«Куда идет караван» организации здравоохранения?
«Куда идет караван» организации здравоохранения?
Выходя из состава СССР, Республика Беларусь оставила у себя прежнюю систему организации здравоохранения, которая характеризуется как монопольная государственная система социалистического типа. Она основана на распорядительно-распределительном принципе управления, и обычно ориентирована на централизованный механизм формирования бюджета отрасли, организацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценам, формирование и развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штатам, ресурсам, заработной плате и т.п. Однако уже в самом начале создания нового государства была допущена некоторая либерализация принципов управления здравоохранением с тенденцией развития в сторону модели государственного медико-социального страхования (наличие медицинских учреждений негосударственной собственности, платных медицинских услуг, коммерческих страховых организаций, дополнительного медицинского страхования и т.д.).
Государственное страхование в целом представляет собой организационную форму, в которой в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определённых законом “о статусе страховой деятельности”).
В условиях всеобщего государственного медико-социального страхования (ГМС) государство, изымая из дохода юридических и физических лиц целевые налоговые средства на обеспечение пакета государственных гарантий, берет на себя обязательство осуществлять страховое возмещение непосредственно медицинскими услугами, а не путем предоставления льгот, денежных компенсаций или принуждения работодателей к обязательному страхованию работников. При этом признается неэффективность прямого администрирования медицинских коллективов и поддерживается создание национальных общественных медицинских объединений, которые обеспечивают внутренний профессиональный самоконтроль и обладают полной юридической и экономической ответственностью в соответствии с корпоративными обязательствами.
В мировой практике развития систем здравоохранения с внедрением новейших научно-технических достижений удорожаются медицинские услуги, учащаются конфликтные ситуации, увеличиваются страховые иски. У практикующих врачей появляется необходимость корпоративной поддержки и защиты. По этой причине в большинстве развитых стран мира учреждены национальные корпоративные медицинские ассоциации, которые стали помогать своим членам в повышении качества медицинской помощи и отвечать за любые последствия их деятельности.
В Российской Федерации обязательное медицинское страхование является частью механизма реализации конституционного права граждан и одной из конституционных гарантий на бесплатную медицинскую помощь (ч. 1 ст.41 Конституции Российской Федерации). Под гарантиями понимается, как правило, совокупность (система) различных средств, обеспечивающих возможность реализации прав и свобод человека и гражданина. Данная система включает в себя экономические, политические, организационные, социальные и правовые гарантии. Как прямо предусмотрено Конституции РФ, страховые взносы являются одним из источников средств, обеспечивающих бесплатную для граждан медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Конституция не использует конструкцию «ОМС», однако логико-системный анализ конституционных предписаний позволяет, во-первых, исключить из этого механизма добровольное медицинское страхование, во-вторых, прийти к выводу о том, что упомянутое страхование должно быть обязательным, и, в-третьих, быть собственно страхованием, то есть соответствовать признакам страхования как некоего экономико-правового явления (механизма).
(С основными принципами и понятиями ОМС РФ можно ознакомиться в статье Ю.М. Воронцова <https://doktora.by/obyazatelnoe-medicinskoe-strahovanie-v-rossiyskoy-federacii>).
Что касается корпоративно-общественного сектора здравоохранения, то в РФ зарегистрировано большое количество медицинских общественных объединений, в том числе претендующих на статус национальных ассоциаций (палат), однако на государственном уровне этот вопрос еще не решен: единая национальная ассоциация не создана, корпоративные права, полномочия, обязанности и ответственность пока не разработаны и не приняты правительством.
