Новый приказ Минздрава Беларуси обязует чиновников от здравоохранения прислушиваться к мнению медицинской общественности
С 2013 года в блоге Михаила Киселева, первого председателя и почетного члена ОО «Белорусская ассоциация врачей», обсуждается проблема расширения участия общественных организаций Беларуси в принятии решений, влияющих на здравоохранение в Беларуси. Традиционно эта консервативная сфера была отдана на откуп исполнительной вертикали. Конец 2017 года ознаменовался "революционным" приказом Минздрава, новость о котором Михаил Киселев в электронном письме для редакции сайта doktora.by сопроводил комментарием "Лед тронулся". Ниже приводится текст приказа. Отсканированная версия находится на сайте Белорусской ассоциации врачей по ссылке выше.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №1469 от 20.12. 2017 "О сотрудничестве с медицинскими, фармацевтическими общественными объединениями"
На основании статьи 53 Закона Республики Беларусь « О здравоохранении», Положения о Министерстве здравоохранения Республике Беларусь от 28 октября 2011 г. Х 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 Г. N 360, и в целях использования потенциала медицинских, фармацевтических общественных объединений (ассоциаций) специалистов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям структурных подразделений Министерства здравоохранения, начальникам главных управлений (управлений) облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома считать приоритетными в работе с медицинскими, фармацевтическими общественными организациями (ассоциациями) с приглашением руководителей и членов медицинских, фармацевтических общественных организаций (ассоциаций) к участию в следующих мероприятиях:
1.1. работа в составе аттестационных комиссий по присвоению квалификационных категорий;
1.2. согласование проектов программ подготовки специалистов на этапе додипломного и последипломного образования, оценка форм повышения квалификации по профилю специальности, аттестационных вопросов, тестов;
1.3. подготовка и рецензирование проектов клинических протоколов, нормативных правовых актов по организации медицинской помощи, инструкции на метод, других документов;
1.4. подготовка проектов государственных, отраслевых и региональных программ и планов;
1.5. работа в комиссиях по рассмотрению обращений граждан, участие в мониторингах по профилю специальности;
1.б. помощь в профессиональной подготовке специалистов, внесение предложений в план работы Министерства, организация и проведение конференций, съездов, мастер-классов и школ специалистов с участием белорусских и иностранных специалистов;
1.7. внесение предложений и экспертного заключения при разработке республиканских формуляров, иных ограничительных перечней, иных нормативных актов;
1.8. разработка критериев и индикаторов качества оказания медицинской помощи, чек-листов;
1.9. участие в коллегиях, лечебно-контрольных советах (комиссиях), итоговых и текущих совещаниях с внесением предложений по совершенствованию службы;
1.10. работа с ассоциациями (общественными объединениями) пациентов, проведение образовательных тематических семинаров, круглых столов, встреч с обсуждением и внесением предложений на все уровни управления здравоохранением;
1.11. проведение единых дней здоровья, выступления в средствах массовой информации, подготовка публикаций;
1.12. издание журналов, клинических протоколов, монографий, учебников и др.;
1.13. представление интересов и защита прав медицинских работников;
1.14. организация наставничества и проведение конкурсов для молодых специалистов, молодых ученых, создание системы грантов;
1.15. сотрудничество с международными организациями (ВОЗ, агентства ООН, международные профессиональные ассоциации специалистов), иные мероприятия международного сотрудничества;
1.16. проведение консилиумов, рассмотрение сложных клинических случаев, проведение клинико-анатомических конференций.
2. Первому заместителю Министра Пиневичу Д.Л., начальнику главного управления организации медицинской помощи и экспертизы Богдан Е.Л., начальнику управления кадровой политики, учреждений образования Маршалко О.В., иным заинтересованным поводить не реже 1 раза в полугодие встречи с руководителями медицинских, фармацевтических общественных организаций (ассоциаций) для анализа проводимой работы, обсуждения проблемных вопросов, планов и перспектив сотрудничества.
З. Рекомендовать председателю общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей» Шевцову Д.Е. обеспечить организацию взаимодействия и координацию деятельности всех медицинских, фармацевтических общественных объединений (ассоциаций).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курации.
Первый заместитель Министра Д.Л.Пиневич
Руководитель Белорусской ассоциации врачей депутат Дмитрий Шевцов: О зарплате врачей и необходимости платить за посещение поликлиники
О зарплате врачей, необходимости заботиться о своем здоровье и платить за посещение поликлиники размышлял в эфире программы "Контуры" телеканала ОНТ вечером 2 февраля депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель ОО "Белорусская ассоциация врачей" Дмитрий Шевцов.
Бывший главный врач одной из столичных поликлиник однозначно заявил, что зарплату врачам необходимо повышать. Но, по его словам, самое главное – это высокая нагрузка, с которой врач сталкивается ежедневно. "Конечно, ее надо нормировать. И тогда сама по себе проблема будет частично решена", -- считает депутат.
То, что Мингорисполком нашел средства поднять зарплату врачам скорой помощи – это пример для остальных регионов, отметил Шевцов. "Уже очень давно Мингорисполком выплачивает дополнительные средства нашим врачам различных категорий. Сейчас эти доплаты стали еще больше. Это пример для подражания другим областям", -- сказал он.
Касаясь высказываний вице-премьера Анатолия Тозика о том, что граждане должны принимать участие в оплате своего лечения, депутат Шевцов отметил: "Мы неправильно трактуем фразу "бесплатная медицина". Она не бывает бесплатной. Она бесплатная для нас с вами, но для государства это стоит колоссальных денег. И порой мы расточительно относимся к собственному здоровью и потребительски относимся к системе здравоохранения. Это недопустимо. Человек не должен доводить себя до ситуации, когда он становится жителем поликлиники".
К сожалению, по словам Шевцова, в каждой поликлинике найдется достаточно большое количество людей, которые приходят сюда более ста раз в год. "Просто они так хотят. Они хотят прийти померить давление вместо того, чтобы купить тонометр, просто спросить, просто почитать, интерпретировать анализы, переспросить, что доктор сказал на прошлом приеме. Это выливается в достаточно серьезную нагрузку. Что делается в кабинете у врача? Сидят врач, медсестра, пациент и еще там же как минимум два человека "просто спросить". Такого быть не должно. Безусловно, это выливается в раздражительность и пациента, и врача, высокую нагрузку, потому что врач не может сосредоточиться на одной проблеме, поставить точный диагноз. Это говорит и об отсутствии культуры, уважения к врачу", -- констатировал специалист.
Пациент, уверен Шевцов, должен быть заинтересован в сохранении собственного здоровья: "Когда он получает медицинскую помощь бесплатно, то он расточительно и относится к этим вещам. Когда пациент будет хотя бы символически платить, он уже будет участником в сохранении собственного здоровья, партнером", -- констатировал депутат.
Парламентарии, по его словам, готовы к внесению соответствующих поправок в законодательство, если потребность в этом возникнет.