Врач минской поликлиники 12 раз ходил по 120 километров с паломниками в Смоленск

13.08.2014
4
0
Привалы делают примерно через каждые 4-5 кмАлександр Иванович и Вера Романовна, Минск. Вере Романовне - 74. Ее супругу - 86. Андрей и Кристина, Витебск
Врач минской поликлиники 12 раз ходил по 120 километров с паломниками в Смоленск

У православных верующих Витебска есть традиция - в начале августа ходить пешком в Смоленск. Паломники отправляются в соседний российский город для участия в торжествах в честь чудотворной иконы Божией Матери "Одигитрия" ("Путеводительница"), которые отмечаются 10 августа. За пять дней участники крестного хода проходят около 120 километров. Этот путь с паломниками преодолел и корреспондент СМИ.

Начиная путь, все верят, что пройдут его. А завершая, не верят, что дошли. Это, конечно, не подвиг, как пафосно говорят некоторые верующие. Но и не рядовое событие - точно.

В этом году крестный ход состоялся уже в 12-й раз. Участвовало в нем от 100 до 150 человек: по дороге кто-то присоединялся, кто-то, наоборот, уезжал. В Смоленск вошло 116 паломников.

Маршрут каждый год один и тот же. Рано утром 5 августа верующие выходят из православного лагеря "Дружба" в деревне Вороны под Витебском. Первый отрезок пути - около 30 км - до Лиозно. Здесь же первый ночлег. На следующий день в Заольше - переход белорусско-российской границы. Затем путники проходят через небольшие приграничные поселки Рудня и Голынки, где их принимают на ночь. Последняя остановка - в Гнездово, окраинном районе Смоленска.

В древний российский город верующие входят 9 августа. На следующий день принимают участие в праздничных богослужениях в Успенском кафедральном соборе.

Ночуют путники в школах, домах культуры, храмах. Условия довольно спартанские: спят прямо на полу - в спальных мешках, на коврике, покрывале и т. д. В каждом населенном пункте ходят в баню - за день под палящим солнцем с человека сходит сто потов.

 по дороге кто-то присоединялся, кто-то, наоборот, уезжал. В Смоленск вошло 116 паломников.
В этом году крестный ход состоялся уже в 12-й раз. Участвовало в нем от 100 до 150 человек: по дороге кто-то присоединялся, кто-то, наоборот, уезжал. В Смоленск вошло 116 паломников.

Некоторые в пути соблюдают пост. Но большинство питается полноценно. Как мне показалось, даже излишне для духовной акции, которая подразумевает аскетизм. Утром и вечером - горячая пища от принимающих на ночлег местных верующих. Обед в прежние годы готовили сами на своей полевой кухне. Но в этот раз ее не было, поэтому выручал сухпаек, который каждый взял с собой, и то, что Бог пошлет.

Чем богаты, делятся некоторые жители деревень, через которые проходит крестный ход. Приносят яблоки, огурцы, бутерброды, морс, молоко... Иногда человек предложит просто воду, но и она никогда не бывает лишней в изнуряющий зной.

Царский обед для крестоходцев всегда готовит фермер из Голынок Николай Озолин. В этот раз он сам сварил на полевой кухне суп с бараниной и приготовил картофельное рагу. И еще привез большую флягу молока.

На своем поле фермер Николай Озолин установил поклонный крест. Освящали его представители духовенства, которые шли в нынешнем крестном ходу.
 
Идти приходится под палящим солнцем или дождем. Люди натирают мозоли, нередко кровавые. Их стараются залечить на привалах, которые делают примерно через каждые 4-5 км, а также во время остановок на ночной отдых.

Постоянные участники крестных ходов в Смоленск - студенты и выпускники Витебского государственного медуниверситета. Они и лечат всем больные ноги.

На привалах от усталости некоторые просто падают на землю. 

На случай более серьезных недугов паломников сопровождает скорая помощь. Но ее услуги, к счастью, бывают нужны редко.

Порядок и безопасность на дороге обеспечивают несколько машин милиции. Сотрудники правоохранительных органов дежурят и в местах ночлега.

