Медицинские аспекты текста Библии: размышления врача

17.01.2015
16
0

Библия состоит из двух частей, 66 книг (39 — Ветхий, 27 — Новый Завет). Писали ее 40 авторов на протяжении примерно 1600 лет: канон Ветхого Завета — за 1400 лет до рождества Христова, а Новый Завет — через 100 лет после него. Среди авторов — цари (Давид и Соломон), вожди народа израильского (Моисей, живший за 1500 лет до рождения Христа; Даниил, Неемия), проро­ки (Исайя, Иеремия, Иезекииль), богословы (Ездра, Павел), музыканты (Асаф, сыновья Кореевы), врач (Лука), пастух (Амос), рыбаки (Петр, Иоанн), сборщик налогов (Матфей).

Библия (или ее части) переведена на 1800 языков. 97% населения мира читают ее на своем родном языке. Отец Александр Мень очень точно заметил:

"Далеко не все в Библии лежит на поверхности. Подобно иконе, она обладает своим условным язы­ком, своей специфической системой образов. И как приобщение к миру иконы требует от зрителя известной подготовки, так и чтение Библии требу­ет внутренней работы, вживания в особый библей­ский "Космос"... Она вознаграждает каждого, кто углубляется в нее без предубеждения, стремясь понять ее непреходящий смысл".

В Книге Книг содержатся гигиенические советы, во­просы этиологии, патогенеза, лечения различных заболе­ваний, диетические рекомендации. Много примеров ис­целения. Описываются различные методики и результаты лечения. Спектр охвата медицинской проблематики не­обычайно широк: хирургия, неврология, физиотерапия, психиатрия, особо опасные инфекции и т. д. Психотера­пия также может многое почерпнуть из Библии. Ведь она построена на идее веры: Веруй! И сбудется!

В Библии место врача в обществе определяется доста­точно низко: "И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его" (Бытие. Гл. 50.2). Или: "И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса ..." (2 кн. Паралип. Гл. 16.12,13); "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Кн. Притчей Соломон. Гл. 17.22).

Не потому ли медицина рассматривается у нас как сфера обслуживания?

Положение самого человека весьма противоречиво, так как, с одной стороны:"... сотворил Бог человека по образу Своему" (Бытие. Гл. 1.27), а с другой: "... человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль" (Иов. Гл. 25.6).

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. ... Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Бытие. Гл. 2.7, 20-23). Здесь и обезболивание, и хирургия, и генная инженерия.

"И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Бытие. Гл. 1.29). После потопа характер питания меняется: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте" (Бытие. Гл. 9.3, 4). Подробные рекомендации по употреблению в пищу скота, рыбы содержатся в главе 14 Второзакония.

Достаточно часто описываются посты. Следует со­блюдать их, в частности, при принятии важных решений: "... когда поститесь, не будьте унылы... " и "... помажь голову твою и умой лице твое" (Матф. Гл. 6.16, 17).

Много сказано о такой субстанции, как душа, Библия содержит ответ на этот вопрос: "... душа всякого тела есть кровь его, она душа его" (Левит. Гл. 17.14); "... строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом" (Второзакон. Гл. 12.23).

Нынешний бум с колдунами, экстрасенсами, био­энергетиками и прочими "целителями", как всегда, со­провождает переломный момент в развитии общества, государства. Библия давно определила отношение к по­добной деятельности и рекомендовала: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Левит. Гл. 19.31).

Когда Иисуса Христа спросили: "Учитель! какая наи­большая заповедь в законе?" — он ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим". И еще: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф. Гл. 22. 36, 37, 39).

Простые истины великой Книги контрастируют с часто встречающейся наукообразной заумью, за которой на деле ничего не стоит: "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими" (Лука. Гл. 21.34); "... нет... ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей" (Екклес. Гл. 3.12); "Всегда радуйтесь ... Все испытывайте, хорошего держитесь" (I послание к Фессалоник. Гл. 5.16,21).

Болезнь часто рассматривается как наказание за гре­хи: "... он вразумляется болезнию на ложе своем и жесто­кой болью во всех костях своих" (Иов. Гл. 33.19).

С таких же позиций можно рассматривать СПИД: "Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестест­венным. Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим­лян. Гл. 1.26, 27).

