Каким быть белорусскому здравоохранению. Дополнительные аргументы

15.03.2015
3
0
Каким быть белорусскому здравоохранению. Дополнительные аргументы

Публикация под заглавием  «Каким быть белорусскому здравоохранению» стала доступной в Интернете с 10.02.15 г. С тех пор мы направили электронные письма всем заведующим кафедрами общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов Беларуси, а также  лицам, рекомендованным Минздравом, для  обсуждения опубликованных тем по проблемам совершенствования здравоохранения. Отзывы и комментарии пока не поступали. Видимо, потребовалось дополнительное время для углубленного исследования поставленных вопросов.

Сложность предложенной для обсуждения темы связана с её беспрецедентностью. В историческом плане становление и развитие медицинской помощи носило эволюционный характер. С развитием сложных медицинских технологий потребовались коллективные действия специалистов для проведения комплексного обследования и лечения пациентов, возникла капитализация и монополизация рынка медицинских услуг, увеличились затраты на медицинскую помощь. В таких условиях, с одной стороны, стали возникать врачебные ассоциации и больничные корпорации, с другой стороны – кассы взаимопомощи и больничные кассы, частное страховое дело. Возникают  системы здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС), включая подсистемы: оздоровительную, профилактическую и медицинское обслуживание. При этом вся медицинская помощь предоставлялась на частной основе.

После Второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв опыт Советского Союза, приступили к строительству страховых моделей, более интегрированных в государственно-общественные системы управления.  Для ознакомления с историей и этапами  развития здравоохранения рекомендуем почитать 4 внешние публикации, специально размещенные на нашем блоге,  в главе «Другие публикации»: «Государственно-общественная система организации и управления», «СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕМАШКО», «Модели здравоохранения» и «Система Семашко. Пережиток прошлого или система нереализованных возможностей?».

После распада СССР Российская Федерация ввела у себя обязательное медицинское страхование и таким образом пошла по пути преобразования государственной системы здравоохранения в негосударственную, (https://doktora.by/o-gosudarstvenno-obshchestvennoy-sisteme-upravleniya-zdravoohraneniem). В январе 1997 г. Министерством юстиции РФ зарегистрирована общероссийская общественная организация «Российское медицинское общество», которое в 2002 г. принято во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА), а в 2003 г. вошло в состав Совета ВМА. Эти события можно рассматривать как начало движения России в направлении создания врачебного самоуправления (пункт 4-й Мадридской декларация ВМА (1987 г.) гласит: «ВМА обращается к своим членам - национальным медицинским ассоциациям - с призывом создавать и поддерживать структуры врачебного самоуправления в своих странах и активно участвовать в их работе. Эффективное самоуправление - залог профессиональной независимости в вопросах оказания медицинской помощи»). Подтверждением этой тенденции можно считать создание  в 2010 г. некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата Российской Федерации» (НМП РФ). Целью этой организации является: «объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России»  (http://www.nacmedpalata.ru/). Зарегистрированы и другие российские общественные объединения, претендующие на статус национальных врачебных палат, которые тоже поддерживают идеи врачебного самоуправления.

Республика Беларусь изначально сохранила государственную систему здравоохранения. Её деятельность регламентируется  новым законодательством, а также должностными инструкциями и положениями Министерства здравоохранения.  При этом параллельно стали создаваться профессиональные общественные организации. В первые годы официально было зарегистрировано более 30 общественных врачебных объединений, в том числе многопрофильная организация – общественное объединение «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ). Их деятельность регламентировалась Законом РБ «Об общественных объединениях» и Законом РБ "О здравоохранении", в частности, статьей 53 - «Медицинские (фармацевтические) общественные объединения»  (https://doktora.by/zakon-respubliki-belarus-o-zdravoohranenii-statya-58).

В первые годы построения нового независимого государства мы – общественные объединения –   были востребованы и сотрудничали с органами законодательной и исполнительной власти: принимали участие в подготовке проектов законов, в обсуждении концепций развития отрасли, в создании Кодекса врачебной этики, в обсуждении новых форм организации медицинской помощи, в том числе принимали участие в подготовке текста статьи №53 Закона «О здравоохранении» - «Медицинские (фармацевтические) общественные объединения».  Однако, спустя некоторое время, доверительные отношения стали ослабевать и все инициативы о расширении прав и полномочий врачебных общественных объединений реализовать не удалось. Оказалось, что формулировки 53-й статьи («принимают участие в: …», «могут принимать участие», «имеют право вносить предложения») позволяют, но не обеспечивают продуктивного сотрудничества органов управления с профессиональной общественностью. В итоге система здравоохранения осталась с одноканальным управлением, без альтернативы и оппонирования.

В 2003 году в Комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам молодежи и семьи Палаты представителей Национального собрания РБ состоялось обсуждение проблемы реформирования белорусского здравоохранения. В работе Комиссии принял участие приглашенный из России Н.Б. Мелянченко, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, разработчик государственно-общественной системы управления здравоохранением (https://doktora.by/o-gosudarstvenno-obshchestvennoy-sisteme-upravleniya-zdravoohraneniem). Система очень не простая, требующая доработки и практического испытания.

