Даже если у ребенка-школьника нет жалоб, его нужно проверить. Где и как?
Родителей и врачей все больше беспокоит тот факт, что дети приходят в школу относительно здоровыми, а уходят с функциональными нарушениями или даже хроническими заболеваниями. Так, по результатам углубленных осмотров в 2013 году к первой группе здоровья относились 26,9% ребят от 6 до 17 лет, ко второй - 55,8%, к третьей - 15,5% и четвертую составляли 1,8%.
Такие данные приведены в государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2013 году", подготовленном Минздравом. И здоровых детей не просто рождается меньше: за время обучения в школе количество детей первой группы здоровья еще больше уменьшается, а наполняемость третьей группы, напротив, растет. Причем происходит это намного быстрее, чем 10 лет назад. Например, в прошлом году к третьей группе здоровья отнесли 8,4% детей шестилетнего возраста. А к 9 классу эта цифра составила уже 15,4%.
Годы за партой особенно плохо отражаются на зрении и осанке детей. Опять же данные за прошлый год: по сравнению с дошкольниками к 9 классу показатели нарушения остроты зрения ухудшились в 5,2 раза, а показатели нарушения осанки – в 8,5 раза.
Отказаться от обучения в школе вряд ли реально, но можно ли минимизировать его вред для здоровья? Об этом обозреватель портала belchas.by поговорил с заведующей лабораторией гигиены детей и подростков Научно-практического центра гигиены, кандидатом медицинских наук, Татьяной Прониной.
| Наша справка. Группы здоровья | |
| I | здоровые, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют |
| II | здоровые, без хронических заболеваний, но имеющие функциональные отклонения в физическом развитии |
| III | больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность |
| IV | больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженной трудоспособностью |
| V | больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу |
Почему в школы возвращаются "конторки"
— Татьяна Николаевна, почему же во время учебы ухудшается здоровье?
— Развитие ребенка — это непрерывное изменение всего организма. Характерным для младшего школьного возраста является незавершенность процессов и быстрый темп развития, особая чувствительность и уязвимость к действию различных факторов внешней среды. Формирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, органов зрения продолжается и в 6–7 лет. Влияние на этот процесс оказывают различные внешние факторы, как школьные, так и общие. Когда ребенок приходит в школу, могут появиться изменения, которые бывают кратковременные или длительные, приводящие к патологии.
Кроме того, сказываются скачки, или периоды интенсивного роста, два пика которых происходят как раз на время обучения. Первый (6–7 лет) совпадает с поступлением ребенка в новую школьную среду. Второй, приходящийся на возраст 12–14 лет, вызван физиологическими изменениями в период полового созревания, и совпадает с переходом из младшей в среднюю школу.
Не будем забывать и о стрессах, ведь в этом возрасте очень неустойчива высшая нервная деятельность.
— Знаю, есть школьно обусловленная патология. Что она в себя включает?
— Наиболее распространенные ее проявления — нарушения осанки и зрения. И по сравнению с 20-летней давностью ситуация с этими расстройствами не совсем благоприятная.
Нарушения осанки у школьников происходят в период физиологической перестройки организма, и обычно вызваны неправильной посадкой, расстановкой и подбором мебели не только в классе, но и дома, использованием не соответствующих росту парты и стула и др. Причем пусковым механизмом может стать любой из перечисленных факторов. Эта проблема тесно взаимосвязана со снижением остроты зрения: когда ребенок плохо видит, он сутулится за столом, принимая более удобную для себя, но отнюдь не правильную позу. И наоборот: из-за противоестественно выгнутого позвоночного столба сосуды у основания черепа пережимаются, нарушается кровоснабжение головного мозга, результат — ухудшение памяти и снижение зрения.
В классе должны стоять не менее двух размеров мебели. И если в течение года при контроле рассаживания выявляются изменения в росте, состоянии здоровья, ухудшение зрения, то ученик должен "переехать" за подходящий ему стол, а не за любой. Плюс в школы возвращаются "конторки" — парты, за которыми ребята могут продолжить заниматься не сидя, а стоя, снимая тем самым мышечное напряжение. Особое значение это имеет для первоклассников, поскольку способствует более мягкой их адаптации к вынужденной позе.
В школе рассадку детей, расстановку мебели должны контролировать учителя, врачи-гигиенисты. Дома это родительская функция.
Наша справка. Правильная рабочая поза учащегося характеризуется следующими признаками:
голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;
корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола);
руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
ноги – согнуты под прямым или несколько большим углом с опорой на пол;
расстояние от глаз учащегося до стола должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.
