Врачи предлагают освободить белорусских школьников от домашнего задания

23.08.2015
5
0
Врачи предлагают освободить белорусских школьников от домашнего задания

За последние 10 лет школьники стали чаще болеть. Рост первичных заболеваний с 2005 года составил 5,2%.

Чаще дети до 14 лет стали страдать от сахарного диабета, ожирения, болезней глаз, уха и органов дыхания.

Об этом рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова.

— Нас радует то, что дают результаты меры профилактики по осанке и зрению. Ситуация улучшилась, хотя по-прежнему нас беспокоит. Например, по показателям прошлого года нарушение остроты зрения наблюдается у 9,6% детей до 17 лет, а нарушение осанки — у 5,6% учеников.

При этом школьники стали меньше страдать от болезней кроветворных органов, нервной системы и системы кровообращения, расстройств поведения, а также от нарушений, связанных с иммунным механизмом.

Алла Малахова констатирует: учебная нагрузка опережает психолого-физиологические особенности ребенка примерно на год-полтора. Одна из причин в том, что сейчас все больше детей идет в школу с шести лет, а обучают их по программам для семилеток. Сыграл свою роль и переход на пятидневку, считает специалист.

— При этом во многих учебниках материал изложен очень сложно, детям приходится учиться с помощью родителей. Эту проблему нужно решать, — считает Алла Малахова. — Также хотелось бы, чтобы Министерство образования шло к тому, чтобы детям не задавали домашних заданий.

Алла Малахова привела в пример старшеклассников, которые занимаются до 3−4 часов дня. А потом еще делают домашнее задание. По нормативам это занимает примерно 2,5 часа.

— Это много. У ребенка недостаточно времени, чтобы заняться спортом, своими интересами, — уверена Алла Малахова. — Нужно повышать эффективность образования. Вы можете сказать, что это не совсем наш вопрос. Но мы считаем, что ребенок должен максимально получать все на уроке и быть более свободным дома. Есть множество методик для улучшения качества образования, которые позволят к этому прийти.

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

‡агрузка...

Здоровье детей в белорусской школе: проблемы и способы борьбы - советы педиатра

С наступлением нового учебного года забот у родителей заметно прибавилось. А детям и вовсе приходится несладко: ранние подъемы, большая нагрузка, домашние задания и дополнительные кружки… Как в непростом ритме нашей жизни не позабыть о здоровье? О здоровом образе жизни современного школьника мы поговорили с врачом-педиатром, директором компании "Добрый Доктор" Александром Дечко.

– Здоровый образ жизни – это совокупность поведенческих факторов и привычек, которые позволяют нам длительное время сохранять трудоспособность, физическое и психическое здоровье. В поведенческие факторы я бы включил культуру питания, культуру физических нагрузок, а также фактор психических взаимоотношений в социуме.

Учитывая тот факт, что в стенах учебного заведения ребенок проводит огромную часть своей жизни, от того, как он там себя ведет, во многом будет зависеть и состояние его здоровья. Конечно же, далеко не все зависит от самого школьника: существует определенный свод правил, за рамки которых ребенок выйти не в силах.

Чтобы говорить о здоровом образе жизни школьника, надо рассмотреть те факторы, которые могут влиять на его здоровье.

Гиподинамия

Не секрет, что нагрузка у современного школьника существенна. Шесть-семь уроков, различные дополнительные занятия, факультативы, кружки. Все это приводит к тому, что в течение длительного времени ребенок находится в сидячем положении и не выполняет то количество движений, которое правильным образом нагружает сердечно-сосудистую систему.

Как бороться?

Несомненно, много лет назад бороться с гиподинамией было проще: школьник приходил домой, брал мяч и шел во двор играть в футбол. Сейчас место подвижных игр прочно занял компьютер.

Во многих школах перед занятиями проводится так называемая производственная гимнастика, но чаще она носит формальный характер. Уроки физкультуры зачастую сводятся к подготовке сдачи нормативов и далеки от здоровья. Поэтому родители сами должны позаботиться о достаточной физической нагрузке своего ребенка. Это и различные спортивные секции, и утренняя зарядка, и прогулки выходного дня.