Привалы делают примерно через каждые 4-5 км
Привалы делают примерно через каждые 4-5 км

Главная цель крестных ходов - миссионерство, прославление Бога. Верующие несут хоругви и иконы, поют молитвы. Это видят и слышат все встречные на пути - и водители на трассе, и пешеходы, и местные жители.

На привалах и в местах ночлега крестоходцы устраивают концерты, с духовными беседами выступает известный московский проповедник Олег Стеняев.

Понимают паломников далеко не все. Нередко у них спрашивают: "А вам за это деньги платят?", "Думаете, такие праведные, в рай попадете?", "И что вам это дает - идти в дорожной пыли с иконой?". А то и вообще ставят "диагноз": "Вам же надо срочно обратиться к психиатру".

Но есть и те, кто приветствует участников шествия, осеняет себя крестным знамением, прикладывается к образам, подносит к ним детей, просит священников помолиться. Когда мы подходили к Гнездово, к нам вышла женщина в слезах и попросила, чтобы крестный ход обошел вокруг ее дома. В нем, по ее словам, происходит что-то неладное...

Но больше всего поразило отношение к паломникам со стороны высокого духовенства.

Людям все пять дней внушали: "В Смоленске нас будут встречать 12 епископов и 3 митрополита. Все будет очень торжественно и красиво, так что готовьтесь".

Крестоходцы вошли в Смоленск, пообедали, привели себя в порядок - помылись, побрились, надели праздничные наряды. Из последних сил поднялись на Соборную гору, на которой стоит Успенский храм. И ждали минут 20. Для натруженных ног, прочувствовавших каждый камешек на шоссе, - это вечность.

Успенский кафедральный собор в Смоленске. Выдающийся памятник барочной архитектуры, один из красивейших в Европе. В храме находится несколько святынь: чудотворная икона Божьей Матери "Одигитрия" (сейчас на реставрации), сандалии небесного покровителя Смоленска святого Меркурия, плащаница "Положение во гроб".  

Наконец паломникам сообщили, что можно идти навстречу иерархам. Но к ним пропустили только человек 10 - это были священник- руководитель крестного хода, и мужчины, которые несли хоругви и икону Иоанна Русского. Остальным людям велели ожидать в арке у входа на территорию собора. Полицейские не пропускали вперед никого, даже местных жителей, которые спешили на вечернюю службу.

В глазах людей читалось недоумение. Непонятно, почему митрополиты и епископы не позволили пастве приблизиться к себе? А ведь многие, особенно старики, нуждались в их благословении и теплом слове...

Удивил и священник, который встретился нам по пути. "Вы думаете, вам здесь рады? Нет. И вообще, ваши крестные ходы никому не нужны", - отрезал он.

Особо впечатлительные женщины плакали... А одна из них потом поделилась: "Я долго думала над словами этого батюшки. И пришла к выводу, который меня утешил: да, людям мы не нужны, но зато нужны Богу и Богородице. Я же иду не к этому священнику, а к Ней, Матери Божией "Одигитрии".

К смоленской святыне спешат не только витебляне. Обычно крестный ход "Наш путь - Одигитрия" объединяет жителей разных городов из трех стран - Беларуси, России и Украины.

В этом году, в связи с событиями в южной стране-соседке, был введен особый контроль на границе с Российской Федерацией. У паломников впервые проверяли сумки и рюкзаки, особо тщательно - у тех, кто забыл дома паспорт.

На российской границе паломников встречали хлебом-солью, песнями  и плясками.  

С нами шли два украинца - парни из Киева и Харькова, их вещи прошли самый строгий досмотр.

В пути мне встретились разные люди. Хочется рассказать про жительницу Лисичанска Луганской области, с которой я познакомилась возле храма в Гнездово.

Женщина с маленьким сыном бежала из родного города, который попал в зону боевых действий.

Муж остался там: он хирург, и его долг - спасать раненых. Мужчина пытался вывезти из Лисичанска своих родителей, но их машина попала под обстрел. От ранения в голову отец умер на глазах у сына. А мать он успел спасти, оказав ей медпомощь.