Основные размеры ученической мебели
| Рост учащегося, в см | Размеры ученической мебели | |
| Высота ученических столов (парт), в см | Высота ученических стульев, в см | |
| от 100 до 115 | 46 | 26 |
| от 115 до 130 | 52 | 30 |
| от 130 до 145 | 58 | 34 |
| от 145 до 160 | 64 | 38 |
| от 160 до 175 | 70 | 42 |
| свыше 175 | 76 | 46 |
— Раньше дети сидели за компьютерами и телевизорами только дома, но теперь в школах все активнее внедряют интерактивные доски, ноутбуки, нетбуки, планшеты… Не будет ли это дополнительной нагрузкой на зрение?
— Сколько времени ребенок проводит за компьютером дома, опять же контролируют родители. Им в помощь есть соответствующие рекомендации медиков. В школе за этим следят учителя и врачи-гигиенисты.
Продолжительность непрерывного занятия с ноутбуком, нетбуком, планшетом, электронной книгой и др. не должна превышать 7 минут (1 класс), 10 минут (2-4 класс), 15 минут (5-7 класс), 20 минут (8-11 класс).
При этом количество занятий (учебных и факультативных) с использованием таких устройств в течение учебного дня должно составлять не более одного (1-4 классы), не более двух (5-9 классы) и не более трех (10-11 классы).
Следует помнить о профилактических мероприятиях: упражнения для глаз, физкультурные минутки (1–2 минуты), физкультурные паузы (3–4 минуты). Время от времени нужно переводить взгляд на окружающие предметы, потянуться, часто поморгать.
|
Наша справка. Нормы нахождения за компьютером для школьников |
|
|
Оптимальное время непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора, не должно превышать: |
|
| 10-15 минут | для младших школьников |
| 20 минут | для учащихся 5-7 классов |
| 25-30 минут | для старшеклассников |
Ссобойка не заменит обед в школьной столовой
— К "школьным" болезням относятся также гастрит и неврастения. Неужели это тоже издержки процесса обучения?
— Уверена, что в вопросах питания школа играет скорее положительную роль. В 96% школ еду для учеников готовят в собственных столовых, и только 1% получает привозное горячее питание. В начальной школе горячее питание двухразовое, в средней школе — один раз в день. Кстати, по охвату школьников горячим питанием (более 95% школьников) наша страна опережает соседей, и это дает свой результат: сегодня мы наблюдаем снижение заболеваний желудочно-кишечного тракта. К тому же, в школе организовываются советы по питанию, в состав которых входят родители, можно получать лечебное (диетическое) питание. Отмечу также, что купить чипсы и газировку в школе нельзя, подобные продукты запрещены к реализации в буфетах.
А вот родители не всегда мотивируют ребенка завтракать и обедать в школе. Хотя именно семья своим правильным примером должна прививать привычки к здоровому рациону.
Нарушения нервно-психической сферы у детей в процессе обучения вполне объяснимы. Особенно это касается младшеклассников.
Многие дети в начальной школе просто устают сидеть 45 минут на одном месте и слушать учителя: они могут встать посреди урока и сказать, что хотят играть.
Задача учителя — не допустить стрессового состояния: например, иногда лучше прервать занятия и сделать разминку с элементами игры. Бывает, что виновниками подобных расстройств становятся родители, которые сразу ставят слишком высокие планки: поступление в гимназию, получение золотой медали, престижный вуз и др. Но прежде стоит разобраться: не станут ли эти цели дополнительной психической нагрузкой? Дайте ребенку адаптироваться к новой для него школьной среде, а уж потом пусть он сам выбирает себе ориентиры.
Помните, что наиболее мощный оздоровительный фактор — двигательная нагрузка. Ребенку лучше не пренебрегать уроками физкультуры, ему нужны подвижные игры, а родители должны подавать пример активного образа жизни.
Кто главный?
— Какие меры для сохранения здоровья детей должна предпринимать школа, а какие — семья?
— Все требования к учреждениям образования (например, школе, детскому саду) прописаны врачами-гигиенистами. Это адекватные учебные нагрузки, правильно организованный образовательный процесс, составленное расписание и двигательные режимы и многое другое.
Основные задачи родителей — правильно подготовить рабочее место, следить за выполнением домашнего задания и укреплять здоровье ребенка. В выходные лучше не сидеть дома. Хорошо, когда взрослые подают пример, и всей семьей катаются на велосипедах, лыжах или отправляются в пешие прогулки. Не стоит перегружать ребенка секциями и кружками только ради того, чтобы он "не болтался без дела". А в старших классах школьники должны уже сами следить за своим здоровьем.
—Многие родители считают, что количество уроков завышено, а домашнюю работу задают слишком большую. А что по этому поводу думают медики?