В своем выступлении Н.Б. Мелянченко сказал: «В моем представлении, моя миссия заключается в том, чтобы вы в Беларуси смотрели на Россию, как на страну с состоявшимся и провалившимся экспериментом реформирования здравоохранения, без возможности быстрого возврата. В мировой исторической практике это был, пожалуй, первый опыт, когда государственная система здравоохранения по решению самих органов государственной власти вновь преобразована в негосударственную. Теперь российское общественное здравоохранение будет развиваться по большому и долгому кругу. Хотя рано или поздно мы все равно придем к модели Семашко, конечно, в новом виде. Кстати, не нужно путать модель Семашко с системой советского здравоохранения, адаптированной к условиям тоталитарного государства, где далеко не все научно разработанные принципы могли быть реализованы в полном объеме.

По мнению некоторых известных на Западе специалистов, система ОМС не является самостоятельной исторической моделью здравоохранения, а рассматривается лишь как один из первичных (более примитивных) вариантов модели государственного медико-социального страхования. При этом постепенное преобразование ОМС в ГМС в некоторых европейских странах произошло, в том числе и под влиянием здравоохранения Советского Союза.

Необходимо отметить, что вариант адаптации тоталитарной советской модели государственного здравоохранения к условиям рыночного демократического общества путем постепенного ее преобразования в близкую по своей организационной основе модель государственного медико-социального страхования изначально выглядел бы куда более предпочтительным» (цитата закончена).

Республика Беларусь, сохраняя принципы Семашко, за истекшие 20 лет показала немалые успехи: проведена полная модернизация всех звеньев системы здравоохранения - от фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и современных медицинских центров; расширяется практика создания республиканских научно-практических центров (в стране работают 16 РНПЦ); в современных перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой, едва превышающей 500 граммов; реализуются государственные программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Инновационные биотехнологии» и др.; создан Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом; повышено качество медицинских услуг за счет бюджетных средств и единых социальных стандартов медицинской помощи; расширен спектр платных медицинских услуг (при сохранении возможности получения необходимого лечения на бесплатной основе); активно развивается трансплантология, выполняются трансплантации почки, костного мозга, печени, сердца, легких, проводятся пересадки стволовых клеток человека и тканей: роговицы, кожи и костной ткани. По оценке экспертов ВОЗ, выполнение подобных операций характеризует высокий мировой уровень развития специализированной медицинской помощи в стране.  (http://president.gov.by/ru/zdravoohranenie_ru/).

Вместе с тем появились сбои в оказании медицинской помощи на первичном уровне (амбулатории, поликлиники): отсутствие талонов на прием, большие очереди, перегруженность врачей, затруднения при обследованиях. На этом фоне в октябре 2014 г. вступило в силу постановление Министерства здравоохранения об изменении правил выписывания рецептов и отпуска по ним лекарств в аптеках. Читать полностью: https://doktora.by/novosti-mediciny/novye-pravila-po-vypiske-receptov-poyasnenie-minzdrava-belarusi.

Новый документ вызвал у граждан огромное количество вопросов и жалоб, многие из которых были озвучены в средствах массовой информации. Пациенты были обеспокоены большими очередями в поликлиниках, а врачи – неоправданной загруженностью. Этот вопрос был осужден депутатами на совместном заседании двух палат парламента и  Президентом страны Александром Лукашенко.

Заслуживают внимания критические высказывания в адрес белорусского здравоохранения, которые изложены независимым экспертом «Либерального клуба – Terra Incognita»  Никитой Беляевым (Аналитическая записка №17/2013), «Реформа системы здравоохранения Беларуси – Terra Incognita». Читать полностью: http://liberalclub.biz/?p=13525.

Таким образом, из приведенных аргументов вытекают следующее:

Две страны – выходцы из распавшегося СССР – избрали разные пути дальнейшего развития  своих систем здравоохранения.

Российская Федерация, проанализировав недостатки советской системы и сложившийся европейский опыт,  приняла у себя систему обязательного медицинского страхования. Сейчас ведутся попытки создания национальной медицинской палаты с автономным врачебным самоуправлением.

Республика Беларусь, наблюдая за российскими преобразованиями, воздерживается от  аналогичного пути развития здравоохранения. Предпринимаются усилия по сохранению преимуществ государственной системы управления и по нивелированию её недостатков. Но для этого не надо вводить врачебную автономию, которая будет непрофессионально вмешиваться в управленческие процессы. Эти функции от имени государства должны выполнять профессиональные управленцы, но при полноценном общественном контроле и помощи со стороны профессионального сообщества. Надо сделать так, чтобы при разработке управленческих решений были советчиками будущие исполнители, которые потом при исполнении таких решений будут и помощниками и контролерами. При этом надо учитывать особую значимость и ответственность медицинских профессий. Здесь принимаются решения о здоровье, жизни и смерти. Поэтому надо создавать не добровольную общественную организацию врачей, где можно выполнять или не выполнять свой долг, а обязательную профессиональную корпорацию, как при врачебном самоуправлении. Избрал своей профессией врачевание - вступай в профессиональное сообщество и выполняй свой святой долг. Но в государственном здравоохранении не может быть автономной палаты врачей, это удел частной медицины. При государственном здравоохранении надо создавать обязательные профессиональные государственно-общественные объединения, законодательно наделенные правами и полномочиями. Такого опыта в мировой практике еще нет. Мы можем быть первыми. Но для этого сначала необходимо провести обстоятельное обсуждение с участием специалистов - организаторов здравоохранения и государственных должностных лиц, ответственных за этот социальный сектор.

Михаил Киселев,

первый председатель и почетный член ОО «Белорусская ассоциация врачей»

Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:



‡агрузка...