"Когда муж сможет покинуть Лисичанск, то отправится искать работу и жилье в каком-то из областных городов России, возможно, в Орле. Мы тогда переедем к нему. А пока, уже полтора месяца, живем в Смоленске, нас здесь приютили. Я художник, вот предложила местному батюшке свою помощь, может, нужно что-то в храме расписать... Огромное горе в нашей семье... Мы с мужем десять лет строили дом. Достроили наконец. И вот пришлось бежать, бросить все..." - поделилась женщина.

Страшно, когда война и смерть так близко... Спросила у беженки, за кого молиться. "Инна. А сына зовут Иоаким".

В крестном ходе человек, как никогда глубоко, может заглянуть в свою душу. И почистить в ней, что не так... Помолиться о себе, родных, друзьях, коллегах.

Но лучше предоставить слово самим участникам шествия. Кто они и зачем ходят в паломничества? Что, по их мнению, в этих духовных "походах" самое трудное? Об этом с некоторыми крестоходцами мы беседовали во время привалов.

Отец Александр, Витебск
Редкий тип православного священника. Он не отдаляется от паствы. И к нему не страшно подойти. Народный батюшка. Его очень любят. 
Отец Александр уже несколько лет возглавляет этот крестный ход. И все время идет, хотя священник мог бы и подъехать. Ест то же, что и все, и спит там же, где все. Хотя ему могли бы найти и лучший кров, и более вкусную пищу. Он не гнушается сам и воды из колодца достать, и помочь крестоходцам в других бытовых делах.
Батюшка почти все время шутит, в том числе над собой. Говорит без ухода в православный "астрал", то есть не заумными, оторванными от жизни цитатами из богословских книг, а просто и ясно.
Его подрясник на плечах ветх и выжжен солнцем - он уже пережил несколько крестных ходов. А самый первый свой путь, из Витебска в Полоцк, отец Александр не забудет никогда: "Он закончился для меня в реанимобиле под Полоцком. На ногах были такие мозоли, что их пришлось оперировать".
- Что самое главное в крестном ходе? - спрашиваю. И уверена, что он ответит: "Молитва". Но нет.
- Опыт. Он приходит с каждым новым крестным ходом. Человек начинает понимать, как избежать мозолей, как приспособиться к походным условиям жизни, как вести себя с другими. Для чего это ему надо, начинает понимать. И, как правило, снова идет в крестный ход.  

Андрей и Кристина, Витебск
Пара поженилась 1 августа и через четыре дня отправилась в крестный ход. Такое вот свадебное путешествие: не поездка к морю, а духовный вояж.
Ребята несли свои венчальные иконы. Андрей и Кристина были бесспорным украшением крестного хода. Тетушки шептались: "Какие красивые, стройные. Молодые, но видно, что очень благочестивые. Настоящая православная семья!".
Молодожены были примером для зрелых семейных пар. Глядя на них, многие вспоминали свою свадьбу и становились нежнее и внимательнее к собственному мужу или жене.
- Не возникало семейных споров, куда отправиться после свадьбы? - спрашиваю у главы семьи.
- Нет. Само собой подразумевалось, что мы пойдем в крестный ход.  

Надежда Филипповна, Витебск
Филипповна называет себя "крестной мамой" крестного хода. С хоругвями "Одигитрии" она с самого начала - то есть уже 12-й раз. "Но первый раз ходила не сама, а послала в разведку дочку", - уточняет она.
"Крестная мама" - потому что у нее всегда есть нитки, иголки, ножницы, всякие веревочки, булавочки и другие необходимые в походе мелочи. Я ни разу не видела Филипповну с большим рюкзаком, она всегда идет налегке. Но, если кому-то нужно, у нее откуда-то берется лишняя чашка, тарелка, панамка... Даже обувь, если кто-то вдруг стоптал или порвал свою.
Надежда Филипповна любит внимание и обожает рассказывать житейские истории. Про любовь, про семью. "Если вы пытаетесь исправить мужа, знайте, что у вас это никогда не получится", - наставляет она молоденьких девушек.  
Женщина несла большую икону святого Сергия Радонежского. "Отче Сергие ходил по земле и сейчас идет с нами", - уверена она. Добрая и безотказная в помощи, "крестная мама" большого крестного хода тоже в ней нуждается.

