Комментарий к приказу МЗ РБ № 1469 2017 г. и мнение о государственно-общественном регулировании здравоохранения
Аннотация. Высказано мнение о приказе и о дальнейшем развитии организации здравоохранения в Республике Беларусь.
Комментарий к приказу МЗ РБ № 1469 от 20.12.2017 г.
Приказ № 1469 от 20.12.2017 г. отражает новую позицию Минздрава, направленную на «использование потенциала медицинских, фармацевтических общественных объединений», и может рассматриваться, как положительное явление. Однако ряд положений приказа противоречит действующему законодательству и Положению о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. Исправить это можно не отменой приказа, а изданием дополнения к нему: во-первых, надо ограничить срок действия приказа одним годом; во-вторых, в части пункта 2 приказа можно рекомендовать обсуждение сложившихся форм общественной деятельности врачей в Беларуси и обсудить варианты создания новых форм государственно-общественного объединения с обязательным членством работающих врачей; в-третьих, можно уже сейчас рекомендовать обсуждение содержания будущей концепции нового закона «О государственно-общественных медицинских организациях» (не закон Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях»). На следующем этапе после принятия закона необходимо будет внести дополнения в Положение о Министерстве здравоохранении Республики Беларусь.
К обоснованию необходимости создания государственно-общественной формы здравоохранения
Как начиналось. После распада СССР все бывшие советские республики вынуждены были выбирать и создавать новые формы государственного устройства (конституция, парламент, системы собственности и все системы государства). В здравоохранении Беларуси была оставлена прежняя государственная система с добавлением элементов негосударственной собственности, страхования, профессиональных общественных объединений. В первые годы создавались общественные объединения врачей на основе прежних научных медицинских обществ. В 1992 году создана республиканская (общего профиля) Белорусская ассоциация врачей (ОО БАВ). В её составе создавались узкопрофильные организации и приглашались ранее созданные общества. БАВ принимала участие в разработке новых концепций и проектов законов. В учреждениях и в регионах создавались первичные и территориальные организации, которые активно сотрудничали с государственными органами управления: заключались договоры о сотрудничестве, обсуждались вопросы о делегировании полномочий, проводились общественно-профессиональные мероприятия в учреждениях. Однако, видимо, потому, что на таких мероприятиях высказывались не только лестные, но и критические мнения, общественно-административное сотрудничество стало затухать.
В большинстве стран мира профессиональной, т. е. лечебной, деятельностью управляют саморегулируемые организации врачей. Они осуществляют допуск к профессии, занимаются повышением квалификации врачей, разрабатывают стандарты медицинской деятельности и протоколы лечения, участвуют в урегулировании конфликтов, возникающих по поводу качества медицинской помощи, страхуют случаи причинения вреда пациентам и прочее. При этом все практикующие врачи являются членами профессиональных врачебных палат.
В Российской Федерации Министерством здравоохранения совместно с Некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата» разработана Концепция саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников. Приняты соответствующие законы (№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Определены функции и полномочия, которые могут быть переданы в рамках системы саморегулирования профессиональной деятельности врачей (медицинских работников). Предусматривается создание национальной общественно-государственной организации, объединяющей врачей на основе обязательного членства.
В Республике Беларусь начаты первые шаги Минздрава по «использованию потенциала медицинских, фармацевтических общественных объединений» (приказ МЗРБ № 1469 2017 г.). При этом еще не были разработаны концепции о государственно-общественном сотрудничестве, о национальной палате врачей (медицинских работников), об обязательном членстве врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях. В настоящее время республиканская медицинская ассоциация малочисленна и не имеет необходимой законодательной базы. Во многих медицинских учреждениях отсутствуют первичные организации, бездействуют комиссии по медицинской этике, нет наставничества. Принудительные членские взносы вызывают нарекания. Практически большинство руководителей разных уровней не сотрудничают с общественностью и не знают, как это можно делать.
Республика Беларусь во многом уникальная страна: социальное государство, государственное здравоохранение, высокий уровень науки, техники и IT-технологий. Есть возможность создания инновационных компьютерных систем: прием пациентов, обследование, диагностика, назначение лечения, выписывание рецептов, контроль стандартов качества, выявление врачебных ошибок, возможность обращения к литературным источникам и к консультантам, непрерывное повышение квалификации.
Врачебная профессия уникальна тем, что она связана с сохранением жизни и здоровья людей, с особыми отношениями врачей и пациентов (разная психология, разный уровень культуры, разные ожидания, необходимость колоссальных профессиональных знаний, опасность врачебных ошибок). В таких условиях необходимо, с одной стороны, современное научно-техническое обеспечение, включая IT-технологии, с другой стороны, необходимо создание морально-психологического климата в трудовых коллективах, взаимопомощь и взаимоконтроль. Однако отсутствие заинтересованности административно-управленческого аппарата (лишние хлопоты, отсутствие законодательной базы) и врачей (лишние траты на взносы) не стимулируют государственно-общественное сотрудничество. Не сложилось еще общественное мнение и о целесообразности обязательного членства в ассоциации врачей.
Наша мотивация введения обязательного членства в государственно-общественном объединении врачей опирается на характер государственного устройства и здравоохранения, при котором государство, можно сказать, обеспечивает всё: государственное страхование, планирование, финансирование, строительство, подготовку кадров, лицензирование, сертификацию специалистов, допуск к профессиональной деятельности, а также контроль качества работы врачей и профессиональной ответственности. Однако нынешний административный контроль качества, включая рассмотрение жалоб и претензий населения, не безупречен, а общественно-профессиональный сектор системы не охватывает всех врачей и не имеет законных прав. Получается, что именно государство должно быть заинтересовано в создании республиканского медицинского государственно-общественного объединения с обязательным членством врачей. Началом этого процесса может быть вышеназванный приказ Минздрава РБ и пример Российской Федерации. Но в сравнении с Россией, которая идет по пути расширенного делегирования полномочий Национальной медицинской палате, Республика Беларусь может применить вариант государственно-общественных тематических советов при Минздраве, которые изначально будут включать управленческий персонал, главных специалистов и практических специалистов в статусе общественников. Что касается сомнений по поводу обязательного членства врачей, то здесь можно обратиться к немедицинскому опыту Беларуси: «Белорусская нотариальная палата» (республиканская некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов республики») и «Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. №150-З "О республиканских государственно-общественных объединениях". Современное здравоохранение еще больше нуждается в государственном контроле и в поддержке общественных объединений.
Надо подумать, посоветоваться с Минюстом, издать соответствующую концепцию. Учитывая новизну предлагаемой реорганизации и отсутствие аналогичного опыта в других странах, было бы правильным уже сейчас запросить отзывы у руководителей кафедр общественного здоровья и здравоохранения Республики Беларусь.
Рекомендуемые ссылки на тематические публикации в блоге М. Киселева
Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Часть I (ссылка – https://doktora.by/sovremennye-problemy-etiki-i-deontologii ).
Обсуждение темы о делегировании полномочий. Часть II (ссылка – https://doktora.by/obsuzhdenie-temy-o-delegirovanii-polnomochiy-chast-ii ).
Полное оглавление публикаций с аннотациями размещено в блоге на главной странице.
Адрес блога: https://doktora.by