Нарушения осанки

Помимо гиподинамии, длительное сидение за партой очень часто приводит к нарушению осанки. К сожалению, школьная мебель далека от совершенства. В идеале и столы, и стулья должны регулироваться под каждого школьника: и по высоте, и по углу наклона.

Но, увы, это тот фактор, повлиять на который мы не в силах.

Кроме того, к нарушению осанки приводит огромное количество учебников, которые детям приходится носить в рюкзаках и сумках.

Как бороться?

Один из вариантов возможной борьбы – попробовать договориться с соседом по парте и носить лишь половину необходимых учебников (хотя не знаю, насколько это приветствуется в современной школе). В перспективе – применение электронных учебников. Кстати, использование электронных книг и планшетов, правильно настроенных для чтения, очень часто приносит меньше вреда для зрения, нежели чтение книг, напечатанных на низкокачественной желтой бумаге, плохим шрифтом и в условиях недостаточного освещения.

Нарушения со стороны зрения

В условиях современного мира зрительный анализатор несет колоссальную нагрузку: мы окружены телевизорами и компьютерами, планшетами и телефонами. Одна из основных проблем состоит в том, что гаджеты, которые носят с собой дети, имеют маленький экран, вследствие чего напряжение зрительного анализатора намного выше, нежели в случаях чтения с большого монитора или бумажного носителя. Использование смартфонов – это, конечно, прогресс, но в то же время очень серьезный удар по зрению ребенка.

Свою лепту вносит также и недостаточное освещение.

Как бороться?

Чтобы глаз мог правильно воспринимать напечатанную информацию, количество света должно быть строго определенным: ни в коем случае нельзя разрешать ребенку читать в полумраке, напротив света и т.д.

Во время занятий или игр обязательно должны быть перерывы: желательно 10-15 минут каждого часа, в течение которых ребенок не смотрит на монитор.

Обратите внимание, что глаза, как и мускулатуру, можно тренировать. Существует огромное количество различных методик гимнастики для глаз, благодаря которым улучшается кровообращение глазного яблока, стимулируется правильная работа глазных мышц (напряжение и расслабление) и тем самым продлевается период хорошего зрения.

Нервно-психические и информационные нагрузки

Сегодняшний мир полон стресса, с которым мы встречаемся каждый день. Одна из негативных сторон напряженной учебы в школах и гимназиях – это формирование у ребенка страха что-то не успеть, что-то не выучить, что-то не сдать, не подготовиться и, как следствие, не поступить и в дальнейшем в учебное заведение.

Детская психика еще неустойчива, нервная система не в состоянии полноценно противостоять стрессу. Если ребенок постоянно находится в состоянии страха и напряжения, возникает огромное количество нервно-психических расстройств (вплоть до неврозов) и органических заболеваний. Есть такое понятие, как психосоматические расстройства, когда нервный срыв приводит к развитию заболеваний не просто нервной системы, а других органов и систем организма.

Как бороться?

Да, существует определенная школьная программа, но нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Одному гуманитарные предметы даются лучше, другому – точные. Родителям важно понимать, что ни один ребенок не в состоянии усвоить все одинаково быстро и идеально. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку вокруг занятий в школе, а тем более запугивать детей.

Одним из путей борьбы со стрессом является чередование физической и психической нагрузки, а также переключение между различными задачами: не получилось выучить историю, попробуйте переключиться на физику.

По возможности нужно стараться реально оценивать способности своего ребенка и не требовать от него больше, чем он может. Каждый родитель считает, что его ребенок самый гениальный. Но критерии гениальности у каждого свои, поэтому стоит прислушиваться и присматриваться к своим детям, дабы понять, какие науки ребенку даются легче, и пытаться ориентировать его в ту область, к которой он больше предрасположен.

Если ребенок перегружен информационно, он перестает усваивать даже ту информацию, которую он должен усваивать в рамках школьной программы. Соответственно, в стремлении вырастить из своего ребенка гения очень важно не переусердствовать.