Юра, Минск
Юра - молодой врач. Получил распределение из Витебского медуниверситета в одну из столичных поликлиник. Когда весь крестный ход отдыхает и занимается своими делами, Юра лечит людям мозоли, консультирует по другим болячкам. Многие медицинские инструменты и препараты для крестоходной аптечки он купил за свои деньги.
Он очень умен, наблюдателен и с виду циничен. Просто он так прячет за этим чуткую, восприимчивую душу.
Юра называет себя "разнорабочим" крестного хода": "То есть могу и медпомощь оказывать, и петь, и вести концерты, и так далее".
Молодой человек вырос на этом крестном ходе - ходил все 12 раз: "За это время я успел окончить и школу, и университет. Много чего в моей жизни произошло, много чему эти крестные ходы меня научили".
- Не надоело столько раз ходить?
- Нет. Но заметил, что нет уже того восприятия, которое было в самом начале. Наверное, стирается свежесть каких-то чувств. В этот раз пошел ради того, чтобы лечить людей.

Александр Иванович и Вера Романовна, Минск
Вере Романовне - 74. Ее супругу - 86. А видели бы вы, как они бодро шагали по пыльной дороге! И несли крест - один на двоих.
"Я запорожская казачка", - говорит о себе эта аккуратная седовласая женщина. "А я - белорусский партизан", - смеется ее муж.
Запорожская казачка была самой активной бабушкой в крестном ходе. Пела, танцевала, фотографировала все происходящее, во всем помогала мужу, меняла красивые блузки, шляпки, платочки...
Но окончательно эта женщина сразила меня, когда призналась: "Этот крестный ход - цветочки. Здесь всего пять дней. А мы ходили в крестные ходы, которые длятся по три месяца. Шли каждый день, кроме воскресенья".
- Но как это возможно?!
- С молитвой все возможно.

Ника, Витебск
За Нику в крестном ходу всегда цепляется кто-то слабейший. Это происходит на подсознательном уровне. Потому что Ника - сильная. Она ведет по этой трудной дороге себя и, как паровозик, тащит того человека, кому помогает. И еще каждый год несет главную крестоходную икону. Наравне с мужчинами.
В прежние годы это был образ святой Евфросинии Полоцкой. Трудно сказать, сколько он весит. Но много. Нику это не смущало.
На привалах она никогда не присядет и не успокоится, пока не найдет для иконы подходящее место, куда ее можно поставить.
Ника - искренняя и добрая. Такими бывают только дети. И то не все.
Девушка терпеть не может, когда ее хвалят. Поэтому больше не буду этого делать.
- Ника, сколько в твоей жизни было крестных ходов?
- А разве это важно? Будет нескромно, если я скажу, сколько. Тут главное - качество, а не количество.

Вера и Надежда, Витебск
Вера и Надежда - сестры-близнецы. Они всегда рядышком, в похожей одежде и головных уборах. И с одинаково солнечной улыбкой.
"Нам как-то сказали, что у нас одна душа на двоих", - говорит младшая, Надежда. А Вера вспоминает: "В самом первом крестном ходе я очень натерла ноги. Каждый шаг отзывался ужасной болью. Но как-то шла... Наверное, пострадала за свои грехи". "А может, за мои?" - спрашивает Надежда. И укоряет сестру: "Главное, ей больно, а она молчала. Призналась мне только потом... Берегла меня, не хотела расстраивать".
Нынешняя "Одигитрия" была для "бабушек-близнецов", как их называют в крестном ходе, десятой. Опытным взглядом они оценили, что встречать паломников стали прохладнее, чем в предыдущие годы: "Нам показалось, что не очень нам все же рады в тех местах, куда мы приходим".
Сестры наотрез отказались фотографироваться. И всегда даже издали замечали, что объектив направлен в их сторону. Чудом удалось снять их со спины, когда они читали надпись на памятном каменном кресте, который установлен на месте гибели князя Глеба на берегу Днепра в Смоленске.  

