 минуты назад регистрация через Google

Аватар пользователя Владимир

Владимир

Регистрация: 20 часов 13 минут назад регистрация через Google

Вход/ регистрация на сайте через

29.11.2018 Виктория0109: Спасибо большое! ... Тромбофилия и лазерная эпиляция

28.11.2018 Сергей Васильевич Моисеенко: Нужен осмотр хирурга. ... Подскажите, к какому врачу обратиться.

30.11.2018 Оксана Голос: Добрый день) хочу поделиться своей непростой историей, но, нужно отметить, со счастливым концом и вс ... Проктолог в Минске Гмир Сергей Валерьевич

30.11.2018 Минзер Рита Николаевна: Хочу от всей души выразить слова благодарности замечательному специалисту, врачу- нейрохирур ... Нейрохирург в Минске Родич Антон Викторович

29.11.2018 ОльгаК: Замечательный и толковый врач. Очень ей благодарна. ... Гинеколог в Минске Алитойть Татьяна Аркадьевна