В Республике Беларусь при социалистической государственной системе здравоохранения всю ответственность берет на себя государство (подготовка кадров и повышение квалификации, контроль качества, защита и наказание виновных и т.д.). При этом нет необходимости обязательного обеспечения общественной корпоративной защиты. В соответствии с Законом РБ «Об общественных объединениях» в Беларуси зарегистрированы многочисленные узкопрофильные медицинские общества (терапевты, хирурги, окулисты, лаборанты и т.д.) и одно республиканское общественное объединение широкого профиля – «Белорусская ассоциация врачей» (ОО БАВ), не имеющая юридического статуса национального государственно-общественного объединения. Все они «готовы совместно с Министерством здравоохранения участвовать в реформировании системы здравоохранения», но практически мало востребованы. В ходе нашего обсуждения вариантов дальнейшего развития систем здравоохранения в новых независимых государствах мы еще раз обратились к мировому опыту работы врачебных общественных объединений. Статья опубликована в блоге: <http://www.medcom.spb.ru/publ/info/1141>
В нашем блоге размещены многочисленные публикации, посвященные «узким местам» организации белорусского здравоохранения (глава «Актуальное сегодня»). Рассказывается и о достижениях государственного здравоохранения, и о недостатках, об обидах пациентов и трудностях у медицинского персонала. Вспоминалось о советских временах: об общественных советах, советах трудовых коллективов, комиссиях по медицинской этике, школах передового опыта, наставничестве и т.д. Из всего этого вытекало, что если бы нам сейчас удалось создать полноправные национальные медицинские ассоциации с обязательным членством всех практикующих врачей, с внутренним корпоративным надзором и многосторонней помощью, то, независимо от статуса системы здравоохранения, можно было бы значительно улучшить существующее положение дел.
Обязательное членство практикующих врачей в корпоративных общественных объединениях создает атмосферу профессионального коллективизма, взаимоуважения, общей причастности к нормам медицинской этики и деонтологии. Это помощь в повышении квалификации, в анализе складывающегося опыта, в критике и самокритике. Это ответственность перед коллективом и перед обществом. Это та сфера жизни профессионалов, которая не всегда или никогда не видна руководителям учреждений и вышестоящих органов управления. А, следовательно, в таком корпоративизме должен быть заинтересован, прежде всего, глава отрасли. Это дополнительный рычаг внутреннего регулирования системы здравоохранения. Ему надо доверять и помогать. Надо прислушиваться и даже советоваться. Это тоже составная часть профессиональной деятельности специалистов, которая требует затрат времени, денег, технических средств и средств информации. Государственно-общественное объединение со статусом юридического лица должно предусматривать оплачиваемые виды работ и источники финансирования. Государство-наниматель должно оплачивать не только технические средства, которыми пользуется врач, но и специальные средства обучения и повышения квалификации, включая печатные издания и электронные средства информации, разработку и совершенствование программного обеспечения. Кстати, пора бы уже побеспокоиться и о том, чтобы врачи перестали писать своими каракулями медицинские документы, которые потом невозможно прочитать.
Есть и еще один часто упускаемый элемент реформирования и совершенствования всех систем управления – это психология человека. В нашем блоге мы неоднократно рассматривали вопросы этики и профессиональной деонтологии. Сейчас рекомендуем еще раз прочитать публикацию «Современные проблемы этики и деонтологии в Беларуси. Часть I». (Читать полностью: https://doktora.by/sovremennye-problemy-etiki-i-deontologii ). В заключительной части этой статьи говорилось о недопустимости создания атмосферы непререкаемости «по должности» руководителей любого уровня. Оценка этих качеств, уважение и доверие к руководителям должны формироваться не по должности, а по делам. Следовательно, если вышестоящие должностные лица в общей сложности понимают суть проблемы, то они должны, открыто или под каким-то другим благовидным предлогом, придумать механизмы контроля и коррекции деятельности всех руководителей. Может быть, надо проводить какие-то открытые обсуждения в коллективах, может быть, тайное анкетирование пациентов и общественности, но это должно быть закреплено законодательно.
В общем, вполне очевидно, «куда идет караван» организации здравоохранения. Пришло время начинать обсуждение вариантов дальнейшего развития. И начинать следует с круга профессионалов – организаторов здравоохранения, не отказываясь выслушивать мнения политиков и простых пациентов. При достижении широкой общественной поддержки надо выходить на предвыборные кампании, чтобы потом на законодательном уровне обеспечивать правовую базу дальнейшего развития системы здравоохранения.