Алексей и Вера, Гатчина (Россия)
Заметила, что в крестном ходе было много женщин по имени Вера.
Для незрячего музыканта из-под Санкт-Петербурга Алексея Вечера его жена - не только вера, надежда и любовь, но еще и глаза. Эта пара уже несколько раз участвует в "Одигитрии". Мужчина идет под руку с супругой, она его ведет, показывает путь. В этот раз с ними была и дочка.
На привалах и ночлеге Вера обеспечивает Алексею комфорт, насколько это возможно сделать в походных условиях.
Несмотря на солидный семейный "стаж", у этой пары трогательные, нежные отношения. И нужно видеть восхищение в Вериных глазах, когда муж поет под гитару.
Их семейный музыкальный дуэт называется "Вечер с Верой". Фамилия мужа и имя жены. А образный смысл и так понятен.  

Иван Иванович, Калининград (Россия)
Для Ивановича это уже третий крестный ход. Первый раз он шел пешком. Но очень болели ноги. И тогда он решил... ехать. Привозит из Калининграда на поезде свой велосипед и знай потом накручивает вместе со всеми километры. Иногда оставляет велик в надежном месте и идет.
В крестном ходе Ивана Ивановича устраивает все: атмосфера, пища, быт без особых удобств. Не нравятся ему только люди, которые выставляют свою веру напоказ. "Она должна быть внутри человека. Мне не нравится, как некоторые, кто знает на память много молитв, идут и бубнят их на весь крестный ход. Я от таких людей тут же отхожу", - поделился мужчина.   

***Это портреты людей самого разного возраста, профессий и духовного опыта. Но всех их объединяет одно - любовь. К Богу. И другим. Ведь труднее всего любить ближних своих, как самого себя...

Справка ТUT.BY

По церковному преданию, икону Божией Матери "Одигитрия" написал апостол и евангелист Лука во время земной жизни Богородицы. Греческий император Константин, в 1046 году выдавая дочь Анну замуж за князя Всеволода (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название - "Одигитрия" ("Путеводительница").
Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII века перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С той поры икона получила название "Одигитрия Смоленская". Празднование в честь этого чудотворного образа установили в 1525 году.

Татьяна Матвеева / фото автора, СМИ

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

‡агрузка...

Аборты, обжорство, наркомания. В каких грехах белорусы признаются на исповеди?

Христиане верят, что, покаявшись, они получают прощение грехов от Бога. Мы спросили у священников, с какими проблемами белорусы приходят на исповедь и всегда ли искренне раскаиваются в том, что считают греховным.

В храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" не предусмотрено специальной кабинки для покаяния – их можно встретить только в костелах. Верующие подходят к аналою (употребляемый при богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом. –  СМИ) и становятся спиной к другим прихожанам, выстроившимся в очереди за исповедью. Разделяет их всего несколько метров, и нет никаких стен – можно ли в такой обстановке быть достаточно искренним? Священники уверяют, что да. Если кому-то из верующих требуется остаться с духовником наедине, это также возможно, но о времени нужно договариваться отдельно.

Как правило, исповедь проходит в первой половине дня: в будни за прощением грехов сюда обращаются несколько десятков человек. В праздничные дни речь идет о сотнях верующих, желающих исповедоваться. Из-за многолюдности и нехватки времени исповедь обычно длится всего несколько минут, поэтому священники советуют концентрироваться на главном. Претендующие на более пространное общение могут прийти на исповедь в будний день или посетить сельский приход.

Поскольку большая часть прихожан – женщины пожилого возраста, то и на исповеди их можно встретить чаще всего. Приходят в церковь сегодня за прощением грехов и дети. Духовники говорят, что с 7 лет ребенок уже достаточно осознает происходящее, чтобы обратиться к Богу.

Сегодня в Беларуси исповедовать имеют право все священники. Считается, что служитель церкви в момент исповеди выполняет лишь роль "свидетеля", а само таинство происходит между верующим человеком и Богом. Православные верят, что Сам Христос даровал своим ученикам (а затем и их наследникам – священникам) право прощать людям грехи.

Поговорить с журналистами СМИ об исповеди, не раскрывая ее тайн, согласились: Настоятель Преображенской церкви деревни Раков, протоиерей Сергий Лепин (служит в церкви 15 лет, исповедуется 4-6 раз в год); Протоиерей храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Александр Пронин (служит 17 лет, исповедуется 1-2 раза в неделю); Священник того же храма, иерей Сергий Пыск (служит 4 года, исповедуется раз в 2 недели).