— В неделю в среднем для младших школьников положено 22–24 урока с учетом факультативов. Какие именно это будут занятия, зависит от их расположения в шкале трудностей: менее сложные — ИЗО, физкультура, пение, наиболее сложные — математика и языки. Определить, правильно ли составлено расписание, можно, посчитав баллы. Для 1-2 классов их сумма по норме равна 22, для 5-го — 27, для 7-го — 30 и т. д.
Максимальная допустимая учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности. Для учеников 1–4 классов это вторник и (или) среда; в 5–11 классах – вторник, среда и (или) пятница. По другим дням учебной недели нагрузка должна распределяться равномерно.
Расписание занятий на учебную неделю составляется согласно ранговой шкале трудности учебных предметов.
Объем домашнего задания также регулируется. Во 2 классе его выполнение должно занимать до 1,2 часов, в 3–4 классах — до 1,5 часов, в 5–6 классах — до 2 часов, в 7–8 классах — до 2,5 часов, в 9–11 классах — до 3 часов.
Домашние задания первоклассникам не задаются в течение всего учебного года.
|
Наша справка: Ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся II– IV классов |
||
|
|
№ Предмет | Балл |
| 1 | Математика | 12 |
| 2 | Белорусский (русский) язык в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания | 11 |
| 3 | Иностранный язык | 10 |
| 4 | Русский (белорусский) язык в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания | 9 |
| 5 | Белорусское (русское) литературное чтение в в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания | 7 |
| 6 | Русское (белорусское) литературное чтение в в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания | 6 |
| 7 | Человек и мир | 5 |
| 8 | Физическая культура и здоровье | 4 |
| 9 | Трудовое обучение | 3 |
| 10 | Изобразительное искусство | 2 |
| 11 | Музыка | 1 |
Выбор за вами
— Что поможет заранее обнаружить проблему со здоровьем и предупредить развитие хронического заболевания?
— Даже если у ребенка нет жалоб, можно прибегнуть к донозологической диагностике по функциональным показателям, чтобы определить переход от состояния здоровья к болезни.
Ее можно пройти на базе лаборатории гигиены детей и подростков Научно-практического центра гигиены, расположенной в Минске. Такой комплекс физиолого-гигиенических методов позволяет оценивать состояние организма, уровень его резервных, адаптационных возможностей, позволяет выявить величину изменений, степень утраты здоровья, дать рекомендации и определить необходимые меры.
Важную роль играет школьный медработник. Хорошо, когда он оценил состояние здоровья учеников в классе (рост, вес, сила кистей, частота сердечных сокращений, дыхательные объемы и др. прямые показатели), а спустя год отследил изменения. Ведь главное — обнаружить и удержать предпатологию, чтобы она не переросла в хроническое заболевание.
Врачи предлагают освободить белорусских школьников от домашнего задания

За последние 10 лет школьники стали чаще болеть. Рост первичных заболеваний с 2005 года составил 5,2%.
Чаще дети до 14 лет стали страдать от сахарного диабета, ожирения, болезней глаз, уха и органов дыхания.
Об этом рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова.
— Нас радует то, что дают результаты меры профилактики по осанке и зрению. Ситуация улучшилась, хотя по-прежнему нас беспокоит. Например, по показателям прошлого года нарушение остроты зрения наблюдается у 9,6% детей до 17 лет, а нарушение осанки — у 5,6% учеников.
При этом школьники стали меньше страдать от болезней кроветворных органов, нервной системы и системы кровообращения, расстройств поведения, а также от нарушений, связанных с иммунным механизмом.
Алла Малахова констатирует: учебная нагрузка опережает психолого-физиологические особенности ребенка примерно на год-полтора. Одна из причин в том, что сейчас все больше детей идет в школу с шести лет, а обучают их по программам для семилеток. Сыграл свою роль и переход на пятидневку, считает специалист.
— При этом во многих учебниках материал изложен очень сложно, детям приходится учиться с помощью родителей. Эту проблему нужно решать, — считает Алла Малахова. — Также хотелось бы, чтобы Министерство образования шло к тому, чтобы детям не задавали домашних заданий.
Алла Малахова привела в пример старшеклассников, которые занимаются до 3−4 часов дня. А потом еще делают домашнее задание. По нормативам это занимает примерно 2,5 часа.
— Это много. У ребенка недостаточно времени, чтобы заняться спортом, своими интересами, — уверена Алла Малахова. — Нужно повышать эффективность образования. Вы можете сказать, что это не совсем наш вопрос. Но мы считаем, что ребенок должен максимально получать все на уроке и быть более свободным дома. Есть множество методик для улучшения качества образования, которые позволят к этому прийти.