Нет конца оживленной дискуссии о правах и пробле­мах сексуальных меньшинств. Библия же однозначно осуждает мужеложство: " Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость" (Левит. Гл. 18.22); "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость, да будут преданы смерти, кровь их на них" (Левит. Гл. 20.13).

Исцелив параличного больного, зная, что его недуг от дурного образа жизни, Иисус "... сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Иоанн. Гл. 5.14).

Здоровый образ жизни может обеспечить заложенное в человеке долголетие: "... пусть будут дни их сто двадцать лет" (Бытие. Гл. 6.3).

В Святом Писании рекомендуется умеренное упот­ребление вина и осуждается пьянство: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (Первое послание к Тимофею. Гл. 5.23), "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Ефесян. Гл. 5.18).

Водолечение — один из основных методов в физиоте­рапии. Вот как описывается методика лечения: "Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда (Дом милосердия), при которой было пять крытых ходов: В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движе­ния воды; Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн. Гл. 5.2-4).

Есть сведения по хирургии: "И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лук. Гл. 10.34). Почти масляно-бальзамическая повязка по Вишневскому! Еще пример: "И сказал Исайя: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет" (Исайя. Гл. 38.21).

Апостол Лука, автор одного из Евангелий, был врачом. Кроме того, он написал книгу Деяний Апостолов. Про­фессиональная принадлежность нашла отражение в его текстах, в них есть тонкие медицинские подробности.

Иисус Христос и апостолы исцеляли парализованных, сумасшедших, прокаженных, слепых, немых, одержи­мых, горячечных, больных с кровотечениями, водянкой и т. д. Методика разнообразна: контактно и на расстоя­нии, индивидуально и в группе, с использованием подруч­ных средств и без них: "И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от прока­зы" (Матф. Гл. 8.2).

"Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их" (Матф. Гл. 20.34).

"Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть "отверзись". И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто" (Марк. Гл.7. 32-35).

Как же вели себя благодарные пациенты? "И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали... Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога" (Лук. Гл. 17.12,14,15). Следует ли врачам при несравнимо меньших благодеяниях для человечества рассчитывать на большую благодарность?

Вера во врачующего имеет колоссальное значение.

Даже Иисус Христос у себя на родине добивался меньших успехов в исцелении и не имел той ауры, которая сопро­вождала его в других местах: "... Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их" (Марк. Гл. 6.4-6).

К сожалению, забыта система психопрофилактики родов профессора Вельвовского. Илья Захарович, пола­гаю, тоже черпал из неиссякаемого библейского источни­ка: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Иоанн. Гл. 16.21).

"Каждый человек даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свой­ственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы суще­ствовать" (Александр Мень).

Психотерапевт в Гомеле Абрамов Борис Эвильевич
Психотерапевт в Гомеле Абрамов Борис Эвильевич
1 62
Гость, Вы можете оставить свой комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт:

‡агрузка...

Аборты, обжорство, наркомания. В каких грехах белорусы признаются на исповеди?

Христиане верят, что, покаявшись, они получают прощение грехов от Бога. Мы спросили у священников, с какими проблемами белорусы приходят на исповедь и всегда ли искренне раскаиваются в том, что считают греховным.

В храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" не предусмотрено специальной кабинки для покаяния – их можно встретить только в костелах. Верующие подходят к аналою (употребляемый при богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом. –  СМИ) и становятся спиной к другим прихожанам, выстроившимся в очереди за исповедью. Разделяет их всего несколько метров, и нет никаких стен – можно ли в такой обстановке быть достаточно искренним? Священники уверяют, что да. Если кому-то из верующих требуется остаться с духовником наедине, это также возможно, но о времени нужно договариваться отдельно.

Как правило, исповедь проходит в первой половине дня: в будни за прощением грехов сюда обращаются несколько десятков человек. В праздничные дни речь идет о сотнях верующих, желающих исповедоваться. Из-за многолюдности и нехватки времени исповедь обычно длится всего несколько минут, поэтому священники советуют концентрироваться на главном. Претендующие на более пространное общение могут прийти на исповедь в будний день или посетить сельский приход.

Поскольку большая часть прихожан – женщины пожилого возраста, то и на исповеди их можно встретить чаще всего. Приходят в церковь сегодня за прощением грехов и дети. Духовники говорят, что с 7 лет ребенок уже достаточно осознает происходящее, чтобы обратиться к Богу.