В чем каются белорусы?

Этот вопрос несколько смутил священников. По их словам, белорусам свойственны все те грехи, которые характерны для человека в целом – любого, независимо от национальности. Но в то же время, для людей разного возраста, разных социальных групп могут быть более свойственны одни грехи и менее – другие.

Женщины старшего возраста часто приходят к священнику Александру Пронину с раскаянием о совершенных абортах. Как правило, речь идет о событиях советского времени, когда большинство белорусов были далеки от религии.

Священник хорошо запомнил случай, как исповедовал врача-гинеколога, которая была при смерти в больнице. Она покаялась в том, что за свою жизнь сделала много абортов и именно в этом видела причину своих мучений.

Часто прихожане исповедуются в том, что верят в различные суеверия, приметы, гороскопы, ходят к гадалкам и целителям. По мнению священника, это один из самых распространенных грехов.

Отец Сергий Пыск считает, что основная проблема нынешней молодежи – "блудные сожительства". Люди приходят и рассказывают, что живут с гражданским мужем или женой год-два-три, а потом расходятся. "Какая же это семья?" – задается вопросом священник. По его мнению, мораль в нашем обществе в последние годы очень сильно упала. В костеле, приводит пример собеседник, человека, который живет в гражданском браке, даже не допустят к причастию.

Кроме того, по мнению священника, люди грешат незнанием православной веры. "Идут крестить ребенка – и даже почитать "Символ веры" не могут. А христианин православный должен ее (молитву. - Прим. СМИ) знать наизусть, потому что это краткое описание того, во что мы должны верить. Если я неправильно верую в Бога, то и духовную жизнь я правильно построить не смогу", – считает он.

По наблюдению протоиерея Сергия Лепина, больше всего белорусов сегодня волнуют грехи, связанные с агрессией, – гнев, раздражительность, злость, ненависть, осуждение. С покаянием приходят алкоголики или наркоманы.

Много грехов плоти: блуд и прелюбодеяние. Кроме того, люди жалуются на зависимость от еды (обжорство, избирательность или нерациональное  использование еды, неумение или нежелание соблюдать посты). "В принципе неверие – это главное, а все остальное – следствие", – заключает священник.

Рассказывают ли об убийствах?

Священнослужители сходятся во мнении, что заниматься "доносительством" и обращаться в милицию, если им вдруг станет известно о каком-либо совершенном преступлении, нельзя под угрозой низвержения из сана.

Отец Сергий Пыск рассказывает, что к нему на исповедь не раз приходили в прошлом самые настоящие "бандиты" – сегодня им уже за 70, и они ведут образцовый образ жизни. Случалось ему исповедовать солдат, которые служили на войне, – они просят прощения за вынужденные убийства.

Отцу Александру Пронину однажды довелось выслушать исповедь человека, который в России совершил несколько убийств, но не понес за них наказания. "Он изначально подвергал себя опасности потому, что я мог бы рассказать об этом сотрудникам администрации. Но он доверился мне как священнику, покаялся в тех грехах, за которые мог понести еще большую ответственность. И тайна исповеди осталась неприкосновенной".

Особенными являются случаи, когда священнику становится известно о преступных намерениях, которые могут угрожать чьей-то жизни. Здесь служитель церкви, не называя имя злоумышленника, может предупредить или жертву, или органы власти о готовящемся преступлении. Но в практике опрошенных нами священников таких случаев не было.

Часто служителей церкви зовут в тюрьмы, в том числе перед исполнением смертного приговора.

На что обращают внимание, а на что предпочитают закрыть глаза?

По мнению отца Сергия Лепина, иногда убийцы и прелюбодеи раскаиваются в своих грехах охотнее, нежели люди "с так называемым комплексом среднестатистической святости". Священник имеет в виду тех, кто считает, что "никого не убивал, ничего не крал и никому не изменял, а значит, безгрешен". Нет людей, которые не согрешили бы, уверяет собеседник, но есть те, "кто, пребывая в духовной слепоте, не видит своих грехов или же не находит в себе веры для покаяния".