Важно! У ребенка должен быть абсолютный выходной – как минимум один, но лучше два – когда он может заниматься тем, что ему нравится. И даже если ребенок просто полежит без дела, в этом нет ничего плохого. Учеба в школе ничуть не легче, чем работа у станка.

Недостаток сна

Не менее важный момент – наличие полноценного сна. К сожалению, современные дети очень часто ложатся поздно, встают рано, а в выходной день пытаются добрать тот сон, который они недополучили в течение рабочей недели.

Как бороться?

Хоть особенности циркадных ритмов у каждого человека свои, если дети учатся в первую смену и встают рано, засиживаться с учебниками за полночь не стоит. Для того чтобы нервная система отдыхала, желательно раньше ложится и раньше вставать. В среднем человеку нужно 8–9 часов сна, у кого-то это количество больше, у кого-то меньше, но для растущего организма лучше больше.

Важно! Все активные, подвижные и перевозбуждающие игры должны заканчиваться как минимум за три часа до сна.

О питании

Вопрос школьного питания очень сложный и щекотливый. Безусловно, идеально, если ребенок ест в школе. И речь идет не о перекусе в буфете булочкой, сухариками, чипсами, шоколадными батончиками и сладкими газированными напитками, а о полноценном горячем питании. Но здесь существует одно очень большое "но": качество школьного питания и по набору продуктов, и по качеству приготовления, и по соблюдению санитарно-эпидемического режима уровень, увы, далеко от совершенства.

Как бороться?

Если ребенок отказывается есть в школе (отмечу, что вкусовые приоритеты никто не отменял, и ребенок, как и любой человек, имеет право иметь свои вкусовые пристрастия), быть может, имеет смысл задуматься о "ссобойках "и термосе с горячим чаем. Хотя это, конечно, не решение проблемы полноценного горячего питания, а, скорее, жест отчаяния, но все же лучше хоть такая еда, нежели вообще никакой или булочка всухомятку.

Кроме того, очень важно, чтобы питание ребенка не проводилось урывками по принципу успел/ не успел. В обязательном порядке в его рационе должны присутствовать завтраки, обеды, ужины и желательно какие-либо перекусы: либо по принципу ланча, либо по принципу полдника. Если ребенок учится в первую смену, вряд ли в семь часов утра у него будет хороший аппетит, но, тем не менее, нужно приучать его к горячему завтраку.

Важно! Сейчас ведется огромное количество дискуссий относительно вегетарианства, сыроедения и т.д. Мнение здесь может быть одно: если речь идет о ребенке, любые отклонения от общепринятых норм неприемлемы. Только сбалансированное, рациональное питание в состоянии обеспечить растущему организму возможность гармоничного развития.

О приеме витаминов

Многих родителей волнует вопрос: стоит ли принимать поливитаминные комплексы? Безусловно, стоит. Продукты питания не в состоянии обеспечить наш организм достаточным количеством питательных веществ. Кроме того, проживание в мегаполисах в условиях повышенных нагрузок, хронических стрессов и высокого темпа жизни ведет к повышенной потребности в витаминах и микроэлементах.

Если говорить о среднестатистическом здоровом ребенке, то пропить курс поливитаминного комплекса можно и без консультации доктора. Нужно лишь строго придерживаться возрастных градаций препарата и внимательно изучать инструкцию по его применению.

Что касается длительности приема, то при отсутствии противопоказаний я бы рекомендовал принимать поливитаминные комплексы на протяжении всего учебного года курсом месяц через месяц: то есть месяц пьем, месяц перерыв. В перерывах я бы посоветовал прием препаратов кальция и йода.

Помните, что здоровье на 20% зависит от наследственности, на 20% – от условий окружающей среды, на 50% – от образа жизни и только 10% нам может гарантировать медицина. И если наследственностью мы одарили ребенка при рождении и изменить ее нельзя, то образ жизни – это та важная составляющая, на которую мы можем влиять и через которую можем строить здоровье. И эта составляющая формируется, прежде всего, в семье!

Будьте здоровы!

Анастасия Шунто



‡агрузка...