Сегодня в Беларуси исповедовать имеют право все священники. Считается, что служитель церкви в момент исповеди выполняет лишь роль "свидетеля", а само таинство происходит между верующим человеком и Богом. Православные верят, что Сам Христос даровал своим ученикам (а затем и их наследникам – священникам) право прощать людям грехи.

Поговорить с журналистами СМИ об исповеди, не раскрывая ее тайн, согласились: Настоятель Преображенской церкви деревни Раков, протоиерей Сергий Лепин (служит в церкви 15 лет, исповедуется 4-6 раз в год); Протоиерей храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Александр Пронин (служит 17 лет, исповедуется 1-2 раза в неделю); Священник того же храма, иерей Сергий Пыск (служит 4 года, исповедуется раз в 2 недели).

В чем каются белорусы?

Этот вопрос несколько смутил священников. По их словам, белорусам свойственны все те грехи, которые характерны для человека в целом – любого, независимо от национальности. Но в то же время, для людей разного возраста, разных социальных групп могут быть более свойственны одни грехи и менее – другие.

Женщины старшего возраста часто приходят к священнику Александру Пронину с раскаянием о совершенных абортах. Как правило, речь идет о событиях советского времени, когда большинство белорусов были далеки от религии.

Священник хорошо запомнил случай, как исповедовал врача-гинеколога, которая была при смерти в больнице. Она покаялась в том, что за свою жизнь сделала много абортов и именно в этом видела причину своих мучений.

Часто прихожане исповедуются в том, что верят в различные суеверия, приметы, гороскопы, ходят к гадалкам и целителям. По мнению священника, это один из самых распространенных грехов.

Отец Сергий Пыск считает, что основная проблема нынешней молодежи – "блудные сожительства". Люди приходят и рассказывают, что живут с гражданским мужем или женой год-два-три, а потом расходятся. "Какая же это семья?" – задается вопросом священник. По его мнению, мораль в нашем обществе в последние годы очень сильно упала. В костеле, приводит пример собеседник, человека, который живет в гражданском браке, даже не допустят к причастию.

Кроме того, по мнению священника, люди грешат незнанием православной веры. "Идут крестить ребенка – и даже почитать "Символ веры" не могут. А христианин православный должен ее (молитву. - Прим. СМИ) знать наизусть, потому что это краткое описание того, во что мы должны верить. Если я неправильно верую в Бога, то и духовную жизнь я правильно построить не смогу", – считает он.

По наблюдению протоиерея Сергия Лепина, больше всего белорусов сегодня волнуют грехи, связанные с агрессией, – гнев, раздражительность, злость, ненависть, осуждение. С покаянием приходят алкоголики или наркоманы.

Много грехов плоти: блуд и прелюбодеяние. Кроме того, люди жалуются на зависимость от еды (обжорство, избирательность или нерациональное  использование еды, неумение или нежелание соблюдать посты). "В принципе неверие – это главное, а все остальное – следствие", – заключает священник.

Рассказывают ли об убийствах?

Священнослужители сходятся во мнении, что заниматься "доносительством" и обращаться в милицию, если им вдруг станет известно о каком-либо совершенном преступлении, нельзя под угрозой низвержения из сана.

Отец Сергий Пыск рассказывает, что к нему на исповедь не раз приходили в прошлом самые настоящие "бандиты" – сегодня им уже за 70, и они ведут образцовый образ жизни. Случалось ему исповедовать солдат, которые служили на войне, – они просят прощения за вынужденные убийства.

Отцу Александру Пронину однажды довелось выслушать исповедь человека, который в России совершил несколько убийств, но не понес за них наказания. "Он изначально подвергал себя опасности потому, что я мог бы рассказать об этом сотрудникам администрации. Но он доверился мне как священнику, покаялся в тех грехах, за которые мог понести еще большую ответственность. И тайна исповеди осталась неприкосновенной".

Особенными являются случаи, когда священнику становится известно о преступных намерениях, которые могут угрожать чьей-то жизни. Здесь служитель церкви, не называя имя злоумышленника, может предупредить или жертву, или органы власти о готовящемся преступлении. Но в практике опрошенных нами священников таких случаев не было.

Часто служителей церкви зовут в тюрьмы, в том числе перед исполнением смертного приговора.

На что обращают внимание, а на что предпочитают закрыть глаза?