Вообще, слово "грех" верующие понимают по-разному. Исповедуясь, рассказывает настоятель, люди часто путают не только настоящее и мнимое, главное и второстепенное, причину и следствие, но и добро со злом. "Иногда, например, человек может искренне каяться в том, что он сократил вечернее правило или выпрашивать для себя суровую епитимью (исполнение по назначению духовника продолжительных молитв, усиленного поста, паломничества и др. – СМИ) за съеденное по незнанию скоромное печенье в пост, а при этом не замечать в себе лютую ненависть и бесовскую гордыню".

Бывают и те, кто приходит на исповедь не для того, чтобы покаяться в грехах, а для того, чтобы рассказать, что "сам не грешит, а вот его все вокруг обижают". Исповедь, на которой человек не может назвать в себе ни одного греха даже после соответствующих стараний священника, обычно считается несостоявшейся.

Бывает, что человек, напротив, без меры корит себя, находится в отчаянии. Типичный пример: прихожанин теряет близкого и начинает винить в этом себя. В таких случаях, считает протоиерей Сергий Лепин, "покаяние способно разрушить верующего изнутри", поэтому вместо осуждения ему нужно пастырское воодушевление.
 
Меняются ли верующие после исповеди?

Многие совершают таинство покаяния впервые – перед крещением или венчанием – и больше в храм не возвращаются. Немало и тех, кто приходит изливать душу каждую неделю. Их жизненные истории уже хорошо знакомы священникам. "Я служу далеко за городом. Я знаю в лицо (а многих – и по имени) почти всех своих прихожан. Если человек стоит в храме и плачет, как правило, я знаю, почему он плачет", – рассказывает отец Сергий Лепин.

По его словам, исповедь изменила многих людей. Священник вспоминает бывших преступников, обратившихся к Богу, наркоманов, на которых медицина поставила крест, и больных смертельными болезнями, которые остались жить. "Понятно, что после исповеди не значит вследствие исповеди, но такое происходит постоянно".

Отца Александра Пронина до глубины души потрясла история женщины, которая работала в ночном клубе танцовщицей. "Естественно, там обнажаются. И она мучилась от этого, ходила в церковь, но не могла найти другую работу. Но с Божьей помощью как-то все-таки поменяла образ жизни. Она уже этим не занимается".
 
Как относятся к откровениям белорусов священники?

С опытом, говорит отец Сергий Лепин, он стал менее болезненно относиться к признаниям прихожан. "Это, наверное, как врач, который привыкает к виду крови. Сам грех уже не удивляет. Удивляет тяжесть человеческих судеб: истории тех, кто потерял детей одного за одним, кто болеет ужасными болезнями, кто стал жертвой вопиющей несправедливости… Вот, говоришь людям слова поддержки, а сам думаешь о себе: "Как они все это выносят? Смог бы ли я перенести подобное и утешиться теми словами, которые я сейчас говорю? Очень противоречивые чувства: с одной стороны, ты, как никогда, в такие моменты ощущаешь свою нужность, с другой стороны – свою беспомощность".

У отца Сергея Пыска совершенно иное отношение к исповеди. По его словам, он вообще не запоминает, что говорят ему люди, потому что человек приходит рассказывать свою историю Богу, а не ему. "Человек пришел, покаялся – и слава Богу. Мне остается лишь молиться, чтобы Господь его покаяние принял". Духовник не имеет права судить, насколько искренне вел себя верующий во время исповеди, уверен собеседник. "Священник не судья, я никому не судья. Священник – такой же грешный человек".

По мнению отца Александра Пронина, многие прихожане сегодня бросаются в крайности: либо вообще никак не готовятся к исповеди и не знают, что говорить, либо, напротив, составляют длинные списки из мелочей, которые для них же самих не имеют значения. Священник считает, что "исповедь – это уже венец внутреннего покаяния, которое началось в человеке еще до того, как он пришел в храм. Покаяние от греческого – это "перемена", расставание со своей прошлой жизнью".

Светлана Белоус / Фото: Сергей Балай / СМИ



‡агрузка...