По мнению отца Сергия Лепина, иногда убийцы и прелюбодеи раскаиваются в своих грехах охотнее, нежели люди "с так называемым комплексом среднестатистической святости". Священник имеет в виду тех, кто считает, что "никого не убивал, ничего не крал и никому не изменял, а значит, безгрешен". Нет людей, которые не согрешили бы, уверяет собеседник, но есть те, "кто, пребывая в духовной слепоте, не видит своих грехов или же не находит в себе веры для покаяния".

Вообще, слово "грех" верующие понимают по-разному. Исповедуясь, рассказывает настоятель, люди часто путают не только настоящее и мнимое, главное и второстепенное, причину и следствие, но и добро со злом. "Иногда, например, человек может искренне каяться в том, что он сократил вечернее правило или выпрашивать для себя суровую епитимью (исполнение по назначению духовника продолжительных молитв, усиленного поста, паломничества и др. – СМИ) за съеденное по незнанию скоромное печенье в пост, а при этом не замечать в себе лютую ненависть и бесовскую гордыню".

Бывают и те, кто приходит на исповедь не для того, чтобы покаяться в грехах, а для того, чтобы рассказать, что "сам не грешит, а вот его все вокруг обижают". Исповедь, на которой человек не может назвать в себе ни одного греха даже после соответствующих стараний священника, обычно считается несостоявшейся.

Бывает, что человек, напротив, без меры корит себя, находится в отчаянии. Типичный пример: прихожанин теряет близкого и начинает винить в этом себя. В таких случаях, считает протоиерей Сергий Лепин, "покаяние способно разрушить верующего изнутри", поэтому вместо осуждения ему нужно пастырское воодушевление.
 
Меняются ли верующие после исповеди?

Многие совершают таинство покаяния впервые – перед крещением или венчанием – и больше в храм не возвращаются. Немало и тех, кто приходит изливать душу каждую неделю. Их жизненные истории уже хорошо знакомы священникам. "Я служу далеко за городом. Я знаю в лицо (а многих – и по имени) почти всех своих прихожан. Если человек стоит в храме и плачет, как правило, я знаю, почему он плачет", – рассказывает отец Сергий Лепин.

По его словам, исповедь изменила многих людей. Священник вспоминает бывших преступников, обратившихся к Богу, наркоманов, на которых медицина поставила крест, и больных смертельными болезнями, которые остались жить. "Понятно, что после исповеди не значит вследствие исповеди, но такое происходит постоянно".

Отца Александра Пронина до глубины души потрясла история женщины, которая работала в ночном клубе танцовщицей. "Естественно, там обнажаются. И она мучилась от этого, ходила в церковь, но не могла найти другую работу. Но с Божьей помощью как-то все-таки поменяла образ жизни. Она уже этим не занимается".
 
Как относятся к откровениям белорусов священники?

С опытом, говорит отец Сергий Лепин, он стал менее болезненно относиться к признаниям прихожан. "Это, наверное, как врач, который привыкает к виду крови. Сам грех уже не удивляет. Удивляет тяжесть человеческих судеб: истории тех, кто потерял детей одного за одним, кто болеет ужасными болезнями, кто стал жертвой вопиющей несправедливости… Вот, говоришь людям слова поддержки, а сам думаешь о себе: "Как они все это выносят? Смог бы ли я перенести подобное и утешиться теми словами, которые я сейчас говорю? Очень противоречивые чувства: с одной стороны, ты, как никогда, в такие моменты ощущаешь свою нужность, с другой стороны – свою беспомощность".

У отца Сергея Пыска совершенно иное отношение к исповеди. По его словам, он вообще не запоминает, что говорят ему люди, потому что человек приходит рассказывать свою историю Богу, а не ему. "Человек пришел, покаялся – и слава Богу. Мне остается лишь молиться, чтобы Господь его покаяние принял". Духовник не имеет права судить, насколько искренне вел себя верующий во время исповеди, уверен собеседник. "Священник не судья, я никому не судья. Священник – такой же грешный человек".

По мнению отца Александра Пронина, многие прихожане сегодня бросаются в крайности: либо вообще никак не готовятся к исповеди и не знают, что говорить, либо, напротив, составляют длинные списки из мелочей, которые для них же самих не имеют значения. Священник считает, что "исповедь – это уже венец внутреннего покаяния, которое началось в человеке еще до того, как он пришел в храм. Покаяние от греческого – это "перемена", расставание со своей прошлой жизнью".

Светлана Белоус / Фото: Сергей Балай / СМИ



‡агрузка...